Дети дошкольного возраста: особенность развития.
Специфика воспитания дошкольников
Испытывая потребность в любви и одобрении, осознавая эту потребность и зависимость от нее, ребенок учится принятым позитивным формам общения, уместным во взаимоотношениях с окружающими людьми. Он продвигается в развитии речевого общения и общения посредством выразительных движений, действий, отражающих эмоциональное расположение и готовность строить позитивные отношения." Мухина В., Возрастная… Читать ещё >
Дети дошкольного возраста: особенность развития. Специфика воспитания дошкольников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Характеристика детей дошкольного возраста
В настоящей работе мы будем говорить о детях 3−7 лет, т. е. тех, кто может посещать (и в большинстве случаев посещает) детский сад, но не ясли. Хотя, безусловно, навыки общения в игре формируются и у детей самого младшего возраста. Однако мы согласимся с позицией Л. С. Выготского, считавшего, что до трех лет ребенок учится и развивается по своей собственной программе, сам берет из окружающей среды понятия и сопоставимые слова и речевые обороты Выготский Л. С., Обучение и развитие в дошкольном возрасте. Доклад на электронном диске журнала «Компьютерные инструменты образования», вып. 2008 г. Этот возраст выдающийся психолог называет преддошкольным.
В три года большая часть нормально развивающихся детей владей речью настолько, чтобы формулировать свои желания и интересы, четко ассоциировать слова с названиями предметов и действиями. В. Мухина также называет дошкольным возраст от 3 до 7 лет.
Для детей дошкольного возраста характерны любознательность, наблюдательность и стремление подражать взрослым.
Наблюдается быстрый переход от индивидуальных игр и стремления к личным игрушкам и их личному использованию к коллективному применению предметов.
От трех к семи годам существенно возрастает понятийный аппарат ребенка. В ходе взросления дети понимают и принимают все более сложные правила поведения. В том числе — правила, предусмотренные играми.
Психологи выяснили, что с возраста четырех — пяти лет мыслительная активность ребенка уже освобождается от обязательного базирования на физические действия. Ребенку становится интересно отгадывать загадки, составлять рассказ к картинке, спрашивать, спорить. Ориентировочные, направленные действия заменяют у него беспорядочные и случайные. Эти действия становятся более организованными и приобретают познавательную направленность. Появляются новые специальные виды деятельности слушание, рассказывание, словотворчество.
В результате детей начинает интересовать не столько новый предмет сам по себе, сколько его устройство, назначение и способ использования. В этот период, исследуя новую игрушку, они стремятся ее разобрать и посмотреть что у нее внутри, в результате, кроме вопросов «что это?» появляются вопросы «почему?» Гребенюк А. А. Актуальные проблемы возрастной психологии. Симферополь, Изд. «Крым», 2001.
«Дошкольный период является сенситивным для развития многих психических процессов. Элементарные нравственные представления и чувства, простейшие навыки поведения, приобретенные ребенком в этот период из „натуральных“, по Л. С. Выготскому, должны стать „культурными“, то есть превратиться в высшие психологические функции и стать фундаментом для развития новых форм поведения, правил и норм.» Куражева Н. Ю., Вараева Н. В., Психологические занятия с дошкольниками. Цветик-семицветик. — СПб.: Речь, 2005 г, С. 42.
По мнению Л. С. Выготского ведущую роль в формировании личности дошкольника играет память. Полученные ребенком представления остаются в первую очередь в воспоминаниях, поскольку мыслительный аппарат, отвечающий за формирование причинно-следственной логики, еще недостаточно развит. В то же время этот аппарат уже дает возможность формировать отвлеченные понятия, т. е. обобщать, делать выводы, далеко не всегда верные и обоснованные. Процитируем важное замечание Л. С. Выготвского: «…интересы ребенка начинают определяться смыслом, который представляет для него данная ситуация, и не только сама ситуация, но то значение, которое ребенок вкладывает в эту ситуацию. Возникает первое аффективное обобщение, возникает замещение и переключение интересов» Выготский Л. С., Обучение и развитие в дошкольном возрасте. Доклад на электронном диске журнала «Компьютерные инструменты образования», вып. 2008 г.
У ребенка чувства еще плохо контролируются рассудком. Этап взросления заключается именно уровнем такого контроля. К моменту поступления в школу этот уровень уже позволяет в определенной мере управлять своими эмоциями в первую очередь в ходе общения со сверстниками, с взрослыми.
В то же время с взрослением процесс осмысления ситуации дошкольником становится все более значимым и все более интересным для ребенка. Росси понятийного аппараты вызывает как рост интереса к окружающему миру, так и логическое осмысление и установление причинно-следственных связей.
Н. Куржаева и Н. Вараева дают подробную психологическую характеристику дошкольников, четко привязывая ее к возрасту детей:
3−4 года:
Ведушая потребность — в общении, в уважении; в признании самостоятельности ребенка.
Ведущая деятельность — игровая. Переход от манипулятивной игры к ролевой.
Ведущая функция — восприятие.
Особенности возраста:
- 1. Кризис 3-х лет. Формирование «системы Я».
- 2. Развитие воображения через развитие функции замещения одного предмета другим.
- 3. Появление смысловой структуры сознания.
- 4. Ребенок добивается нового статуса, вследствие чего проявляет упрямство и негативизм.
- 5. Развитие происходит через общение. С взрослым общение становится внеситуативно-познавательным.
- 6. Удерживает внимание 7−8 минут.
- 7. Может выполнять мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение.
- 8. При новой деятельности необходимо поэтапное объяснение (делай, как я).
- 4−5 лет
Ведущая потребность — познавательная активность; потребность в общении.
Ведущая деятельность сюжетно-ролевая игра.
Ведущая функция — наглядно-образное мышление.
Особенности возраста:
- 1. Речь начинает выполнять контролирующую функцию.
- 2. Усложняются волевые проявления (умение подчинять свое поведение правилам в игре).
- 3. Повышенная познавательная активность.
- 4. Продолжает сохраняться ситуативно-деловая форма общения со сверстником.
- 5. Интерес к другому ребенку как к своему отражению. Чаще видит в другом отрицательные черты. Происходит рефлексия своих поступков через реакцию другого ребенка.
- 6. Усложнение сюжетно-ролевой игры.
- 7. Появление осознанности собственных действий.
- 5−6 лет
Ведущая потребность — потребность в общении; творческая активность.
Ведущая деятельность — сюжетно-ролевая игра.
Ведущая функция — воображение.
Особенности возраста:
- 1. Проявление элементов произвольности всех психических процессов.
- 2. Общение с взрослым внеситуативно-личностное.
- 3. В общении со сверстником происходит переход от ситуативно-деловой формы к внеситуативно-деловой.
- 4. Проявление творческой активности во всех видах деятельности. Развитие фантазии.
- 5. Половая идентификация.
- 6−7 лет
Ведущая потребность — общение.
Ведущая деятельность — сюжетно-ролевая игра.
Ведущая функция — воображение.
Особенности возраста:
- 1. Проявление произвольности всех психических процессов. Но не сформирована учебная деятельность школьного типа.
- 2. Переход к младшему школьному возрасту.
- 3. Проявление кризиса 7 лет (капризы, паясничанье, демонстративное поведение).
- 4. Повышенная чувствительность.
- 5. Полное доверие взрослому, принятие точки зрения взрослого. Отношение к взрослому как к единственному источнику достоверного знания.
- 6. Ведущим продолжает оставаться наглядно-образное мышление.
Все исследователи обращают внимание на роль мотивов в развитии и формировании дошкольников. Так, основным мотивом коммуникации со взрослыми является содержание общения, т. е. получение новой информации, которая интересует ребенка. А. Гребенюк особо отмечает появление у дошкольников интереса к взаимодействию с другими детьми. Формы такого взаимодействия: игра, соперничество (которое тоже часто проявляется в игровой форме), совместные созидательные действия, также носящие, как правило, игровой характер).
«Существенная особенность дошкольного возраста проявляется в возникновении определенных взаимоотношений ребенка со сверстниками, образование „детского коллектива“. По отношению к другим людям своя внутренняя позиция дошкольника характеризуется возрастающимся осознанием собственного „я“ и значения своих поступков, немалым интересом к миру взрослых, их деятельности и взаимоотношениям» Особенности межличностного взаимодействия в общении детей дошкольного возраста в коллективе сверстников. Электронный ресурс. Режим доступа: http://sdetsad.ucoz.com/publ/metodiki_rannego_razvitija/razvitie_nravstvennosti_i_formirovanie_kharaktera/osobennosti_mezhlichnostnogo_vzaimodejstvija_v_obshhenii_detej_doshkolnogo_vozrasta_v_kollektive_sverstnikov/21−1-0−123.
В.С. Мухина весьма подробно описывает психическое и физическое развитие детей в возрасте от 3 до 7 лет. Она отмечает: «В перипетиях отношений со взрослыми и сверстниками дошкольник постепенно обучается тонкой рефлексии на другого человека. В этот период через отношение со взрослым интенсивно развивается способность к идентификации с людьми, а также со сказочными и воображаемыми персонажами, с природными объектами, игрушками, изображениями и т. п. Одновременно ребенок открывает для себя позитивную и негативную силы обособления, которым ему предстоит овладеть в более позднем возрасте.
Испытывая потребность в любви и одобрении, осознавая эту потребность и зависимость от нее, ребенок учится принятым позитивным формам общения, уместным во взаимоотношениях с окружающими людьми. Он продвигается в развитии речевого общения и общения посредством выразительных движений, действий, отражающих эмоциональное расположение и готовность строить позитивные отношения." Мухина В., Возрастная психология. Феноменология развития. Электронный ресурс. ежим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/muhina/04.php. Шрифтовые выделения (курсив) — В. С. Мухиной. Цитируемый автор акцентирует внимание на развитии речи и способности к замещению одних понятий другими, к символическим действиям с использованием знаков, на бурное формирование наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, воображения и памяти. Отмечается, что речь в этом возрасте выполняет не только функцию обмена информацией, но и является способом эмоционального выражения. Для дошкольника становится важным его идентификация и обособления как форма взаимодействия и со взрослыми, и со сверстниками. При этом формирование навыков общения в коллективе значительно успешнее осуществляется в ходе общения со сверстниками и под воздействием педагогов. Важное место в таком формировании занимает игра.
«Становление личности немыслимо отдельно от коллектива. Основой создания, укрепления и развития коллектива является совместная деятельность детей, направленная на достижение общих целей. Коллектив является базой накопления детьми позитивного социального опыта, обеспечивая ребенку возможность для самовыражения и самоутверждения себя как личности. Только в коллективе формируется самооценка, самоуважение, уровень притязаний, формируются общественно значимые умения и навыки, нравственные ориентации ребенка. При этом для детей характерна и естественна игровая деятельность. Именно она является доминирующей.». Якуба С. А., Особенности межличностного взаимодействия в общении детей дошкольного возраста в коллективе сверстников, Электронный ресурс. Режим доступа: http://sdetsad.ucoz.com/publ/metodiki_rannego_razvitija/razvitie_nravstvennosti_i_formirovanie_kharaktera/21.
В старшем дошкольном возрасте все в большей мере проявляется стремление ребенка к самостоятельности. Эта самостоятельность может проявляться как в желании реализовывать собственные интересы и преодолевать запреты взрослых, так и в стремлении доказать свою состоятельность, выполняя ряд «взрослых» функций. Эту особенность следует максимально использовать, привлекая дошкольника к выполнению посильной домашней работы и придавая такой деятельности игровые формы. Такое использование стремления к самостоятельности может также использоваться в коллективе, когда между детьми организуется состязание на лучшую уборку постели после дневного сна, на качество ухода за собой и т. п. Муратова Е. Г., Опыт работы с детьми дошкольного возраста //Журнал «Воспитатель ДОУ» № 5, 2008, С. 24.