Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Оценка учетной политики

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Вопросы учета доходов и расходов для целей бухгалтерского учета отражены в общем, достаточно поверхностно. В частности, указано, что учет затрат на производство выпускаемой продукции ведется в разрезе цехов и подразделений согласно Положению «О составе затрат по производству и реализации продукции и порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли… Читать ещё >

Оценка учетной политики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Учетная политика ТОО «КАЗАХ-ТЕМИР» представляет собой совокупность принципов и правил, регламентирующих методологию и организацию бухгалтерского учета на отчетный период. Другими словами, согласно Положению по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности В РК, исходя из общих правил, каждое предприятие само разрабатывает свою учетную политику, то есть правила ведения бухгалтерского учета.

Учетная политика предприятия является основным внутренним документом, отображающим сложившиеся способы и методы ведения бухгалтерского учета. При проведении налоговых проверок именно учетная политика и соблюдение ее положений являются объектами пристального внимания проверяющих. Порядок составления учетной политики организации установлен Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (СБУ1). Из пункта 1 СБУ1 следует, что процесс составления учетной политики состоит из двух этапов: формирование (выбор и обоснование) и раскрытие (придание гласности) учетной политики. Проведем анализ соответствия учетной политики ТОО «КАЗАХ-ТЕМИР» нормативным документам на 2011 год.

В соответствии с пунктом 9 СБУ1, принятая организацией учетная политика подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной документацией. В нашем случае учетная политика ТОО «КАЗАХ-ТЕМИР» оформлена приказом руководителя предприятия, что отвечает требованиям нормативных документов .

При оформлении учетной политики утверждают ряд решений, регулирующих организацию бухгалтерского учета на предприятии. Принято различать два аспекта учетной политики — организационный и методологический.

Одним из недостатков учетной политики ТОО «КАЗАХ-ТЕМИР» является то, что в ней не раскрываются организационно-технические аспекты, включающие такие вопросы как:

  • а) организация бухгалтерской службы и ее место в системе управления: организационная форма бухгалтерской работы; порядок назначения и увольнения главного бухгалтера, его права и обязанности; состав и подчиненность отдельных учетных подразделений, распределение обязанностей; взаимодействие бухгалтерии с другими службами;
  • б) технология обработки учетной информации;
  • в) рабочий план счетов, построенный на основе единого плана счетов;
  • г) система внутреннего учета и контроля: внутрипроизводственная отчетность (состав формы, периодичность их составления и представления, перечень пользователей); график документооборота; внутренний контроль (отделение функций по осуществлению финансово-хозяйственной деятельности от функций по ведению учета; разделение функций по ведению учета; установление персональной ответственности работников; использование бланков строгой отчетности; внезапные проверки и т. д.);
  • д) порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств;
  • е) объем, сроки и адреса представления отчетности;
  • ж) назначение ответственного за установления и соблюдение порядка публикации отчетности для заинтересованных пользователей и т. д.

Другим существенным недостатком представленной учетной политики является то, что нет приложений к данному приказу с элементами, требующими подробной разработки и занимающими сравнительно большой объем. В число таких приложений должны были входить:

  • — рабочий план;
  • — формы первичной учетной документации, не предусмотренные аль-

бомами форм;

— структура и состав структурного подразделения, занимающегося бухгалтерским учетом и отчетностью, а также основные функции, выполняемые этим подразделением;

— график документооборота и т. п.

Рабочий план счетов — обязательный элемент учетной политики организации. В 2013 году все организации (за исключением бюджетных учреждений и кредитных организаций) обязаны были перейти на новый счетный план. Рабочий план счетов должен быть не просто уточнен, а разработан заново. Этого как раз и не сделала рассматриваемая организация. О рабочем плане счетов упоминается лишь в общих чертах в пункте 2.4. приказа об утверждении учетной политики.

Рабочий план нужно было вынести в отдельное приложение к учетной политике и представить его в форме таблицы, где в первой графе указаны счета синтетического учета, во второй — субсчета, в третьей — счета аналитического учета первого порядка, открываемые к субсчетам, в четвертой (при необходимости) — счета аналитического учета второго порядка, открываемые к субсчетам второго порядка и т. д.

Кроме того, можно было привести в приложении к учетной политике корреспонденцию счетов, включенных в рабочий план, а также типовые проводки по отражению в учете операций, наиболее распространенных в данной организации.

В этом же разделе учетной политике должен утверждаться выбор организационной формы бухгалтерского учета, так как эффективность работы бухгалтерии во многом определяется тем, насколько рационально созданы рабочие места и распределены обязанности между исполнителями. В анализируемой учетной политике ТОО «КАЗАХ-ТЕМИР» этот пункт также отсутствует.

Далее в учетной политике должна быть определена форма счетоводства (системы учетных регистров). В нашем варианте учетной политики записано, что форма ведения бухгалтерского учета — журнально-ордерная, а на самом деле, на предприятии применяется автоматизированная форма учета (применяется программа 1С-Бухгалтерия).

При формировании учетной политики организация также утверждает порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств. Кроме того, утверждается количество инвентаризаций в отчетном году, дата их проведения, перечень проверяемого имущества и обязательств. В учетной политике ТОО «КАЗАХ-ТЕМИР» говорится только о том, что инвентаризация должна проводится в порядке и в случаях, предусмотренных законодательством РК.

К методологическим аспектам относится выбор способов ведения бухучета: способы амортизации, оценки, признания прибыли от продажи продукции, товаров, работ, услуг и другие способы.

Эти вопросы в рассматриваемой учетной политике учтены, говорится о принятом способе амортизации основных средств и нематериальных активов (линейный способ), содержит оценку производственных запасов, незавершенного производства и готовой продукции.

В приказе об утверждении учетной политике есть разделение положений по учету доходов и расходов отдельно для целей бухгалтерского учета и отдельно для целей налогообложения: вопросы учета доходов и расходов для целей налогообложения выделены в отдельный параграф, что позитивно характеризует учетную политику. Но все же необходимо дополнить этот параграф и включить в него пункты, определяющие:

  • — ответственность за организацию налогового учета;
  • — ответственность за ведение налогового учета;
  • — график документооборота (в приложении к учетной политике) или

Сроки и состав документов, представляемых лицу, ведущему налоговый учет;

— формы первичных учетных документов и аналитических регистров Налогового учета (в приложении к учетной политике для целей налогообложения).

Вопросы учета доходов и расходов для целей бухгалтерского учета отражены в общем, достаточно поверхностно. В частности, указано, что учет затрат на производство выпускаемой продукции ведется в разрезе цехов и подразделений согласно Положению «О составе затрат по производству и реализации продукции и порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли» в действующей редакции. Учет доходов для целей бухгалтерского учета в ТОО «КАЗАХ-ТЕМИР» в учетной политике косвенным образом нашел отражение в характеристике учета реализации продукции.

Вопросы учета доходов и расходов для целей налогообложения в учетной политике ТОО «КАЗАХ-ТЕМИР» отражены верно. В частности, доходы общества классифицируются:

  • — доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав.
  • — внереализационные доходы.

При определении доходов из них исключаются суммы налогов, предъявленные налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав). Доходы определяются на основании первичных документов и документов налогового учета Расходы, в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности организации подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией и внепроизводственные расходы. Внепроизводственные расходы определяются в соответствии со ст. 265 НК РК.

Списание сырья и материалов, используемых при оказании услуг (работ) производится методом оценки по средней себестоимости.

Под основными средствами понимается часть имущества со сроком полезного использования, превышающим 12 месяцев, реализуемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией.

Первоначальная стоимость основных средств может изменяться в случаях:

  • § достройки;
  • § дооборудовании;
  • § реконструкции;
  • § модернизации;
  • § технического перевооружения;
  • § частичной ликвидации.

Нематериальными активами признаются приобретенные и (или) созданные налогоплательщиком результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности (исключительные права на них), используемые в производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг) или для управленческих нужд организации в течение длительного времени (продолжительностью свыше 12 месяцев).

Сумма амортизации для целей налогообложения определяется ежемесячно и отдельно по каждому объекту амортизируемого имущества.

При приобретении объектов основных средств бывших в употреблении (в случае, если по такому имуществу принято решение о применении линейного метода начисления амортизации), применяется норма амортизации по этому имуществу с учетом срока полезного использования.

Учет доходов и расходов предприятия связан с необходимостью отражать большое количество хозяйственных операций, поэтому очевидно, что для адекватного учета доходов и расходов необходима: во-первых, продуманная организация учета, построение модели учета доходов, построение модели учета расходов, соответствующей модели учета доходов, и во-вторых необходима серьезная техническая поддержка, обеспечивающая ведения учета доходов и расходов. На данный момент в учетной политике ТОО «КАЗАХ-ТЕМИР» нет описания данным системам.

В литературе часто можно встретить точку зрения, согласно которой учетная политика не должна быть слишком объемной. Общие положения, действующие для всех предприятий, не следует отражать в приказе по учетной политике. В него нужно включать только те вопросы, решение которых вариант, но в соответствии с нормативными документами, а значит, оно может отличаться от принятых на других предприятиях. Эта позиция хороша, однако, с той принципиальной оговоркой, что Приказ по учетной политике не является исчерпывающим документом по данному вопросу. Иными словами, должен существовать еще комплекс документов, дополняющих данный приказ, в которых описывается вся принципиальная постановочная часть учета. В противном случае нельзя говорить об учетной политике как инструменте управления организацией.

Таким образом, по результатам анализа учетной политики ТОО «КАЗАХ-ТЕМИР» можно сделать выводы о необходимости совершенствования учетной политики:

  • § как в области учетной политики для целей бухгалтерского учета, так и в области целей налогообложения;
  • § существует потребность в более детальном отражении отдельных позиций учета доходов и расходов;
  • § для совершенствования качества учетной работы необходимо продумать различные организационные и технические аспекты учетной политики в области доходов и расходов и отразить их в соответствующем приказе.
  • 2.3 Порядок учета доходов и расходов, связанных с основными видами деятельности

В Принципах подготовки и представления финансовой отчетности доход определяется как увеличение экономических выгод в течение отчетного периода в форме поступления или увеличения активов или уменьшения обязательств, которые привели к увеличению капитала, не связанному с вкладами акционеров. Доход включает в себя как выручку компании, так и прочие доходы.

Выручка компании — это поступление средств от обычных видов деятельности, которые называются по-разному, в том числе от продаж, вознаграждений, процентов, дивидендов и лицензионных платежей. В соответствии с МСФО 18 «Выручка» компания в своей учетной политике должна определить порядок учета выручки, возникающей от определенных видов сделок и событий. 19].

Выручка — это валовое поступление экономических выгод в ходе обычной деятельности компании за период, приводящее к увеличению капитала, иному, чем за счет взносов акционеров (п. 7 МСФО 18). Выручка должна оцениваться по справедливой стоимости полученного или ожидаемого возмещения (п. 9 МСФО 18). Справедливая стоимость.

— это сумма средств, на которую можно обменять актив или погасить обязательство при совершении сделки между хорошо осведомленными, желающими совершить такую сделку, не зависимыми друг от друга сторонами.

Сумма выручки, возникающей от операции, обычно определяется договором между компанией и покупателем или пользователем актива. Она оценивается по справедливой стоимости возмещения, полученного цли ожидаемого к получению с учетом суммы любых торговых скидок или оптовых скидок, предоставляемых компанией. В большинстве случаев возмещение предоставляется в форме денежных средств или их эквивалентов, а сумма выручки — это полученная или ожидаемая к получению сумма денежных средств или их эквивалентов (п. 11 МСФО 18).

Важным моментом учетной политики предприятия является решение вопроса об условиях признания выручки, который требует самого тщательного рассмотрения всей совокупности факторов деятельности предприятия. Общими условиями признания выручки являются:

  • — сумма выручки оценивается с большей степенью достоверности;
  • — существует вероятность того, что экономические выгоды, связанные со сделкой, будут получены компанией.

Индивидуальные условия признания выручки следующие:

  • 1. Реализация товаров:
    • · право собственности передается покупателю;
    • · оценка фактических или ожидаемых расходов по сделке производится с большей степенью достоверности.
  • 2. Оказание услуг:
    • · стадия завершения сделки к отчетной дате определяется с большей степенью достоверности:
    • · расходы, понесенные при проведении сделки, и расходы, необходимые для завершения сделки, оцениваются с большей степенью достоверности.

Проценты: признаются на основе временного соотношения, которое учитывает реальный доход от актива.

Дивиденды: признаются тогда, когда установлено право акционера на их получение.

Роялти: признаются в соответствии с содержанием договора.

Каждое предприятие в зависимости от специфики производственной (предпринимательской) деятельности должно отразить свои условия признания выручки, которые должны основываться на условиях МСФО 18 «Выручка». доход расход бухгалтерский учет В некоторых случаях процесс получения выручки является долгим и продолжается в течение нескольких отчетных периодов. Примерами этого могут быть строительство кораблей, мостов, производство оборудования по добыче нефти и т. д.

В том случае, когда срок предоставления услуг или выполнения работ включает в себя несколько отчетных периодов, предприятие должно признавать выручку одним из следующих способов:

  • · процентное соотношение расходов, произведенных на определенную дату, к общим расходам по сделке;
  • · процентное соотношение выполненных к определенной дате услуг к полному объему услуг по сделке;
  • · анализ выполняемых услуг.

В соответствии с Законом по бухгалтерскому учету «Доходы» организации выручка принимается к бухгалтерскому учету в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной:

  • § величине денежных средств и иного имущества и величине дебиторской задолженности — в том случае, если отгруженная продукция (работы, услуги) оплачена частично;
  • § величине дебиторской задолженности — в том случае, если отгруженная продукция не оплачена совсем.

При определении выручки во внимание принимаются следующие особенности:

  • 1. Величина поступления и (или) дебиторской задолженности определяется исходя из цены, установленной договором между организацией и покупателем (заказчиком) или пользователем активов организации.
  • 2. Выручка принимается к бухгалтерскому учету в полной сумме дебиторской задолженности.
  • 3. Величина поступления и (или) дебиторской задолженности по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, принимается к бухгалтерскому учету по стоимости товаров (ценностей), полученных или подлежащих получению организацией. Стоимость же товаров устанавливают исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных товаров (ценностей).
  • 4. Величина поступления и (или) дебиторской задолженности определяется с учетом всех предоставленных организации согласно договору скидок (накидок). Единственным условием является заключение сделки между не взаимозависимыми лицами.
  • 5. Величина поступления определяется (увеличивается или уменьшается) с учетом суммовой разницы, возникающей в случаях, когда оплата производится в тенге в сумме, эквивалентной сумме в иностранной валюте (условных денежных единицах).
  • 6. При образовании в соответствии с правилами бухгалтерского учета резервов по сомнительным долгам величина выручки не изменяется.

Под расходами по обычным видам деятельности на предприятии принимаются расходы, связанные с изготовлением продукции и продажей продукции, приобретением и продажей товаров, а также расходы, осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг. Группировка затрат в соответствии с их экономическим содержанием осуществляется по следующим элементам:

  • § материальные затраты;
  • § затраты на оплату труда;
  • § отчисления на социальные нужды;
  • § амортизация основных фондов;
  • § прочие затраты.

В плане счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности субъектов Республики Казахстан для учета доходов предназначены счета раздела 6 «Доходы». Учет доходов от основной деятельности ведется на счетах подраздела 6000 «Доход от реализации продукции и оказания услуг «.

· 6010 «Доход от реализации продукции и оказания услуг» ;

Данные счета предназначены для формирования информации о суммах доходов, полученных от соответствующих отраслей деятельности. По кредиту этих счетов отражаются суммы полученных доходов от реализации товаров, продукции, выполненных работ и оказанных услуг в течение отчетного периода. В конце отчетного периода суммы доходов, учтенные по кредиту этих счетов, списываются на увеличение итогового дохода и отражают их по дебету данных счетов. После этой записи счет 6010 закрываются, вследствие чего остатка на конец отчетного периода не имеют. Рассмотрим основные бухгалтерские проводки на отражение в учете доходов от основной деятельности в следующей таблице. 3.

Учет операций по кредиту счетов подраздела 6000 «Доход от основной деятельности» ведется в журнале-ордере № 11 в разрезе синтетических счетов. В журнале-ордере № 11 имеется раздел, предназначенный для аналитического учета доходов от основной деятельности. Аналитический учет по счетам 6010 ведется по видам полученных доходов за месяц нарастающим итогом с начала года. В условиях автоматизации учета эти сведения содержатся в соответствующих машинограммах. Данные аналитических счетов используются для заполнения таблицы «Расчет чистого дохода», помещенного в журнале-ордере № 14.

Таблица 3.

Учет доходов от основной деятельности.

№.

Содержание хозяйственных операций.

Корреспонденция счетов.

Дебет.

Кредит.

.

Отражение дохода от реализации покупателям и заказчикам в порядке безналичных расчётов:

— готовой продукции.

— товаров приобретенных.

— выполненных строительно-монтажных, проектных и др. подобных работ.

— услуг по перевозке грузов и пассажиров.

— услуг связи.

— услуг страховой компании.

— продукции растениеводства, животноводства, рыболовства и др.

— налог на добавленную стоимость, предъявленная к оплате покупателям, от суммы реализованных товаров, продукции, работ и услуг.

2.

Отражение дохода от текущей аренды основных средств:

а) полученные наличными.

1040,1010.

б) по предъявленным к оплате счетам.

в) внесенные арендаторами в счет будущих периодов, в части относящиеся к данному отчетному периоду.

3.

Получение наличными в кассу:

а) доходов от основной деятельности.

б) налог на добавленную стоимость от суммы доходов.

4.

Списание доходов основной деятельности на увеличение итогового дохода в конце отчетного периода.

Учетная информация о затратах на производство в ТОО «КАЗАХ-ТЕМИР» формируется по местам возникновения затрат.

К прямым относятся расходы материалов, покупных изделий и полуфабрикатов, топлива и энергии на технологические цели, заработная плата с отчислениями на социальные нужды производственных рабочих.

Поскольку отпуск материалов со склада в цеха и на участки не является окончательным расходом, а рассматривается как внутреннее перемещение, на предприятии организован текущий учет и контроль за использованием сырья и материалов в производстве: документальное оформление отклонений от норм, инвентаризация. 13].

Под незавершенным производством понимается продукция частичной готовности, т. е. не прошедшая всех стадий обработки. К незавершенному производству относятся материалы и полуфабрикаты, поступившие в производство, а также готовая продукция, не прошедшая через ОТК. Незавершенное производство разрешается оценивать по фактической себестоимости, по плановой (нормативной), по прямым затратам. В ТОО «КАЗАХ-ТЕМИР» производят оценку незавершенного производства только по стоимости сырья и материалов. Стоимость остатков незавершенного производства рассчитывают по данным инвентаризационных описей или по данным оперативного учета. Аналитический учет ведется по видам затрат и видам выпускаемой продукции, а также по подразделениям предприятия.

Несомненным преимуществом программы «1С» является наличие универсального формата обмена данными «Конвертация данных» между различными информационными базами программы, при этом сохраняется объектная модель данных, а также наличие внешней компоненты V7lus. dill, посредством которой пользователи программы имеют возможность пользоваться электронной почтой и получать обновленные файлы программы, не прибегая к услугам специалистов.

Кроме того программой «1С» предусмотрено копирование таблиц и перенос их в электронные таблицы, что является большим преимуществом перед другими программами, так как это позволяет производить различные манипуляции аналитического плана специалистами любых служб предприятия.

Система обеспечивает:

  • § удобную форму ведения журнала проводок;
  • § использование типовых хозяйственных операций (кассовые ордера, платежные поручения) и блочных взаимосвязанных проводок (операции в выделением налогов);
  • § аналитический учет расчетов с контрагентами;
  • § накопительные и оборотные ведомости по счетам в трехуровневом разрезе;
  • § получение баланса и отчетных форм для налоговой инспекции.

Бухгалтер может самостоятельно, не пользуясь услугами программиста, изменить расчетные коэффициенты, ставки налогов, формулы и алгоритмы расчета блочных проводок, порядок расчета и заполнения баланса. Программа контролирует правильность корреспонденции счетов, сравнивая их со стандартными проводками, позволяет исправлять и пересчитывать данные любого из прошлых отчетных периодов.

Встроенный генератор отчетных форм предоставляет бухгалтеру самостоятельно создавать необходимые выходные формы, используя данные проводок, результаты расчета сальдо и оборотов по счетам.

Используя адаптированный к бухгалтерской терминологии язык программирования, можно получать информацию для анализа финансовой деятельности предприятия, сопоставляя полученные данные с плановыми показателями.

Первичные учетные документы и для бухгалтерского, и для налогового учета одни и те же.

Стоимость израсходованных материальных ценностей по учетным ценам и суммы заработной платы отражаются в регистрах на основании первичных учетных документов (ведомостей, накладных, актов, лимитно-заборных карт и т. п.) либо на основании специальных регистров аналитического учета (ведомостей, разработочных таблиц).

При этом начисленная заработная плата и расход материалов распределяются по направлениям затрат (по счетам, субсчетам, статьям, заказам) работниками бухгалтерии, ведущими учет производства, в момент отражения необходимых данных в соответствующих учетных регистрах. Такое распределение производится непосредственно в первичном учетном документе, в котором делается запись об отнесении затрат на тот или иной объект учета.

Документальное оформление распределения прямых расходов между объектами калькулирования, осуществляется в специально предназначенных для этого учетных регистрах — бухгалтерских справках.

Распределение косвенных расходов осуществляется расчетным путем в итоговых отчетных регистрах — бухгалтерской справкой.

Поступление из производства готовой продукции оформляется накладными.

Отпуск готовой продукции покупателям оформляется товарной накладной (форма М-15). Основанием для выписки накладных являются распоряжения руководителя организации или уполномоченного им лица, а также договор с покупателем (заказчиком).

Накладные формы М-15 выписываются на складе в четырех экземплярах, и все они передаются в бухгалтерию для регистрации в журнале регистрации накладных на отпуск готовой продукции и подписи их главным бухгалтером.

Из бухгалтерии подписанные накладные возвращаются на склад. Один экземпляр накладной передается кладовщику, второй служит основанием для выписки счета-фактуры, третий и четвертый — передаются получателю готовой продукции. На всех экземплярах накладной получатель обязан расписаться в получении продукции.

При вывозе продукции через пропускной пункт один экземпляр накладной (четвертый) остается у службы охраны, а третий экземпляр передается получателю в качестве сопроводительного документа на груз.

Служба охраны записывает накладные в журнал регистрации грузов и затем передает накладные в бухгалтерию по описи, где на их основе делаются бухгалтерские проводки.

Кроме того, применяют бескарточный метод учета готовой продукции. При данном методе с помощью ЭВМ ежедневно составляют оборотные ведомости учета выпуска из производства и движения готовой продукции относительно складов (других мест хранения). Остатки готовой продукции периодически инвентаризируют.

По готовой продукции составляют номенклатуру-ценник. Помимо ценника разрабатываются справочники продукции, в которых содержатся сведения об облагаемой и не облагаемой различными видами налогов продукции, о плательщиках и грузополучателях, среднеквартальной и среднегодовой себестоимости и др.

Данные платежных документов по отгруженной продукции ежедневно записывают в ведомость учета и реализации продукции (работ, услуг) (форма № 16). В ведомости указывают дату и номер платежного требования, наименование поставщика, количество отгруженной продукции по ее видам, суммы, предъявляемые по счетам, и отметку об оплате счетов. Ведомость является формой аналитического учета товаров отгруженных. Готовую продукцию в ведомости отражают по учетным и отпускным ценам.

Учет наличия и движения готовой продукции осуществляют на активном счете 1320 «Готовая продукция». Готовые изделия, приобретенные для комплектации или в качестве товаров для продажи, учитывают на счете 1330 «Товары». Стоимость выполненных работ и оказанных услуг на сторону также отражают на счете 1320 «Готовая продукция». Продукция, не подлежащая сдаче на месте и не оформленная актом приемки, остается в составе незавершенного производства и на счете 1320 «Готовая продукция» не учитывается.

Синтетический учет готовой продукции осуществляется без использования счета «Выпуск продукции (работ, услуг)». Готовую продукцию учитывают на синтетическом счете 1320 «Готовая продукция» по фактической производственной себестоимости. Однако аналитический учет отдельных видов готовой продукции осуществляют, как правило, по учетным ценам (плановой себестоимости, договорным ценам и др.) с выделением отклонений фактической себестоимости готовой продукции от стоимости по учетным ценам отдельных изделий, учитываемых на отдельном аналитическом счете.

Оприходование готовой продукции по учетным ценам оформляют бухгалтерской записью по дебету счета 1320 «Готовая продукция» и кредиту счета 8010 «Основное производство» .

По окончании месяца исчисляют фактическую себестоимость оприходованной готовой продукции от стоимости ее по учетным ценам и списывают это отклонение с кредита счета 8010 «Основное производство» в дебет счета 1320 «Готовая продукция» способом «красное сторно» .

Отгруженную готовую продукцию в зависимости от условий поставки, оговоренных в договоре на поставку продукции, списывают по учетным ценам с кредита счета 1320 «Готовая продукция» в дебет счетов 1330 «Товары отгруженные». По окончании месяца определяют отклонение фактической себестоимости отгруженной (реализованной) продукции от стоимости ее по учетным ценам и списывают с кредита счета 1320 способом «красное сторно» .

Отгруженная или предъявленная покупателям готовая продукция по ценам реализации (включая НДС и акцизы) отражается по дебету счета 1210 «Расчеты с покупателями и заказчиками» и кредиту счета 6010.

Одновременно себестоимость отгруженной или предъявленной покупателю продукции списывается в дебет счета 6010 с кредита счета 1320 «Готовая продукция». 19].

Сводный учет затрат на производство организуется по бесполуфабрикатному варианту, т. е. учет затрат ограничен по каждому цеху (переделу). В бухгалтерских записях движение полуфабрикатов не отражается, а контроль за их движением от одного цеха к другому осуществляется бухгалтерией по данным оперативного учета в натуральном выражении. В соответствии с таким порядком учета затрат себестоимость полуфабрикатов после каждого передела не определяют, а исчисляют себестоимость готового продукта.

Таким образом, можно сделать вывод, что на предприятии применяется попередельный метод учета затрат, который является одним из методов управленческого учета. Такой выбор объясняется тем, что обрабатываемое сырье последовательно проходит несколько отдельных самостоятельных фаз обработки — переделов. Себестоимость конечного продукта в этом случае составляет сумму затрат всех переделов (бесполуфабрикатный вариант).

Управленческий учет дает реальное представление предприятию о его затратах и результатах на основе анализа, позволяет избавляться от необоснованных затрат, создавать стимулирующие системы оплаты труда, выбирать оптимальный вариант управленческого решения.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой