Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Языковая игра в творческой деятельности журналиста

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проявлением тенденции языковой игры в телевизионном дискурсе может являться снятие в новостных репортажах морально-нравственных ограничений на использование игровых методов в таких тематических областях, как смерть, интимная жизнь, трагедия и т. п. Появляющиеся новости с изображением шокирующих деталей, элементов черного юмора пользуются спросом не только в «любительской» журналистике… Читать ещё >

Языковая игра в творческой деятельности журналиста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Профессия журналиста тесным образом связана с творческой деятельностью тем, что журналистика, выполняя культурную функцию, должна быть направлена на стимулирование у аудитории созидательной, оптимистической и творческой потенции. Творчество — это всегда создание чего-то нового, ранее не существовавшего, но творческая деятельность журналиста существенно отличается от других видов творчества. Создавая предмет творчества, человек связывает его лишь со своим мироощущением и видением мира, однако журналисту приходится быть посредником между своим миром и миром внешним, в который он обязан передавать информацию. Какой бы формой специализированного творчества журналист не увлекался, ему всегда требуется соблюдать определенные правила: в написании текста, создании видеосюжета, ведении различных телепередач и пр. Любой процесс творческой деятельности всегда неразрывно связан с уровнем профессионализма и мастерства, неважно что это: вещественно-энергетический объект или же информационный продукт. В информационном обществе в области творчества разделяют две формы: любительское творчество и профессиональное творчество. Любительское творчество означает «стихийное следование закономерностям данного вида деятельности» Лазутина Г. В. Творческая деятельность журналиста. Учебник для вузов М.: «Аспект Пресс», 2001, а профессиональное базируется на устоявшемся в профессиональном характере сознательном изучении этих закономерностей и намерении следовать им.

Профессиональная культура журналиста — это хранилище стандартов, «стереотипов и „памяти“ журналистского сообщества» Корконосенко С.Г.(ред.) Основы творческой деятельности журналиста. / СПб.: Знание, СПбИВЭСЭП, 2000, но она включает в себя также индивидуальность автора, творческое самовыражение, умение нарушать существующие нормы и создавать новое. В связи с быстрым развитием журналистики, появлением интермедиарности и новых способов взаимодействия между людьми и СМИ, журналист должен скреплять эти узлы своим творчеством и мастерством. Мастерство журналиста является последней и самой важной ступенью перед профессионализмом после обученности и умелости. Особенность журналистского творчества в том, что журналисты участвуют в социально-культурном творчестве. Их цели — это развитие и изменение культурных элементов, создание ценностно-нормативных координат культуры и оснащение ими социальных процессов.

Но в чем же отличие просто журналистской деятельности и творческой деятельности журналиста? Журналистская деятельность понятие общее и заключается в сборе, обработке и распространении информационного продукта через печатные издания, телевидение, радио и пр. Творческая деятельность журналиста включает в себя не только все упомянутое выше, но и индивидуальность, мировоззренческие ориентиры, социально-политические позиции журналиста — всё то, что может привести к созданию нового информационного продукта.

Языковая игра, на наш взгляд, может является одним из основных компонентов творческой деятельности журналиста, так как представляет собой отдельный творческий процесс создания новых речевых форм. В данной курсовой работе языковая игра в творческой деятельности журналиста рассматривается с позиции телевизионной продукции, поэтому ниже языковая игра будет представлена как составляющая журналистской профессии и творчества на телевидении.

В медиадискурсе возник новый тип журналистики, который определяют, как «игровая журналистика». Доминантная черта игровой журналистики — это широкая игра со словом на самых разных уровнях (яркие метафоры, анекдоты, поэтизмы и т. д.). Языковая игра повышает экспрессивность текста, является определяющей чертой личностной журналистики и формирует языковую (речевую) индивидуальность журналиста (стремление выделиться и запомниться своей игрой). Языковая игра даёт журналисту возможность выделиться перед аудиторией и запомниться своей «игрой» в эфире, творческая деятельность журналиста заключается в самопрезентации, создании собственного имиджа, умения намеренно нарушать схемы, бытующие в профессиональной практике. Телевизионный дискурс, представляя собой явление общественной жизни обладает некоторыми качествами, предполагающими наличие и использование языковой игры в различных ее видах: от шуток и балагурства до тонкого сарказма и иронии.

Использование журналистом языковой игры во многом зависит от жанровой особенности телевизионной продукции. В аналитических (комментарий, репортаж) и информационных (заметка, интервью) жанрах журналист более ограничен в использовании языковой игры, чем в художественных (бенефис) и синтетических жанрах (ток-шоу, телеигра и тд).

Мы считаем, что посредством овладения языковым богатством через языковую игру формируется языковая личностью журналиста. Коммуникативный стиль у каждой языковой личности индивидуален, он создается из черт характера, идеалов, ценностей и стремлений, которые выражаются в методе мышления. «Языковая личность владеет речевой ситуацией, может подняться над обстоятельствами общения, управлять развитием дискуссии. Языковая личность всегда включена в дискурс и создаёт его» И. П. Сусов.

Введение

в языкознание. М.: Восток — Запад, 2006. 382 с. Для журналиста, являющегося профессионалом в телевизионной журналистике, создание своего собственного коммуникативного стиля, становление журналиста как языковой личности всегда творческий процесс.

Проявлением тенденции языковой игры в телевизионном дискурсе может являться снятие в новостных репортажах морально-нравственных ограничений на использование игровых методов в таких тематических областях, как смерть, интимная жизнь, трагедия и т. п. Появляющиеся новости с изображением шокирующих деталей, элементов черного юмора пользуются спросом не только в «любительской» журналистике, но и высокопрофессиональной. Использование журналистами-ведущими разговорных телевизионных жанров в своей речи сленга, каламбуров, анекдотов, тропов, стилистических фигур оказывает положительное влияние на аудиторию и влечет за собой высокие рейтинги.

Индивидуальные особенности языковой личности журналиста и языковая игра являются слагаемыми творческой деятельности журналиста. Языковая игра в пространстве массовой коммуникации становится одним из наиболее эффективных способов информационного воздействия на массовую аудиторию, что и определяет особенности ее использования и функционирования на телевидении. Творческая деятельность журналиста, в свою очередь, дает возможность создания индивидуальной языковой личности и возможности стать высококвалифицированным профессионалом.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой