Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Общие требования к проекту нормативного правового акта

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Процесс создания нового закона начинается с появления идеи о его необходимости, причем сама идея может содержаться в ранее принятых законах, в программе политической партии, общественного движения, предвыборного блока, возникнуть в результате общественной дискуссии, однако наиболее часто принятие законопроекта инициируется экономической или социальной потребностью (примером могут служить… Читать ещё >

Общие требования к проекту нормативного правового акта (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Нормотворческая деятельность довольно сложна и подчинена определенным многочисленным правилам и требованиям, сопровождающих разработчика правовых актов практически на всех ее этапах. Это технические и содержательные требования к проектам и структурные требования к тексту документа, и, безусловно, требования к стандартизации их оформления. Все они будут рассмотрены в этом параграфе.

Требования к проектам законодательных актов. Говоря о проектировании нормативных правовых актов, отметим, что законотворчество — один из наиболее значимых видов правотворческой деятельности, поскольку законы — его результат — регулируют наиболее важные отношения, возникающие в обществе.

Процесс создания нового закона начинается с появления идеи о его необходимости, причем сама идея может содержаться в ранее принятых законах, в программе политической партии, общественного движения, предвыборного блока, возникнуть в результате общественной дискуссии, однако наиболее часто принятие законопроекта инициируется экономической или социальной потребностью (примером могут служить катастрофа на Чернобыльской АЭС, приведшая к критическим экологическим и социальным проблемам, вследствие которой был принят Закон РФ от 15 мая 1991 г. № 1244−1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», или крымская ситуация 2014 г., повлекшая принятие целого ряда нормативных актов[1]). В дальнейшем идея, при благоприятном стечении обстоятельств, превращается в концепцию, затем в законопроект, и закон как итог законотворческой деятельности.

Концепция будущего закона должна иметь вид документа, в котором определяются и фиксируются:

  • • основная идея, цели и предмет правового регулирования, субъекты правоотношений, на которых распространяется действие проекта закона, их новые права и обязанности, в том числе с учетом имевшихся ранее;
  • • место будущего закона в системе законодательства с указанием отрасли, к которой он относится (здесь необходимо действовать в соответствии с Классификатором правовых актов, одобренным Указом Президента РФ от 15 марта 2000 г. № 511 «О классификаторе правовых актов»);
  • • положения Конституции РФ, федеральных конституционных и иных системообразующих актов, на реализацию которых направлен данный законопроект, а также значение, которое он будет иметь для правовой системы;
  • • общая характеристика и оценка текущего состояния правового регулирования соответствующих общественных отношений с приложением результатов анализа действующих в этой сфере законов и иных актов (при этом необходимо указать на имеющиеся пробелы и противоречия в действующем законодательстве, присутствие устаревших и фактически утративших силу норм, неэффективных положений, не имеющих адекватного механизма реализации, рациональные и наиболее действенные способы устранения выявленных недостатков, а также анализ соответствующей отечественной и мировой практики правоприменения, результаты проведенных исследований статистического, социологического и политологического толка);
  • • социально-экономические, политические, юридические и иные возможные последствия реализации будущего закона.

Как правило, работа над будущим законом начинается с Проекта технического задания на разработку законопроекта, имеющего следующую структуру.

I. Основание разработки законопроекта, его форма, вид и рабочее наименование.

И. Заказчик и разработчики законопроекта.

III. Перечень документов, подлежащих разработке.

IV. Примерная структура законопроекта.

V. Виды, этапы и сроки работы.

VI. Порядок финансирования и смета расходов.

VII. Порядок приемки работы.

В I разделе указывается полное наименование документа, на основании которого разрабатывается проект, форма будущего закона, его вид, а также рабочее наименование.

Во II разделе отражается их полное наименование, адресные данные, реквизиты банка. В случае если планируется проведение конкурса среди разработчиков, указываются только основные требования к разработчику: наличие определенной квалификации, опыта работы в определенной сфере и т. п.

В разделе III указываются подлежащие разработке документы:

  • • законопроект или пакет проектов законов;
  • • проекты или же основное содержание иных нормативных актов, принятие которых будет необходимо для реализации положений нового закона (этот вопрос подлежит согласованию с заинтересованными органами исполнительной власти вместе с законопроектом);
  • • перечень актов, предполагаемых к отмене или изменению в связи с принятием будущего закона (данный пункт должен быть согласован с концепцией и техническим заданием на разработку проекта закона);
  • • пояснительная записка к проекту;
  • • финансово-экономическое обоснование;
  • • расчеты возможных социально-экономических последствий принятия нового закона, другие необходимые документы.

Раздел IV содержит сведения об этапах, сроках и содержании работ, выполняемых в процессе подготовки проекта закона, с указанием работ принимаемых заказчиком, в том же порядке, что разработанный законопроект. В качестве этапов разработки могут рассматриваться подготовка концепции законопроекта, разработка его отдельных глав (разделов), корректировка с учетом высказанных замечаний и т. п.

В разделе V определяется порядок элементов (разделов, глав) законопроекта, который должен обеспечивать логическое развитие темы, являющейся предметом правового регулирования.

Раздел VI определяет источники и порядок финансирования разработки проекта; в случае если разработка проводится на договорной (контрактной) основе, приводится смета расходов с распределением по источникам финансирования.

Раздел VII устанавливает порядок предварительного согласования и требования к приемке законопроекта, определяет ответственного за его приемку, которым является, как правило, заказчик. К приемке могут в установленном порядке привлекаться специалисты научно-исследовательских учреждений, заинтересованных федеральных органов исполнительной власти.

На основании утвержденного заказчиком технического задания и осуществляется законопроектная деятельность.

Структура нормативных правовых актов. Структура нормативного акта — это его строение, обусловленное внутренним особенным содержанием, поэтому единой формулы, пригодной для всех видов актов, не существует. Тем не менее есть определенные общие положения и правила, которыми оперирует юридическая техника.

Если говорить о крупных и сложных по содержанию нормативных актах, отражающих структуру отрасли права, то перечень структурных единиц таких актов будет довольно значительным. В небольших по объему и более простых по содержанию документах необходимости использовать все структурные возможности для дифференциации нормативного материала, как правило, не возникает.

Наиболее полный перечень возможных единиц организации структуры текста нормативных актов представлен на рис. 6.3. Рассмотрим их по порядку.

Внегиние формальные реквизиты закона — это элементы правового акта, не входящие в его содержательную часть и не содержащие регулятивных положений, предназначенные для отражения юридических свойств и идентификации правового акта. Согласно правилам юридической техники реквизиты отражают важнейшие юридические свойства правового акта, связанные с его статусом и принятием.

Структура нормативного правового акта.

Рис. 63. Структура нормативного правового акта.

К основным формальным реквизитам актов, принимаемым нормотворческими органами, относятся:

  • • наименование вида акта;
  • • должность и фамилия лица, официально уполномоченного подписывать соответствующий акт, место и дата его принятия и утверждения;
  • • наименование соответствующего государства или государственного образования (Российская Федерация, республика, область, край и другие виды субъектов РФ), его герб;
  • • порядковый номер издания (как правило, возобновляется каждый год с цифры 1, в отношении федеральных законов с добавлением аббревиатуры «ФЗ», «ФКЗ»);
  • • заголовок закона (обозначает предмет регулирования акта).

Основное идентифицирующее значение для правового акта имеют заголовок, дата принятия и номер акта. Например, вид правового акта позволяет судить о юридической силе акта, а дата принятия дает возможность установить приоритет между двумя правовыми актами одного вида.

Заголовок — это наименование нормативного акта. Не стоит думать, что заголовок, простой реквизит акта, относящийся только к его внешней форме. Заглавие нормативного правового акта выполняет более важную роль — олицетворяя собой одно из наиболее наглядных средств выражения смысла конкретной группы юридических норм, поэтому его одновременно с внешней необходимо относить и к внутренней форме нормативного акта.

Известны различные подходы к формулированию заголовков — по органам, их издавшим (магистраты в Риме), по именам создателей этих законов (законы Хаммурапи, Драконта и др.). В США законы иногда называют по имени лиц, инициировавших рассмотрение проекта закона (закон Шермана, Робинсона — Патмана, Тафта — Хартли). Имелась подобная практика и в истории России (Правда Ярославичей, Уложение царя Алексея Михайловича, судебник Ивана III и др.), однако чаще всего (а в современной России исключительно) заголовки отражают предмет регулирования акта, его содержание, что наиболее удобно при использовании акта, его поиске, ссылок на него.

Заголовок должен верно, точно и четко отражать предмет акта (те общественные отношения, которые он регулирует), с тем расчетом, чтобы правоприменители и другие заинтересованные лица могли по названию акта определить его основное содержание, быстро отыскать.

Необходимое требование к заголовку — его краткость и смысловая емкость. Большинство законов это требование соблюдают: «О несостоятельности (банкротстве)», «О ветеранах», «Об акционерных обществах», «О погребении и похоронном деле». Неудачный пример: «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности».

Неплохо ввести в практику возможность снабжения законов краткими подзаголовками, если краткое основное наименование невозможно.

Основные требования к заголовку нормативного акта выглядят следующим образом:

  • • точность — он должен определенно отражать содержание закона (например, «О политических партиях»);
  • • краткость — заголовок в концентрированной форме должен передавать суть содержания нормативного акта (примером нарушения этого важнейшего правила может служить указ Банка России от 31 марта 2014 г. № 3220-У «О порядке представления банком ходатайства о прекращении права на работу с вкладами на основании требования Банка России, направляемого в соответствии с частью 3 статьи 48 Федерального закона „О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации“, и порядке признания утратившей силу лицензии Банка России на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях, или лицензии Банка России на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях и иностранной валюте, или генеральной лицензии». Очевидно, что такое название крайне сложно употреблять в правоприменении, и тем более в устном общении);
  • • оптимальная обобщенность содержания нормативного акта — здесь важно избежать ситуации, когда в погоне за краткостью заголовка не раскрывается смысл нормативного акта; односложные заголовки часто настолько малоинформативны, что не ориентируют правоприменителей и иных пользователей нормативного акта относительно содержания правового акта, поскольку не раскрывают его внутренней сути (в этом плане достаточно показателен пример Федерального закона от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ «О животном мире», заголовок которого имеет настолько общий характер, что делает довольно сложным понимание того, что именно он регулирует);
  • • емкость — это требование касается нормативных правовых актов, в первую очередь, законов, содержание которых настолько многопланово, что каждая часть такого акта вполне может претендовать на оиределенную содержательную автономность, однако в целях облегчения деятельности правоприменителей все же лучше создать единый нормативный акт иод общим заголовком (примером удачного соблюдения требования емкости заголовка, может служить заголовок Федерального закона от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи». Речь в данном законе идет о создании условий для оказания услуг связи на всей территории России, для обеспечения потребностей в связи, для нужд органов государственной власти, нужд обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка, содействии внедрению перспективных технологий и стандартов, защите интересов пользователей услугами связи и осуществляющих деятельность в области связи хозяйствующих субъектов, обеспечении эффективной и добросовестной конкуренции на рынке услуг связи, создании условий для развития российской инфраструктуры связи, обеспечении ее интеграции с международными сетями связи и централизованного управления российскими радиочастотным ресурсом, в том числе орбитально-частотным, и ресурсом нумерации. Как видим, вопрос о связи регулируется комплексно и поэтому дай краткий, но содержательно ясный заголовок);
  • • формализованное^ — заголовок следует излагать официальным стилем — строго, четко и нейтрально, без попыток придать ему излишнюю оригинальность, стиль должен быть сдержанным и даже холодным с эмоциональной точки зрения.

Нормативные правовые акты допустимо именовать как полным наименованием, так и, в некоторых случаях, кратким наименованием, или же аббревиатурно.

Полное наименование — это официальное наименование, призванное в сжатой форме передавать содержание нормативного документа, обозначая предмет регулирования, что позволяет идентифицировать нормативный акт, выделить его из других актов, делать на него ссылки, в которых приводится именно полное наименование нормативного акта.

Сокращенное наименование акта рекомендуется использовать в целях облегчения его цитирования в других документах. Краткое наименование формулируется, как правило, при помощи наиболее важных (ключевых) и информативных элементов полного заголовка. Ключевые понятия, образующие краткое наименование, обычно выбираются из полного названия, например, Федеральный закон от 24 июля 2009 г. № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» обычно называют Законом об охоте.

Цель формулирования кратких наименований состоит в том, чтобы дать сжатое, точное и удобное в применении название нормативного акта.

В практике ряда других государств используется такой прием юридической техники, как снабжение нормативного акта (чаще закона) оглавлением, которое, формулируя все рубрики, является его официальным атрибутом. Такой прием целесообразно использовать и в отечественной юридической практике применительно к большим по объему актам.

Преамбула (введение) — самостоятельная органическая часть нормативного акта, служащая важным дополнением к его основной, нормативной части; преамбула не разделена на отдельные статьи и, определяя цели и задачи издания акта, объединяет все его предписания единой идеей, общей политико-правовой основой, целевой направленностью.

Особенно важны преамбулы в актах, непосредственно обращенных к гражданам, общественным объединениям, широкому кругу предприятий и организаций.

В преамбулах не должны помещаться самостоятельные нормативные предписания. Не должно быть там и общих требований о совершенствовании работы, усилении требовательности к исполнителям, повышении ответственности за выполнение намеченных актом мер. Нецелесообразно также упоминать другие акты, подлежащие отмене или изменению в связи с изданием данного акта.

Нормативно регулирующий характер преамбул проявляется в том, что их положения являются мерилом толкования и применения соответствующих актов в целом и отдельных их предписаний. Большое значение имеют преамбулы и при решении дел на основе аналогии права.

При подготовке нормативного акта субъект нормотворчества всегда стремится к тому, чтобы наиболее общие принципиальные моменты регулирования, нормы, имеющие отношение ко всем сторонам и аспектам рассматриваемого вопроса, поместить в начале акта. Так формируется первая его часть, которая чаще всего называется общие положения, основные принципы, общие предписания и т. п. Во многих кодификационных актах она в соответствии с российской правотворческой традицией называется «общая часть». При многозвенной структуре акта общие положения могут включаться в каждую его крупную рубрику.

Общие положения закона, как правило, имеют следующую структуру.

  • • Основные термины и понятия.
  • • Сфера действия закона, или Предмет регулирования.
  • • Цели и сфера применения закона.
  • • Принципы, или Основные начала.
  • • Законодательство Российской Федерации о…
  • • Полномочия федеральных органов государственной власти (иных органов и лиц).
  • • Действие во времени, в пространстве и по кругу лиц и др.

Нормативный акт обычно делится на части, разделы, главы, подразделы и более мелкие структурные единицы. Такое деление называется рубрикацией нормативного акта.

Порядок внутренней рубрикации опирается на материальные основания — т. е. деление регулируемых посредством правовых норм общественных отношений на определенные сферы в зависимости от их характера и содержания. Кроме того, выбранная рубрикация должна соответствовать внутренней структуре соответствующей отрасли (подотрасли, институту) законодательства. Например, в гражданском праве и Гражданском кодексе РФ на статус подотрасли претендуют договорное право, обязательства из причинения вреда, наследственное право, международное частное право, право интеллектуальной собственности.

В зарубежной практике правотворчества в качестве применяемых рубрик имеют место параграфы, главы, разделы, титулы, книги, причем для актов значительных по объему, используется двухуровневое и даже трехуровневое разделение, например деление акта на части (титулы, книги), которые распадаются на разделы, в свою очередь, поделенные на главы (параграфы).

Практика российского правотворчества в сфере использования рубрик при создании нормативного акта, в принципе, не устоялась, не унифицирована и во многом противоречива:

  • • наиболее часто принимаемые акты при одноступенчатой их структуре делятся на главы, но есть также законы, подразделяющиеся на разделы[2];
  • • подразделения некоторых законов не включают наименований «глава», «раздел», а снабжены лишь заголовками и римскими цифрами[3];
  • • нормативные акты (как правило, крупные по объему) обычно делятся на разделы, а разделы, в свою очередь, на главы[4];
  • • встречается тройная и более рубрикация[5].

Для упорядочения и унификации употребления рубрикации нормативных актов, полезно было бы ввести основные подразделения по восходящим ступеням, представленным на рис. 6.4.

Предлагаемые унифицированные ступени рубрикации.

Рис. 6.4. Предлагаемые унифицированные ступени рубрикации.

Причем следующую ступень деления в тексте правового акта возможно употреблять лишь тогда, когда использована предыдущая. В частности, лучше не употреблять рубрику «раздел», если в акте нет глав, если же в нем нет ни глав, ни объединяющих их разделов, то нет смысла использовать рубрику «часть».

При наличии рубрикации в акте необходимо формулировать заголовки соответствующих глав, разделов, частей. К ним предъявляются те же требования, что и к заголовку всего акта.

Различные, включенные в структуру конкретного нормативного акта рубрики (главы, разделы, части) желательно нумеровать различными символами (например, арабскими и римскими цифрами, буквами).

Статья — основная структурная единица закона, поскольку в отечественном правотворчестве отсутствует практика оформления законодательного акта сплошным текстом. Особое положение закона в системе права определяет и то обстоятельство, что он делится на статьи, в то время как другие нормативные акты — на пункты и подпункты.

Заголовки статей, безусловно, улучшают структуру закона, оптимизируют процесс поиска необходимых норм, их толкование и сопоставление друг с другом.

Кроме того, необходимость озаглавить статью дисциплинирует составителя проекта, вынуждая его, в первую очередь, для собственного удобства, включать в нее нормативные предписания только по одному вопросу, четко и логично его располагать. Отсутствие заголовков в статьях нормативных актов — значительный недостаток правотворческой техники.

Каждая статья должна представлять собой нечто внутренне цельное и в полном объеме выражать законченную мысль. Искусственное уменьшение числа статей за счет объединения разнородных норм в одном месте создает неоправданную громоздкость, трудности применения и толкования.

Размещение более одной нормы (предписания) в одной статье допустимо в том случае, когда все они при тесной логической взаимосвязи дополняют и обусловливают друг друга, идут от общего к частному, или же когда последующие положения уточняют и развивают предыдущие.

Неудачно, когда непосредственно в статьях акта законодатель формулирует политические или идеологические призывы, выражает свои пожелания, указывает собственные мотивы и цели принятия тех или иных норм, отмечает неудовлетворительное положение дел по тому или иному вопросу, приводит примеры неправильной практики правоприменения, вдается в объяснение причин.

Изложение статьи, содержащей несколько норм, сплошным текстом нецелесообразно. Обычно каждая норма, которая будет применяться отдельно и независимо от других, составляет абзац статьи.

В правотворчестве и правоприменении часто возникает необходимость сослаться на тот или иной абзац (часть) статьи. Это сделать значительно легче, если абзацы пронумерованы. Поэтому в случаях, когда в статье закона отдельные абзацы представляют собой самостоятельные нормы, желательно производить официальное разделение на части путем нумерации абзацев арабскими цифрами.

Нумерация статей и других рубрик нормативного правового акта, как правило, бывает сквозной по всему тексту. Недопустимо отдельно нумеровать статьи каждого раздела (главы) акта, причем арабские цифры для нумерации статей более удобны, чем римские. Нецелесообразна и отдельная нумерация глав каждого раздела.

Насущная необходимость дальнейшего упорядочения и унификации формы юридических актов, автоматизации их учета и поиска требуют перехода в будущем на единую нумерацию всех рубрик и частей закона, основанную на десятичной системе записи, которая будет способна охватить все уровни структуры акта. При таком подходе каждая статья и даже отдельные ее части (абзацы) могут обозначаться серией цифр, которые отразят номера соответствующего раздела, его глав и параграфов (например, 4.2, 1.6.7 и т. д.).

Отдельным структурным элементом статьи (пункта) может быть примечание к ней (так, в Уголовном кодексе РФ их более 20, причем некоторые статьи имеют несколько примечаний, например в ст. 20 их три). Примечания, в целом, способствуют тому, что нормативные акты становятся более удобными для пользования; тем не менее злоупотреблять ими не следует.

Заключительные и переходные положения (раздел или отдельная статья) помещаются в конце акта, и чаще всего включают:

  • • срок вступления в силу закона и отдельных его частей (глав, статей и др.);
  • • обратную силу закона в целом или отдельных его норм (есть или нет);
  • • способы завершения дел, находящихся в делопроизводстве, прекращения или пересмотра в соответствии с нормами нового закона решенных судами или другими государственными органами дел;
  • • предписания о внесении изменений и дополнений в действующие акты, о признании утратившими силу тех актов, которые противоречат новому регулированию;
  • • предписания о сохранении или, наоборот, ликвидации органов, должностей, существовавших до вступления в силу закона;
  • • перечень актов, которые должны быть подготовлены и приняты для обеспечения реализации вновь принятого, поручение (предложение) другим органам привести в соответствие с новым актом свои действующие акты.

Если заключительных и переходных положений накапливается много (это обычно имеет место при принятии крупного закона кодификационного характера), то принимается специальный закон (постановление) о введении в действие такого закона, или же отдельный закон о внесении изменений и дополнений в действующие акты.

Отметим, что всякий раз, когда принимается такой закон, в нем нужно предусматривать необходимые конкретные изменения и дополнения к ранее изданным актам, а те из них, которые полностью или частично утратили свое значение, официально признавать утратившими силу.

При этом все изменения и дополнения должны носить официальный характер и быть привязаны к конкретным частям ранее изданных актов. Это означает, что нужно четко указывать, в какую статью, часть или абзац вносятся изменения и дополнения, какой акт дополняется новыми рубриками, какие акты или их части официально признаются утратившими силу.

Не стоит употреблять в заключительных и переходных положениях, как и в отдельном акте, формулировки типа: «впредь до приведения законодательства в соответствие с новым актом действующие нормативные положения применяются в части, не противоречащей ему»; «после введения в действие настоящего устава нормативные правовые акты края должны быть приведены в соответствие с ним»; «все акты, изданные ранее и противоречащие настоящему закону, считаются утратившими силу». Более целесообразно сразу же вносить необходимые официальные изменения и дополнения в ранее изданные акты, а те из них (или их части), которые противоречат новому акту, — официально признавать утратившими силу с конкретным «поименным» перечислением.

Итак, в конце проекта должны быть перечислены в хронологическом порядке ранее принятые акты или отдельные их части, подлежащие признанию утратившими силу в связи с принятием подготавливаемого акта.

Изменения, вносимые в действующие акты, следует оформлять в виде новой редакции изменяемых статей:

  • • если необходимо заменить отдельные слова или определенные части предложений, правильно будет использовать формулу: «слово (выражение)… заменить словом (выражением)…»;
  • • в случае потребности изменить какое-либо предложение или всю статью (ее часть) такое изменение оформляется в следующем виде: «ст. … (часть … ст…) изложить в следующей редакции…».

Если в течение ряда лет в законе накопилось множество изменений и дополнений, либо они нарушают его общую логическую связанность, целесообразно его официальное переопубликование (издание в новой редакции) с учетом всех внесенных в него изменений и дополнений.

Приложение — необязательная структурная единица нормативного акта, содержащая, как правило, графический материал — формулы, таблицы, схемы, иллюстрирующие нормативные предписания и облегчающие их понимание. Они в структуре акта следуют за заключительными положениями. Если в тексте акта идет прямое указание на использование того или иного приложения, оно официально считается частью этого акта. Такой правотворческий прием желательно использовать как можно чаще.

Очевидно, что работа над созданием структуры нормативного акта — дело крайне сложное, требующее четкого знания приемов правоустановительной техники, касающихся оформления текста нормативного акта. Помимо этого большую роль здесь играет практический опыт подобной работы, который, к сожалению, приходит только с годами.

Стандарты оформления нормативных правовых актов. Правила оформления документов, принятые в делопроизводстве, исходят из того, что документ, помимо содержательной части, включает в себя целый ряд отдельных элементов — реквизитов; фактически, именно реквизиты делают документ документом.

Перечень основных реквизитов в сфере организационно-распорядительной документации закреплен в ГОСТ Р 6.30—2003[6]:

  • 1) Государственный герб России;
  • 2) герб субъекта РФ;
  • 3) эмблема организации или товарный знак (знак обслуживания), т.с. словесное, изобразительное, комбинированное или иное обозначение, служащее для индивидуализации товаров, юридических лиц или индивидуальных предпринимателей;
  • 4) код организации, который проставляется по Общероссийскому классификатору органов государственной власти и управления и Общероссийскому классификатору предприятий и организаций;
  • 5) основной государственный регистрационный номер (ОГРН) юридического лица — номер записи о создании юридического лица в соответствии с Федеральным законом РФ от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц»;
  • 6) идентификационный номер налогоплательщика (ИНН)[7] / код причины постановки на учет (КПП)[8];
  • 7) код формы документа, который проставляется по Общероссийскому классификатору управленческой документации;
  • 8) наименование организации;
  • 9) справочные данные об организации — почтовый адрес, номер телефона и другие сведения по усмотрению организации (номера факсов, телексов, счетов в банке, адрес электронной почты и др.);
  • 10) наименование вида документа;
  • 11) дата;
  • 12) регистрационный номер документа — цифровое или буквенно-цифровое обозначение, присваиваемое документу при его регистрации;
  • 13) ссылка на регистрационный номер и дату документа;
  • 14) место составления или издания документа;
  • 15) адресат;
  • 16) гриф утверждения документа;
  • 17) резолюция;
  • 18) заголовок;
  • 19) отметка о контроле;
  • 20) собственно текст документа;
  • 21) отметка о наличии приложения (если есть);
  • 22) подпись;
  • 23) гриф согласования;
  • 24) визы согласования;
  • 25) печать;
  • 26) отметка о заверении копии;
  • 27) отметка об исполнителе;
  • 28) отметка об исполнении документа и направлении его в дело;
  • 29) отметка о поступлении документа в организацию;
  • 30) идентификатор электронной копии документа — отметка (колонтитул), размещаемая в левом нижнем углу каждой страницы документа и содержащая наименование файла на электронном носителе, дату и др.

Как уже отмечалось, под реквизитами правового акта понимают его элементы, не входящие в содержательную часть, не подразумевающие регулятивных положений, и предназначенные для отражения юридических свойств и идентификации нормативного акта. Реквизиты отражают его важнейшие юридические свойства, связанные со статусом и процедурой принятия.

Набор реквизитов может различаться в зависимости от вида правового акта, вместе с тем можно выявить их основной состав, общеобязательный для любых актов. Можно сформировать как единый перечень непременных реквизитов для актов, издаваемых органами управления определенного уровня, так и отдельные перечни — для актов различных видов.

Так, единый перечень реквизитов для нормативных актов, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти, приведен в Правилах подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации (утвержденные постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1009):

  • 1) наименование органа (или нескольких органов), издавшего акт;
  • 2) наименование вида и название акта;
  • 3) дата его подписания (утверждения) и номер;
  • 4) наименование должности и фамилия лица, подписавшего акт.

Расширенный перечень реквизитов содержат Правила делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти (утвержденные постановлением Правительства РФ от 15 июня 2009 г. № 477):

  • 1) Государственный герб России;
  • 2) наименование органа исполнительной власти;
  • 3) должность лица — автора документа;
  • 4) подпись;
  • 5) вид документа;
  • 6) место составления (издания) документа;
  • 7) справочные данные о федеральном органе исполнительной власти;
  • 8) адресат документа;
  • 9) дата составления (издания);
  • 10) регистрационный номер документа;
  • 11) наименование либо аннотация документа;
  • 12) собственно текст документа;
  • 13) ссылка на исходящий номер и дату документа адресата;
  • 14) отметка о наличии приложений (при наличии таковых);
  • 15) гриф согласования;
  • 16) гриф утверждения;
  • 17) виза;
  • 18) печать;
  • 19) отметка о заверении копии (при наличии);
  • 20) отметка об исполнителе;
  • 21) указания по исполнению документа;
  • 22) отметка о контроле документа;
  • 23) отметка об исполнении документа;
  • 24) отметка о конфиденциальности;
  • 25) отметка о поступлении документа.

Конкретный набор реквизитов из списка варьируется в зависимости от его вида и назначения.

Правила делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти в отношении электронных документов устанавливают некоторые особенности, указывая, что они должны быть оформлены по общим правилам делопроизводства и иметь реквизиты, установленные для аналогичных документов на бумажном носителе, за исключением оттиска печати и изображения Государственного герба Российской Федерации.

Создаваемые документы должны оформляться на бланках или стандартных листах бумаги формата А4 (210×297 мм) или А5 (148×210 мм), либо в виде электронных документов и иметь установленный состав реквизитов, их расположение и оформление. Официальные бланки разрабатываются на основе углового или продольного варианта расположения реквизитов. При угловом варианте реквизиты располагаются в верхнем левом углу листа, а при продольном — посередине листа вдоль верхнего поля. Каждый лист документа, оформленный как на бланке, так и на стандартном листе бумаги, должен иметь поля не менее следующих: 20 мм — левое, 10 мм — правое, 20 мм — верхнее и 20 мм — нижнее.

Законы субъектов РФ, в целом придерживаясь правил, установленных на федеральном уровне, принимают собственные перечни реквизитов, унифицированные для всех актов региона.

Использование целого ряда реквизитов, как правило, не вызывает затруднений, и ошибка с точки зрения правильности оформления может заключаться только в их отсутствии (герб, гриф, код и др.); применение других реквизитов может сопровождаться определенными сложностями и требует знания некоторых правил.

Так, название акта (согласно ГОСТ Р 6.30—2003, применительно к организационно-распорядительным документам оно звучит как «заголовок к тексту»; юридическая техника использует термин «наименование (название) правового акта»), как отмечается в Методических рекомендациях по оформлению законопроектов (направленных письмом Аппарата ГД РФ от 18 ноября 2003 г. № вн2−18/490), должно быть точным, четким и максимально информативным, при этом правильно отражать предмет правового регулирования. Не рекомендуется усложнять и неоправданно удлинять заголовки.

Оформление дат также может вызвать некоторые затруднения. В соответствии с ГОСТ Р 6.30—2003, дату документа оформляют арабскими цифрами в последовательности: день, месяц, год, по формуле 00.00.0000. Например, дату 18 марта 2014 г. нужно фиксировать так: 18.03.2014. Допускается словесно-цифровой способ оформления даты: 18 марта 2014 г., а также изменение последовательности временных отрезков: год, месяц, день: 2014.03.18). При написании даты с применением словесно-цифрового способа после цифр соответствующего года используется обозначение «г.», при цифровом способе данное обозначение не применяется.

Правила оформления нормативных актов также предусматривают использование указанных способов оформления дат, но если в делопроизводстве словесно-цифровой способ допускается как вариант, то здесь он имеет приоритет, и более того, в законах даты могут оформляться исключительно таким способом, причем без сокращения слова «год».

Приложения, если таковые в акте имеются, являются сто неотъемлемой составной частью, и имеют одинаковую с ним юридическую силу. Как мы уже отмечали, в качестве приложения может выступать как графический материал, так и отдельный документ, утверждаемый (вводимый в действие) этим правовым актом. Например, Решение межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества от 27 ноября 2009 г. № 17 «О Договоре о Таможенном кодексе Таможенного союза», в качестве приложения, содержит Таможенный кодекс Таможенного союза.

В Правилах подготовки нормативных правовых актов федеральными органами исполнительной власти о приложениях сказано только, что если в акте приводятся таблицы, графики, карты, схемы, то, как правило, они должны оформляться в виде приложений, с соответствующей ссылкой на них в тексте. В Разъяснениях к Правилам[9] помимо этого говорится, что на приложении должно быть указано, каким документом оно утверждено.

Обозначение приложения располагается в правом верхнем углу страницы после текста акта. Приложения нумеруются арабскими цифрами без указания знака «№», не указывающегося и при ссылках на приложения: «согласно приложению 1 к Федеральному закону…».

Юридическая техника включает положения, определяющие написание некоторых наименований; гак, наименования субъектов РФ, муниципальных образований, государственных и муниципальных органов, организаций, а также географические наименования и иные имена собственные пишутся в правовых актах с прописной буквы.

Ссылки на другие статьи, а также на ранее принятые акты применяются только в случае, если необходимо показать взаимную связь правовых норм или избежать повторений. Причем ссылаться можно только на акты (статьи), вступившие в действие и не утратившие силу.

При оформлении ссылки указываются следующие реквизиты в определенной последовательности: вид акта, дата подписания, его регистрационный номер и наименование: «в соответствии с Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ».

Если у нормативного правового акта отсутствует номер, указываются его вид, дата подписания и наименование законодательного акта: «в соответствии с Конституцией Российской Федерации (принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.)».

В случае неоднократных ссылок на один и тот же акт при первом его упоминании применяется следующая формула: «в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 8-ФЗ „О погребении и похоронном деле“ (далее — Федеральный закон „О погребении и похоронном деле“)».

Ссылки на Конституцию РФ оформляются следующим образом: «в соответствии с частью 4 статьи 12 Конституции Российской Федерации».

При ссылке на кодифицированный акт дата подписания и регистрационный номер кодекса не указываются.

Обозначения таких рубрик, как раздел, глава, статья, часть, пункт, печатаются цифрами, обозначения подпунктов — строчными буквами русского алфавита в кавычках.

Ссылки в тексте актов могут даваться на акты высшей или равной юридической силы, на акты низшей юридической силы ссылаться нельзя.

Отметим, что правила юридической техники в части стандартов оформления актов различных видов, к сожалению, в значительной степени вариативны, хотя очевидно, что выработка единых правил оформления, ориентированных на применение современных информационных технологий, позволит повысить эффективность работы с этими документами па всех стадиях их создания и применения.

  • [1] См., например: Федеральный закон от 23 июня 2014 г. № 155-ФЗ «Об органах судейского сообщества Республики Крым и города федерального значения Севастополя»; Федеральный закон от 2 апреля 2014 г. №> 39-ФЗ «О защите интересов физических лиц, имеющихвклады в банках и обособленных структурных подразделениях банков, зарегистрированныхи (или) действующих на территории Республики Крым и на территории города федерального значения Севастополя».
  • [2] См., например: Федеральный закон от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».
  • [3] См., например: Закон РФ от 18 октября 1991 г. № 1761−1 «О реабилитации жертв политических репрессий».
  • [4] См., например: Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г.№ 223-ФЗ; Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации».
  • [5] Так, Уголовный кодекс РФ содержит тройные рубрики — общая и особенная части, разделы, главы, причем некоторые разделы состоят из одной главы, которая озаглавливаетсятак же, как и соответствующий раздел. Гражданский кодекс РФ имеет еще более сложнуюструктуру. В нем имеются части, разделы, подразделы, главы, параграфы и другие рубрики.
  • [6] Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 6.30—2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов» (принят и введен в действие постановлением Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии РФ (Госстандарта РФ) от 3 марта 2003 г. № 65-ст).
  • [7] ИНН — цифровой код юридического лица, сформированный из последовательностидесяти цифр: с первой по четвертую — код налогового органа (в соответствии со Справочником налоговых органов), присвоившего ИНН; с пятой по девятую — порядковый номерзаписи о налогоплательщике; 10 — контрольное число, рассчитываемое, но специальномуалгоритму.
  • [8] КПП — девятизначный цифровой код, в котором: первые две цифры — код субъекта РФ, третья и четвертая цифры — код налоговой инспекции, которая осуществлялапостановку на учет организации; пятая и шестая цифра — коды причины постановки на учет;седьмая, восьмая и девятая — порядковый номер постановки на учет по соответствующейпричине.
  • [9] Приказ Минюста России от 4 мая 2007 г. № 88 «Об утверждении Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации».
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой