Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Основания и условия проведения оперативно-розыскных мероприятий

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В ч. 2, 3 ст. 7 Закона об ОРД закреплено право органов, осуществляющих ОРД, в пределах своих полномочий собирать данные, необходимые для принятия соответствующих решений. Этот сбор данных осуществляется для проведения проверок лиц, допускаемых к государственной тайне, к работам на экологически опасных объектах, к участию в ОРД, и лиц, желающих получить лицензию на частную детективную и охранную… Читать ещё >

Основания и условия проведения оперативно-розыскных мероприятий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий

В Законе об ОРД одним и тем же термином названы «основания для осуществления ОРМ» и соответствующее формально определенные «поводы к осуществлению ОРМ».

Под основанием для проведения ОРМ понимают сведения о фактах (информация), достаточные для предположения о подготовке или совершении преступления по наличию отдельных признаков, указывающих на такие деяния либо на лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, причем такое предположение может иметь характер версии, основанной на фактических данных.

Появления фактических данных (сведений о них), являющихся основанием для проведения ОРМ, могут быть различными. Так, в процессе ОРД происходит накопление так называемой попутной информации, которая изначально не имеет отношения к данным исследуемым событиям (т.е. накапливается информация, выходящая за пределы первоначальных целей проведения ОРМ), но в процессе ее сопоставления возможно получение качественно новой информации, которая требует проверки путем осуществления дополнительных ОРМ. В таких случаях проведение ОРМ будет всегда являться обоснованным.

Не исключают оснований (обстоятельств) для проведения ОРМ и следующие случаи: 1) если в поступившей информации содержатся сведения о каких-либо из обстоятельств, исключающих производство по уголовному делу (ст. 24 УПК РФ); 2) если ставшие известными оперативно-розыскному органу сведения касаются признаков преступления, отнесенных законом к делам, возбуждаемым не иначе как по жалобе потерпевшего (дела часто-публичного обвинения); 3) если деяние, предусмотренное гл. 23 УК РФ, причинило вред интересам исключительно коммерческой или иной организации, не являющейся государственной или муниципальной, не причинило вреда интересам других организаций, а также интересам граждан, общества и государства и потому дело возбуждено по заявлению руководителя этой организации или с его согласия. Например, во втором случае оперативным путем могут устанавливаться обстоятельства, связанные с невозможностью потерпевшим защищать свои права и законные интересы, когда руководитель следственного органа, следователь или дознаватель с согласия прокурора возбудил дело частно-публичного обвинения из-за того, что в силу каких-либо причин не позволило самому потерпевшему сделать заявление о преступлении; в третьем случае ОРМ могут проводиться потому, что необходимо установить, имело ли место причинение вреда только данной организации или также интересам других организаций, граждан, общества или государства.

По своему происхождению информация (фактические данные), являющаяся основанием для проведения ОРМ, может быть получена в рамках уголовного процесса, в ходе осуществления ОРД, а также непроцессуальным и неоперативно-розыскным путем.

В ч. 1 ст. 7 Закона об ОРД перечислены общие основания, позволяющие оперативно-розыскным органам осуществлять любые из перечисленных ч. 1 ст. 6 Закона об ОРД ОРМ.

Первым и наиболее общим основанием для проведения ОРМ названо наличие возбужденного уголовного дела. При этом не имеет значения, кем (органом дознания, дознавателем или следователем) возбуждено дело и в чьем производстве оно находится. Факт возбуждения уголовного дела свидетельствует о появлении таких сведений о фактах, которые достаточны для его возбуждения, что в равной степени свидетельствует о наличии обстоятельств, побуждающих к проведению ОРМ, и необходимости проверки для подтверждения (или опровержения) и реализации этих сведений в виде проведения ОРМ и следственных действий.

Вторым общим основанием для проведения ОРМ являются ставшие известными оперативно-розыскным органам сведения (поступившая к ним информация):

1) о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Под деянием, как известно, понимают преступление. Под ставшими известными сведениями следует понимать известия, сообщения или иную информацию, в результате которых у оперативно-розыскного органа сформировалось знание, предположение или представление о событиях, фактах и (или) лицах, представляющий оперативный интерес. В этой ситуации нет достаточных данных для решения о возбуждении уголовного дела, но наличествует необходимость собрать дополнительные фактические данные путем проведения ОРМ для принятия решения об отказе или возбуждении уголовного дела. Согласно Определениям Конституционного Суда РФ от 14 июля 1998 г. № 86−0 и от 22 апреля 2005 г. № 198−0, если в ходе ОРД обнаруживается, что речь идет не о преступлении, а об ином виде правонарушения, проведение ОРМ в силу ст. 2 и ч. 4 ст. 10 Закона об ОРД должно быть прекращено;

2) событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности России.

Осуществление ОРМ применительно к обеспечению безопасности имеет превентивный, стратегический, глобальный характер;

3) лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания.

Розыск лиц, скрывшихся от органа дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, определен законодателем в качестве одной из задач ОРД (ст. 2 Закона об ОРД). Основанием для проведения ОРМ в целях решения этой задачи следует рассматривать, в первую очередь, поручение следователя о розыске подозреваемого, обвиняемого, которое выносится в соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 38, ст. 210 УПК РФ. При этом следует отметить, что об этом поручении известно органу дознания по месту совершения преступления данными разыскиваемыми лицами, поскольку в адрес этого органа направлено письменное поручение. Тем не менее все иные оперативно-розыскные органы могут и должны проводить ОРМ по выявлению названных лиц, исходя из информации, содержащейся в ориентировках и розыскных заданиях, поступивших из других подразделений правоохранительных органов. Сведения о разыскиваемых лицах могут быть также получены из оперативно-розыскных учетов, на которые они ставятся с момента заведения розыскного дела. Если при проверке конкретного лица по учетам будет установлен факт его объявления в розыск, то это будет являться основанием для проведения в отношении его ОРМ;

4) лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов.

ОРМ, но розыску лиц, без вести пропавших, как правило, проводятся на основании заявления родственников, знакомых или должностных лиц. Содержащаяся в таких заявлениях информация является достаточным основанием для проведения ОРМ, в ходе которых решается задача установления местонахождения пропавшего лица и проверяется версия о криминальном характере его исчезновения. Обнаружение неопознанных трупов как основание для осуществления ОРМ, как правило, выступает до решения вопроса о возбуждении уголовного дела в случаях обнаружения на трупе признаков насильственной смерти.

Заключение

о причине смерти выносится судебно-медицинским экспертом. При отсутствии признаков насильственной смерти и других оснований к возбуждению уголовного дела выносится постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, а оперативно-розыскным органом заводится дело по установлению личности, по которому могут проводиться отдельные ОРМ, не требующие ограничения конституционных прав человека и гражданина.

Третьим общим основанием для проведения ОРМ являются поручения следователя, руководителя следственного органа, дознавателя, органа дознания или определения суда по уголовным делам, находящимся в их производстве. Под поручением понимается письменный документ, составленный в соответствии с требованиями УПК РФ. Устное указание (поручение) названных участников уголовного судопроизводства не является основанием для производства ОРМ. Направляемое поручение не должно содержать указания на вид, организацию и тактику ОРМ; это самостоятельно определяет должностное лицо оперативно-розыскного органа. Указанные лица в своих поручениях вправе ставить только задачу, устанавливать сроки выполнения поручений.

Исходя из содержания ч. 4 ст. 157 УПК РФ, следует, что факт наличия возбужденного уголовного дела признает недопустимым проведение ОРМ без письменных поручений следователя; иными словами, третье общее основание отменяет первое общее основание. На этот счет Конституционный Суд РФ в Определении от 25 января 2012 г. № 167−0-0 дал следующее разъяснение. Согласно Закону об ОРД каждое из оснований для проведения ОРМ является самостоятельным и применяется независимо от другого, а потому наличие или отсутствие одного из них не отменяет и не исключает другого и не снимает обязанности с оперативно-розыскного органа при решении задач ОРД принимать в пределах своих полномочий все необходимые меры по защите конституционных прав и свобод человека и гражданина, собственности, а также по обеспечению безопасности общества и государства. Недопустимость проведения ОРМ по другим законным основаниям, когда отсутствуют поручения следователя по уголовным делам, находящимся в его производстве, а потому и недопустимость использования результатов таких мероприятий в доказывании по уголовному делу приводили бы к фактической отмене предусмотренных законом иных оснований для проведения ОРМ, блокировали бы реализацию оперативно-розыскными органами возложенных на них задач по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, выявлению и установлению лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, в целях защиты конституционно значимых ценностей от преступных посягательств, Таким образом, указанное Определение Конституционного Суда РФ признает (в отличие от ч. 4 ст. 157 УПК РФ) возможность проведения ОРМ по возбужденному уголовному делу и без поручения следователя вне зависимости от каких-либо условий.

Четвертым общим основанием для проведения ОРМ являются запросы других органов, осуществляющих ОРД, по основаниям, указанным в Законе об ОРД. Под другими органами понимаются как оперативное подразделение и службы этого же ведомства, так и органы других федеральных министерств и служб, полномочных осуществлять ОРД. Взаимные обязанности по выполнению запросов органов, осуществляющих ОРД, определены межведомственными соглашениями и нормативными актами, утвержденными руководителями этих органов. Запросы других оперативно-розыскных органов о проведении ОРМ оформляются в письменном виде за подписью руководителя органа соответствующего уровня.

Пятым общим основанием для проведения ОРМ является постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц, осуществляемых уполномоченными на то государственными органами в порядкеу предусмотренном законодательством РФ. Это основание для проведения ОРМ заключается в том, что в свою очередь основанием для применения мер безопасности являются данные о наличии реальной угрозы убийства защищаемого лица, насилия над ним, уничтожения или повреждения его имущества, что само по себе обусловливает проведение помимо прочего и ОРМ. В качестве основания для проведения ОРМ законом предусматривается постановление о принятии мер безопасности в отношении защищаемых лиц[1].

Шестым общим основанием для проведения ОРМ являются запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами РФ. Выполнение таких запросов предусмотрено в п. 3 ст. 14 Закона об ОРД в качестве обязанности органов, осуществляющих ОРД. Примером данного основания для проведения ОРМ являются запросы, получаемые по каналам Интерпола[2], которые всегда связаны с расследованием преступления.

В ч. 2, 3 ст. 7 Закона об ОРД закреплено право органов, осуществляющих ОРД, в пределах своих полномочий собирать данные, необходимые для принятия соответствующих решений. Этот сбор данных осуществляется для проведения проверок лиц, допускаемых к государственной тайне, к работам на экологически опасных объектах, к участию в ОРД, и лиц, желающих получить лицензию на частную детективную и охранную деятельность, а также обеспечения безопасности органов, осуществляющих ОРД. Наличие указанного права не порождает соответствующих оснований для проведения ОРМ. Здесь основанием для проведения ОРМ в общем и целом выступает предполагаемая возможность соответствующих лиц идти вразрез с государственными, служебными, профессиональными интересами, а также информация, позволяющая усомниться в возможности оформления приема (допуска) на работу, выдачи лицензии, поддержания отношений сотрудничества. Лица, в отношении которых принимаются решения, осведомлены о предстоящей проверке и дают предварительное согласие на ее проведение. Таким образом, перед нами еще одно из оснований для проведения ОРМ — личное согласие лица на проведение ОРМ.

Основания, указанные в ст. 7 Закона об ОРД относятся к проводимым ОРМ как в их совокупности, так и применительно к отдельным ОРМ. При этом основанием для проведения одного ОРМ могут явиться результаты проведения другого или аналогичного ОРМ, но по отношению к иным объектам.

Судья в своих постановлениях о разрешении (отказе) на проведение ОРМ считают мотивированным ходатайство оперативно-розыскного органа, если в нем имеются достаточные основания для проведения ОРМ, указанные в ст. 7 Закона об ОРД; мотивы при разрешения на проведение ОРМ, ограничивающих конституционные права граждан, как правило, судьями указываются те же, что и в постановлении оперативно-розыскного органа, ходатайствующего о проведении ОРМ.

Следует иметь в виду, что Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. № 420-ФЗ УИК РФ был дополнен ст. 18.1 «Объявление розыска и осуществление оперативно-розыскной деятельности при исполнении наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества», в соответствии с которой ОРД при исполнении наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества, осуществляется оперативными подразделениями уголовно-исполнительной системы самостоятельно, оперативными подразделениями уголовно-исполнительной системы во взаимодействии с оперативными подразделениями иных государственных органов, определенных Законе об ОРД, в пределах их компетенции и оперативными подразделениями иных государственных органов, определенных указанным Законом, в пределах их компетенции. В то же время в Законе об ОРД основание, проистекающее из ст. 18.1 УИК РФ, для проведения ОРМ не закреплено.

  • [1] См.: Федеральные законы от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ «О государственной защитесудей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов»; от 20 августа2004 г. № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участниковуголовного судопроизводства».
  • [2] См.: Приказ МВД России, Минюста России, ФСБ России, ФСО России, ФСКНРоссии и ФТС России от 6 октября 2006 г. № 786/310/470/454/333/971 «Об утверждении Инструкции по организации информационного обеспечения сотрудничества по линииИнтерпола».
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой