Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Анализ лексики с позиции выделения тематических групп

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для анализа лексической единицы, существует большое количество приемов, основанных на определенных объединениях слов. К их числу относятся такие явления, как «тематическая группа», «понятийное поле», «лексико-семантическая группа» и другие. А. А. Уфимцева выделяет три основных направления в зависимости от метода, предмета и целей исследования лексики как системы: 1) изучение словарного состава… Читать ещё >

Анализ лексики с позиции выделения тематических групп (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Лексика (от греч. Lexis — слово) — это словарный состав языка, взятый в его совокупности. Наука, изучающая лексику, называется лексикологией.

Для анализа лексической единицы, существует большое количество приемов, основанных на определенных объединениях слов. К их числу относятся такие явления, как «тематическая группа», «понятийное поле», «лексико-семантическая группа» и другие. А. А. Уфимцева выделяет три основных направления в зависимости от метода, предмета и целей исследования лексики как системы: 1) изучение словарного состава по предметным группам; 2) исследование смысловой стороны языка по понятийным и семантическим полям; 3) историко-семасиологическое изучение лексико-семантических групп одного и того же или разных языков.

Еще одним способом изучения лексики является метод «лексико-семантического гнезда». В данном случае анализу подвергаются слова. имеющие один корень.

Обычно гнездо образуют непроизводное (исходное) слово и все его производные [Тихонов 1971, с. 170]. Следовательно, ядром гнезда является корень. Приядерную зону представляют слова, произведенные от исходного слова на первой ступени словообразования.

Диахрония и синхрония в языкознании

В XIX веке изучение живых языков резко отграничивалось от науки. Объектом, достойным лингвистики как науки считались древние языки. Успехи диалектологии, описывающей живые говоры, а также потребность в более серьезной постановке преподавания языков выдвинули перед лингвистами новые задачи, а именно: создать методы научного описания данного состояния языка без оглядки на его происхождение и прошлое.

И.А. Бодуэн де Куртенэ разделял лингвистику на статическую (описательную) и динамическую (историческую).

Ф. де Соссюр считал, что «в каждый данный момент речевая деятельность предполагает и установившуюся систему, и эволюцию; в любую минуту язык есть и живая деятельность, и продукт прошлого» [Соссюр 1972, с. 34]. В этом состоит идея синхронии и диахронии.

Синхрония — состояние языка в данный момент как готовой системы взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов.

Диахрония — это путь во времени, который проделывает каждый элемент языка в отдельности, видоизменяясь в истории.

Согласно Ф. де Соссюру развитие языка изображается как изменение лишь отдельных единичных явлений, тогда как система изучается лишь в ее данности в определенный момент. Он считает, что синхронию и диахронию в языке должны изучать две разные науки.

Однако не следует забывать, что изменение любой единицы происходит не как изолированного факта, а как части системы. Следовательно, при изучении изменений языка обязательно имеет место факт синхронии. А так как любой язык существует во времени, синхроническая система языка должна рассматриваться и с точки зрения диахронии.

Итак, следует понимать язык как систему в его настоящем и прошлом, т. е. изучать его явления и в развитии, и в связи друг с другом. Изучение истории слова и исторического развития его семантики является важным компонентом исследования отраслевых терминологий, поскольку на определенном этапе слово превращается в термин, т. е. специализируется. Для осуществления этого превращения необходимо время и особые условия. Этап, на котором происходит процесс превращения слова в термин, представляет для лингвистики большой интерес. Его изучение позволит выяснить путь, который человеческое мышление прошло от наивного восприятия окружающего мира к научному восприятию.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой