Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Введение. 
Стилистические особенности жанра репортаж

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Позднее к географической дистанции добавилась социальная. Современные журналисты описывают не только и не столько жизнь в далеких странах, сколько жизнь различных слоев общества в их собственной стране и в родном городе. Благодаря развитию транспорта и средств связи географическая дистанция становится все менее значимой, тогда как социальная с развитием общества, наоборот, возрастает… Читать ещё >

Введение. Стилистические особенности жанра репортаж (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Репортаж — одна из основ журналистики. И не только телевизионной. В некоторой степени всю историю журналистики можно назвать историей становления, развития и совершенствования репортажа. У истоков журналистики стоит не что иное, как репортаж: это один из первых жанров печатной журналистики.

Репортаж является одним из наиболее излюбленных жанров отечественных журналистов. История российской журналистики помнит десятки имен выдающихся, прославившихся в конце XIX — начале XX в. своими талантливыми рассказами о мрачных трущобах, о страшных события, о жизни рабочего люда на промышленных предприятиях и т. д. Многие репортеры стали известными писателями, но слава их выросла прежде всего на репортаже. И это в немалой степени объясняется возможностями, которыми обладает данный тип материала.

Данная курсовая работа посвящена изучению стилистических особенностей жанра «репортаж».

Целью данной работы является изучение стилистических особенностей жанра «репортаж». Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • 1. Определить происхождение репортажа
  • 2. Дать определение понятию «Репортаж», «жанр»
  • 3. Осветить сущность и разновидности репортажа.
  • 4. Изучить структурную организацию разновидностей репортажа.

Теоретические основы изучения жанра и репортажа

Понятие «репортаж» и его происхождение

Один из распространённых публицистических жанров является жанр репортаж.

«Понятие «репортаж» возникло в первой половине XIX в. и происходит от латинского слова «reportare» «передавать», «сообщать» [5, с. 84].

Вот как определяет понятие «репортаж» А. В. Колесниченко: «Репортаж — это рассказ очевидца, написанный так, чтобы дать возможность читателю почувствовать себя на месте события. Главное в репортаже — эффект присутствия, когда читатель словно видит, слышит и воспринимает происходящее вместе с журналистом. Репортаж читают не ради того, чтобы узнать о событии (обычно новостная информация в репортаже минимальна), а чтобы это событие пережить. Поэтому репортаж относят не к новостным жанрам, а к жанрам эмоциональной публицистики. Так как каждый журналист воспримет событие по-своему и по-своему о нем расскажет, репортаж по своей сути не претендует на объективность. Если новости об одном и том же событии, написанные разными журналистами, будут выглядеть примерно одинаково, то репортажи об одном и том же событии могут иметь между собой очень мало общего. В этой связи правдивость репортажа будет определяться искренностью журналиста, стремлением как можно точнее увидеть и прочувствовать событие, а не подогнать происходящее под заранее заготовленный в сознании шаблон.» [1, с. 41].

Репортаж является самым древним жанром журналистики. Если схема «перевернутой пирамиды» была придумана в XIX в., а ньюс-фиче — и вовсе в XX, то репортаж в виде путевых заметок появился еще до нашей эры. Так, в жанре, близком к современному репортажу, написал рассказы о своих путешествиях древнегреческий ученый-историк Геродот. Тогда же проявилась одна из особенностей репортажа: чтобы заинтересовать читателя, он должен сообщать о чем-то далеком, что читатель не может сам увидеть, а не о том, с чем человек и так сталкивается каждый день. То есть репортаж должен «преодолевать дистанцию».

Позднее к географической дистанции добавилась социальная. Современные журналисты описывают не только и не столько жизнь в далеких странах, сколько жизнь различных слоев общества в их собственной стране и в родном городе. Благодаря развитию транспорта и средств связи географическая дистанция становится все менее значимой, тогда как социальная с развитием общества, наоборот, возрастает. В результате зачастую многие люди лучше осведомлены о жизни аборигенов Океании, чем о жизни своих собственных соседей по дому или по микрорайону, особенно если эти соседи относятся к элите или маргиналам. Очень мало осведомлены друг о друге представители разных поколений, национальностей и профессий. Также журналисты при написании репортажей часто преодолевают «барьеры», проникая в закрытые для читателя учреждения, например, тюрьмы, воинские части, психиатрические клиники.

Известный теоретик журналистики А. А. Тертычный утверждает, что свое происхождение репортаж ведет от очерка: «Первоначально жанр репортажа представляли публикации, извещавшие читателя о ходе судебных заседаний, парламентских дебатов, различных собраний и т. п. Позднее такого рода „репортажи“ стали называть „отчетами“. А „репортажами“ начали именовать публикации несколько иного плана, а именно те, которые по своему содержанию, форме похожи на современные российские очерки. Так, выдающиеся западные репортеры Джон Рид, Эгон Эрвин Киш, Эрнест Хемингуэй, Юлиус Фучик и др. были, в нашем понимании, скорее очеркистами, нежели репортерами. И сейчас, когда европейский журналист говорит что-то о репортаже, он имеет в виду то, что мы называем очерком. Как раз западные очерки, с точки зрения их „имени“, и являются генетическими предшественниками и ближайшими „родственниками“ нынешнего российского репортажа» [5, с. 84].

Сегодня репортаж воспринимается многими как синоним оперативности, актуальности и документальной точности. Познавательные и выразительные возможности репортажа позволяют современным журналистам наглядно и предметно отображать даже самые сложные явления действительности в периодической печати.

Понятие «жанр»

журналист репортаж публицистика печать.

" Жанрвид журналистского произведения. Жанры журналистики отличаются от литературных жанров достоверностью фактов" .

" Под журналистскими жанрами подразумеваются устойчивые группы публикаций, объединенных сходными содержательно-формальными признаками" [5, c. 182].

Несмотря на самые различные определения, можно выделить общее в классификации жанров журналистских публикаций. Для каждого жанра специфичны: композиция, язык, размер, форма изложения информации и другие особенности.

Также, можно выделить следующие большие жанровые группы: информационные, аналитические, художественно-публицистические, а также добавить к ним сатирические, рекламные и т. п. В реальности большинство журналистских текстов несут в себе и фактическую информацию, и элементы ее анализа. Кроме того, во многих из них накладываются друг на друга и логический способ отображения действительности, и образно-художественный: «Публицистический текст непременно включает в себя три важнейших компонента: а) сообщение о новости или возникшей проблеме; б) осмысление ситуации; в) приемы эмоционального воздействия на аудиторию». [2, с.221].

Это вполне естественно, ведь любой текст, публикуемый журналистом в СМИ предназначен для того, чтобы не просто сообщить первичную фактическую информацию, но и убедить читателей в своих выводах.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой