Технология принятия решений
В качестве критериев оценки в этом случае можно использовать значения вероятности выполнимости решения, анализ которых проводится на шестом этапе. При формировании системы предпочтений альтернатив критерии сравнения и оценки необходимо описывать как на качественном уровне, так и, если возможно, на количественном (т.е. количественные оценки, технические характеристики; например: прибыль, затраты… Читать ещё >
Технология принятия решений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Механизм формирования решений — это процесс, требующий анализа и синтеза всех предшествующих элементов задачи принятия решений: описания ПС, имеющихся времени и ресурсов, ограничений, целей и др.
При формировании решений обычно используют следующий алгоритм действий (последовательность этапов формирования решений):
- 1) определить возможную область и характер решений;
- 2) определить тип решений;
Матрицы описания задач типа GSA
Таблица 9.9
№. п/п. | ЛИР (член экспертной группы). | Решаемая задача. | Эффективное. (локальное) решение. | Приоритет эксперта. | |||||||||||
У|=ЛПР,. | Гипотезы. | s, | s> | s" | Yu | Wt | |||||||||
Критерии (цели). | At | Ak | At | Ah | At | Ak | |||||||||
Альтернативы решения. | fill | fttk | /121. | ftik | ftut | fink | |||||||||
У-2 | /2111. | fitk | /221. | fl2k | У*2я1. | fink | |||||||||
У," | /mil. | /ml к | fmlt | J m2k | fmnl | fmnk | |||||||||
Приоритеты целей. | b | bk | bt | bk | bt | bk | |||||||||
Вероятности гипотез. | p | Pi | Pn | ||||||||||||
у2 = ЛПР2 | Гипотезы. | St | Si | S" | Yj | w2 | |||||||||
Критерии (цели). | A,. | Ak | At | Ak | At | Ak | |||||||||
Альтернативы решения. | Уг | /111. | fnk | /121. | fm | ftn 1. | ft nk | ||||||||
У2 | /2111. | /21*. | flit | fllh | flnt | flllk | |||||||||
Ут | /mil. | fmlk | fmlt | fm2k | fmnl | fmnk | |||||||||
Приоритеты целей. | bt | ьк | bt | bk | bt | bk | |||||||||
Вероятности гипотез. | P | Pi | Pn | ||||||||||||
№. п/п. | ЛИР (член экспертной группы). | Решаемая задача. | Эффективное. (локальное) решение. | Приоритет эксперта. | |||||||||||
т | Jn, = ЛПР",. | Гипотезы. | 5,. | S'2 | у, | wm | |||||||||
Критерии (цели). | л,. | Лк | Л, | Ак | Ak | ||||||||||
Альтернативы решения. | *1. | /ш. | fuk | /121. | f2к | fun | fink | ||||||||
У2 | /2111. | flk | /221. | Ink | fin | fink | |||||||||
У, п | fmil | fтк | /гл21. | fm2ft | fmn 1. | fmnk | |||||||||
Приоритеты целей. | by | h | ь, | bk | by | ьк | |||||||||
Вероятности гипотез. | Р | Pi | Pn | ||||||||||||
Формирование принципа и критерия согласования мнений экспертов. | |||||||||||||||
Согласованное решение (групповое решение). | Y" |
- 3) сформулировать крайние варианты множества решений (идеальный и наихудший);
- 4) сформировать альтернативы, расположенные между крайними вариантами;
- 5) провести качественное описание ожидаемых преимуществ и недостатков альтернативных вариантов решений;
- 6) оценить вероятность реализации решений;
- 7) произвести сравнительную оценку предпочтений по достижению цели.
На первом этапе предварительный анализ ПС дает возможность определить область решения: экономическая, техническая, организационная, технологическая и др., которые сужаются до определенных сфер.
На втором этапе определяется тип решений. Условно можно выделить три типа решений:
- • стандартные решения для типовых ПС;
- • решения-усовершенствования;
- • оригинальные.
Опыт показывает, что наибольшее распространение при принятии решений получили решения типа решения-усовершенствования. Это объясняется тем, что большинство экономических ситуаций, требующих управленческих решений, имеют аналоги (прототипы), известны их решения и для новых аналогичных ПС они формируют идентичные решения с некоторыми различиями и особенностями, отличающими ситуацию-прототип. Естественно, необходимо учитывать, чтобы количество различий не переросло в качественно новую ситуацию, так как в этом случае необходимо видоизменять или формировать новый класс ПС.
Оригинальные решения используются в том случае, когда известные решения-прототипы не подходят и нужен новый подход к разрешению ПС. Здесь обычно используются методы генерации идей (решений), основанные на следующих подходах:
- • мозговой штурм;
- • экспертный (системный) вывод;
- • генерация альтернатив.
При решении проблемы данными методами обычно генерируют несколько альтернативных решений, удовлетворяющих заданным требованиям. Их вырабатывают столько, сколько можно получить по имеющимся входным данным и ограничениям. Из полученного множества отбираются наиболее эффективные решения, а из них — оптимальные (наилучшие).
На третьем этапе для обеспечения уверенности в степени полноты генерируемого множества решений целесообразно сформулировать два крайних варианта альтернатив: максимально желательный и минимально нежелательный, т. е. идеальный, но недостижимый и реальный, но нежелательный. Формирование этих крайних вариантов дает некоторую шкалу, на которой можно задать оценку и направление изменения промежуточных вариантов решения, достижение максимума или ухода от минимума. Генерация промежуточных вариантов выполняется на четвертом этапе.
Для каждого сгенерированного варианта необходимо провести анализ на рациональность и достижимость и дать качественное описание ожидаемых преимуществ и недостатков. Эта задача решается на пятом этапе формирования решений.
В качестве критериев оценки в этом случае можно использовать значения вероятности выполнимости решения, анализ которых проводится на шестом этапе. При формировании системы предпочтений альтернатив критерии сравнения и оценки необходимо описывать как на качественном уровне, так и, если возможно, на количественном (т.е. количественные оценки, технические характеристики; например: прибыль, затраты и др.).
На основании полученных оценок строится матрица, по значениям которой и осуществляется выбор решения по обоснованному заранее методу. Данная задача решается на седьмом этапе.
Так, при формировании решений и их оценке краткое изложение действий предполагает следующую последовательность операций: определение сферы и характера решения; выявление типа решения; разработка множества альтернативных решений; анализ и оценка альтернатив; определение степени реализации альтернатив; выбор критериев и оценка предпочтений.
Технологические процессы принятия решений во многом зависят от принятой технологии управления и задают последовательность операционных действий и их взаимосвязь в процессе управления. Совокупность принятых элементарных операций позволяет строить модель процесса принятия решений с подробным анализом всех составляющих, как технических, так и методико-технологических, представляющих средства информационных технологий в процессе управления и принятия решений (IIP). Однако невзирая на используемые технологические средства, используемые в процессе управления и принятия решений, можно выделить основные этапы управленческой технологии, сведенные к процедурам принятия решений по ПС. При этом считаем, что Г1С находится в сфере действия (проблемной области) ЛИР.
В литературе по проблемам принятия управленческих решений содержание и набор операционных элементов трактуются с разной степенью детализации. Однако среди них можно выделить обобщенные процедуры в виде некоторого иерархического описания:
- • 1-й уровень — организационный;
- • 2-й уровень — информационный;
- • 3-й уровень — технологический.
Первый уровень позволяет выявить этапы выполнения операций, отличающиеся структурной организацией работы. По организационно-структурной схеме различают следующие этапы:
- • подготовка и анализ данных;
- • подготовка задачи;
- • разработка альтернатив;
- • принятие решения.
Второй уровень выделяет этапы, различающиеся по характеру используемой информации. По такой информационной схеме выделяются следующие этапы:
- • получение и подготовка данных;
- • формулировка ПС;
- • подготовка задач;
- • разработка модели и метода решения;
- • разработка альтернатив;
- • прогноз и оценка;
- • определение (уточнение) критериев выбора;
- • выбор;
- • оформление решения.
Третий уровень показывает группы однородных технологических операций в процессе решения, т. е. конкретных операций по обработке информации (собственно информационную технологию). Здесь выделяют следующие этапы:
- • поиск, получение и восприятие данных;
- • фильтрация и «сжатие» данных;
- • выявление ситуаций и постановка проблемы;
- • определение ПС;
- • структуризация ПС;
- • квантификация факторов и связей;
- • определение целей, критериев, условий;
- • согласование и оценка компонентов задачи;
- • формулировка задачи;
- • разработка моделей решения задач;
- • поиск, разработка и выбор процедуры решения задачи;
- • разработка альтернатив;
- • группировка альтернатив по целям, условиям и др.;
- • прогноз и оценка реализуемости альтернатив;
- • прогноз и оценка следствий реализации альтернатив;
- • определение частных критериев и предпочтений для выбора альтернатив;
- • обобщение критериев и предпочтений;
- • выбор решения;
- • интерпретация и оценка результатов выбора;
- • реализация решения.
Обобщенная схема соответствия уровней технологии принятия решений приведена в табл. 9.10.
Таким образом, процедура принятия решения сводится к выбору из допустимых альтернатив наилучших решений, с учетом критериев эффективности выбора альтернатив, процедуры выбора, методологии реализации решения и типа ЗПР.
Технологический уровень охватывает конкретные действия по определению предпочтений выбора, формированию функции полезности каждой альтернативы и описывает процедуру выбора. Выбор лучшей альтернативы проводится на базе детального анализа допустимых альтернатив с точки зрения достижения поставленных целей, затрат ресурсов, соответствия конкретным условиям реализации альтернатив.
Таблица соответствия уровней технологических операций по принятию решений.
Таблица 9.10
Организационный уровень. | Информационный уровень. | Технологический уровень. | |||
i. | Подготовка и анализ данных. | Получение и подготовка данных. | Поиск, получение и восприятие данных. | ||
Фильтрация и «сжатие» данных. | |||||
Формулировка ПС. | Выявление ситуаций и постановка проблемы. | ||||
Определение ПС. | |||||
Подготовка задачи. | Подготовка задач. | Структуризация ПС. | |||
Квантификация факторов и связей. | |||||
Определение целей, критериев, условий. | |||||
Согласование и оценка компонент задачи. | |||||
Формулировка задачи. | |||||
Разработка альтернатив. | Разработка модели и метода решения. | Разработка моделей решения задач. | |||
Поиск, разработка и выбор процедуры решения задачи. | |||||
Разработка альтернатив. | Разработка альтернатив. | ||||
Группировка альтернатив по целям, условиям и др. | |||||
Прогноз и оценка реализуемости альтернатив. | Прогноз и оценка реализуемости альтернатив. | ||||
Прогноз и оценка следствий реализации альтернатив. | |||||
Принятие решения. | Определение (уточнение) критериев выбора. | Определение частных критериев и предпочтений для выбора альтернатив. | |||
Обобщение критериев и предпочтений. | |||||
Выбор паи лучшего решения. | Выбор решения. | ||||
Оформление решения. | Интерпретация и оценка результатов выбора. | ||||
Реализация решения. |
Весьма важны этапы интерпретации результатов решения и проведения процесса реализации выбранного решения. Конечным результатом работы данного этапа является вынесение суждения о предпочтительности альтернатив, проведении выбора и обеспечении процесса реализации решения.
При реализации решения проводится определение этапов, сроков, ресурсов и исполнителей принятого решения. Решение разделяется на составные компоненты, имеющие конкретную временную, ресурсную и адресную привязку в системе планов управления, на базе которых осуществляются процесс доведения заданий до исполнителей, обеспечение их методологией решения, ресурсами, конкретизация роли каждого исполнителя в процессе принятия решений.
Конечный результат работ определяется по эффекту от принятого решения и достижения целей управления в установленные сроки в рамках отпущенных ресурсов.