Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Жанры интернет журналистики: специфика и тренды

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Веб-обозрение — жанр, который не так часто встречается в традиционной журналистике. Однако появление в сети материалов данного жанра, особенно в начальный период развития сетевых СМИ, приобрело характер эпидемии. Причина такой популярности в том, что простому пользователю трудно ориентироваться в большом количестве информации, представленной в Интернете. Ему намного удобнее обратиться к тексту… Читать ещё >

Жанры интернет журналистики: специфика и тренды (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В связи с тем, что любой материал в сети может быть размещен достаточно легко, резко обозначилась проблема низкого качества публикаций в Интернете. СМИ, существующие в конкурентной среде, должны, прежде всего, соответствовать следующим требованиям в представлении информации: оперативность, точность в передаче деталей, грамотность. Одним из важных факторов конкурентоспособности любого СМИ является уровень профессионализма издания, то есть наличие в штате профессиональных журналистов. Репутация компании, как источника качественной информации, новейших знаний и экспертной информации — важнейшие факторы, которые могут обеспечить высокую популярность у читательской аудитории, а значит и высокую рентабельность. Новые технологии распространения информации требуют пересмотреть жанровое и формальное оформление текстов. История развития СМИ показывает, что с эволюцией носителей информации, видоизменяются и методы ее распространения. Становление жанров и системы печатных СМИ приходится к концу XIX века. С появлением телеграфа в XIX веке наступает время адаптации жанров к новым средствам распространения информации. Общеизвестно, что в журналистике идет постоянное обновление «жанровой палитры», причем наиболее активно оно происходит в такие переломные моменты развития общества, какой наблюдается в настоящее время. Меняются характер, форма представления материала, происходит некая мутация привычных, устоявшихся текстовых форм. Подобные изменения вызваны необходимостью «адаптации» жанров к новым коммуникативным реалиям. С появлением сети, как нового средства информации к названиям жанров прибавляется приставка веб, что указывает на среду опубликования материала. Необходимо отметить, что в целом в сетевых СМИ в той или иной мере представлены все три вида жанров — информационные, аналитические и художественно-публицистические. Большинство сетевых СМИ в своих выпусках используют информационные и аналитические жанры. Так, новости сначала оперативно подаются аудитории, а потом, некоторое время спустя, даются комментарии, оценка этих событий.

Веб-обозрение — жанр, который не так часто встречается в традиционной журналистике. Однако появление в сети материалов данного жанра, особенно в начальный период развития сетевых СМИ, приобрело характер эпидемии. Причина такой популярности в том, что простому пользователю трудно ориентироваться в большом количестве информации, представленной в Интернете. Ему намного удобнее обратиться к тексту журналиста, который собрал эту информацию, проанализировал и структурировал. Обозрение призвано рассказывать аудитории об актуальных процессах и событиях, происходящих в жизни общества, анализировать их, давать оценку и прогноз. Первым к этому жанру обратился Иван Паравозов, выложив на сервер http://www.ok.ru/ свои первые материалы. Название жанра трансформировалось в веб-обозрение. 6 ноября 1996 года вышел первый выпуск «Паравозов-News» — заметок «обо всем и ни о чем» сервера ok.ru Ивана Паравозова (Александра Гагина). 24 декабря начинает выходить «Вечерний Интернет» — ежедневное обозрение русской и мировой Сети под редакцией А. Носика. Авторская колонка Носика имела громадный успех. Писавший на самые различные темы Носик приучил читателя к ежедневному чтению электронного издания. Фактически «ПаравозовNews» и «Вечерний Интернет» стали первыми сетевыми изданиями, существовавшими в форме авторского проекта. Как правило, веб-обозрения имеют фрагментарную структуру текста, состоящую из блоков «ссылка — короткий комментарий». Такой вид представления информации в сети оказался крайне эффективным. Сначала инициатива в опубликовании подобного рода материалов появилась у самих обозревателей, но вскоре сам читатель стал проявлять повышенный интерес и спрос на подобные публикации. Процесс создания веб-обозрения включает в себя следующие стадии — сбор информации в Интернете, ее анализ, обработка, структурирование, сопровождение авторскими комментариями и публикация на каком-либо информационном ресурсе Интернета. Чтобы веб-обозрение вызвало интерес читательской аудитории, оно должно соответствовать следующим требованиям: обращение к актуальной проблеме, интересный язык изложения материала, сильная авторская позиция — она должна быть яркой, ясной и достаточно обоснованной. Блоги или веблоги — еще один специфический авторский жанр сети. Веблог (weblog) означает «сетевой журнал», причем журнал не в значении «периодическое издание», а в значении «судовой журнал», «дневник». По форме это страница с короткими записями следующего формата: ссылка на место в сети и небольшой, часто подчеркнуто субъективный, комментарий. Авторы веблогов (блоггеры), как правило, пишут о том, что с ними происходит, высказывают свои мнения по поводу тех или иных политических и культурных событий, а также комментируют публикации в Интернете, давая на них гиперссылки. Особенности формы подачи материала. Учитывая коммуникативные особенности среды, стиль изложения материала в сетевой журналистике изменяется. Основные особенности «сетевого текста» определяются спецификой сети, как медийной среды и особенностями восприятия информации с экрана монитора. Поведение читателя сетевых СМИ существенно отличается от потребителей традиционной прессы. Исследования показывают, что большинство посетителей веб-страниц отдают предпочтение беглому ознакомлению с текстом. Причиной этому служит, во-первых, гипертекстовый характер среды и огромные массивы информации, из которых необходимо выбрать только то, что действительно нужно пользователю. Сеть представляет интерактивную среду, работая в которой, пользователи переходят между различными блоками информации с использованием гиперссылок. После того, как пользователь проводит некоторое время в интернете, у него вырабатывается определенный стиль навигации по сети, характерный именно тем, что сначала он бегло просматривает большие объемы информации и гиперссылок, а потом начинает более детально изучать то, что его действительно заинтересовало. Для навигации по сети американцы используют глагол «surf». Оригинальное значение этого глагола — «заниматься серфингом», то есть передвигаться по волнам быстро, по хаотичной траектории. Во-вторых, это проблемы визуального восприятия информации из интернет-издания. Известно, что чтение текста с экрана монитора происходит приблизительно на 25% медленнее, чем чтение текста в печатных СМИ. Поэтому люди избегают чтения большого объема текста с экрана монитора. Как правило, пользователи ограничиваются беглым просмотром материала, останавливая внимание лишь на словах, фразах, абзацах, которые представляют для них интерес. Есть еще проблемы материального характера — доступ в интернет в большинстве случаев обходится для жителей нашей страны крайне дорого, то есть пользователь ограничен во времени для поиска и просмотра материала. Поэтому за минимальное время он старается получить максимум информации. Необходимо учитывать эти особенности среды при составлении текстов для сетевого издания и делать веб-страницы пригодными для беглого просмотра. Интерес читателя к материалу зависит как от содержания материала, так и от формы подачи. Специалисты выделяют следующие особенности представления материала в сети. При адаптации материала для сетевого издания необходимо снижать объем текста на 50%, по сравнению с материалом в печатном издании. Именно поэтому стиль написания текстов для интернет-изданий некоторые специалисты характеризуют, как усеченный. Основная информационная нагрузка ложится на заголовки, первый и последний абзацы, а также на первые предложения каждого абзаца. Следует соблюдать принцип: один абзац — одна законченная мысль. Причем структура предложений должна быть предельно простой. Запутанная структура и сложные слова тем более трудны при чтении материала с экрана монитора. Составлению заголовков в Интернет-издании следует обратить особое внимание. При просмотре списка материалов на первой странице пользователи в первую очередь замечают выделенные заголовки, при этом, не обращая внимания на описание. Поэтому тексты заголовков должны быть самодостаточными и раскрывать тему, даже если сопутствующая информация недоступна. Заголовок должен предельно четко передавать содержание материала, представляя собой краткую выдержку из него. Недопустимо использование «эффектных» формулировок, первое слово должно быть наиболее информативным. Например, «131,7 тыс. т. — потребность Белоруссии в картофеле» (Gazeta.ru 09.03.03) или «Британские спецслужбы считают, что Саддам Хусейн был убит в результате ночной бомбардировки в понедельник» (Gazeta.ru 09.03.03). Для оптимизации визуального восприятия текста структура материала должна быть выстроена с учетом определенных правил. Текст необходимо разбивать на отдельные части с использованием подзаголовков. Для выделения ключевых предложений и абзацев следует использовать выделение цветом или начертанием для привлечения внимания. Еще на стадии проектирования издания стоит предусмотреть свободное пространство вокруг текста, необходимое для комфортного чтения. Также надо обеспечить разборчивость материала для читателя, поэтому фон и текст должны быть оформлены контрастными цветами. В качестве фона страницы следует использовать либо однотонный цвет, либо узор, имеющий минимальную контрастность. Лучше отказаться от фоновых изображений. Преобладающее большинство сетевых изданий, как российского сектора интернета, так и других стран, используют черный либо близкий к черному цвет шрифта и в основном белый фон. Значительно лучше воспринимается текст с использованием рубленых шрифтов, таких, как Arial, Verdana. Шрифт с засечками (Times New Roman) размером 10 и меньше пунктов зачастую некорректно отображается на мониторах с низкой разрешающей способностью. Поэтому сетевые издания в основном используют рубленые шрифты размером 9 — 10 пунктов. В заголовках используется шрифт в 10 — 12 пунктов, возможно выделение.

С интенсивным переходом печатной периодики в Интернет и распространением в нем новых журналистских изданий наметилась тенденция к контаминации и смешению жанров журналистики. Вызвано это следующими причи: корреспондентские материалы в интернет-среде становятся как по форме создания, так и по воспроизведению мультимодальными (Н. В. Чичерина), поликодовыми (В. Е. Чирнявская). Новость, начиненная медийными «добавками» (Т. Г. Добросклонская), гипертекстовыми ссылками автоматически порождает «другой смысловой контекст и становится центром кристаллизации новой темы», что свидетельствует о естественной гибкости и подвижности границ сетевых текстов. Так, коммуникативное пространство Интернета стало своеобразной жанропорождающей средой, которая способствовала как более интенсивному развитию жанроведения в целом, так и возникновению новых, свойственных только данной информационной среде жанров. В силу молодости интернет-журналистики современная система жанров подвижна и зачастую не имеет четких границ, представляет собой малоструктурированное явление. Поэтому в теории журналистики жанровая типология журналистских интернет-текстов окончательно не сложилась и на сегодняшний день требует своего разрешения проблема обозначения непротиворечивой трактовки журналистских интернет-жанров. Многие исследователи стремятся вывести современное универсальное определение жанра. И сегодня мы имеем множество подходов к трактовке понятия «жанр» применительно к интернет-журналистике. В процессе идентификации понятия жанр часть теоретиков выделяет его основные системообразующие компоненты. Так, исследователи Е. И. Горошко, Е. А. Жигалина, Е. А. Землякова, Л. Ю. Щипицина предпочитают использовать в своих научных трудах термин «виртуальный жанр», исходя из лингвистического подхода. Под данным понятием Е. И. Горошко и Е. А. Землякова подразумевают, с одной стороны, различные виды и аспекты коммуникации в сети Интернет, а с другой — типовую форму речевой деятельности в коммуникации, опосредованной каналами мгновенного обмена информации (ICQ, Miranda, QIP, Microsoft Messenger, Yahoo Messenger и др.). Интерес к особенностям функционирования сетевого языка и условиям протекания коммуникации в Интернете вызван тем, что со второй половины XX в. Интернет стал восприниматься как новое средство массовой коммуникации с особой сетевой культурой. В связи с этим ученые Е. И. Горошко и Е. А. Жигалина выявили две позиции в изучении «виртуального жанра». Первая — лежит в русле лингвистики, где под жанром подразумевается категория, характеризующая устойчивость качественных, базовых характеристик текста. Авторы используют подход саратовской лингвистической школы, где релевантным в «виртуальном жанроведении» считается речевой жанр, исходя из его особенности — «вербально-знакового оформления типичной ситуации социального взаимодействия людей». Вместе с тем, в современной лингвистике выделяют и такие жанровые формы, как субжанр, гипержанр и жанроид. При этом под субжанром понимают такую жанровую форму, которая представляет собой одноактные высказывания. Под гипержанром — объединение всех жанровых макрообразований, которые сопровождают социально-коммуникативные ситуации и объединяют в своем составе несколько жанров. И под жанроидом определяется переходная форма, которая осознается говорящими как нормативная, но располагающаяся в межжанровом дискурсивном пространстве. Вторая позиция основывается на развитии интернет-лингвистики: освещение всей научной рефлексии, связанной с особенностями изучения коммуникативного пространства Интернета на всех языковых уровнях: от морфологии и синтаксиса до прагматики и особенностей восприятия текстов с экрана компьютера. В рамках данного подхода наблюдается модернизация всей системы взглядов на жанрообразование и вводятся новые понятия. Мотивируется это тем, что интенсивно меняются условия информационного обмена в соответствии с ними принципиально меняются формы презентации материала. В этом контексте представляет интерес классификация виртуальных жанров, разработанная Л. Ю. Щипициной, которая была выстроена в зависимости от коммуникативных функций интернет-общения.

  • — Информативные жанры, используемые для предъявления или получения информации (институциональные веб-страницы, веб-страницы новостных агентств и сетевых СМИ, поисковые системы, онлайн-энциклопедии, каталоги, списки рассылки, электронные библиотеки и архивы);
  • — Директивные жанры, которые призваны побудить адресата осуществить какое-либо действие (веб-реклама, коммерческие и частные объявления, интернет-магазины и аукционы); - Коммуникативные жанры, удовлетворяющие потребности в общении и соблюдения этикетных норм (чат, электронные письма, новостные группы, форумы, социальные сети);
  • — Презентационные жанры, служащие для самовыражения и представления данных о себе или своих произведений (личные веб-страницы, веб-блоги);
  • — Эстетические жанры, основная цель которых реализация художественнотворческого потенциала и эстетическое воздействие на партнеров с помощью создания мнимой реальности (сетевой роман, фан-фикшн);
  • — Развлекательные жанры, основной целью которых — это получение удовольствия от выполнения определенных коммуникативных действий (многопользовательские миры и игры).

Интернет-СМИ в наше время обладают огромной аудиторией, а также широкими возможностями влияния на нее. Именно в этой связи изучение их особенностей остается весьма актуальной и злободневной темой.

Прежде всего, нам следует обратиться к определению интернет-СМИ. Изучив различные трактовки данного понятия, можно прийти к выводу, что единого определения данный термин не имеет, как и многие другие, он различным образом интерпретируется, подвергаясь субъективной оценке конкретного автора. Таким образом, представляется возможным сформулировать определение этого понятия, исходя из собственного его понимания.

Интернет-СМИ называют некие сайты, которые посещают относительно большое количество людей, эти сайты постоянно обновляются, они предоставляют своему читателю и / или зрителю именно ту информацию, которую считают социально значимой .

Это определение подтверждает и О. И. Молчанова, она пишет: «Интернет-СМИ — это большие сайты, посещаемые относительно большим количеством людей, которые обновляются по несколько раз в сутки и предоставляют именно ту журналистскую продукцию, которая социально значима». коммуникативный информационный мультимедийный сетевой Относительно традиционных средств массовой информации интернет-СМИ имеют ряд неоспоримых преимуществ, среди которых, в первую очередь, можно выделить мультимедийность, персонализация, интерактивность, отсутствие посредников.

Мультимедийность, то есть возможность Интернета объединять как визуальные и / или звуковые, так и печатные способы предоставления информации.

Персонализация, другими словами, сеть Интернет поставляет необходимую информацию на различных уровнях заинтересованности отдельных личностей, либо групп людей. То есть доставка некой информации обеспечивается согласно предпочтениям пользователя через различные источники персонализированного поиска, подписку на рассылку осведомлений об обновлениях по электронной почте, а также в соответствии с подпиской на различные каналы кабельного телевидения.

Интерактивность предполагает некий диалог с пользователем в форме обратной связи через форумы, комментарии, электронную почту, чаты и конференции.

Отсутствие посредников связанно с тем, что пользователи Интернета могут напрямую обратиться к той или иной личности без какого-либо вмешательства и/или манипуляции средств массовой информации.

Что касается стилистических особенностей интернет-СМИ можно выделить также ряд существенных отличий от традиционных видов журналистики. К ним следует отнести различия по жанру, размеры и стиль статьи и заголовка, гипертекстуальность, повторное использование информации .

Различия по жанру: интернет-СМИ классифицируются в соответствии со своей принадлежностью к тому или иному жанру на аналитические издания, информационные и, используемые крайне редко, художественно-публицистические.

Размеры и стиль статьи и заголовка: интернет-СМИ для привлечения и удержания внимания пользователя используют короткие тексты, с максимально насыщенным содержанием, при этом заголовок является самой нагруженной, с точки зрения смысла, частью статьи.

Гипертекстуальность: интернет-СМИ обладают возможностью применения гиперссылок — ссылок на какие-либо другие документы и / или источники, размещенные в сети.

Повторное использование информации: интернет-СМИ отличаются от традиционных форм средств массовой информации возможностью обратиться к ним в любое время суток.

Помимо вышеперечисленных особенностей интернет-СМИ обладают также следующими отличительными чертами, не требующими расшифровки и дополнительного объяснения функциональности. К ним следует отнести: доступность, неограниченный объем выпусков издания, оперативность, возможность создания архивов, неограниченный географический охват, а также их низкая себестоимость.

Таким образом, можно сделать вывод, что жанры современных интернет изданий не до конца изучены, активно развиваются. Каждый день, месяц, год открывается что-то новое. На уровне распространённости и получения прибыли интернет изданий это отражается е пропорционально, в наше время идёт путь к становлению заработка в сети. Интернет и социальные сети перепахали традиционное поле журналистских жанров. К примеру, 2013 год был ознаменован появлением так называемой «журналистики скриншота». Термин появился в отраслевых блогах и специализированных СМИ, связанных в первую очередь со стартапами и интернет-сервисами. Название самоочевидно и предполагает публикацию статьи на основе скриншотов (снимков экрана) email-переписки, сообщения в социальных сетях, комментариев к предыдущим материалам. В общем, для нишевых СМИ, которые не могут довольствоваться постоянным потоком новостей с лент, скриншотирование заявлений в соцсетях значимых для тусовки персон стало еще одной возможностью создавать больше контента. Лучше всего в жанре «журналистики скриншота» удаются, конечно же, споры и дебаты, например, на фейсбуке. Формат позволяет сохранять не только орфографию и пунктуацию, но также аватар, геотег и прочие атрибуты оригинального сообщения. Ещё одним из новых интернет-жанров является журналистика повседневных снимков. Этот жанр работает таким образом: камера должна крепиться к вашей одежде и делать автоматические снимки через каждую минуту. Важный момент: все снимки в обязательном порядке геотегируются, то есть привязываются к местности, так что при желании можно будет восстановить любой маршрут по опорным точкам.

Ещё один из жанров интернет-журналистики гипертекст. Это целостный текст, содержащий смыслы, раскрывающиеся при прочтении через произвольную актуализацию связей с другими текстами, и с текстом социокультурной реальности в целом.

Очевидно, что гипертекст слабо напоминает печатный текст, относительно которого справедлива русская поговорка «Написано пером — не вырубишь топором». Гипертекстуальность — это преодоление императивности печатного текста гутенберговой галактики, так как его значение определяется уже не автором и издателем, а читателем-соавтором гипертекста.

Однако можно утверждать, что журналистика, в том числе и традиционная, гипертекстуальна в своей основе. Удобную классификацию гипертекстов мы встретили в уже упоминавшейся сетевой публикации Михаила Визеля «Поздние романы Итало Кальвино как образцы гипертекста» .

Попытка классифицировать гипертексты выглядит следующим образом.

Художественные/нехудожественные. Как и абсолютное большинство обычных текстов, большинство гипертекстов не является художественными. Это справочники, телефонные книги, инструкции пользователя, построенные по принципу: для такой-то операции смотри такую-то страницу, при такой-то неполадке смотри такую-то страницу, если неполадка не устраняется, смотри дальше такую-то страницу (наглядным примером такого гипертекста является справочная система в ОС Windows), и, разумеется, энциклопедии.

Изолированные/сетевые. Один из первых художественных гипертекстов — «После полудня» (Afternoon) Майкла Джойса (Michael Joyce) продается в виде компакт-диска. Понятно, что он пределами этого диска и ограничивается и что его может в каждый момент читать только один человек, сидя перед монитором.

Но существуют гиперроманы, «живущие» в сети, которые, во-первых, доступны одновременно многим пользователям, а во-вторых, могут объединяться в целые сайты подобных себе произведений. Таковы, например, упоминавшийся уже «Электронный Лабиринт», «East-gate» или циклопический проект Михаила Эпштейна «Книга книг». М. Эпштейн пытается собирать идеи ненаписанных книг, чтобы ими мог воспользоваться любой желающий.

Только чтение/чтение с комментариями/чтение-письмо. «Чтение с комментарием» — наиболее часто встречающийся вид размещения произведений в сети. Читателю-зрителю (речь идет не только о текстах, но и о картинах, фотографиях, звуковых фрагментах и т. д.) предоставляется возможность в специальной «гостевой книге» выразить свое восхищение, несогласие и другое мнение.

Часто посещаемые «гостевые книги» некоторые склонны рассматривать в качестве нового вида искусства — так называемой сетературы. Чтение-письмо — это постоянно развивающиеся сетевые проекты.

Проекты одного автора/проекты с возможностью коллективного творчества. Проект одного автора предполагает, что доступ (к сайту) защищен и доступен только самому автору или с его ведома. Понятно, что таковы все гипертексты, выходящие на компакт-дисках. В сети к ним можно отнести, например, «Набережную Житинского» — сайт, на котором петербургский писатель А. Н. Житинский размещает свои произведения, снабжая их густыми перекрестными ссылками и создавая таким образом из них гипертекст.

Доступ к «многоавторным» проектам обеспечен всем желающим. Наиболее удачным из таких проектов на русском языке представляется «Сад расходящихся хокку» в Журнале. Ру. Нередко чисто авторские гипертексты усложняются введением подставных авторов — созданных автором виртуальных персонажей, имеющих свой вполне отдельный голос.

Аксиальные/дисперсные. Аксиальными называются сочинения, которые, не имея сквозного сюжета, тем не менее с трудом поддаются комбинированию, т. е. имеющие магистральный, «книжный» принцип построения. Таков, если рассматривать его как гипертекст, «Декамерон». Аксиальные гипертексты служат как бы связующим звеном между классической «гутенберговой» книгой и собственно гипертекстом, дисперсным по своей природе.

Дисперсные гипертексты не имеют четко выраженной повествовательной оси, не имеют ни начала ни конца, в них можно «войти» с любого места. Этот пункт классификации наиболее условен. Следует говорить скорее не о двух типах, а о двух осях системы координат, между которыми размещается тот или иной конкретный гипертекст.

Эту классификацию интересно соотнести с классификацией сетевых изданий, представленной в предыдущей главе. Ее также можно использовать в целях оценки гипертекстуальности того или иного журналистского ресурса.

Ясно, что не гипертекстуальная веб-журналистика эффективно существовать не может. Отсутствие гипертекстуальности — одна из причин неуспеха сайтов, размещающих клоны бумажных изданий. Проектируя новое или осуществляя экспертную оценку существующего веб-издания, следует воспользоваться описанными свойствами гипертекста как критериями и проанализировать издания по критерию «гипертекст — плоский текст». Чем больше гипертекста в веб-издании, тем оно популярнее и успешнее.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой