Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Введение. 
Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментальным путем выявить психолого-педагогические условия сенсорного развития младших дошкольников средствами дидактических игр. Однако и на сегодняшний день существует необходимость исследования сенсорного воспитания дошкольника, как одного из важнейших направлений всестороннего развития личности ребёнка. Подбор комплекса дидактических игр… Читать ещё >

Введение. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В соответствии с действующими федеральными государственными требованиями (ФГТ, Приказ № 655 от 23 ноября 2009 г.) в программе нового поколения «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребёнка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности. В Программе комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания и образования ребёнка от рождения до школы. Отдельным разделом в содержании образовательной области «Познание» представлено «Сенсорное развитие», которое направлено на формирование у детей всех возрастных групп познавательных интересов и на их интеллектуальное развитие.

Сенсорное развитие — это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание.

Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью, а истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития достигаемого в младшем дошкольном возрасте. В этот период при соответствующих условиях у ребенка развиваются различные способности, обогащается сенсорный опыт ребенка посредством осязания, мышечного чувства, зрения, ребенок начинает различать величину, форму и цвет предмета. [1, c. 12].

Актуальность проблемы исследования заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с живого созерцания, с ощущения (отражение отдельных свойств, предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств) и восприятия (отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств) хотя, известно, развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления). Развитая сенсорика — основа для совершенствования практической деятельности современного человека. Ведь, как справедливо отмечает Б. Г. Ананьев, «самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и на ощущающего человека». [1, с. 15].

Исследованиям в области сенсорного развития дошкольника уделяли внимание многие отечественные и зарубежные ученые. Наиболее важный вклад в этом направлении внесли такие отечественные авторы как: А. П. Усова, А. В. Запорожец, А. Г. Рузская, Н. А. Ветлугина, Л. А. Венгер, В. П. Зинченко, Э. Г. Пилюгина, Е. И. Тихеева и многие другие, а также зарубежные педагоги: Я. А. Коменский, Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли.

Однако и на сегодняшний день существует необходимость исследования сенсорного воспитания дошкольника, как одного из важнейших направлений всестороннего развития личности ребёнка.

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментальным путем выявить психолого-педагогические условия сенсорного развития младших дошкольников средствами дидактических игр.

Объект исследования: сенсорное развитие младших дошкольников.

Предмет исследования: процесс сенсорного развития младших дошкольников средствами дидактических игр.

Гипотеза исследования:

  • 1. Подбор комплекса дидактических игр, соответствующих по цели развитию сенсорных способностей у детей, с постепенным переходом от простого к сложному;
  • 2. Просвещение педагогов и родителей в области сенсорного развития детей;
  • 3. Создание развивающей среды в группе детского сада.

Задачи исследования:

  • 1. Изучить сенсорное развитие как психолого-педагогическую проблему.
  • 2. Рассмотреть особенности сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста.
  • 3. Проанализировать специфику использования дидактических игр для сенсорного развития детей.
  • 4. Изучить показатели и уровень сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста.
  • 5. Реализовать экспериментальную работу по сенсорному развитию младших дошкольников посредством дидактических игр.

Практическая значимость работы: заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы воспитателями при проведении дидактических игр с детьми на сенсорное развитие, студентами при прохождении профессиональной практики.

База исследования: МБДОУ детский сад «Шончалай» Сут-Хольского кожууна села Кызыл-Тайга, 10 детей младшего дошкольного возраста (2−3 года).

Методы исследования:

  • — анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования;
  • — беседа с детьми и наблюдение за их деятельностью в процессе занятий по сенсорному воспитанию;
  • — дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников по методике Л. А. Венгера:
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой