Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Понятие и особенности экологических рисков

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Фактор добровольности подвергнуться риску оказывает существенное воздействие на его восприятие. Люди гораздо меньше думают об опасности, если рискуют добровольно. Использование транспортных средств иногда сопровождается лихачеством, при этом лихач добровольно подвергает риску свою жизнь и жизнь пассажиров. Пешеходы часто нарушают правила и добровольно рискуют своим здоровьем и жизнью, переходя… Читать ещё >

Понятие и особенности экологических рисков (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Экологическая опасность и величина ущерба при ее реализации напрямую связаны с уровнем экологического риска.

Риск представляет собой вероятность наступления опасности, неблагоприятного события с конкретными последствиями и неопределенной величиной ущерба[1]. Риск всегда присутствует в человеческой деятельности, но необязательно реализуется, поэтому возникает соблазн рискнуть, надеясь на удачу, благоприятный исход события, т. е. реализацию шанса. Шанс и риск выступают как антиподы события.

К характеристикам риска относятся его уровень, частота и степень токсических воздействий, последствия при реализации. Действуют факторы восприятия риска, от которых зависят оценка и управление им.

Фактор катастрофичности означает, что негативное событие с человеческими жертвами, сконцентрированное во времени и пространстве, вызывает усиленное восприятие риска по сравнению с событиями, жертвы которых рассредоточены в пространстве и происходят неодновременно. Например, опасность в случае крупного ДТП с участием десятка и более автомобилей психологически воспринимается и оценивается намного выше, чем опасность при одиночных ДТП, хотя суммарное количество жертв в последнем случае намного выше.

Фактор осведомленности приводит к тому, что риски, известные большинству людей, воспринимаются как серьезная опасность. В то же время риски, возникающие от мало или совсем незнакомых явлений или процессов, воспринимаются с трудом. Так, большинство людей не знают, почему возникновение или использование некоторых веществ (химических соединений, в том числе и весьма токсичных, с промышленными отходами) влечет за собой опасные последствия для здоровья и хозяйственной деятельности. В частности, серьезную тревогу вызывает накопление диоксинов, цианидов, фосфорорганических и других веществ на прилегающих к очагам загрязнения территориях.

Фактор контролируемости действий или событий проявляется в виде осознаваемой человеком возможности влиять па действие (событие), в котором он участвует. Если человек не может повлиять на ситуацию лично, он воспринимает опасность сильнее. Практика показывает, что водитель автомобиля воспринимает риск попасть в аварию в меньшей степени, чем его пассажир.

Фактор добровольности подвергнуться риску оказывает существенное воздействие на его восприятие. Люди гораздо меньше думают об опасности, если рискуют добровольно. Использование транспортных средств иногда сопровождается лихачеством, при этом лихач добровольно подвергает риску свою жизнь и жизнь пассажиров. Пешеходы часто нарушают правила и добровольно рискуют своим здоровьем и жизнью, переходя проезжую часть в неустановленном месте.

Существует большое разнообразие рисков. В транспортных процессах в наибольшей степени проявляются производственный, инновационный, коммерческий, финансовый, социальный, экологический виды рисков, которые включают множество разновидностей.

Загрязнение окружающей среды и истощение невозобновляемых природных ресурсов, снижение биопродуктивности Земли приводят к возрастанию значения экологических рисков в деятельности всех хозяйствующих субъектов, в том числе и организаций транспорта. Необходимо учитывать особенности экологических рисков:

  • • долговременный характер последствий их реализации, т. е. возможность проявления этих последствий в течение многих лет после совершения рискового события и нанесения значительного ущерба (например, радиоактивные загрязнения; нарушения в биогеоценозах в результате аварий танкеров с нефтяными грузами);
  • • наличие неопределенности в их оценке, поскольку взгляды общества на опасность того или иного воздействия на окружающую среду могут меняться с получением новых результатов в научных исследованиях.
  • [1] См.: Буралев Ю. В. Безопасность жизнедеятельности на транспорте: учебник для студентов учреждений высш. проф. образования. 5-е изд., перераб. М.: Академия, 2012.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой