Подходы, разработки и технологии управленческого решения
Второй подход описывает дескриптивные модели, в основе которых лежит поведенческая теория принятия решений. В ней используются психологические модели, в которых учитываются различные субъективные процессы, объясняющие реальное поведение менеджера. Оптимизация предполагает выбор наилучшего варианта решения. Применение этого метода дает возможность последовательно снижать неопределенность… Читать ещё >
Подходы, разработки и технологии управленческого решения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Подходы к принятию управленческого решения
Принятие управленческого решения представляет собой сознательный выбор руководителем одного из имеющихся вариантов или альтернатив действий, которые сокращают разрыв между текущим и будущим желательным состоянием организации. Процесс принятия решения лежит в основе планирования деятельности любой организации, так как план — это набор решений по использованию ресурсов и для достижения целей организации. Он включает в себя множество разных элементов, но в нем обязательно присутствуют следующие элементы:
- · проблемы
- · цели
- · альтернативы
- · решения
Современные теоретики в области управленческих решений выделяют два основных подхода к процессу принятия управленческого решения:
· В рамках математической технологии разрабатываются нормативные модели принятия решений. Цель применения этих моделей — выбор наилучших альтернатив в конкретной ситуации при принятии управленческого решения. Нормативные модели описывают, как менеджер должен подходить к принятию решений.
Минус математическая технологии в том, что она основана на предположении об эффективной работе менеджера на благо организации. На самом деле в реальности ЛПР не всегда стремится максимизировать экономическую эффективность своего решения. Возможно принятие решений, которые по минимуму будут удовлетворять исход конкретной ситуации. В этом случае могут использоваться такие критерии, как «приемлемая величина прибыли», «надежное выполнение плана».
· Второй подход описывает дескриптивные модели, в основе которых лежит поведенческая теория принятия решений. В ней используются психологические модели, в которых учитываются различные субъективные процессы, объясняющие реальное поведение менеджера.
Согласно одной из психологических моделей, ЛПР больше старается «удовлетворить», чем максимизировать, то есть найти достаточно хорошее решение в конкретных условиях с учетом традиций принятия решений. Одно из предположений данного подхода строится на том факте, что скорее традиции принятия решений и личные качества менеджера являются определяющими в процессе разработки и принятия управленческого решения, чем стремление к максимизации его эффективности.
Один из подходов на основе поведенческой теории разработан Е. П. Голубковым. Описанный им «комплексный подход» основывается на построении комплексных методик обоснования решений, сочетающих в себе взаимодополняющие методы структуризации, характеризации и оптимизации. http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1 876 936 — cite_note-4.
Структуризация предполагает определение места и роли объекта исследования в решении задач более высокого уровня, выделение его основных элементов и установление отношений между ними. Процедуры структуризации позволяют представить структуру решаемой задачи в виде, удобном для последующего анализа.
Характеризация направлена на определение системы характеристик, количественно описывающих структуру решаемой задачи.
Оптимизация предполагает выбор наилучшего варианта решения. Применение этого метода дает возможность последовательно снижать неопределенность в процессе разработки решения и повышает эффективность мыслительной деятельности ЛПР.
В соответствии с системным подходом выделяются следующие этапы в процессе принятия управленческого решения:
- · уяснение задачи менеджером и выбор цели
- · разработка альтернатив
- · анализ альтернатив
- · выбор наиболее эффективной альтернативы
- · представление результатов
В подходе анализа систем и исследования операций обычно выделяют пять логических элементов:
- · выделение цели или совокупность целей
- · выделение альтернативных средств достижения целей
- · определение ресурсов для использования каждой системы
- · построение математической или логической модели (ряда зависимостей между целями, альтернативными средствами их достижения, внешней средой и имеющимися в организации ресурсами)
- · определение критериев выбора эффективной альтернативы
В процессе формирования управленческих решений в организации выделяют следующие этапы:
- · определение целей организации
- · выявление проблем в процессе достижения этих целей
- · исследование проблем и постановка диагноза
- · поиск решения проблемы
- · оценка всех альтернатив и выбор наиболее подходящей
- · согласование решений в организации
- · утверждение решений
- · подготовка к реализации решений
- · управление применением решения
- · проверка эффективности принятых решений
Каждое новое управленческое решение возникает на основе сделанного ранее решения, действия по которому либо завершились, либо отклонились от первоначально выбранного варианта, либо вошли в противоречие с изменениями, происшедшими во внешней среде. На практике такое отклонение представляет собой разрыв между целями организации и уровнем их достижения.