Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Система права. 
Правоведение

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для деления права на отрасли используются главным образом два критерия — предмет и метод правового регулирования. По этим критериям и отличают одну отрасль права от другой. При этом в буквальном смысле собственный метод правового регулирования в той или иной отрасли может и отсутствовать (по большому счету классические средства правового регулирования — предписания, дозволения, запреты… Читать ещё >

Система права. Правоведение (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Право — явление системное. Поскольку мельчайшей составной единицей права является правовая норма, то в основе выделения различных видов (типов) систем права неизбежно лежит та или иная специфика образующих системную совокупность правовых норм.

В настоящее время юридическая наука признает следующую классификацию норм права в качестве наиболее общей:

  • — деление всех норм права на нормы материального и процессуального права;
  • — деление норм права каждой страны на публичное и частное право;
  • — деление норм права на внутригосударственное (или национальное) право и международное право;
  • — объединение норм права в отдельные правовые институты, подотрасли и отрасли.

Материальное право — совокупность норм права, с помощью которых государство воздействует на общественные отношения, прямо и непосредственно регулируя их. Нормы материального права закрепляют правовой статус лиц, компетенцию органов государственной власти, основания и пределы юридической ответственности и т. д. К материальным отраслям относятся: уголовное, гражданское, трудовое, предпринимательское, семейное право и др.

Процессуальное право — часть норм правовой системы, регулирующая отношения, которые определяют порядок и условия применения и защиты норм материального права в процессе расследования преступлений, рассмотрения и разрешения уголовных, гражданских, арбитражных дел, а также дел об административных правонарушениях, и дел, рассматриваемых в порядке конституционного судопроизводства и др. Официальное применение любой нормы материального права должно осуществляться в определенной процессуальной процедуре, выделяющей субъект правоприменения, порядок его деятельности и взаимоотношений с обязанной стороной, порядок обжалования акта правоприменения и т. д. Поэтому процессуальные нормы существуют практически в любой отрасли, но не все выделяются в самостоятельную отрасль (подотрасль).

Материальное и процессуальное право неразрывно связаны между собой. Их можно рассматривать как юридические категории, выражающие единство двух сторон правового регулирования: непосредственной юридической регламентации общественных отношений и процессуальных форм их регулирования и защиты.

Необходимо отметить, что генетические корни как публичного, так и частного права кроются в развивающихся общественных отношениях. Именно в сферах жизни общества, государства и гражданина зарождаются процессы и явления, требующие публично-правового регулирования. Вызревают потребности, удовлетворение которых отвечает социальным интересам. Применительно к публичному праву имеются в виду общие потребности, отношения, интересы, без обеспечения которых невозможно удовлетворение как личных интересов, так и общезначимых, публичных интересов общества в целом. Устойчивость общества и его жизнедеятельность, функционирование институтов политической, экономической, социальной сфер служат своего рода условием и гарантией реализации частного права, а следовательно, можно сделать вывод: публичное и частное право органически связаны и взаимодействуют между собой.

Публичное право — это правовые нормы и отношения, регулирующие государственную деятельность в публичноправовой сфере (государственное, административное, уголовное право, суд и судопроизводство), т. е. такие отношения, в которых через государственные организации выражен общенародный интерес.

Оно регулирует отношения по вертикали, а нс по горизонтали, представляет собой отношения субординации, подчиненности. В области публичного права должен действовать принцип: «Разрешено то, что дозволено правом», а не: «Что не запрещено, то дозволено». К отраслям публичного права относят уголовное, административное, финансовое, таможенное, экологическое и др.

Хотя публичное право напрямую связано с государством, его властной деятельностью, в нем должны быть выражены принципы, закрепляющие основные права и свободы личности, их защиту, а также принципы, ограничивающие произвол власти.

Частное право — это право, защищающее интересы лица в его взаимоотношениях с другими лицами, регулирующее частные интересы, независимость и инициативу индивидуальных собственников и объединений (корпораций) в их взаимодействии. Частноправовые отношения — это договорные отношения. В них самим участникам предоставлена возможность автономно, по своей воле и в своих интересах определять свои права и обязанности.

Такие отношения характеризуются:

  • — во-первых, равенством сторон правоотношений;
  • — во-вторых, относительной свободой и самостоятельностью участников правоотношений;
  • — в-третьих, взаимными субъективными правами и обязанностями; свободой выбора воли поведения субъектов, обусловленного индивидуальным (частным) интересом, совмещенного с коллективным и всеобщим (публичным) интересом, защита которого передана с согласия общества и по общей договоренности государству, в первую очередь суду, осуществляющему правосудие по закону и непременно по справедливости.

Все субъекты частноправовых отношений одинаково равны перед законом и судом и не имеют никаких преимуществ по отношению друг к другу. В частном праве действует принцип: «Разрешено все то, что не запрещено законом». В ряде случаев отдельные принципы частного права распространяются и на публичное.

Сфера действия частного права — область творческой инициативы физического (юридического) лица, использования своих уникальных способностей и удовлетворения потребностей. Область применения публичного права не должна быть главенствующей по отношению к частному, так как в гражданском обществе публичная власть является одним из его институтов и не может служить бюрократии и господству государственного аппарата над обществом, напротив, она предназначена для правового регулирования властно-управленческих отношений. К отраслям частного права относят гражданское, семейное, трудовое и др.

К национальному праву принято относить систему права, которая регулирует отношения внутри данного государства и отличается своеобразием национальных, историчсских, культурных особенностей конкретного народа. В России к национальному праву относятся все отрасли права за исключением международного. В состав национального права входят не только федеральное законодательство, но и законодательство субъектов РФ, муниципальные правовые нормы и т. д.

Международное право концентрирует совокупный опыт человеческой цивилизации и является результатом согласования воли субъектов международного общения, в первую очередь государств (подробнее см. гл. 18 учебника).

В Конституции РФ провозглашено, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Это означает, что международное право служит ориентиром для внутригосударственного законодательства и правоприменительной практики. Кроме того, нормы международного права непосредственно применяются во внутригосударственных отношениях. Однако международноправовые акты «входят» в правовую систему России только после их ратификации, одобрения, присоединения. Таковы конституционный императив и процедуры, установленные в ч. 4 ст. 15, п. «б» ст. 86, п. «г» ст. 106 Конституции РФ и в Федеральном законе от 15.07.1995 № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» .

Правовой институт представляет собой группу норм права, регулирующих типичные общественные отношения и в силу этого приобретающих относительную самостоятельность и устойчивость функционирования. Правовой институт чаще всего регулирует определенный вид общественных отношений, причем это регулирование имеет достаточно законченный характер.

Выделяют отраслевые и межотраслевые правовые институты. Отраслевые институты объединяют нормы внутри конкретной отрасли, например институты дарения, наследования в гражданском праве, институт президентства в конституционном праве и др. К межотраслевым принадлежат институты, которые регулируют общественные отношения, относящиеся к двум или более отраслям права, например институт собственности, юридической ответственности, институт договора и пр.

Несколько близких по характеру регулирования правовых институтов образуют подотрасль права. Например, в составе гражданского права выделяют авторское, жилищное, патентное право, в составе финансового права выделяется подотрасль налогового права.

Отрасль права является самым крупным элементом в системе права. Ее образует совокупность норм, регулирующих качественно однородную группу общественных отношений, она характеризуется своеобразием предмета и метода правового регулирования. Если правовой институт регулирует вид общественных отношений, то отрасль — их род.

В основе всей системы российского права находится конституционное право, которое является базовым для всех других отраслей. Конституционное (государственное) право — это область публичного права. Оно регулирует отношения, устанавливающие основы конституционного строя, конституционный правовой статус личности, форму государственного устройства, принципы организации и деятельности государственных органов, основы местного самоуправления, а также отношения, возникающие между обществом, личностью и государством. Нормы Конституции РФ обладают высшей юридической силой (подробнее об этом в параграфе 6.2). Среди основных отраслей права также следует выделить: административное, гражданское, уголовное, семейное, трудовое, экологическое, финансовое, процессуальное право и др.

Помимо названных выше в системе норм права можно выделить также отрасли, отделившиеся от основных: земельное, муниципальное, коммерческое, банковское, природоохранительное право, уголовно-исполнительное право и др.

Для деления права на отрасли используются главным образом два критерия — предмет и метод правового регулирования. По этим критериям и отличают одну отрасль права от другой. При этом в буквальном смысле собственный метод правового регулирования в той или иной отрасли может и отсутствовать (по большому счету классические средства правового регулирования — предписания, дозволения, запреты — используются во всех без исключения отраслях права), однако какие-то отличительные черты метода в каждой отрасли права должны присутствовать непременно (подробнее о методах правового регулирования см. параграф 3.4 учебника).

Предметом правового регулирования принято считать общественные отношения, регулируемые определенной совокупностью норм права. Каждой отрасли соответствует свой предмет регулирования. Иначе говоря, каждая отрасль отличается предметным своеобразием, спецификой регулируемых общественных отношений. Предмет регулирования складывается объективно и не зависит от усмотрения законодателя.

Не любые общественные отношения могут выступать предметом правового регулирования. Необходимо, чтобы эти отношения отличались:

  • — устойчивостью и повторяемостью;
  • — заинтересованностью общества и государства в том, чтобы эти отношения существовали именно в правовой форме и подлежали правовой защите со стороны государства;
  • — способностью к внешнему контролю, например со стороны судебных, административных органов. Так, внутренние семейные отношения, как правило, не поддаются внешнему контролю, поэтому их трудно урегулировать нормами права.

Среди отраслей права выделяют и комплексные отрасли, которые для регулирования общественных отношений используют комбинирование различных методов и имеют сложный, многоаспектный предмет регулирования. Например, к комплексным отраслям относят в настоящее время муниципальное и аграрное право.

Предметом муниципального права являются имущественные, финансовые, налоговые, земельные, трудовые, а также организационно-управленческие отношения на местном уровне. При этом многие нормы муниципального права являются одновременно нормами гражданского, финансового, земельного и др. отраслей права, что определяет его комплексный характер. А поскольку предмет включает разнородные общественные отношения, то в этой отрасли применяется как императивный, так и диспозитивный методы, а также дополнительные методы — рекомендаций, гарантий.

Совокупность институтов, подотраслей и отраслей права образует систему права. Основное назначение понятия «система права» юристы видят в системной характеристике позитивного права в целом. Однако такой подход к понятию системы права сужает ее содержание и не позволяет раскрыть глубинную социальную природу права как сложного явления общественной жизни. Конечно, существующая система объективного права составляет важное звено в правовой системе общества, но этим не должно ограничиваться ее содержание.

Система права помимо существующих в государстве правовых норм включает и такие элементы, как правосознание и правоотношения. Все эти элементы правовой системы тесно связаны между собой и взаимообусловлены. При подходе к праву только как к системе юридических норм, регулирующих общественные отношения, размываются собственно правовые границы. Тогда легко смешать право с другими нормативными системами, упорядочивающими общественные отношения. Сведение права к нормам носит этатистский характер, исходит из приоритета над ним власти и насилия, предполагает приоритет государства перед правом. Законодательство (юридическое право) есть лишь внешняя необходимая форма правовой системы, порожденная обществом на данном этапе его развития.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой