Психологические нормы и принципы делового общения
Знания, умения, навыки в области организации взаимодействия людей и собственно взаимодействия в деловой сфере, позволяющие устанавливать психологический контакт с деловыми партнерами, добиваться точного восприятия и понимания в процессе общения, прогнозировать поведение деловых партнеров, направлять их поведение к желательному результату, — все это признаки культуры делового общения. В основе… Читать ещё >
Психологические нормы и принципы делового общения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Высокий уровень культуры делового общения определяется следующими личностными психологическими качествами.
- 1. Эмпатия — умение видеть мир глазами других, понимать его так же, как они.
- 2. Доброжелательность — уважение, симпатия, умение понимать людей, не одобряя их поступков, готовность поддерживать других.
- 3. Аутентичность — способность быть самим собой в контактах с другими людьми.
- 4. Конкретность — умение говорить о своих конкретных переживаниях, мнениях, действиях, готовность отвечать однозначно на вопросы.
- 5. Инициативность — способность идти вперед, устанавливать контакты, готовность браться за какие-то дела в ситуации, требующей активного вмешательства, а не просто ждать, когда другие начнут что-то делать.
- 6. Непосредственность — умение говорить и действовать напрямую.
- 7. Открытость — готовность открывать другим свой внутренний мир и твердая убежденность в том, что это способствует установлению здоровых и прочных отношений с окружающими, искренность.
- 8. Принятие чувства — умение выражать свои чувства и готовность принимать эмоциональную экспрессию со стороны других.
- 9. Самопознание — исследовательское отношение к собственной жизни и поведению, готовность принимать от людей любую информацию о том, как они воспринимают тебя, но при этом быть автором самооценки.
- 10. Терпимость к чужому мнению, высокая степень включенности и взаимопомощи.
- 11. Ответственность.
Так, можно выделить основные психологические характеристики делового человека:
- * по отношению к труду — трудолюбие, инициативность, творчество, ответственность, усердие;
- * по отношению к людям — общительность, вежливость, доброжелательность, откровенность, чуткость;
- * по отношению к самому себе — чувство собственного достоинства, самокритичность, скромность, самодисциплина.
Для делового общения принципиально важны и такие психологические свойства, как:
- * уверенность в себе;
- * наличие творческого потенциала;
- * решительность (умение быстро принимать решения);
- * дальновидность, проницательность (дает возможность представить интересы человека, с которым имеешь дело, заговорить с ним на его языке, что очень ценится в деловом мире);
- * контактность (необходимо уметь завязывать и поддерживать деловые связи);
- * надежность и верность данному слову;
- * способность доводить дело до конца;
- * трудолюбие и жизнестойкость, умение работать с людьми.
Кроме того, в деловом мире важны следующие социально-психологические умения:
- * психологически верно и ситуативно вступать в общение;
- * поддерживать общение, стимулировать активность партнера;
- * психологически точно определять точку завершения общения;
- * прогнозировать реакции партнеров на собственные действия;
- * психологически настраиваться на эмоциональный тон собеседника; овладевать и удерживать инициативу общения;
- * провоцировать «желательную реакцию» партнера по общению;
- * преодолевать психологические барьеры в общении;
- * снимать излишнее напряжение; психологически соответствовать собеседнику;
- * мобилизоваться на достижение поставленной задачи.
Не менее важным требованием являются знания, умения и навыки, относящиеся к речевой деятельности, т. е. культура речи, а также умение слушать.
Итак, в настоящее время для будущих деловых людей знание психологии и этики деловых отношений имеет особую значимость. Это убережет от многих ошибок, способных поставить крест на карьере предпринимателя. Отсюда необходимость знания общих психологических принципов в деловом мире, которые определяют: личные качества, необходимые для успешного управления, поведение отдельных людей, возможности раскрытия и развития собственного потенциала, особенности отношений с коллегами, партнерами, технологии самовыживания делового человека.
Этика изучает нравственное значение действий, мотивов, характеров, а этика деловых отношений занимается анализом взаимоотношений деловых партнеров с позиции толкования нравственных оценок причин успехов или неудач в какой-либо деятельности — частной либо коммерческой.
Знания, умения, навыки в области организации взаимодействия людей и собственно взаимодействия в деловой сфере, позволяющие устанавливать психологический контакт с деловыми партнерами, добиваться точного восприятия и понимания в процессе общения, прогнозировать поведение деловых партнеров, направлять их поведение к желательному результату, — все это признаки культуры делового общения. В основе ее — признание неповторимости и ценности каждой личности, т. е. определенные психологические и этические нормы.
Конвергенция деловых культур на основе общечеловеческих, универсальных нормативных принципов является общей тенденцией в мире. Для человека, избравшего профессию предпринимателя, бизнес — дело жизни, и ему необходимо владение нормами общепринятого поведения.