Системно-ролевая теория формирования личности ребенка
Воспитательные функции: а) диагностическую (изучение учащихся, уровня их воспитанности и воспитуемости, условий и среды воспитания); б) целевой ориентации (выбор воспитательных целей и задач); в) планирования (определение содержания и способов организации воспитательного процесса, организаторов и участников намечаемых дел, сроков их проведения); г) организаторскую (организационное обеспечение… Читать ещё >
Системно-ролевая теория формирования личности ребенка (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Создателем системно-ролевой теории воспитания личности ребенка является казанский профессор, доктор педагогических наук Николай Михайлович Таланчук. Основные идеи этой теоретической концепции были изложены автором в книге «Введение в неопедагогику. Пособие для педагогов-новаторов», изданной в 1991 году Всесоюзной ассоциацией работников профессионального образования.
Профессор Н. М. Таланчук исходит из того, что формирование личности происходит благодаря социальному механизму наследования и приумножения социальных ценностей. «Социальные ценности, — по его мнению, — это истины жизни, добытые опытом предыдущих поколений. Такие ценности существуют в виде знаний, идеалов, норм поведения и отношений между людьми, жизнедеятельности человека и т. д.».
Однако их наследование невозможно без проявления человеком собственной активности и педагогического обеспечения успешного протекания этого процесса. Человек наследует социальные ценности тогда, когда он входит в состав какого-то сообщества людей, т. е. социума, и выполняет в нем определенные социальные роли. Н. М. Таланчук называет основные социумы и выполняемые в них людьми социальные роли.
Социум (сфера жизнедеятельности). | Социальные роли. |
Семы (семейная сфера жизнедеятельности). | Супружеская Отцовско-магерияская Сыновне-дочерняя. |
Трудовой коллектив (профессионально-трудовая сфера жизнедеятельности). | Профессионально-трудовая Экономическая Организаторская Коммуникативная Педагогическая. |
Общество (общественная сфера деятельности). | Патриотическая Национально-интернациональная Политическая Правовая Классово-интерклассовая Нравственная Экологическая. |
Мир (геосоциальная сфера жизнедеятельности). | Геосоциальная Интерсоциальная. |
Я-сфера (эгосфера). | Материально-потребительская Духовно-потребительская Субъект учения Самовоспитательная Субъект творчества Псикосаморегулятивная Целеутверждающая. |
Профессор Н. М. Таланчук убежден, что составной частью воспитательного процесса в учреждениях образования должно стать интерсоциальное воспитание, т. е. формирование личности в духе общечеловеческих ценностей и интересов. Это он объясняет следующими причинами:
- — во-первых, формирование личности в духе интерсоциальных ценностей — это необходимость, имеющая закономерный характер: если человечество хочет выжить, то оно должно прийти к единению на основе общечеловеческих (интернациональных) ценностей, интересов, целей;
- — во-вторых, дополнение задач общественного воспитания задачами интерсоциального воспитания — это условие его гармонизации и дальнейшего развития, ибо и без всяких доказательств понятно, что воспитательная система, выстроенная только на узко социальных ценностях и интересах (именно такой она и была в прошлом), страдает односторонностью, однобокостью, поскольку оторвана от общечеловеческого опыта и прогресса;
- — в-третьих, личность, воспитанная на гармонии общечеловеческих и конкретно социальных ценностей, сама обладает гармонией, и наоборот, лишенная общечеловеческих начал, дисгармонична по своей сути.
Механизм воспитания: заключается в целенаправленном использовании форм и способов социального наследования посредством оказания педагогической помощи учащимся в освоении и выполнении социальных ролей. Осваивая и выполняя эти роли, ребенок сначала интериоризирует (переводит внешнее в с ной внутренний мир) существующие в обществе социальные ценности, т. е. как бы их «присваивает» себе, а затем в процессе собственной созидательной деятельности их приумножает.
Воспитательные функции: а) диагностическую (изучение учащихся, уровня их воспитанности и воспитуемости, условий и среды воспитания); б) целевой ориентации (выбор воспитательных целей и задач); в) планирования (определение содержания и способов организации воспитательного процесса, организаторов и участников намечаемых дел, сроков их проведения); г) организаторскую (организационное обеспечение процесса воспитания); д) мобилизационно-побудительную (формирование готовности учащихся к решению поставленных задач); е) коммуникативную (обеспечение психологического контакта и сотрудничества педагога и учащихся); ж) формирующую (перевод целей воспитания в цели деятельности учащихся); з) контрольно-аналитическую и оценочную (контроль, анализ и оценка эффективности воспитательных усилий, хода формирования личности); и) координации и коррекции (согласование воспитательных усилий всех участников процесса воспитания и их коррекция); к) совершенствования (творческий поиск новых форм и методов воспитания).
Методы воспитательной деятельности:
- — диагностические (наблюдение, анкетирование, интервью, беседа, тестирование, социометрия, испытательные ситуации, факторное и лонгитюдное изучение);
- — целеориентационные (отбор, ранжирование, дифференциация воспитательных задач);
- — планирования (структурирование, персонификация, нормирование, моделирование деятельности, отбор форм воспитательного взаимодействия);
- — организаторские (организация коллектива и органов его самоуправления, коллективной деятельности, распределение ролей, делегирование ответственности учащимся и ее регулирование);
- — мобилизационно-побудительные (актуализация значимых целей, социального субъектного опыта, психических состояний, мотивация деятельности и поведения, психологическое подкрепление, внушение);
- — коммуникативные (выбор опорных позиций, адаптирование отношений и выработка их норм, поэтапное усложнение взаимной ответственности, ориентация на доверие и сотрудничество);
- — формирующие (формирование сознания и опыта жизнедеятельности, методы стимулирования);
- — контрольно-аналитические и оценочные (проверка хода воспитательного процесса, сбор и учет данных о качестве воспитания, систематизация, классификация, типизация, сравнительный анализ, обобщение, экспертная оценка, групповая и индивидуальная самооценка);
- — координационно-коррекционные (выбор и выработка единых и персонифицированных требований к учащимся, к организации воспитательной работы, корректирование действий и усилий).
Критериями эффективности воспитательного процесса выступают показатели готовности и способности личности выполнять объективно существующую систему социальных ролей (см. таблицу).
Таблица Воспитательный процесс.
Социум. | Социальные роли. | Критерии эффективности воспитательного процесса. |
Семья. | Супружеская Отцовско-материнская Сыновне-дочерняя. | Супружеская культура Педагогическая родительская культура Выполнение сыновне-дочернего долга. |
Трудовой коллектив. | Профессионально-трудовая Экономическая Организаторская Коммуникативная Педагогическая. | Профессиональное мастерство и компетентность, трудолюбие Экономическая культура Организаторские способности Коммуникативная культура Педагогическая культура в коллективе. |
Общество. | Патриотическая Национально-интернациональная Политическая Правовая Нравственная Экологическая. | Патриотизм Национально-интернациональная культура Политическая культура Правовая культура Этическая культура и нравственный образ жизни Экологическая культура. |
Мир | Геосоциальная Интерсоциальная. | Геосоциальная культура Интерсоциальная культура. |
Я — сфера. | Материально-потребительская Духовно-потребительская Субъект учения Самовоспитательская Субъект творчества Психосаморегулятивная Целеутверждающая. | Здоровые материальные потребности Развитие духовных портебностей Активность и успешность самообразования Активность и успешность самовоспитания Психосаморегулятивная культура Деловитость. |