Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Системно-ролевая теория формирования личности ребенка

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Воспитательные функции: а) диагностическую (изучение учащихся, уровня их воспитанности и воспитуемости, условий и среды воспитания); б) целевой ориентации (выбор воспитательных целей и задач); в) планирования (определение содержания и способов организации воспитательного процесса, организаторов и участников намечаемых дел, сроков их проведения); г) организаторскую (организационное обеспечение… Читать ещё >

Системно-ролевая теория формирования личности ребенка (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Создателем системно-ролевой теории воспитания личности ребенка является казанский профессор, доктор педагогических наук Николай Михайлович Таланчук. Основные идеи этой теоретической концепции были изложены автором в книге «Введение в неопедагогику. Пособие для педагогов-новаторов», изданной в 1991 году Всесоюзной ассоциацией работников профессионального образования.

Профессор Н. М. Таланчук исходит из того, что формирование личности происходит благодаря социальному механизму наследования и приумножения социальных ценностей. «Социальные ценности, — по его мнению, — это истины жизни, добытые опытом предыдущих поколений. Такие ценности существуют в виде знаний, идеалов, норм поведения и отношений между людьми, жизнедеятельности человека и т. д.».

Однако их наследование невозможно без проявления человеком собственной активности и педагогического обеспечения успешного протекания этого процесса. Человек наследует социальные ценности тогда, когда он входит в состав какого-то сообщества людей, т. е. социума, и выполняет в нем определенные социальные роли. Н. М. Таланчук называет основные социумы и выполняемые в них людьми социальные роли.

Социум (сфера жизнедеятельности).

Социальные роли.

Семы (семейная сфера жизнедеятельности).

Супружеская Отцовско-магерияская Сыновне-дочерняя.

Трудовой коллектив (профессионально-трудовая сфера жизнедеятельности).

Профессионально-трудовая Экономическая Организаторская Коммуникативная Педагогическая.

Общество (общественная сфера деятельности).

Патриотическая Национально-интернациональная Политическая Правовая Классово-интерклассовая Нравственная Экологическая.

Мир (геосоциальная сфера жизнедеятельности).

Геосоциальная Интерсоциальная.

Я-сфера (эгосфера).

Материально-потребительская Духовно-потребительская Субъект учения Самовоспитательная Субъект творчества Псикосаморегулятивная Целеутверждающая.

Профессор Н. М. Таланчук убежден, что составной частью воспитательного процесса в учреждениях образования должно стать интерсоциальное воспитание, т. е. формирование личности в духе общечеловеческих ценностей и интересов. Это он объясняет следующими причинами:

  • — во-первых, формирование личности в духе интерсоциальных ценностей — это необходимость, имеющая закономерный характер: если человечество хочет выжить, то оно должно прийти к единению на основе общечеловеческих (интернациональных) ценностей, интересов, целей;
  • — во-вторых, дополнение задач общественного воспитания задачами интерсоциального воспитания — это условие его гармонизации и дальнейшего развития, ибо и без всяких доказательств понятно, что воспитательная система, выстроенная только на узко социальных ценностях и интересах (именно такой она и была в прошлом), страдает односторонностью, однобокостью, поскольку оторвана от общечеловеческого опыта и прогресса;
  • — в-третьих, личность, воспитанная на гармонии общечеловеческих и конкретно социальных ценностей, сама обладает гармонией, и наоборот, лишенная общечеловеческих начал, дисгармонична по своей сути.

Механизм воспитания: заключается в целенаправленном использовании форм и способов социального наследования посредством оказания педагогической помощи учащимся в освоении и выполнении социальных ролей. Осваивая и выполняя эти роли, ребенок сначала интериоризирует (переводит внешнее в с ной внутренний мир) существующие в обществе социальные ценности, т. е. как бы их «присваивает» себе, а затем в процессе собственной созидательной деятельности их приумножает.

Воспитательные функции: а) диагностическую (изучение учащихся, уровня их воспитанности и воспитуемости, условий и среды воспитания); б) целевой ориентации (выбор воспитательных целей и задач); в) планирования (определение содержания и способов организации воспитательного процесса, организаторов и участников намечаемых дел, сроков их проведения); г) организаторскую (организационное обеспечение процесса воспитания); д) мобилизационно-побудительную (формирование готовности учащихся к решению поставленных задач); е) коммуникативную (обеспечение психологического контакта и сотрудничества педагога и учащихся); ж) формирующую (перевод целей воспитания в цели деятельности учащихся); з) контрольно-аналитическую и оценочную (контроль, анализ и оценка эффективности воспитательных усилий, хода формирования личности); и) координации и коррекции (согласование воспитательных усилий всех участников процесса воспитания и их коррекция); к) совершенствования (творческий поиск новых форм и методов воспитания).

Методы воспитательной деятельности:

  • — диагностические (наблюдение, анкетирование, интервью, беседа, тестирование, социометрия, испытательные ситуации, факторное и лонгитюдное изучение);
  • — целеориентационные (отбор, ранжирование, дифференциация воспитательных задач);
  • — планирования (структурирование, персонификация, нормирование, моделирование деятельности, отбор форм воспитательного взаимодействия);
  • — организаторские (организация коллектива и органов его самоуправления, коллективной деятельности, распределение ролей, делегирование ответственности учащимся и ее регулирование);
  • — мобилизационно-побудительные (актуализация значимых целей, социального субъектного опыта, психических состояний, мотивация деятельности и поведения, психологическое подкрепление, внушение);
  • — коммуникативные (выбор опорных позиций, адаптирование отношений и выработка их норм, поэтапное усложнение взаимной ответственности, ориентация на доверие и сотрудничество);
  • — формирующие (формирование сознания и опыта жизнедеятельности, методы стимулирования);
  • — контрольно-аналитические и оценочные (проверка хода воспитательного процесса, сбор и учет данных о качестве воспитания, систематизация, классификация, типизация, сравнительный анализ, обобщение, экспертная оценка, групповая и индивидуальная самооценка);
  • — координационно-коррекционные (выбор и выработка единых и персонифицированных требований к учащимся, к организации воспитательной работы, корректирование действий и усилий).

Критериями эффективности воспитательного процесса выступают показатели готовности и способности личности выполнять объективно существующую систему социальных ролей (см. таблицу).

Таблица Воспитательный процесс.

Социум.

Социальные роли.

Критерии эффективности воспитательного процесса.

Семья.

Супружеская Отцовско-материнская Сыновне-дочерняя.

Супружеская культура Педагогическая родительская культура Выполнение сыновне-дочернего долга.

Трудовой коллектив.

Профессионально-трудовая Экономическая Организаторская Коммуникативная Педагогическая.

Профессиональное мастерство и компетентность, трудолюбие Экономическая культура Организаторские способности Коммуникативная культура Педагогическая культура в коллективе.

Общество.

Патриотическая Национально-интернациональная Политическая Правовая Нравственная Экологическая.

Патриотизм Национально-интернациональная культура Политическая культура Правовая культура Этическая культура и нравственный образ жизни Экологическая культура.

Мир

Геосоциальная Интерсоциальная.

Геосоциальная культура Интерсоциальная культура.

Я — сфера.

Материально-потребительская Духовно-потребительская Субъект учения Самовоспитательская Субъект творчества Психосаморегулятивная Целеутверждающая.

Здоровые материальные потребности Развитие духовных портебностей Активность и успешность самообразования Активность и успешность самовоспитания Психосаморегулятивная культура Деловитость.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой