Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Психолого-педагогические основы воспитательного процесса подрастающего поколения в учреждении культуры клубного типа

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Социальная функция морали связана с преодолением имеющихся или возможных противоречий между интересами социального единства и личной заинтересованностью отдельного члена общества. Но это вовсе не означает, что моральные санкции связаны с какой-то «жертвой» индивидуума во имя общего. Наоборот, ограничения и самоограничения индивидуального поведения, его подчинение интересам общего должно быть… Читать ещё >

Психолого-педагогические основы воспитательного процесса подрастающего поколения в учреждении культуры клубного типа (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Психолого-педагогические основы воспитательного процесса подрастающего поколения в учреждении культуры клубного типа педагог нравственный культура личность Прежде чем говорить о нравственном воспитании рассмотрим некоторые смежные понятия.

Нравственная культура — систематический, интегральный результат всего духовного развития личности. Она характеризуется как уровнем усвоенных моральных ценностей, как и участием человека в их создании.

Для того чтобы понять сущность и особенности нравственной культуры, необходимо выяснить такие узловые понятия, как культура, мораль, нравственность.

Культура рассматривается как способ человеческой деятельности, как синтетическая характеристика развития человека. Она выражает степень его овладения отношениями к природе, к обществу и к самому себе. Культура не только совокупность материальных и духовных ценностей, созданных обществом, она — специфический способ человеческой деятельности, определённое качество этой деятельности, которое охватывает как мотивацию и стимуляцию социальной активности, так и механизмы социальной регуляции и саморегуляции.

Роль воспитания как «посредника» между личностью и культурой самая важная. Воспитание имеет две основные цели. Во-первых, задача его состоит в передаче части культурных ценностей, созданных обществом, личности в индивидуализации их. Во-вторых, немаловажной задачей воспитания является создание определённых способностей для восприятия культурных и эстетических ценностей.

Социальная функция морали связана с преодолением имеющихся или возможных противоречий между интересами социального единства и личной заинтересованностью отдельного члена общества. Но это вовсе не означает, что моральные санкции связаны с какой-то «жертвой» индивидуума во имя общего. Наоборот, ограничения и самоограничения индивидуального поведения, его подчинение интересам общего должно быть и в интересах самой личности. Диалектика морального регулирования такова, что «защита» общего есть необходимое условие свободы каждого, а ограничение свободы каждого является необходимым условием свободы всех.

Свобода — это возможность поступать так, как ты желаешь. К сожалению, и в сознании некоторых людей истинная свобода связывается именно с полной с неограниченной реализацией всех личных желаний, капризов и стремлений.

Однако если в своём поведении человек не ограничивает свои желания и страсти, он достигает противоположного результата — свобода превращается в несвободу. Необузданные желания ведут к закрепощению личности. И наоборот, определённое разумное ограничение желаний и потребностей, которое внешне выглядит как уменьшение свободы, в действительности же является её существенной предпосылкой.

Известная триада — истина, красота и добро — обычно возглавляется добром, ибо считается, что оно — наивысшее проявление гуманизации человека. Нравственность — это не любование другим человеком, не абстрактная вежливость и обмен комплиментами, а «воинствующее» добро, преобразующее и очеловечивающее социальные условия жизни. Добро — не только желание добра, а действие, созидание добра.

Нравственная культура проявляется в способности личности сознательно и добровольно реализовать требования моральных норм, осуществлять такое целенаправленное поведение, которое характеризуется гармоническим соответствием личных и общественных интересов.

Важнейшими элементами, образующими «ядро» нравственной свободы, являются:

  • 1. Осознание требований нравственных норм.
  • 2. Принятие этих требований в качестве внутренней потребности, в качестве системы самообязанностей.
  • 3. Самостоятельный выбор одного из возможных вариантов действия, то есть принятие решения, сделанного не под внешним давлением (правовым или авторитарным), а по внутреннему убеждению.
  • 4. Волевое усилие и самоконтроль за реализацией решения, сопровождающегося эмоциональным удовлетворением достигнутым результатом (намерением).
  • 5. Ответственность за мотивы и последствия действия.

Нравственно воспитанная личность активно борется против зла. Не мирится с ним и стремится непрерывно «возвышать» своё и чужое поведение до требований идеала. Нравственно-свободный человек — не просто носитель моральных достоинств, а их неутомимый созидатель. Нравственные качества людей является таким «снаряжением», которое нельзя выковать без их активного участия.

Уровни нравственной культуры.

Нравственная культура — это качественная характеристика морального развития и моральной зрелости личности, проявляющаяся на трёх уровнях.

Во-первых, как культура нравственного сознания, выражающаяся в знании моральных требований общества, в способности человека сознательно обосновать цели и средства деятельности.

Но ещё Сократ был поражён тем, что многие люди, знающие что есть добро, делают зло. Поэтому, во-вторых, исключительно важным уровнем, обеспечивающим внутреннее принятие моральных целей и средств, внутреннюю готовность их реализации, есть культура нравственных чувств.

В-третьих, культура поведения, посредством которой реализуются поставленные и принятые нравственные цели, превращаются в активную жизненную позицию.

В зависимости от зрелости этих специфических компонентов существует несколько уровней индивидуальной нравственной культуры: низкий уровень нравственной культуры, когда человек не обладает элементарными моральными знаниями и часто нарушает общепринятые нравственные нормы; «мозаичная культура», когда отрывистые моральные знания соседствуют с нравственными поступками, совершёнными под воздействием общественного мнения, традиций в семье и т. д.; рациональный тип нравственной культуры, характеризующийся чисто вербальным усвоением моральных норм без внутренней убеждённости в их правомерности и необходимости; эмоционально-экспрессивная культура, когда человек приобретает обострённое нравственное чувство добра и зла, справедливого и несправедливого, но ему не хватает знаний и чаще всего воли для их материализации, и, наконец, высокая зрелость нравственной культуры, когда глубокие и научно обоснованные знания находятся в единстве с богатством чувств и практическим действием.

Педагог учит школьников анализировать, оценивать нравственные явления, воспринимаемые ими, соотносить их со своими поступками, осуществлять выбор нравственных решений. Т.о. он переводит внимание ребят с общих представлений о нравственности и моральных понятий на действительность. Формы такой работы: беседа, «круглый стол», диспут, обсуждение материалов периодической печати, конкретного случая, результатов интервью.

В настоящее время нравственному воспитанию в школах уделяется большое внимание, однако конечный результат работы не всегда удовлетворителен. Одной из причин является отсутствие чёткой системы в воспитательной работе школы и классных руководителей.

Система нравственного воспитания включает в себя:

Во-первых, актуализацию всех источников нравственного опыта воспитанников. Такими источниками являются: деятельность (учебная, общественно полезная), отношения между детьми в коллективе, отношения воспитанников с обучающими их педагогами и родителями, эстетика быта, мир природы, искусства.

Во-вторых, правильное соотношение форм деятельности и просвещения на разных возрастных этапах.

В-третьих, включение нравственных критериев в оценку всех без исключения видов деятельности и проявлений личности воспитанников.

Остановимся более подробно на характеристике основных источников нравственного опыта детей.

«Всякая программа преподавания, всякая метода воспитания, как бы хороша она ни была, — пишет К. Д. Ушинский, — не перешедшая в убеждение воспитателя, останется мертвой буквой, не имеющей никакой силы в действительности… Нет сомнения, что много зависит от общего распорядка в заведении, но главнейшее всегда будет зависеть от личности непосредственного воспитателя, стоящего лицом к лицу с воспитанником: влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которой нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений. Многое, конечно, значит дух заведения; но этот дух живет не в стенах, не на бумаге, но в характере большинства воспитателей и оттуда уже переходит в характер воспитанников». [К.Д. Ушинский, 1939, С. 15−16].

В структуре личности ученые выделяют три группы качеств, относящихся непосредственно к педагогу:

  • — социальные и общеличностные (идейность, гражданственность, нравственность, педагогическая направленность и эстетическая культура);
  • — профессионально-педагогические (теоретическая и методическая готовность по специальности, психолого-педагогическая готовность к профессиональной деятельности (теоретическая), развитость практических педагогических умений и способностей);
  • — индивидуальные особенности познавательных процессов и их педагогическая направленность (педагогическая наблюдательность, мышление, память и т. д.);
  • — эмоциональная отзывчивость;
  • — волевые качества;
  • — особенности темперамента;
  • — состояние здоровья.

Под Клубным учреждением понимается организация, основной деятельностью которой является изучение, предоставление населению разнообразных услуг социально-культурного, просветительского, оздоровительного и развлекательного характера, создание условий для занятий любительским художественным творчеством. По уровню организованности, материально-технической и кадровой базы, общественных связей и отношений Клубное учреждение может быть: многопрофильным, обеспечивающим поддержку и развитие культурно-творческой, просветительской и досуговой деятельности различных направлений, форм, видов и жанров; однопрофильным, обеспечивающим разнообразие деятельности на основе конкретного направления или вида культурно-досуговой деятельности, а также функционирующим в качестве прокатной площадки для проведения культурно-досуговых и других общественных мероприятий. К Клубным учреждениям относятся ныне действующие, а также реорганизуемые и вновь создаваемые клубные учреждения:

  • — функционирующие по административно-территориальному признаку: сельские (поселковые, городские) клубы; сельские (центральные, зональные, районные, городские) дома и дворцы культуры; центры культуры и досуга, культуры и искусств; культурно-спортивные, социально-культурные, культурно-досуговые комплексы, и т. п.;
  • — ориентированные на культурные интересы определенных профессиональных, национальных и других социально-демографических категорий населения: центры эстетического воспитания детей, технического творчества, клубы и дома творческой интеллигенции, женщин, молодежи, пенсионеров, центры традиционной культуры, дома ремесел и фольклора, национально-культурные центры и т. п.;
  • — специализирующие на передвижном характере деятельности, с использованием различных транспортных средств: автоклубы, агиткультбригады, плавучие культбазы и т. п.

В своей деятельности Клубное учреждение руководствуется Конституцией Российской Федерации, законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительств Российской Федерации, нормативно-правовыми актами Рузского муниципального района, Уставом Клубного учреждения. Основными принципами деятельности Клубного учреждения являются:

  • — обеспечение конституционного права граждан Российской Федерации на свободу творчества, равный доступ к участию в культурной жизни и пользованию услугами, предоставленными Клубным учреждением:
  • — гуманистический характер деятельности Клубного учреждения, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;
  • — содействие в сохранении единства культурного пространства страны, в поддержке и развитии самобытных национальных культур, региональных и местных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства.

В Культурных учреждениях клубного типа наиболее важно соблюдать принципы воспитания, так как они являются лицом государства в целом, и молодежь, находящаяся в них частенько бывает «на виду». Соответственно важна квалификация специалистов-педагогов и поиск подходов к воспитанию молодежи, как в общем целом, так и в частности каждого индивида.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой