Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Основные принципы конституционного судопроизводства

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Из природы КС РФ и его полномочий, установленных ст. 125 Конституции РФ и ст. 3 Закона о КС РФ, следует, что единственным нормативным актом, которому подчиняется КС РФ, является Конституция РФ. Именно и исключительно Конституцией РФ руководствуется КС РФ в определении критериев оценки правовых норм при осуществлении конституционного контроля. Для определения правовой позиции КС РФ часто… Читать ещё >

Основные принципы конституционного судопроизводства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В области судебной власти принципы играют важнейшую позитивную роль, служат основой судопроизводства, его развития и совершенствования, направленного на обеспечение надлежащей защиты конституционных прав человека и гражданина.

Принципы правосудия функционируют только во взаимосвязи. Систему принципов подразделяют, прежде всего, на несколько групп, которые классифицируют, но объекту регулирования. Первая группа — фундаментальные принципы, характеризующие государственное управление. Вторая — принципы, раскрывающие общие правила организации судебной власти. Третья — конкретные правила осуществления деятельности судебных органов конституционной юстиции. Выделяют также и процессуальные принципы. Один и тот же принцип может относиться к различным группам, соблюдение одних принципов может служить гарантией реализации других.

Принципы различаются также по форме выражения и содержанию. Они могут быть общими и специальными. Общие принципы касаются всех институтов и являются основой для других принципов. Специальные принципы производны от общих, конкретизируя их содержание и охватывая меньший объем правовых институтов.

Принципы конституционного судопроизводства представляют собой совокупность начал, являющихся основой устройства и деятельности органа судебной власти.

Законом определены принципы конституционного судопроизводства: независимость судей, коллегиальность, гласность, устность разбирательства, непрерывность судебного заседания, состязательность и равноправие сторон, язык конституционного судопроизводства.

Статья 5 Закона о КС РФ не упоминает о законности как основном принципе деятельности судебного органа конституционного контроля. Некоторые специалисты считают это упущением. Применительно к сфере конституционного судопроизводства этот принцип имеет определенную специфику, он должен быть упомянут в Законе. Как отметил судья КС РФ В. О. Лучин в Особом мнении к Определению от 27.06.2000 № 92−0, «закон обязывает Конституционный Суд неукоснительно соблюдать любые его требования. Если Суд считает, что действующая редакция Закона препятствует совершенствованию конституционного судопроизводства, то для его изменения он может воспользоваться правом законодательной инициативы» .

Как следует из ст. 118, 120 (ч. 2), 125 (ч. 4), 126 и 127 Конституции РФ и п. 3 ч. 1 ст. 3 Закона о КС РФ, предназначение КС РФ как судебного органа конституционного контроля в рамках его компетенции по разрешению дел о соответствии Конституции РФ законов в связи с жалобами граждан обусловливает необходимость защиты посредством конституционного судопроизводства нарушенных оспариваемым законом конституционных прав и свобод в случаях, когда они не могут быть восстановлены в рамках иных судебных процедур.

Реализуя данное полномочие, КС РФ в соответствии с ч. 3 ст. 74, ст. 96 и 97 Закона о КС РФ принимает постановления только по предмету, указанному в обращении, и лишь в отношении той части акта конституционность которой подвергается сомнению. Во взаимосвязи с положениями ст. 36 и п. 6—8 ч. 2 ст. 37 Закона это означает, что предмет рассмотрения указывается самим заявителем как непосредственным носителем подлежащего конституционно-правовой защите интереса и не может определяться по собственной инициативе КС РФ, который, соблюдая баланс конституционно защищаемых ценностей, включая права и свободы других лиц, обязан действовать в рамках присущих конституционному судопроизводству имеющих высшую юридическую силу и прямое действие принципов состязательности и равноправия сторон (ч. 3 ст. 123 Конституции РФ, ст. 5 Закона о КС РФ). Названные принципы обязывают КС РФ при проверке соответствия Конституции РФ нормативного правового акта, в том числе исходя из его места в системе правовых актов (ч. 2 ст. 74 Закона), не выходить за пределы указанного заявителем предмета обращения.

Конституционное судопроизводство является не только одной из форм осуществления правосудия, но и формой реализации конституционного контроля — деятельности по проверке, выявлению, констатации и устранению несоответствия нормативных правовых актов и действий органов государственной власти Конституции РФ.

Из природы КС РФ и его полномочий, установленных ст. 125 Конституции РФ и ст. 3 Закона о КС РФ, следует, что единственным нормативным актом, которому подчиняется КС РФ, является Конституция РФ. Именно и исключительно Конституцией РФ руководствуется КС РФ в определении критериев оценки правовых норм при осуществлении конституционного контроля. Для определения правовой позиции КС РФ часто использует нормы международного права, но в резолютивной части постановлений окончательный вывод всегда формулируется относительно соответствия или несоответствия проверяемых нормативных положений Конституции РФ[1]. Таким образом, содержание традиционного принципа законности в конституционном судопроизводстве усекается, и он фигурирует как принцип верховенства Конституции.

Принцип независимости сулей и подчинения их только Конституции РФ и федеральному закону следует из природы правосудия. Статья 29 Закона о КС РФ закрепляет положение, что судьи КС РФ независимы и руководствуются при осуществлении своих полномочий только Конституцией РФ и Законом о КС РФ. Иным федеральным конституционным и федеральным законам судьи КС РФ не подчиняются, что отличает содержание принципа независимости судей в конституционном судопроизводстве.

Закон о КС РФ содержит положения о том, что в своей деятельности судьи КС РФ выступают в личном качестве, а решения и другие акты Суда выражают соответствующую Конституции РФ правовую позицию судей, свободную от политических пристрастий (ч. 2, 3 ст. 29). Закон запрещает судьям запрашивать или получать от кого бы то ни было указания по вопросам, принятым к предварительному изучению либо рассматриваемым КС РФ (ч. 4 ст. 29).

Гарантии независимости судей КС РФ включают в себя несменяемость, неприкосновенность судей, несовместимость судейской должности с иными должностями и видами деятельности, предоставление судьям и членам их семей материального и социального обеспечения, установление юридической ответственности за вмешательство в деятельность судьи, процессуальные нормы, гарантирующие беспристрастность суда в процессе осуществления правосудия (институт отстранения судьи от участия в рассмотрении дела, тайна совещания судей, право судьи на особое мнение). Существенным отличием статуса судей КС РФ является то, что на судей конституционных (уставных) судов субъектов РФ полномочия квалификационных коллегий судей распространяются в случаях, если это предусмотрено нормативными правовыми актами субъектов РФ (п. 1 ст. 19 Федерального закона от 14.03.2002 № 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации»).

Основной гарантией независимости конституционных судей становится независимость самого КС РФ как высшего, никому не подконтрольного и не подотчетного органа государственной власти, а также окончательность, непреодолимость и общеобязательность его решений[2].

Полемику в научных и практических кругах вызвали Федеральный конституционный закон от 02.06.2009 № 2-ФКЗ и Федеральный закон от 02.06.2009 № 100-ФЗ, которые направлены в первую очередь на изменение процедуры наделения полномочиями Председателя КС РФ и его заместителей. Вместо существовавшего прежде порядка избрания их судьями КС РФ законом был установлен порядок, согласно которому Председатель КС РФ и его заместители назначаются на должность Советом Федерации, но представлению Президента РФ. Срок полномочий Председателя КС РФ и его заместителей ограничивается 6 годами.

Председатель КС РФ имеет двух заместителей, которые назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ сроком на 6 лет из числа судей КС РФ. Председатель и заместители Председателя КС РФ по истечении срока их полномочий могут быть назначены на должность на новый срок.

Председатель и заместители Председателя КС РФ могут поличному письменному заявлению сложить с себя эти полномочия. Сложение полномочий констатируется решением КС РФ.

Полномочия Председателя или заместителей Председателя КС РФ могут быть досрочно прекращены Советом Федерации по представлению Президента РФ в случае, если решением КС РФ установлено, что Председатель или заместитель Председателя КС РФ не исполняет должностные обязанности или исполняет их ненадлежащим образом. Указанное решение КС РФ принимается большинством не менее 2/3 голосов от общего числа судей КС РФ тайным голосованием в порядке, установленном Регламентом КС РФ от 01.03.1995 № 2−1/6.

Принцип коллегиальности в наибольшей степени отличает конституционное судопроизводство от других видов судебного процесса. Дела в КС РФ рассматриваются в составе палат, состоящих из 9 и из 10 судей, а также в пленарном заседании. КС РФ правомочен принимать решения в заседаниях при наличии не менее 2/3 от общего числа судей (ст. 30 Закона о КС РФ). В гражданском, арбитражном и уголовном судопроизводстве дела в суде первой инстанции по общему правилу рассматриваются единолично (ст. 14 ГПК, ст. 17 АПК, ст. 30 УПК). Более того, в КС РФ коллегиально разрешаются все значимые процессуальные вопросы: принятие обращения к рассмотрению, назначение дела к слушанию, назначение судьи-докладчика.

Принцип состязательности и равноправия сторон в конституционном судопроизводстве, как и в иных видах судебного процесса, означает разделение процессуальных функций сторон и суда, возложение на стороны обязанности обосновать свою позицию и равенство процессуальных прав сторон.

Особенностью конституционного судопроизводства является то, что КС РФ разрешает исключительно вопросы права и воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов и иных органов, что регламентируется ст. 3 Закона о КС РФ. В большинстве же случаев предмет доказывания в конституционном судопроизводстве представляет собой уяснение смысла, который вкладывается законодателем и научной доктриной в нормы закона, а не установление каких-либо фактических обстоятельств. Эта особенность конституционной юстиции обусловила меньшую роль сторон в конституционном процессе. КС РФ не связан доводами сторон и самостоятельно исследует все вопросы, понимание которых необходимо для разрешения дела. Участие сторон в заседании КС РФ не является обязательным, что свидетельствует о меньшей степени проявления принципа состязательности в конституционном судопроизводстве, чем в иных видах судебного процесса, и не связано с возложением на стороны обязанности доказывания фактических обстоятельств.

  • [1] Зорькин В. Л. Роль Конституционного Сула Российской Федерации в реализации Конвенции о зашите прав человека и основных свобод // Сравнительное конституционное обозрение. 2006. № 1 (54). С. 34: Барнашов А. М. О применении Конституционным Судом Российской Федерации общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ // Вестник Томского университета. 2006. № 292. С. 36.
  • [2] Райкова Н. С. Вопросы реализации принципов осуществления правосудия в конституционном судопроизводстве. Государственная власть и местное самоуправление. 2009. № 2.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой