Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Аграрно-промышленное предприятие, сущность и управление в нем

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Приказы, распоряжения, инструкции, рекомендации могут доводиться письменно и устно. Осуществляя административное распорядительство, необходимо правильно пользоваться и не злоупотреблять изданием приказов, распоряжений, инструкций. Расширение сферы воздействия экономических методов в управлении производственными подразделениями требует частичного перехода от жестких мер воздействия (приказов… Читать ещё >

Аграрно-промышленное предприятие, сущность и управление в нем (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Агропромышленное предприятие представляет собой организацию, объединяющую сразу несколько экономических отраслей. Объединяющим признаком для каждой из них является ориентированность на производство или переработку сельскохозяйственного сырья и получение новой номенклатурной единицы продукции.

Таким образом, в состав крупного агропромышленного комплекса могут входить любые отрасли промышленности, конечной производственной целью которых является названная продукция. Основных же принято выделять четыре:

  • * Сельское хозяйство: животноводство, растениеводство;
  • * Вспомогательные службы и отрасли — те, которые снабжают хозяйство материальными ресурсами и средствами производства: машиностроение, производство удобрений, различных составов для химической обработки и т. д.
  • * Отрасли, перерабатывающие сельскохозяйственное сырье: первичная переработка для легкой или пищевой промышленности.
  • * Отрасли, задействуемые для транспортировки, заготовки и хранения продукции.

В большинстве агропромышленных организаций и объединений, за исключением хозяйственных товариществ и КФХ, необходимы специальные органы управления, порядок создания и компетенция которых определяется в уставе.

Для создания и функционирования полного товарищества не требуется устав, устанавливающий компетенцию его органов. Единственным учредительным документом служит учредительный договор. В управлении делами полного товарищества каждый участник обычно имеет один голос, если учредительным договором не предусмотрено иное.

В товариществе на вере управляют полные товарищи, а вкладчики в соответствие с законодательством не имеют такого права.

КФХ чаще всего является семейной фермой управляет производством в которой глава КФХ.

Унитарные предприятия — единственная форма коммерческих организаций, не являющихся собственниками имущества. УП могут работать на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления имуществом собственника (чаще сего таковым является государство или муниципальные образования). Особенностью управления УП является то, что во главе его находится единоличный руководитель (директор), который назначается собственником либо уполномоченным собственником органом и им подотчетен. Никакие другие органы управления в унитарных предприятиях не создаются.

Если имущество предприятия является коллективной собственностью (коллективно-долевой или коллективно-совместной), то создается система органов управления. Так в ООО, АО и ПК высшим органом управления общее собрание его участников, правомочное решать основные вопросы деятельности, круг которых закреплен в уставе предприятия и законе об АО (ООО, ПК).

К исключительной компетенции общего собрания, как правило, относятся следующие вопросы:

  • * определение основных направлений предприятия;
  • * изменения устава и уставного капитала;
  • * избрание исполнительных органов управления, а так же принятие решения о досрочном прекращении их полномочий, избрание ревизионной комиссии (или утверждение аудитора);
  • * утверждение годовых отчетов и бухгалтерских балансов предприятия, распределение его прибылей и убытков;
  • * принятие решений о прекращении деятельности предприятия или его реорганизации.

В ПК численность членов которого превышает 300, общее собрание членов кооператива в соответствии с уставом кооператива может проводиться в форме собрания уполномоченных.

В АО и ПК при численности членов более 50 создается наблюдательный совет (совет директоров), который подотчетен общему собранию (компетенция совета определяется в уставе). Основное предназначение наблюдательного совета контроль за деятельностью исполнительных органов власти.

Оперативное руководство предприятием осуществляет исполнительный орган, который может быть коллегиальным (правление, дирекция) или единоличным (председатель, директор), в том числе и необязательно избранным из числа собственников предприятия (за исключением ПК). Это открывает возможность найма в предприятиях высококвалифицированного управляющего по контракту либо заключения специального договора с управляющей компанией (коммерческой организацией). Исполнительный орган организует свою работу в соответствии с Уставом предприятия и законодательством, подотчетен общему собранию (собранию уполномоченных) и наблюдательному совету.

К компетенции исполнительного органа относятся текущие вопросы, не относящиеся к исключительной компетенции общего собрания: осуществление различных сделок, представительство общества и пр. Численный состав исполнительного органа, срок его деятельности и компетенция отражаются в уставе.

Для контроля за финансовой документацией на предприятиях создается Ревизионная комиссия (ревизор) она не является органом управления, но оказывает значительное влияние на управление, так как выполняет одну из основных функций — контрольную. По результатам проверки органы управления принимают решения о защите интересов собственников и регулированию деятельности предприятия. Ее полномочия и порядок их осуществления определяются уставом предприятия.

Два кооператива и более вправе создать ревизионный союз который приобретает статус потребительского кооператива. Кооператив в обязательном порядке входит в один из ревизионных союзов по своему выбору. В противном случае он подлежит ликвидации по решению суда. Ревизионная проверка осуществляется каждый второй финансовый год; в кооперативах, балансовая стоимость имущества которых превышает 10 тысяч минимальных размеров оплаты труда, — каждый финансовый год.

(Результаты ревизионной проверки деятельности кооператива в семидневный срок обсуждаются на совместном заседании правления и наблюдательного совета, затем докладываются на очередном собрании кооператива. Общее собрание принимает по итогам ревизионной проверки решение о мерах по защите интересов кооператива.).

Для контроля за деятельностью исполнительных органов общества его участники могут использовать внешний аудит. Обязательность внешнего аудита может предусматриваться либо законом (ОАО), либо уставом самого предприятия. В соответствии с ними требовать проведения независимой аудиторской проверки вправе как общее собрание общества, так и определенное число его участников, обладающих соответствующей долей в уставном капитале.

8 Оперативно-распорядительное воздействие. Пути совершенствования в ООО «Мечта» Костромского района Костромской области В задачу руководителя предприятия любого ранга входит умелое сочетание административной деятельности с воспитанием людей. Практика убедительно свидетельствует, что в решении производственных вопросов нельзя во всем полагаться на силу приказов и распоряжений. В расчет должны приниматься морально-политические последствия принимаемых решений.

По частным и специальным вопросам руководители и специалисты различных уровней в различных формах хозяйствования имеют право отдавать распоряжения и указания (в пределах своей компетенции). К оперативно-распорядительному воздействию относятся также производственный инструктаж работников, рекомендации и советы руководителей и специалистов по способам выполнения заданий. Эти формы воздействия более мягкие и гибкие, в меньшей степени сковывают инициативу подчиненных.

Одним из видов организационного воздействия является организационно-методическое инструктирование. Иногда на практике можно встретить отношение к инструкциям как к признаку бюрократизма. Между тем процесс производства и управления носит циклический характер, элементы которого повторяются изо дня в день. Поэтому отказаться от инструкций, значит каждый день давать исполнителям одни и те же приказы, распоряжения, указания. Инструкции вносят ясность во взаимоотношения работников, исключают необходимость много раз разъяснять кому, что, где и когда делать. Они доводятся до исполнителя на длительный срок, вносят систему и порядок в работу, повышают чувство ответственности и позволяют работать более ритмично, экономя управленческий труд. Таким образом, нельзя недооценивать, а наоборот, необходимо широко применять (в разумных пределах) такой вид организационного воздействия как инструктирование.

Приказы, распоряжения, инструкции, рекомендации могут доводиться письменно и устно. Осуществляя административное распорядительство, необходимо правильно пользоваться и не злоупотреблять изданием приказов, распоряжений, инструкций. Расширение сферы воздействия экономических методов в управлении производственными подразделениями требует частичного перехода от жестких мер воздействия (приказов и распоряжений) к более гибким (рекомендации, инструктаж). Это увеличит самостоятельность подразделений, будет способствовать развитию творчества и инициативы работников. Постановления коллективных органов управления должны быть приняты в соответствии с их компетенцией и соблюдением принципа коллегиальности.

Для совершенствования оперативно-распорядительной деятельности в ООО «Мечта» Костромского района Костромской области руководителям всех уровней необходимо соблюдать следующие правила:

  • — распоряжение (приказ) необходимо отдавать только тогда, когда это действительно диктуется обстановкой (непринятие нужных решений, принятие половинчатых решений, принятие излишних решений дезорганизует процесс производства);
  • — распоряжение должно приниматься на основе достоверной информации и полного учета технических, технологических, экономических, социальных, правовых факторов, ограничивающих выбор решений;
  • — в выработке и принятии распорядительных актов должны принимать участие специалисты организации;
  • — поставленные цели и задачи в распоряжении должны быть конкретными, точными и ясными;
  • — содержание распоряжения должно быть исчерпывающим и в тоже время кратким, иметь минимум необходимой информации;
  • — распоряжения и приказы не должны чрезмерно сдерживать инициативу подчиненных;
  • — распорядительство должно осуществляться таким образом, чтобы исключить «управление через голову», то есть отдачу распоряжения работнику, минуя его непосредственного руководителя;
  • — распоряжение должно быть адресным, поручаться конкретному исполнителю, исключать обезличку;
  • — распоряжение должно содержать задание исполнителю на продолжительный отрезок времени и быть доведено заблаговременно, чтобы подчиненный мог продумать наиболее рациональные способы его выполнения;
  • — по своей форме распоряжения не должны принижать человеческое достоинство подчиненных;
  • — после отдачи распоряжения проверять, как оно понято подчиненным, и осуществить контроль за его выполнением.

Распорядительное воздействие больше, чем организационное, нуждается в контроле исполнения. Контроль должен отвечать ряду требований, а именно:

  • — носить непрерывный, регулярный, систематический характер, а не осуществляться от случая к случаю;
  • — быть более своевременным по срокам своего осуществления;
  • — быть тщательным и полным с точки зрения охвата объекта контроля;
  • — быть не формальным;
  • — носить объективный характер и всесторонне укреплять чувство личной ответственности и дисциплины в аппарате управления;
  • — быть оперативным, действенным, то есть сопровождаться принятием конкретных мер по исправлению обнаруженных недостатков;
  • — быть гласным, его результаты должны стать достоянием всех работников организации.

Контроль и проверка исполнения принятых решений, приказов, постановлений и т. д. есть важнейшая часть организаторской работы. Результативность контроля и анализа достигается не количеством проверок и выявленных недостатков, а конструктивным подходом, позволяющим разобраться в причинах недостатков и устранить их. Контроль должен носить профилактический характер.

Велико значение промежуточного контроля как средства управления. Если с помощью конечного контроля лишь пассивно фиксируется имевший место недостаток, то при посредстве промежуточного контроля можно вовремя обнаружить надвигающиеся диспропорции, недостатки, своевременно путем вторичного распорядительного воздействия отрегулировать и не допустить их.

Контроль должен сопровождаться укреплением дисциплины и личной ответственности за порученное дело, воспитанием людей. Расширение доверия к людям не означает ослабление контроля. Важно, чтобы и ответственность носила профилактический характер, то есть определялась на первых стадиях процесса управления. Это достигается разработкой должностных инструкций, правильным оформлением приказов, распоряжений и т. п.

Управленческий труд должен быть согласован и скоординирован в течение рабочего дня. Существует необходимость в определенном режиме и ритме деятельности. Для решения этих задач следует пользоваться графиком согласования управленческого труда. Чтобы он стал эффективным средством управления, надо тщательно продумать очередность работ, правильно определить их продолжительность.

Иногда неправильно определяются виды работ, предшествующие наряду. Наряд проводится без подготовки проекта. В результате тот, кто проводит наряд, ставит себя в трудное положение, когда надо принять много важных решений, а время ограничено. Необходимые расчеты за это время не могут быть выполнены.

Кроме того, во время наряда главный специалист, заметив ошибку в решении директора, не отважится ее поправить, так как присутствуют подчиненные. А если решится, то поставит директора в неловкое положение. Ответная реакция бывает неодобрительной. Начинается длинный спор, идет время, накаливается обстановка, теряется авторитет как директора, так и специалиста. Чтобы подобная ситуация не возникла, рекомендуется перед нарядом собираться директору и главным специалистам в узком кругу (без подчиненных) и составлять вместе проект плана-наряда. При такой очередности и процедуре проведения работ повышается обоснованность решений, наряд проходит оперативно, без настойчивых притязаний управляющих отделений, так как они знают, что все заранее обдумано и сделаны специальные расчеты.

Кроме перечисленных мероприятий, созданию системы отношений в ООО «Мечта» способствуют: упорядочение потоков оперативной информации; повышение квалификации кадров управления, обучение их процедурам управления с использованием анализа конкретных ситуаций и деловых игр; организация диспетчерской службы; внедрение внутрихозяйственного расчета и создание других экономических условий, побуждающих работников добиваться высоких производственных показателей; проведение целенаправленной воспитательной работы и др. Эти мероприятия следует проводить последовательно и в системе.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой