Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формат как категория современного медиа производства

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Формат по своей структуре уникален в виду того, что во всем мире потребности людей ровным счетом ничем не отличаются. Тем самым, любой сформированный шаблон заимствуется и, без риска потерять аудиторию, запускается в разных странах. В развитых странах запуск того или иного шаблона обеспечивает запланированную аудиторию с учетом их социального уровня и психотипических характеристик. Интересно, что… Читать ещё >

Формат как категория современного медиа производства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В современной телевизионной индустрии термин «формат» используется довольно широко. Сперва исследователи телевидения обращались с ним с предельной осторожностью и по возможности вообще исключали из своих научных трудов из-за ярой дискуссии между понятием «жанр» и «формат». Чтобы унять этот спор, кандидат филологических наук А. Г. Качкаева в своей научной работе «Жанры и форматы современного телевидения. Последствия трансформации» призывает обратиться к известной теории «формульных жанров» Джона Кавелти, из работы которого логически можно сделать соответствующий вывод, что жанр и формат являются «двумя аспектами целостного производственного и вещательного телепроцесса», некого синтеза творческого, под которым мы подразумеваем искусство, и одновременно коммерчески выгодного, что приносит прибыль. По сути, это уникальная формулировка взаимодействия этих двух понятий и неспособности их существования при отсутствии одного из этих компонентов. Формат — это «набор ограничений в темах, программирование и представление самой аудитории об этих ограничениях через ее ожидания и реакцию на передачи».

Стоит обратить внимание на трактовку, которую дают практики, что формат — «это совокупность признаков, придающих уникальные черты каждой отдельно взятой телепрограмме». Т. е. это производственный подход к упаковке того или иного телевизионного контента. Само понятие телевизионный формат, по И. Н. Кемарской, уже включает в себя понятия жанра, стиля, хронометража, драматургии, графические образы, различные сюжетные предпочтения и ограничения, музыку, имидж ведущего и т. п.

Неслучайно понятие телевизионного формата сравнивают с конвейером. Это некий образец или стандарт, позволяющий за короткий промежуток времени выпустить целый ряд продуктов на телевидении. Несмотря на то, что наполняемость каждого отдельного материала различна, формат всегда остается строгим и технологичным.

На телевидении принято считать, что выпуск очередного форматного материала можно сравнить с любым пищевым продуктом, который ежедневно поступает на витрину для удовлетворения спроса потребителя. Тем самым, телевизионщики подчеркивают, что создание контента на телевидении — это отнюдь не искусство в чистом его виде, как многие ошибочно могут полагать, а технологический процесс. Из этого соответственно вытекает, что формат — это «договоренность со зрителем каждой конкретной программы, что делает ее уникальной, не похожей на другие и похожей в каждом выпуске на саму себя». В этом определении акцент поставлен на постоянство, которое формирует у телепрограммы определенную целевую аудиторию. Примером может служить популярная телепередача «Жить здорово» с Еленой Малышевой. В программе четыре рубрики: про жизнь, про еду, про медицину и про дом. Стоит обратить внимание, что конкретная структура, положенная в основу этого ток-шоу, от программы к программе остается прежней и не меняется. Интересно отметить, что даже тайм-коды у каждого раздела совпадают: так рубрика «про жизнь», как правило, заканчивается приблизительно на 17-ой минуте эфира, «про еду» завершается примерно на 34-ой минуте, «про медицину» на 48-ой, «про дом» на 51-ой минуте эфира. Такое наблюдение помогает с уверенностью говорить о том, что телевизионный формат сродни трафарету, в то время как «начинка» каждой отдельной программы может в той же мере, как и творческие находки, вкрапленные в канву выпуска, меняться. Здесь стоит добавить, что формат — это «рыночный договор между продюсером и зрителем», а жанр — является, по сути, таким же договором только между автором и зрительскими ожиданиями. Формат включает в себя наличие специальных признаков, характерных только для него.

Радийный формат, по В. А. Сухаревой, это скорее даже кулинарный термин. Создатель программы словно шеф-повар на кухне «зная базовый набор ингредиентов, может добавить нечто свое и сделать ресторан посещаемым». Такой повар должен обязательно знать в подробностях распорядок дня своих гурманов, чтобы, подавая блюдо, застать их за просмотром телевизора; тем самым, удачно расположив телепередачу в сетке эфира. Время с наибольшей аудиторией принято считать («прайм-тайм) после шести и до полуночи по рабочим дням, по субботам с 16.00 по 1.00 и по воскресениям с 13.00 до полуночи.

Формат призван учитывать множество различных факторов о своей аудитории, начиная от половозрастных характеристик, их образа жизни, интеллектуального и психоэмоционального уровня развития и заканчивая их сексуальной ориентацией. Формат базируется на основе желаний и потребностей каждого отдельно взятого индивида. Хорошо проработанный формат внедряется даже в подсознание у целевой аудитории, потому что именно он дает телезрителю то, что он хочет и рассчитывает получить. Важно, что среда формата создает у телезрителей чувство социальной идентичности, принадлежности к определённой страте. Так просмотр интеллектуальных игр таких как «Что? Где? Когда?», «Своя игра», «Кто хочет стать миллионером?» заставляет зрителя подсознательно относить себя к определенной категории людей, которые активно отвечают на вопросы перед телевизором без использования подсказок. Это происходит по всё той же причине, что форматная программа детально знает потребности своей аудитории, их желании казаться образованными и в бесконечном стремлении доказывать это в том числе и самому себе. Интересно еще то, что формат интеллектуальной игры на деньги конструирует у аудитории яркий образ «легких» денег. Так капитал-шоу «Поле чудес» одаривает своих участников многочисленными подарками, а программа «Кто хочет стать миллионером» позволяет вынести из телестудии миллион.

В современной телевизионной индустрии главным правилом считается принадлежность к формату, а жанровая составляющая может разниться. Изначально считалось, что используемые на телевидении признаки, относящиеся к формату, будут постоянными. Сегодня формат отдельной передачи может включать элементы разных жанров. После чего можно с уверенностью говорить о том, что «телевизионные форматы постоянно находятся в состоянии переформатирования и заимствования признаков, приемов и методов воздействия из других зрелищных искусств».

Современный ритм жизни не позволяет форматам принять постоянную форму. Они тяготят к постоянному обновлению, при этом не теряя своих узнаваемых черт. Формат — это «гарант успешности проекта», в то время как внутри него остается большое пространство для творчества и множества модификаций. Для телевидения важно сохранить форматную оболочку, чтобы не потерять зрителя и одновременно реформировать программу, процеживая недостатки и высматривая преимущества для формирования еще более успешной телевизионной модели. К примеру, создатели программы «Пока все дома» с Тимуром Кизяковым на протяжении долгого периода времени нащупывали формат своей программы-долгожителя уже после ее запуска на телевидении. Поначалу визиты в семьи знаменитых людей были всего лишь одной из рубрик.

На сегодняшний день гибридность жанров, по А. А. Новиковой, одна из основных составляющих телевизионного формата, поскольку ему свойственно всё время искать новые формы реализации телевизионного контента. Чем большим количеством элементов «напичкан» гибрид, тем больше вероятность того, что продукт будут смотреть, поскольку именно гибрид может захватить разные целевые аудитории. Другими словами, каждый отдельный зритель будет «вытаскивать» из этой передачи что-то для себя, то, что интересно именно ему. В данном случае гибрид — это универсальный инструмент прямого попадания в широкую аудиторию, и именно этим обусловлены высокие рейтинги.

Например, в телепередаче о моде и стиле «Модный приговор» на Первом канале ток-шоу является всего лишь одной составляющей гибридной программы. Обратите внимание, что работа стилистов, примерка одежды и демонстрация ее на подиуме затрагивают различные человеческие инсайты, т. е. те крючки, на которые зрители охотно реагируют. Чем точнее «попадание в скрытые мотиваторы поведения», тем эффективнее работает формат. Так программе Первого канала удается нарисовать красивую картинку, заставить аудиторию верить в то, что отношение с близкими мгновенно налаживаются, стоит только облачиться в красивое платье; любой недостаток внешности исправляется профессиональными стилистами; а главное, это уверенная проекция в будущее на долгую и счастливую жизнь после выхода из «сложной» ситуации.

«Формат — это целый мир, живущий по своим законам». Это лемовский Солярис, позволяющий воплощать любую мечту в реальность; это уютный уголок, где хочется найти убежище от бесконечной беготни и рутины. Невозможность решать свои проблемы породило тенденцию к «эскейпизмизму» — бегству от реальности и психологическому «блокированию» пугающей реальности. «Развлечения взрывают обыденность и создают для человека пусть временно, новую реальность». Тем самым, телевидение дает зрителю альтернативное красочное пространство взамен, погрузившись в которое человек начинает подсознательно формировать свои убеждения на основе увиденного, непроизвольно настраиваться на определенное настроение. Мир телевидения населен своими жителями, пропитан своей идеологией. Часто звёзды телеэкрана кажутся недосягаемыми просто из-за того, что телеканал намеренно выставляет их такими.

Формат по своей структуре уникален в виду того, что во всем мире потребности людей ровным счетом ничем не отличаются. Тем самым, любой сформированный шаблон заимствуется и, без риска потерять аудиторию, запускается в разных странах. В развитых странах запуск того или иного шаблона обеспечивает запланированную аудиторию с учетом их социального уровня и психотипических характеристик. Интересно, что стоимость формата зависит от ситуации в жизни общества. Продюсеры телекомпании заинтересованы удерживать у голубого экрана больший охват аудитории, т. е. формат — это еще и маркетинговый термин, за каждым из которых уже закреплена его стоимость. Бесконечные модификации внутри формата обусловлены задачей продюсеров создать еще более успешный формат. Так научно-популярная программа «Здоровье» с Еленой Малышевой на Первом канале, не получившая широкого признания, была переформатирована в воскресный выпуск программы «Жить здорово».

Формат стал главной составляющей международного телевизионного рынка. Это зарегистрированный телевизионный продукт, выставленный на продажу с последующей адаптацией под выявленные вкусы аудитории. Например, телевикторина «Кто хочет стать миллионером?» («Who wants to be a millionaire?»), затрагивающая несколько человеческих инсайтов таких как их финансовое благосостояние, потребность в самосовершенствовании и т. п., использовалась на телевидении в более чем 100 странах. В Великобритании программа, изначальное название которой «Гора денег» («Cash Mountain»), до сих пор остается одной из ведущих телеигр. Закупка такого формата телекомпаниями обусловлена снижением финансового риска, потому что телепродукт уже был проверен. Как правило, телеигру адаптировать гораздо легче в виду того, что сохраняется музыкальной сопровождение, остается неизменным логотип самой программы, студия со зрителями в виде амфитеатра и т. п. Изменениям подвержен образ ведущего и вопросы, которые адаптируются с учетом массовой аудитории той или иной страны.

Однако стоит отметить, что любой телеформат подвергается адаптации с оглядкой на предполагаемую целевую аудиторию. На сегодняшний день в процессе адаптации того или иного материала в основном учитываются следующие компоненты: официальный язык страны, ее культуру и историю, внутреннюю политику государства, конфессиональную принадлежность населения и ее этничность. Отсюда мы можем говорить о понятии формата как об общей концепции телевизионной программы, о бренде, защищенном авторским правом. В основе формата лежит конкретная задача создать коммерчески привлекательный продукт.

Исследователи Института интерактивного телевидения понимают под форматом первостепенный стиль программы (до момента ее адаптации), ее первоначальный письменный документ о замысле и концепции. В документе, который еще называют продюсерской библией, могут содержаться данные о месте программы в сетке вещания, ее синопсис, аудиовизуальные эффекты, смысловые «крючки» и т. п. Отмечается также, что формат может быть доработан в ходе работы с помощью специальных средств редактирования и технических приемов постпродакшена.

Существует три особенности адаптации телевизионного формата под определенную аудиторию:

  • Ш Культурно-идеологические особенности;
  • Ш Языковые особенности;
  • Ш Технологические особенности;

На данном этапе стоит сразу оговориться, дабы избежать недопонимания, что далеко не все форматы приживаются на российском телевидении. Критерии адаптации зарубежного формата для отечественного потребителя до сих пор не систематизированы в виду сильной разнородности аудитории и в большинстве случаев продюсеры вынуждены запускать формат и полагаться только на свою интуицию. Например, адаптация знаменитого американского ситкома «Как я встретил вашу маму» («How I met your mother») провалилась, так и не достигнув высокого рейтинга. После показа двух сезонов сериал убрали из сетки. Причина очевидна — разность американской и российской идеологий и культур. Для того, чтобы создать успешный формат на отечественном канале необходимо принимать во внимание исторические предпосылки; иметь в виду систему ценностей российского потребителя; нужно четко понимать потребности массовой аудитории для формирования такого телевизионного формата, который бы привлек массовую аудиторию.

Хотя несмотря на тот факт, что российские телеканалы в большинстве случаев покупают иностранные форматы, нежели чем продают свои, нельзя обойти стороной те отечественные разработки, которые охотно адаптируются за рубежом. Одним из примеров может служить интеллектуальная телевизионная игра «Что? Где? Когда?», созданная Владимиром Ворошиловым и Наталией Стеценко. Более 10 стран купили лицензию на запуск данной программы. В США программа получила название «шесть умов» («Six Minds») по количеству участников, но была закрыта из-за смены руководства канала.

Форматы, как правило, детально описывают все элементы, из которых состоит телепередача. По О. Р. Лащук, формат телепрограммы определяют наличием следующих компонентов:

  • · Оформление телестудии;
  • · Особенности работы ведущего:
    • Ш Количество ведущих;
    • Ш Требования к внешнему виду и стилю поведения и речи;
    • Ш Эмоциональная манера ведения передачи;
  • · Наличие и особенности звукового и видеоспоровождения;
  • · Наличие приглашенных участников и требования к ним:
    • Ш Параметры героя (пол, внешний вид, образование, социальное и семейное положение, сфера деятельности и т. п.);
    • Ш Размещение в студии;
  • · Наличие новостных блоков;
  • · Наличие рекламных блоков;

В заключении первой главы стоит отметить, что в ходе исследовательской работы были тщательно изучены значения терминов «портретное интервью» и «телевизионный формат». Портретное интервью — это «речевой автопортрет героя», главной задачей которого является раскрытие личности. Интервьюер является проводником информации, которая должна быть интересна телезрителю. Важным навыком для журналиста является расположение своего собеседника с целью получения необходимой информации.

Формат — это производственный подход к созданию контента, который значительно упрощает технологический процесс телепроизводства. Однако телезритель форматного телевидения тоже не стоит на месте. В задачах продюсеров сегодня входит острое чутье на любые социальные изменения, происходящие в современном обществе, умение внимательно изучать потребности зрителя, телевизор которому необходим в качестве альтернативной реальности. Главным достижением для телеканала является находка своей целевой аудитории, создание контента с учетом своего постоянного зрителя, который обеспечивает долгую жизнь телепередачи на телевидении.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой