Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Качественная сторона эффективности правового регулирования

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Одним из важных общих показателей социальной эффективности права являются результативность работы правоприменительных и правоохранительных органов, состояние юридической практики, выявленные в ней «слабости» и трудности в решении юридических вопросов, фактические возможности государственных органов в их преодолении. Качественная характеристика определяется целью правового регулирования. Цель… Читать ещё >

Качественная сторона эффективности правового регулирования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Качественная характеристика определяется целью правового регулирования. Цель является мерилом эффективности. Поэтому при определении эффективности права учитываются два обстоятельства: поставленная цель и достигнутый результат.

Соотнося фактические результаты действия юридических норм с целями, которые ставились при их издании, можно судить об эффективности или неэффективности юридических норм. Эффективной будет норма, если поставленные цели достигнуты. Степень достижения этих целей определяет и степень эффективности юридической нормы, правового регулирования.

При этом следует различать цели ближайшие, промежуточные и конечные; прямые и косвенные и др. Полная эффективность правоприменительного акта достигается, когда все его цели — и ближайшие, и отдаленные, и конечные — достигнуты с минимальным ущербом для общества, наименьшими из возможных экономическими затратами и в оптимальные сроки.

Если рассматривать эффективность правового регулирования в целом, то нужно говорить об общей цели, стратегической. И с этой точки зрения эффективность правового регулирования выражается в том, в какой мере достигается стратегическая цель права как регулятора — обеспечиваются организованность и порядок в общественной жизни, точное и строгое исполнение юридических обязанностей всеми субъектами, возможность полного осуществления субъективного права. Иными словами, общим показателем эффективности права является его, так сказать, «реализованная ценность» и под этим углом определяется состоянием законности, уровнем правопорядка как в целом, так и во всех их звеньях.

Есть особенность в показателях эффективности права в зависимости от того, идет ли речь о его регулятивных функциях или об охранительной функции.

Эффективность в области осуществляемых им регулятивных функций нераздельно связана с результативностью социально-экономических мероприятий. Здесь количественные измерения эффективности нередко могут получить выражение в точных экономических и иных социальных показателях. Эффективность правового регулирования в области осуществляемой им охранительной функции выражается главным образом в показателях, характеризующих состояния правопорядка (динамика и характер правонарушений, действенность превентивных охранительных мер, результативность средств государственно-принудительного воздействия и др.).

В рамках указанной стратегической цели правового регулирования устанавливаются общие показатели эффективности права: состояние законности, уровень правопорядка, результативность работы органов государственной власти.

Одним из важных общих показателей социальной эффективности права являются результативность работы правоприменительных и правоохранительных органов, состояние юридической практики, выявленные в ней «слабости» и трудности в решении юридических вопросов, фактические возможности государственных органов в их преодолении.

По мнению С. С. Алексеева, показателями эффективности права являются: фактическая эффективность, обоснованность, целесообразность, полезность и экономичность[1].

Фактическая эффективность — это соотношение между фактически достигнутым, действительным результатом и той непосредственной, ближайшей целью, для достижения которой были приняты соответствующие юридические нормы.

Обоснованность и целесообразность — условия и требования, касающиеся в основном правотворчества, правовой культуры, состояния законности и обеспечивающие такое содержание правовых установлений и порядка их претворения в жизнь, которые позволяют ему выступать в качестве действенного, высокорезультативного регулятора общественных отношений.

Полезность — фактическая эффективность, взятая под углом зрения обоснованности и целесообразности правового регулирования, его реального положительного эффекта.

Экономичность — это количественная характеристика материальных затрат, которые необходимы для приведения норм (института) в действие.

Здесь, однако, допускается неточность. Обоснованность, целесообразность, полезность — это не критерии, а условия эффективности норм. И сам С. С. Алексеев здесь же не вносит уточнение — отмечая, что они являются условиями и требованиями, необходимыми для того, чтобы нормы права выступали в качестве действенного, высокорезультативного регулятора общественных отношений[2].

  • [1] Алексеев С. С. Общая теория права. М., 1981. Т. I. С. 195—196.
  • [2] Алексеев С. С. Общая теория права. Т. I. С. 195—196.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой