Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Понятие здоровья и его критерии

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Системный подход. Здоровье как категория, отражающая одну из характеристик человека, которая имеет определенную целостность, комплексность, то есть систему. Системный подход в области здоровья основывается на следующих принципах: отказ от определения здоровья как неболезни; выделение системных, а не изолированных критериев здоровья; обязательное изучение динамики системы, выделение зоны… Читать ещё >

Понятие здоровья и его критерии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Здоровье в иерархии ценностей современного человека представляет собой естествоенную, абсолютную, недевальвируемую жизненную ценность, которая по мере роста благосостояния населения будет только возрастать. К сожалению, большинство людей ценность здоровья осознают тогда, когда уже есть ему угроза или когда оно уже утрачено. «Здоровье — не все, но все без здоровья — ничто», говорил еще Сократ. Еще в древности здоровье понималось врачами и философами как главное условие свободной деятельности человека, его совершенства. Однако, несмотря на большую ценность, придаваемую здоровью, это понятие с давних пор не имело конкретного научного определения. И в настоящее время существуют разные подходы к его определению. При этом, большинство авторов: философов, медиков, психологов (Ю.А. Александровский, 1976; В. Х. Василенко, 1985; В. П. Казначеев, 1975; В. В. Николаева, 1991; В. М. Воробьев, 1995, Г. С. Никифоров, 2003) в отношении этого явления согласны друг с другом лишь в одном, что сейчас отсутствует единое, общепринятое, научно обоснованное понятие «здоровье индивида».

Самое раннее из определений здоровья — определение Алкмеона, имеет своих сторонников вплоть до сегодняшнего дня: «Здоровье есть гармония противоположно направленных сил». Цицерон охарактеризовал здоровье как правильное соотношение различных душевных состояний. Стоики и эпикурейцы ценили здоровье превыше всего, противопоставляя его энтузиазму, стремлению ко всему неумеренному и опасному. Эпикурейцы считали, что здоровье — это полное довольство при условии полного удовлетворения всех потребностей. Психологически ориентированные формулировки здоровья описывают его как обретение человеком своей самости, «реализацию Я», полноценную и гармоничную включенность в сообщество людей. Здоровый человек подвижен, открыт, редко использует защитные реакции, опирается на себя (К.Роджерс). Он подвижен и хорошо приспосабливается к меняющимся условиям, терпим к другим, эмоционален и рефлексивен. Ф. Перлз связывает психическое здоровье со зрелостью личности, проявляющейся осознании собственных потребностей, конструктивном поведении, здоровой адаптивности и умении принимать ответственность за самого себя. С точки зрения В. Райха, здоровое состояние характеризуется свободным протеканием энергии. В уставе Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) записано, что здоровье представляет собой не только отсутствие болезней и физических дефектов, но и состояние полного социального и духовного благополучия. В настоящее время выделяют несколько подходов к определению здоровья.

Здоровье как отсутствие болезни. В рамках этого подхода осуществляются исследования в медицине и психологии личности. Такое рассмотрение феномена «здоровье» не может быть исчерпывающим. Разные авторы приводят следующие недостатки такого понимания здоровья: 1) в рассмотрении здоровья как неболезни изначально заложена логическая ошибка, так как определение понятия через отрицание не может считаться полным; 2) данный подход — субъективен, так как в нем здоровье видится как отрицание всех известных болезней, но при этом за бортом остаются все неизвестные болезни; 3) такое определение имеет описательный и механистический характер, что не позволяет раскрыть сущность феномена индивидуального здоровья, его особенности и динамику. Ю. П. Лисицын отмечает: «Можно сделать вывод, что здоровье нечто большее, чем отсутствие болезней и повреждений, это — возможность полноценно трудиться, отдыхать, словом, выполнять присущие человеку функции, свободно, радостно жить».

Комплексно-аналитический подход пытается путем подсчета корреляционных связей выделить отдельные факторы, оказывающие влияние на здоровье. Анализируется частота встречаемости данного фактора в жизненной среде конкретного человека и на основании этого делается заключение о его здоровье. Минусы такого подхода: возможность недостаточности конкретного фактора для заключения о здоровье человека; отсутствие единого абстрактного эталона здоровья как суммы набора факторов; отсутствие единой количественной выраженности отдельного признака, характеризующей здоровье человека.

Гомеостатический подход. В Большой Медицинской энциклопедии здоровье определяется как состояние организма человека, когда функции всех его органов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие-то болезненные изменения. В основу данного определения положена категория состояния здоровья, которое оценивается по трем признакам: соматическому, социальному и личностному. Соматический признак — совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде. Социальный — мера трудоспособности, социальной активности, деятельное отношение человека к миру. Личностный признак подразумевает стратегию жизни человека, степень его господства над обстоятельствами жизни.

Функциональный подход. Исследователи предлагают определять здоровье, исходя из основных функций организма человека (реализации генетической рефлекторной программы, инстинктивной деятельности, генеративной функции, врожденной и приобретенной нервной деятельности). В соответствии с этим, здоровье может быть определено как способность взаимодействующих систем организма обеспечивать реализацию генетических программ безусловно-рефлекторных, инстинктивных, процессов, генеративных функций, умственной деятельности и фенотипического поведения, направленных на социальную и культурную сферы жизни.

Адаптационный подход. Г. А. Кураев, С. К. Сергеев и Ю. В. Шленов подчеркивают, что многие определения здоровья исходят из того, что организм человека должен сопротивляться, приспосабливаться, преодолевать, сохранять, расширять свои возможности и т. д. При таком понимании здоровья человек рассматривается как воинствующее существо, находящееся в агрессивной природной и социальной среде. Но ведь биологическая среда не порождает организм, который ею не поддерживается, а если это происходит, то такой организм обречен уже в начале своего развития. I. Illich отмечает, что «здоровье определяет процесс адаптации: …создает возможность адаптироваться к изменяющейся внешней среде, к росту и старению, к лечению при нарушениях, страданиям и мирному ожиданию смерти». Фактически, стало традицией связывать состояние здоровья, болезни и переходных между ними состояний с уровнем адаптации. И. И. Брехман, 1990, формирует следующее понятие: здоровье человека — его способность сохранять соответствующую возрасту устойчивость в условиях резких изменений, количественных и качественных параметров триединого потока сенсорной, вербальной и структурной информации. Н. Д. Граевский, 1979, в понятие «здоровье» включает оценку уровня функциональных возможностей организма, диапазона его компенсаторно-адаптационных реакций в экстремальных условиях, т. е. возможность приспосабливаться к повышенным требованиям среды без патологических проявлений. Н. М. Амосов, 1987, считает, что здоровье напрямую связано с проявлением резервных возможностей организма, его биологической надежностью. Т. Ф. Акбашев: здоровье — характеристика запаса жизненных сил, которая задается природой и реализуется либо не реализуется человеком.

Системный подход. Здоровье как категория, отражающая одну из характеристик человека, которая имеет определенную целостность, комплексность, то есть систему. Системный подход в области здоровья основывается на следующих принципах: отказ от определения здоровья как неболезни; выделение системных, а не изолированных критериев здоровья; обязательное изучение динамики системы, выделение зоны ближайшего развития, показывающей, насколько пластична система при различных воздействиях, т. е. насколько возможна ее самокоррекция или коррекция. А. Я. Иванюшкин предлагает 3 уровня для описания ценности здоровья: 1) биологический — изначальное здоровье предполагает совершенство саморегуляции организма, гармонию физиологических процессов и, как следствие, минимум адаптации; 2) социальный — здоровье является мерой социальной активности, деятельного отношения человека к миру; 3) личностный, психологический — здоровье есть не отсутствие болезни, а скорее отрицание ее, в смысле преодоления.

В. П. Казначеев указывает, что здоровье индивида «может быть определено как динамическое состояние (процесс) сохранения и развития биологических, физиологических и психологических функций, оптимальной трудоспособности и социальной активности при максимальной продолжительности жизни», как «валеологичекий процесс формирования организма и личности». Наряду со здоровьем отдельного человека В. П. Казначеев предлагает рассматривать здоровье популяции, которое он понимает «как процесс социально-исторического развития жизнеспособности — биологической и психосоциальной — населения в ряду поколений, повышение трудоспособности и производительности коллективного труда, роста экологического доминирования, совершенствования вида Homo sapiens». Критерии здоровья человеческой популяции кроме индивидуальных свойств составляюших ее людей включают уровень рождаемости, здоровье потомства, генетическое разнообразие, приспособленность населения к климато-географическим условиям, готовность к выполнению многообразных социальных ролей, возрастную структуру и т. п. Концепция системного понимания здоровья В. П., Казначеева представлена в виде квадрата, четыре стороны которого представляют четыре аспекта здоровья. Схема № 1.

Биологические резервы Социальные Физические резервы.

Психоэмоциональные возможности.

  • 1. Верхняя сторона квадрата — это биологические резервы — то, что дано природой. Этот аспект отражает состояние иммунитета, обменные и гормональные процессы в организме, сексуальные и репродуктивные возможности.
  • 2. Левая сторона — физические возможности организма (степень гармоничности в соответствии с физическим развитием, учет конституционального типа человека, силовые характеристики).
  • 3. Нижняя сторона квадрата отражает психоэмоциональные возможности организма, ассоциативные или образные варианты памяти.
  • 4. Правая сторона — это социальные возможности личности (способности ведущего или ведомого).

Круг внутри квадрата со смещением (используемые резервы) определяет точки максимального риска. Векторы показывают возможности неиспользуемых резервов. В. П. Казначеев указывает на то, что внутренняя картина здоровья человека характеризуется переоценкой социальных возможностей (область круга выходит за границу квадрата) и неадекватностью психоэмоционального поведения (область круга выходит за нижнюю сторону квадрата). Биологические возможности (линия внутренних биологических возможностей идет ниже верхней стороны квадрата), находится в области эндокринно-психологических стрессов. Физические резервы также полностью не используются, распространена гипокинезия.

Еще одна модель здоровья (холистическая модель здоровья) была предложена на рассмотрение Р. И. Айзманом. Здровье представляется как единство соматического, психического (бессознательного и сознательного) и духовного начал, которые оказывают взаимное влияние друг на друга. Изменение в любой из этих сфер неминуемо вызывает реакцию других элементов, которые компенсируют за счет напряжения возникшее отклонение. Обязательным условием коррекции здоровья является воздействие на весь комплекс факторов, влияющих на организм и на каждый компонент, формирующий целостное здоровье, то есть систему.

С позиции единства здоровья, оно состоит из взаимосвязанных частей, выделяются такие компоненты здоровья: физическое, психоэмоциональное, интеллектуальное, социальное, личностное и духовное.

  • 1. Физическое здоровье — это функциональность организма, его резервные возможности, наличие или отсутствие физических дефектов, заболеваний, в том числе генетических.
  • 2. Психоэмоциональное здоровье — характеризует состояние психической сферы, наличие или отсутствие нервнопсихических отклонений, умение понимать и выражать свои чувства, контролировать эмоции, способы выражения отношения к самому себе и к людям.
  • 3. Интеллектуальный аспект здоровья — включает в себя то, как человек усваивает информацию, использует ее, эффективность поиска накопления нужной информации, которая обеспечивает развитие личности и ее адаптацию к окружающей среде.
  • 4. Социальный аспект — подразумевается осознание личности, себя в качестве субъекта мужского или женского пола и ее взаимодействие с окружающими. Этот аспект включает способ обобщения и отношения с различными группами людей (сверстниками, коллегами, родителями, соседями, детьми и т. д.), то есть с обществом.
  • 5. Личностный аспект здоровья — отражает, как осознает себя личность, как развивается собственное «я», самоощущение, чувство самореализации, а способ самореализации зависит от ценностных установок личности. Гармоничное сочетание разных способов и целей самореализации системы является основой личностного здоровья.
  • 6. Духовный аспект отражает суть человеческого бытия, то есть жизненные основополагающие целевые установки, они обеспечивают целостность личности, ее развитие, ее жизнь в обществе. Это стержень целостного здоровья, особенным образом влияющий на остальные его части.

С возрастом вклад каждого из аспектов в целостное здоровье разный: в детстве ведущими являются физическое, психоэмоциональное и интеллектуальное здоровье, в зрелом возрасте — духовное, социальное и личностное здоровье, причем духовное определяет все другие составляющие.

Одной из первых в разработке методологии системного подхода к проблеме индивидуального здоровья была А. Г. Щедрина, 1997. Она отмечает, что системообразующим фактором, ядром системы «здоровье» является степень стабильности гомеостаза, как в состоянии покоя, так и в различных субэкстремальных и экстремальных условиях. Устойчивость и стабильность гомеостаза обеспечиваются (экономичностью затрат энергии) минимальной энтропией, что достигается в процессе эволюции индивидуума и популяции на основе адаптации и саморегуляции. Способность к адаптации — одно из свойств и условий развития здоровья человека. Адаптивность и саморегуляция обеспечивают удержание параметров организма в физиологических пределах, обеспечивая стабильность системы. Стабильность системы зависит от координации и взаимодействия частей друг с другом. Таким образом, здоровье человека как целостное состояние является понятием многомерным и динамическим.

Синтез адаптационного и системного подхода — наиболее современный подход к пониманию здоровья, отраженный в концепции интегративного здоровья. Эта концепция учитывает как многоуровневость феномена здоровья, так и то, что на каждом уровне ресурсы здоровья нарабатываются, накапливаются с помощью прежде всего механизмов адаптации. Поэтому обязательными в современных определениях здоровья становятся совместно встречающиеся идеи многоуровневости и устойчивости, приобретаемой путем адаптации. Так, И. И. Брехман подчеркивает, что здоровье — это не отсутствие болезней, а физическая, социальная и психологическая гармония человека, доброжелательные отношения с другими людьми, с природой и самим собой. При этом «здоровье человека — это способность сохранять соответствующую возрасту устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных параметров триединого источника сенсорной, вербальной и структурной информации». Один из основателей валеологии Т. Ф. Акбашев называет здоровье характеристикой запаса жизненных сил человека, которая задается природой и реализуется или не реализуется человеком.

А. Г. Щедрина отмечает: «Если выводить понятие „здоровье“ из сущностной характеристики жизнедеятельности человека, то следует обратить внимание на такой критерий как жизнеспособность — показатель, интегрально отражающий состояние человека и изменяющийся как во времени, так и под влиянием различных факторов (внутренних и внешних, позитивных и негативных). Жизнеспособность — понятие широкое и специфическое и близкое в нашем понимании с сущностью понятия „здоровье“».

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой