Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Сознательное и бессознательное в выборе профессионального пути

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Люди с личностью анального типа, для которых, если верить теории, характерны любовь к порядку, упрямство, экономность и самоконтроль, должны предпочитать такие профессии, как бухгалтерское, библиотечное или банковское дело и обеспечение технической безопасности. Хотя выводы, следующие из психоаналитической теории, весьма интересны, они почти не подвергались научной проверке частично из-за низкого… Читать ещё >

Сознательное и бессознательное в выборе профессионального пути (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В ситуационно-специфическом поведении принципиальное значение имеет понятие профессиональных установок, выражающих собой готовность индивида принимать профессионально важные решения. Эти установки связаны, с одной стороны, с объективными требованиями самих ситуаций профессионального выбора, т. е. с задачами профессионального развития, и, с другой, — с уже имеющимся у личности опытом решения жизненных задач. В рамках современной культуры задачи профессионального развития, на которые ориентированы профессиональные установки индивида, достаточно стереотипны, и, принимая или формулируя для себя ту или иную задачу, индивид уже имеет определенные критерии, или нормативы, ее разрешения. Так, основные задачи профессионального развития соответствуют институтам общего и профессионального образования и могут быть представлены следующим рядом:

  • — выбор профессии как завершение общего образования;
  • — профессиональное самоопределение в ходе профессионального обучения;
  • — достижение высокой производительности при адаптации к профессиональной деятельности;
  • — профессиональная самореализация и овладение мастерством.

Но наряду с нормативными задачами могут появляться и индивидуально-специфические (переобучение, повторный профессиональный выбор, прерывание профессиональной деятельности и т. д.), поэтому профессиональные установки характеризуются готовностью личности не только решать предъявляемые ей задачи, но и активно выбирать эти задачи и модифицировать в соответствии с ними собственное поведение. Таким образом, в профессиональных установках индивида оказывается аккумулированным весь опыт решения им жизненных задач на уже пройденных этапах психического развития. Накопленный опыт решения жизненных задач, генерализуясь, приводит к образованию в структуре личности комплекса компетентности, который реализуется при столкновении с новыми классами задач, в том числе с задачами профессионального развития, обусловливая характер конкретного решения (уровень притязаний, настойчивость в реализации, контроль над результатами и пр.). В противном случае образуется комплекс неполноценности.

Отрицательные последствия неправильно выбранной профессии затрагивают как самого человека, так и все общество. По подсчетам американских ученых, правильный выбор профессии в 2—2,5 раза уменьшает текучесть кадров, на 10—15% увеличивает производительность труда и в 1,5—2 раза уменьшает стоимость обучения кадров.

Эмоционально и точно об этом высказался режиссер Е. Гришковец: «В каждой школе есть столовая. И там работает как минимум четыре повара. А сколько у нас разных предприятий, каких-нибудь фабрик, заводов, сколько больших контор, больниц, автобаз, и прочее, и прочее. И везде есть столовые, буфеты, какие-то маленькие кафе. И везде там работают люди, которые всю жизнь готовят невкусную еду. Они плохие повара! А когда-то же они были детьми, такими, как я. И они не думали, что станут поварами. У них есть имена, фамилии. Они отдельные люди. Неповторимые! А работают плохими поварами. И, значит, кто они? Они — ПЛОХИЕ ПОВАРА! И ВСЕ! И БОЛЬШЕ НИЧЕГО. А КАК ЖЕ ЖИЗНЬ!» (Гришковец Е., 2005, с. 160—161).

Человек выбирает себе профессию после окончания школы, когда принимает решение поступать в то или иное учебное заведение. На самом деле для многих выпускников такой выбор часто оказывается «запрограммированным» родительскими пожеланиями и самим школьным образованием, так как выпускной класс уже предполагает некую специализацию, а выбор профильного обучения во многом диктует дальнейшее поведение. Конечно, к 14—15 годам школьник уже способен сформулировать собственное мнение о том, чем ему хочется заниматься. Вот только не каждый точно знает, чем именно. На практике оказывается, что склонности учитываются в последнюю очередь, а вот мнение родителей на выбор профессии оказывает огромное влияние.

В настоящее время родительское влияние имеет существенное влияние при выборе выпускником дальнейшего обучения в вузе на ступени бакалавриата. Но на пороге магистратуры родительское воздействие ослабляется, выбор магистерской программы носит более независимый характер.

Природа индивидуальных особенностей человека двояка. Такие индивидуальные особенности, как интересы, склонности, характеризуются непостоянством, колебаниями, изменчивостью, учитывать их нужно с вполне определенной целью — стимулировать их развитие. Другой тип индивидуальных особенностей довольно устойчив. К ним относятся черты, связанные с проявлениями основных свойств нервной системы. Постоянство индивидуального поведения в определенных ситуациях — первый признак того, что в основе его лежат природные свойства нервной системы. Среди природных индивидуально-типологических свойств наиболее изучены в настоящее время сила — слабость нервной системы и подвижность — инертность протекания процессов возбуждения и торможения. Сила нервной системы обеспечивает эмоциональную, психологическую устойчивость человека к воздействию сверхсильных раздражителей и тем самым повышает надежность в экстремальных ситуациях.

В подавляющем большинстве профессий учет природных особенностей необходим не для отбора, а для нахождения наиболее подходящего рабочего места или выработки оптимального индивидуального стиля деятельности, который позволяет максимально эксплуатировать природные данные и компенсировать недостатки.

Среди особенностей, составляющих ядро индивидуального стиля, всегда оказываются две их категории: особенности, благоприятствующие успеху в данной обстановке, и особенности, противодействующие успеху. Если мы имеем дело с особенностью, противодействующей успешному осуществлению деятельности, то рано или поздно, стихийно или сознательно она «обрастает» компенсаторными механизмами. Однако в меру наличия у человека типологически обусловленных особенностей деятельности, благоприятствующих успешному ее выполнению, возникают и другие элементы пристройки к ядру стиля, а именно поиски и максимальное использование всех возможностей, которые открываются в связи с этой категорией особенностей деятельности.

Формирование индивидуального стиля продвигает личность на все более высокие уровни осуществления деятельности, а значит, и способствует обоснованной реализации принципа «от каждого по способностям…».

Бессознательные аспекты профессионализации проявляются в выборе профессии и влиянии на него раннего опыта, что наилучшим образом раскрыто в концепции А. Адлера (Адлер А., 1993). У каждого человека есть концепция цели или идеал, необходимый для того, чтобы добиваться больше того, что возможно для него в актуальной жизненной ситуации, преодолевать недостатки и трудности настоящего благодаря постулированию конкретной цели будущего. Имея эту конкретную цель или намерение, человек чувствует себя в состоянии преодолеть любые проблемы, так как в нем живет его будущий успех. Без ощущения цели деятельность индивида не имела бы никакого смысла.

Совершенно очевидно, полагаетАдлер, что фиксация этой цели — придание ей конкретной формы — должна происходить на раннем этапе жизни, во время формирующего периода детства. На этом этапе материал, служащий развитию, менее важен, чем сама цель, детерминирующая направление жизни. Адлер не раскрывает способов, с помощью которых фиксируется эта цель, но однозначно утверждает, что она существует и оказывает влияние на каждое душевное движение ребенка. И на сегодняшний день известно еще совсем немного о движущих силах, импульсах, причинах, способностях и их отсутствии в этот ранний период. Для их понимания все еще нет ключа, так как направление жизни устанавливается только после фиксации цели. Все же, когда видно направление, к которому склоняется человек, можно догадаться, какие шаги будут делаться впоследствии.

Когда формируется прототип — ранний вариант личности, воплощающий цель, — устанавливается направление и ориентированность жизни индивида. Ребенок, полагает Адлер, будет воспринимать различные ситуации не такими, какие они существуют в действительности, но согласно личной схеме апперцепции, иными словами, он будет воспринимать ситуации сквозь призму предубеждений своих личных интересов.

При этом формируется очень важная психологическая категория «стиль жизни». Распознается стиль тогда, когда вследствие окружения он не совпадает с личностными ожиданиями, и человек понимает при этом, что у каждого есть своя модель жизненного поведения, а не просто одни механические реакции на окружение. Жизненный стиль представляет собой единство и целостность личности, сформировавшейся в процессе преодоления трудностей, пережитых в детстве, и основан на стремлении к цели.

Но наши интересы имеют целью изучение карьеры и в этом смысле касаются не столько прошлого, сколько будущего людей, понимать которое можно, согласившись с Адлером, только понимая их стиль жизни. Исследуя карьерные замыслы, даже с опорой на понимание инстинктов, стимулов и влечений человека, невозможно предсказать, что должно произойти с ним в дальнейшем. И поэтому, что бы ни инициировало поведение человека, оно является стимулом только к сохранению и фиксации стиля жизни.

То, что человеку свойственно иметь стиль жизни, дает возможность предсказывать его будущее. Из знания основных фаз, трудностей и вопросов жизни вырастает возможность делать такого рода предсказания. Таким образом, по опыту и знанию нескольких фактов, по Адлеру, можно предположить, как в дальнейшем сложится жизнь тех или иных детей. Понимание всех этих вещей теперь стало гораздо более глубоким, чем раньше.

Стиль жизни в его истоках и простейшем выражении показывают ранние воспоминания. Первые воспоминания интересны также тем, что благодаря своей сжатости и простоте они могут быть использованы для массовых обследований.

Адлер считал, что социальный интерес — это наиболее важный фактор в подходе к воспитанию и профессиональному развитию. Желательно прояснить значение этого понятия. Только смелые, уверенные в себе люди, чувствующие себя в мире как дома, могут извлекать преимущества как из благ жизни, так и из ее трудностей. Они знают, что трудности существуют, но они также знают, что в состоянии их преодолеть. Они готовы к любым проблемам жизни, которые неизменно оказываются социальными проблемами. Чтобы быть социально успешным человеком, необходимо быть подготовленным к социальному поведению. Чувство общности, социальный интерес являются непременными компонентами профессионально-релевантного поведения.

Следующим в нашей научной схеме идет анализ прототипа. Важным способом познания прототипа, а следовательно, сути человека является изучение его ранних воспоминаний. Все наши знания и наблюдения, убежден Адлер, приводят нас к выводу, что наши воспоминания принадлежат прототипу. Каждое воспоминание, каким бы тривиальным оно ни казалось человеку, представляет для него что-то достопамятное. Само по себе событие не так важно, как тот факт, что именно это переживание настойчиво сохраняется в памяти и используется для кристаллизации того значения, которое придается жизни. Каждое воспоминание, по Адлеру, — это напоминание. «Не бывает случайных воспоминаний: из бесчисленного множества впечатлений, которые выпадают на долю человека, он выбирает для запоминания только те, которые хотя и смутно, но ощущаются им как связанные с его нынешним положением. Эти воспоминания представляют собой „Историю моей жизни“; историю, которую человек повторяет, чтобы предостеречь себя или утешить себя, чтобы поддержать направленность на избранную цель, чтобы с помощью прошлых переживаний подготовить себя к встрече с будущим, используя уже проверенный стиль действий», — писал известный психотерапевт.

Воспоминания, по сути, являются корреляторами стиля жизни. Они никогда не могут вступать в противоречие со стилем жизни. Если жизненный стиль меняется, воспоминания тоже изменятся: человек будет вспоминать другие случаи или по-другому интерпретировать те события, которые он помнит.

Итак, самое раннее воспоминание занимает исключительное положение по двум причинам:

  • 1) в нем содержится фундаментальная оценка человеком самого себя и своего положения, это его первое обобщение явлений, первое более или менее полное символическое выражение самого себя и тех требований, которые к нему предъявляются;
  • 2) это его субъективная стартовая точка, начало автобиографии, которую он для себя создает.

При этом, как ни парадоксально, едва ли кто-нибудь понимает свое раннее воспоминание, т. е. его сопряжение со стилем жизни происходит на бессознательном уровне. События, запомнившиеся из детства, должны быть очень близки основным интересам индивида; а если известны его основные интересы, то легко воссоздаются его цель и стиль жизни. Именно это делает воспоминания столь важными при консультациях относительно выбора профессии.

Для иллюстрации воспользуемся примерами ранних воспоминаний известных людей, собранных Е. В. Сидоренко. Чтобы понять, как их ранний опыт влияет на выбор профессии, не нужно проводить анализ, достаточно просто узнать их ранние воспоминания.

Николай Константинович Рерих: «Среди первых воспоминаний, прежде всего, вырастают прекрасные узорные облака. Вечное движение, мощное творчество. Богатыри… белые кони с волнистыми гривами… заманчивые призрачные горы — чего только не было в этих неисчерпаемых картинах небесных».

Джон Уотерс — американский режиссер, непревзойденный маргинальный гений. Уже в раннем детстве Джонни не был похож на своих сверстников. Еще мальчишкой он был зачарован кинохроникой, изобиловавшей замогильными ужасами и насилием. Но Уотерса всегда влекло не только кинематографическое, но и непридуманное насилие. Одним из самых приятных детских впечатлений он считает воспоминание о настоящей крови на сиденье раздавленного в катастрофе автомобиля. До сих пор добрую половину его домашней библиотеки занимают тома, посвященные всевозможным преступлениям и психическим отклонениям. Он с завидным постоянством снимает безумно смешное кино, герои которого — всевозможные дегенераты, маньяки и извращенцы.

Юрий Никулин: «Самые ранние воспоминания — гардеробная отца, где он гримировался, где лежал реквизит, который можно было потрогать, посмотреть, покопаться в нем. В цирке продавалась замечательная газированная крем-сода, и отец мне ее всегда покупал. Вот лишь отдельные моменты и вспоминаются».

Вирджиния Сатир, семейный психотерапевт: «Мне было пять лет, когда я решила, что обязательно стану детским детективом. Тогда я смутно представляла себе, какой будет эта работа, но отчетливо ощущала, что в семье есть нечто такое, что трудно сразу разглядеть, не вникнув глубоко в мир человеческих отношений, мир, полный таинственных загадок, нередко скрытых от глаз».

Владимир Львович Ваневский (анестезиолог): «Самые ранние детские воспоминания: в жаркой топке русской печки догорает бабочка — нарядная расписная игрушка. Когда он возил ее за собой, бабочка взмахивала крылышками. И вот ее бросили в печь… Ему было три года».

Кроме индивидуальной психологии Адлера, фрейдистскую теорию личности также можно использовать для прогнозирования выбора профессии (Сидоренко Е. В., 2000).

Так, люди с оральным типом личности общительны, разговорчивы, ироничны, любят поспорить, поэтому их должны привлекать профессии орального типа. Многие из них становятся дантистами, юристами, проповедниками, радиокомментаторами и т. п. Если они выбирают профессию музыканта, то, скорее всего, будут играть на деревянных или медных духовых инструментах, а не на струнных или ударных. Их может интересовать кулинария (профессия повара), или, в случае фиксации на оральном этапе, т. е. периоде грудного или искусственного вскармливания, они могут выбрать какую-нибудь из профессий, частично удовлетворяющих эту потребность, и успешно работать в этой профессии.

Люди с личностью анального типа, для которых, если верить теории, характерны любовь к порядку, упрямство, экономность и самоконтроль, должны предпочитать такие профессии, как бухгалтерское, библиотечное или банковское дело и обеспечение технической безопасности. Хотя выводы, следующие из психоаналитической теории, весьма интересны, они почти не подвергались научной проверке частично из-за низкого психометрического качества тестов, разработанных для оценки фрейдовских личностных типов, частично вообще из-за отсутствия интереса к психоаналитической теории трудовой деятельности. Поэтому изучение психологических функций труда остается актуальной и важной темой для дальнейших исследований психологов психоаналитического направления.

В исследованиях профориентационной направленности в основном изучаются темперамент, характер, уровень развития интеллекта, профессионально важные качества и редко учитывается личная история индивида — те решения, которые человек принял в раннем детстве на бессознательном уровне. В связи с этим вопрос о влиянии раннего опыта личности на выбор профессии мы считаем малоизученным. Собранные и известные к настоящему моменту материалы позволяют предположить, что такое бессознательное влияние имеет место и его роль в моделировании карьеры в рамках профессионально-релевантного поведения весьма существенна.

Способы жизни человека, или «различные человеческие практики», по терминологии П. Бурдье, в рамках той или иной профессии очень многообразны, как многообразно число человеческих типов. Это многообразие жизненных практик определяется всей историей развития человечества, потому что каждая эпоха в истории развития общества предлагает свой способ жизни и этот новый способ, раз возникнув, не исчезает, а продолжает существовать и в новое время. Об этом писал и С. Л. Франк: «…через уяснение прошлого и раскрытие связи настоящего с прошлым…» можно более правильно и более глубоко понять настоящее.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой