Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Дисфункции социального института

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Внешне проявление дисфункции института может выражаться по-разному. Например, неспособность справиться с народными волнениями, организовать нормальную жизнь в стране может свидетельствовать о дисфункции института власти, слабо подготовленные кадры — о дисфункции института образования, организационная неразбериха на предприятиях — о дисфункции института производства, постоянные потрясения… Читать ещё >

Дисфункции социального института (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Чтобы разобраться, почему происходит несостыковка действий социальных институтов, противоборство между ними, хотя их общая задача — сохранить целостность системы, следует обратиться к такому понятию как дисфункции социального института. В условиях социальных перемен может возникнуть ситуация, когда изменившиеся общественные потребности не находят своего отражения в структуре и функциях соответствующих социальных институтов, когда их деятельность тормозит или противоречит поступательному развитию общества, в таких случаях можно говорить о дисфункциях социального института. По мнению Р. Мертона, дисфункции — «те наблюдаемые последствия, которые уменьшают адаптацию или регулирование в системе» [11,51].

На определенном этапе развития системы возможна деформация некоторых социальных институтов. Начинается это с кризисных явлений, например, кризис власти обусловлен разложением того социального слоя, который формирует эту власть, определяет идеологию. В этот период прекращается поступательное развитие общества. Власть, стремясь удержать свое господство с помощью силовых институтов — права и армии — пытается противостоять натиску социальных институтов — журналистики, образования, партий, профсоюзов. И тогда говорят о дисфункции института власти.

Внешне проявление дисфункции института может выражаться по-разному. Например, неспособность справиться с народными волнениями, организовать нормальную жизнь в стране может свидетельствовать о дисфункции института власти, слабо подготовленные кадры — о дисфункции института образования, организационная неразбериха на предприятиях — о дисфункции института производства, постоянные потрясения на биржевых рынках, дефолты, кризисы — о дисфункции финансовых институтов.

В некоторых случаях дисфункции ряда формализованных социальных институтов могут привести к полной их ликвидации. И дело не только в исчезновении потребности, как это часто происходит с неформализованными институтами. Причины дисфункций разные: изменение норм взаимодействия со средой, в качестве которой выступают различные сообщества, неясность целей деятельности, падение престижа и авторитета, неопределенность функций или вырождение отдельных функций в ритуальную деятельность, то есть не направленную на достижение определенной цели; персонализация института, когда он перестает действовать по своим собственным законам, а меняет функции в зависимости от персональных свойств и качеств отдельных личностей.

Деперсонализация деятельности — одно из важных условий функционирования социального института. Если этого нет, то институт перестает действовать в соответствии с объективными потребностями, а меняет свои функции в зависимости от интересов отдельных лиц. Неизвестно, сохранился бы в России институт президентства если бы Б. Н. Ельцин был переизбран на третий срок. Не секрет, что Конституция и ряд других законов писались «под Ельцина». Они с легкостью могли быть им изменены. Это дало основание оппозиции выступить с требованием устранения поста президента и определения России как парламентской, а не президентской республики. Сейчас нередко можно слышать голоса о деструктивной роли журналистики. В определенной степени с этим можно согласиться. Вместо объединения и сплочения общества она нередко его разъединяет, формируя неприязненное отношение друг к другу различных слоев населения. Не способствует социализации и тиражирование в качестве героев современности откровенно криминальных элементов. С самых ранних лет процесс социализации ребенка начинался со сказок, в которых добро обязательно побеждало зло. Но если читатель, зритель сейчас начинает сочувствовать криминальному герою, хочет, чтобы тот избежал наказания, то это явный перекос в воспитании. Сформируется человек, для которого моральные нормы — пустой звук, а в основе поведения — только собственные желания и потребности. Декларирование этого принципа у нас особенно ярко наблюдалось в 90-е гг. ХХ столетия. Некоторые исследователи говорят о том, что журналистика сейчас перестает нести достоверную информацию, создает искаженную картину мира, драматизируя малозначимые события и замалчивая важные. Естественно, что все это создает предпосылки для «возмущения» системы.

В обществе все сильнее высказывается недовольство деятельностью журналистики. Скорее всего, это реакция на проявляющиеся дисфункции данного социального института, которые могут привести к его трансформации. Уже сейчас становится очевидным, что функцию социализации в большой степени берут на себя институты образования и религии. Журналистике, особенно электронной, все больше отводится роль распространителя, а иногда и просто транслятора массовой культуры.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой