Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Технология принятия решений

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В качестве критериев оценки в этом случае можно использовать значения вероятности выполнимости решения, анализ которых проводится на шестом этапе. При формировании системы предпочтений альтернатив критерии сравнения и оценки необходимо описывать как на качественном уровне, так и, если возможно, на количественном (т.е. количественные оценки, технические характеристики; например: прибыль, затраты… Читать ещё >

Технология принятия решений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Механизм формирования решений — это процесс, требующий анализа и синтеза всех предшествующих элементов задачи принятия решений: описания ПС, имеющихся времени и ресурсов, ограничений, целей и др.

При формировании решений обычно используют следующий алгоритм действий (последовательность этапов формирования решений):

  • 1) определить возможную область и характер решений;
  • 2) определить тип решений;

Матрицы описания задач типа GSA

Таблица 9.9

№.

п/п.

ЛИР (член экспертной группы).

Решаемая задача.

Эффективное.

(локальное) решение.

Приоритет эксперта.

У|=ЛПР,.

Гипотезы.

s,

s>

s"

Yu

Wt

Критерии (цели).

At

Ak

At

Ah

At

Ak

Альтернативы решения.

fill

fttk

/121.

ftik

ftut

fink

У-2

/2111.

fitk

/221.

fl2k

У*2я1.

fink

У,"

/mil.

/ml к

fmlt

J m2k

fmnl

fmnk

Приоритеты целей.

b

bk

bt

bk

bt

bk

Вероятности гипотез.

p

Pi

Pn

у2 = ЛПР2

Гипотезы.

St

Si

S"

Yj

w2

Критерии (цели).

A,.

Ak

At

Ak

At

Ak

Альтернативы решения.

Уг

/111.

fnk

/121.

fm

ftn 1.

ft nk

У2

/2111.

/21*.

flit

fllh

flnt

flllk

Ут

/mil.

fmlk

fmlt

fm2k

fmnl

fmnk

Приоритеты целей.

bt

ьк

bt

bk

bt

bk

Вероятности гипотез.

P

Pi

Pn

№.

п/п.

ЛИР (член экспертной группы).

Решаемая задача.

Эффективное.

(локальное) решение.

Приоритет эксперта.

т

Jn, = ЛПР",.

Гипотезы.

5,.

S'2

у,

wm

Критерии (цели).

л,.

Лк

Л,

Ак

Ak

Альтернативы решения.

*1.

/ш.

fuk

/121.

f2к

fun

fink

У2

/2111.

flk

/221.

Ink

fin

fink

У, п

fmil

fтк

/гл21.

fm2ft

fmn 1.

fmnk

Приоритеты целей.

by

h

ь,

bk

by

ьк

Вероятности гипотез.

Р

Pi

Pn

Формирование принципа и критерия согласования мнений экспертов.

Согласованное решение (групповое решение).

Y"

  • 3) сформулировать крайние варианты множества решений (идеальный и наихудший);
  • 4) сформировать альтернативы, расположенные между крайними вариантами;
  • 5) провести качественное описание ожидаемых преимуществ и недостатков альтернативных вариантов решений;
  • 6) оценить вероятность реализации решений;
  • 7) произвести сравнительную оценку предпочтений по достижению цели.

На первом этапе предварительный анализ ПС дает возможность определить область решения: экономическая, техническая, организационная, технологическая и др., которые сужаются до определенных сфер.

На втором этапе определяется тип решений. Условно можно выделить три типа решений:

  • • стандартные решения для типовых ПС;
  • • решения-усовершенствования;
  • • оригинальные.

Опыт показывает, что наибольшее распространение при принятии решений получили решения типа решения-усовершенствования. Это объясняется тем, что большинство экономических ситуаций, требующих управленческих решений, имеют аналоги (прототипы), известны их решения и для новых аналогичных ПС они формируют идентичные решения с некоторыми различиями и особенностями, отличающими ситуацию-прототип. Естественно, необходимо учитывать, чтобы количество различий не переросло в качественно новую ситуацию, так как в этом случае необходимо видоизменять или формировать новый класс ПС.

Оригинальные решения используются в том случае, когда известные решения-прототипы не подходят и нужен новый подход к разрешению ПС. Здесь обычно используются методы генерации идей (решений), основанные на следующих подходах:

  • • мозговой штурм;
  • • экспертный (системный) вывод;
  • • генерация альтернатив.

При решении проблемы данными методами обычно генерируют несколько альтернативных решений, удовлетворяющих заданным требованиям. Их вырабатывают столько, сколько можно получить по имеющимся входным данным и ограничениям. Из полученного множества отбираются наиболее эффективные решения, а из них — оптимальные (наилучшие).

На третьем этапе для обеспечения уверенности в степени полноты генерируемого множества решений целесообразно сформулировать два крайних варианта альтернатив: максимально желательный и минимально нежелательный, т. е. идеальный, но недостижимый и реальный, но нежелательный. Формирование этих крайних вариантов дает некоторую шкалу, на которой можно задать оценку и направление изменения промежуточных вариантов решения, достижение максимума или ухода от минимума. Генерация промежуточных вариантов выполняется на четвертом этапе.

Для каждого сгенерированного варианта необходимо провести анализ на рациональность и достижимость и дать качественное описание ожидаемых преимуществ и недостатков. Эта задача решается на пятом этапе формирования решений.

В качестве критериев оценки в этом случае можно использовать значения вероятности выполнимости решения, анализ которых проводится на шестом этапе. При формировании системы предпочтений альтернатив критерии сравнения и оценки необходимо описывать как на качественном уровне, так и, если возможно, на количественном (т.е. количественные оценки, технические характеристики; например: прибыль, затраты и др.).

На основании полученных оценок строится матрица, по значениям которой и осуществляется выбор решения по обоснованному заранее методу. Данная задача решается на седьмом этапе.

Так, при формировании решений и их оценке краткое изложение действий предполагает следующую последовательность операций: определение сферы и характера решения; выявление типа решения; разработка множества альтернативных решений; анализ и оценка альтернатив; определение степени реализации альтернатив; выбор критериев и оценка предпочтений.

Технологические процессы принятия решений во многом зависят от принятой технологии управления и задают последовательность операционных действий и их взаимосвязь в процессе управления. Совокупность принятых элементарных операций позволяет строить модель процесса принятия решений с подробным анализом всех составляющих, как технических, так и методико-технологических, представляющих средства информационных технологий в процессе управления и принятия решений (IIP). Однако невзирая на используемые технологические средства, используемые в процессе управления и принятия решений, можно выделить основные этапы управленческой технологии, сведенные к процедурам принятия решений по ПС. При этом считаем, что Г1С находится в сфере действия (проблемной области) ЛИР.

В литературе по проблемам принятия управленческих решений содержание и набор операционных элементов трактуются с разной степенью детализации. Однако среди них можно выделить обобщенные процедуры в виде некоторого иерархического описания:

  • • 1-й уровень — организационный;
  • • 2-й уровень — информационный;
  • • 3-й уровень — технологический.

Первый уровень позволяет выявить этапы выполнения операций, отличающиеся структурной организацией работы. По организационно-структурной схеме различают следующие этапы:

  • • подготовка и анализ данных;
  • • подготовка задачи;
  • • разработка альтернатив;
  • • принятие решения.

Второй уровень выделяет этапы, различающиеся по характеру используемой информации. По такой информационной схеме выделяются следующие этапы:

  • • получение и подготовка данных;
  • • формулировка ПС;
  • • подготовка задач;
  • • разработка модели и метода решения;
  • • разработка альтернатив;
  • • прогноз и оценка;
  • • определение (уточнение) критериев выбора;
  • • выбор;
  • • оформление решения.

Третий уровень показывает группы однородных технологических операций в процессе решения, т. е. конкретных операций по обработке информации (собственно информационную технологию). Здесь выделяют следующие этапы:

  • • поиск, получение и восприятие данных;
  • • фильтрация и «сжатие» данных;
  • • выявление ситуаций и постановка проблемы;
  • • определение ПС;
  • • структуризация ПС;
  • • квантификация факторов и связей;
  • • определение целей, критериев, условий;
  • • согласование и оценка компонентов задачи;
  • • формулировка задачи;
  • • разработка моделей решения задач;
  • • поиск, разработка и выбор процедуры решения задачи;
  • • разработка альтернатив;
  • • группировка альтернатив по целям, условиям и др.;
  • • прогноз и оценка реализуемости альтернатив;
  • • прогноз и оценка следствий реализации альтернатив;
  • • определение частных критериев и предпочтений для выбора альтернатив;
  • • обобщение критериев и предпочтений;
  • • выбор решения;
  • • интерпретация и оценка результатов выбора;
  • • реализация решения.

Обобщенная схема соответствия уровней технологии принятия решений приведена в табл. 9.10.

Таким образом, процедура принятия решения сводится к выбору из допустимых альтернатив наилучших решений, с учетом критериев эффективности выбора альтернатив, процедуры выбора, методологии реализации решения и типа ЗПР.

Технологический уровень охватывает конкретные действия по определению предпочтений выбора, формированию функции полезности каждой альтернативы и описывает процедуру выбора. Выбор лучшей альтернативы проводится на базе детального анализа допустимых альтернатив с точки зрения достижения поставленных целей, затрат ресурсов, соответствия конкретным условиям реализации альтернатив.

Таблица соответствия уровней технологических операций по принятию решений.

Таблица 9.10

Организационный уровень.

Информационный уровень.

Технологический уровень.

i.

Подготовка и анализ данных.

Получение и подготовка данных.

Поиск, получение и восприятие данных.

Фильтрация и «сжатие» данных.

Формулировка ПС.

Выявление ситуаций и постановка проблемы.

Определение ПС.

Подготовка задачи.

Подготовка задач.

Структуризация ПС.

Квантификация факторов и связей.

Определение целей, критериев, условий.

Согласование и оценка компонент задачи.

Формулировка задачи.

Разработка альтернатив.

Разработка модели и метода решения.

Разработка моделей решения задач.

Поиск, разработка и выбор процедуры решения задачи.

Разработка альтернатив.

Разработка альтернатив.

Группировка альтернатив по целям, условиям и др.

Прогноз и оценка реализуемости альтернатив.

Прогноз и оценка реализуемости альтернатив.

Прогноз и оценка следствий реализации альтернатив.

Принятие решения.

Определение (уточнение) критериев выбора.

Определение частных критериев и предпочтений для выбора альтернатив.

Обобщение критериев и предпочтений.

Выбор паи лучшего решения.

Выбор решения.

Оформление решения.

Интерпретация и оценка результатов выбора.

Реализация решения.

Весьма важны этапы интерпретации результатов решения и проведения процесса реализации выбранного решения. Конечным результатом работы данного этапа является вынесение суждения о предпочтительности альтернатив, проведении выбора и обеспечении процесса реализации решения.

При реализации решения проводится определение этапов, сроков, ресурсов и исполнителей принятого решения. Решение разделяется на составные компоненты, имеющие конкретную временную, ресурсную и адресную привязку в системе планов управления, на базе которых осуществляются процесс доведения заданий до исполнителей, обеспечение их методологией решения, ресурсами, конкретизация роли каждого исполнителя в процессе принятия решений.

Конечный результат работ определяется по эффекту от принятого решения и достижения целей управления в установленные сроки в рамках отпущенных ресурсов.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой