Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Отражение критического реализма в литературе XIX века

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Подлинная история творчества Бальзака начинается с 1829 г., когда вышел в свет его роман «Шуаны». Это первый роман, который сам Бальзак включил в «Человеческую комедию». Он рассказывает о борьбе вандейской контрреволюции с республиканцами в конце 90-х гг. в романе ещё чувствуется некоторое злоупотребление мелодраматическими ситуациями, запутанность интриги (любовь вождя шуанов к красавице Мари… Читать ещё >

Отражение критического реализма в литературе XIX века (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

«Отражение критического реализма в литературе XIX века»

Зарождение критического реализма относится к концу 20-х годов XIX века, его расцвет — к 30−40-м годам. В эти годы во Франции выступили Беранже, Стендаль, Мериме, Бальзак, Флобер; в Англии — Диккенс, Теккерей, Бронте, Гаскел, поэты — чартисты; в Германии — Гейне и другие революционные поэты. критический реализм литература бальзак Наиболее полное выражение критический реализм находит в жанре социального романа. Широта проблем, высокий обличительный пафос, стремление запечатлеть наблюдаемые явления общественной жизни в монументальных художественных образах большой обобщающей силы — таковы наиболее характерные черты творчества лучших представителей критического реализма.

Стремление исторически и научно обосновать свои выводы при изображении явлений социальной жизни, желание всегда быть на уровне последних движений науки, «щупать пульс своей эпохи», по словам Бальзака, — вот что помогало реалистам организовать свой художественный метод.

В 30-х годах XIX века стало обозначаться ведущее классовое противоречие буржуазного общества — противоречие между буржуазией и рабочим классом.

В Германии, Франции, Англии в 30-х годах и далее — в 40-х годах проходит, нарастая, волна рабочего движения. В порабощённых странах — в Болгарии, Венгрии, Польше, Чехословакии — усиливается национально — освободительная борьба.

Эти годы являются периодом подъёма в различных областях культуры буржуазного общества. Революция 1789 1794 годов открыла новые широкие перспективы развития передовой научной мысли. Начинается мощный расцвет философии, естественных, технических, исторических наук.

«Литература есть выражение общества, эта истина, ныне очень тривиальная, является результатом наблюдения ума, глубоко изучившего историю народов и поэзии».

О. Бальзак Становление и развитие критического реализма происходило в условиях сложной литературной борьбы, главным содержанием которой следует признать соотношение двух основных направлений — романтизма и реализма.

Романтизм и реализм — два литературных направления, которые на протяжении очень длительного периода развиваются одновременно, будучи тесно между собой связаны и в то же время глубоко различны по методу.

Критический реализм на Западе начинает складываться как направление во второй половине 20-х годов. Эти же годы — период расцвета романтизма. И поэтому, совершенно естественно, между этими двумя направлениями устанавливается сложное взаимодействие. Романтики и реалисты имели немало общих задач. Их сближение произошло на почве общей борьбы с реакционным искусством периода Реставрации. Один из крупнейших представителей французского реализма — Стендаль выступил под знаменем романтизма, и это было не случайно: в понимании Стендаля романтизм был не чем иным, как передовым искусством, боровшимся с классицизмом и его эстетикой.

В литературной борьбе, которая развёртывается в 20-х годах, романтики идут впереди, они пока оттесняют реалистов; реализм ещё не сформировался в эти годы в самостоятельное направление, он только складывается.

Однако принципиальные расхождения реалистов даже с прогрессивными романтиками отчётливо выступают уже в 30-х и 40-х годах XIX века. Расхождение определяется в основных вопросах эстетики и творчества — в понимании взаимоотношения искусства и действительности, роли искусства и художника в общественной жизни, в решении проблемы личности и т. д.

Вступая в сложную творческую и теоретическую полемику с романтизмом, критические реалисты брали от него всё лучшие прогрессивные традиции — демократизм, народность, интерес к историческим темам. Критический пафос прогрессивного романтизма, его идеалистические идеалы были теми великими традициями, которые продолжили в своём творчестве писатели — реалисты.

В конце XIX века, в новых исторических условиях, соотношение двух литературных направлений намечается по — новому, романтизм сходит на нет.

Критический реализм конца XIX и начала XX века в лице его лучших представителей — Флобера, Мопассана, Франса, Шоу, Роллана и других — вступает в непримиримую борьбу с декадентской литературой.

Критический реализм, так же как и романтизм, предполагает в своей основе целостное мировоззрение, определённое отношение к действительности.

Для писателя — реалиста характерны признание ценности объективной действительности и огромный интерес к ней. Художник — реалист стремится прежде всего глубоко познать, изучить действительность и всесторонне отобразить её в своём творчестве, в полноценных типических образах.

Реалисты при изображении типических характеров стремятся сохранить масштабы реально — бытовой обстановки, рисуют своих героев во всём многообразии их жизненных связей и конкретно — исторических и бытовых отношений, в их развитии.

Растиньяк, Жюльен Сорель, Николас Никкльби, Ребекка Шарп и многие другие действуют «в типичных обстоятельствах»; они не отвлечены от той живой и сложной реальной обстановки, в которой складывались подобные характеры.

Завоеванием реалистического метода является показ характеров героев в их становлении и развитии, стремление изобразить их историю, их «величие и падение».

Во второй половине XIX века реализм в ряде стран, продолжая и развивая лучшие обличительные традиции Стендаля, Бальзака, Гейне, Диккенса, приобретает в то же время в творчестве Флобера, Келлера, Шанфлери новые черты.

Кризис буржуазной демократии, разложение буржуазной идеологии, обнаружившиеся после революций 1848 года во многих зарубежных странах, определили противоречивость исканий реалистов этой поры.

В реализме второй половины века всё отчётливее начинают звучать мотивы пессимизма и скепсиса. Надвигающийся крах буржуазного мира дезориентирует писателей — реалистов, лишает их чувства перспективы.

И тем не менее резкость и беспощадность обличения буржуазного оскудения и предельной нищеты духа достигают силы, ни с чем не сравнимой.

Появление революционной литературы во Франции относится к периоду Реставрации. В 1814 г. во Франции восстанавливается династия Бурбонов. Французская знать, находившаяся в эмиграции, возвращается благодаря помощи иностранных держав — Англии, Австрии, Германии. Народный протест против поработителей и предателей родины находит своё отражение в революционно — демократической поэзии Франции этой эпохи. На первом месте здесь должен быть поставлен Пьер Жан Беранже (1780−1857).

Первая французская революция 1789 г. застала Беранже девятилетним мальчиком. Он был отдан родными в одну из новых школ, открытых после революции. Это были учебные заведения якобинского духа, носившие название «патриотических школ». Здесь будущему поэту была привита любовь к революции, которую Беранже сохранил и позднее. Отец Беранже, мелкий служащий, пытался основать собственное предприятие и был уверен, что сын будет ему помощником в делах. Но юного Беранже не привлекала коммерческая деятельность. Разорение отца не испугало будущего поэта, он даже был им доволен. Он считал, что бедность — состояние более благородное, и чувствовал себя лучше на чердаке, в нетопленой комнате, нежели в коммерческой конторе отца.

Первый период творчества Беранже — это эпоха Первой империи. В эти годы он только складывается как поэт, ещё не находит своего настоящего призвания.

В поисках жанра он использует так называемую «застольную песню» XVIII века. Он воспевает мимолётные радости, вино, любовь. Его песни этого периода ещё лишены глубокого социального содержания, политической остроты («Весна и осень»).

Но вскоре Беранже нашёл свой настоящий жанр: это была массовая песня. Уже в раннюю песнь Беранже вносит совершенно новые, демократические мотивы. В стихотворении «Беднота» он прославляет жизнь бедняков, утверждая, что эта жизнь более содержательна, более осмысленна, чем жизнь богача, который томится бездельем, живёт паразитом.

Тот же демократический мотив ещё сильнее звучит в раннем стихотворении Беранже «Мой старый фрак». У бедняка всего — навсего один только фрак; он бережёт его, считая более благородным одеянием, чем великолепный костюм богача:

Мой друг, тебя духами я не прыскал, В тебе глупца и плута не казал, По лестницам сиятельных не рыскал, Перед звездой спины не изгибал.

Пускай иной хлопочет для отлички, Взять орденок, — за ним не лезу я:

Два — три цветка блестят в твоей петличке.

Мой старый друг, не покидай меня!

К этому же раннему периоду относится политическое стихотворение «Король Ивето». Восхваляя сказочного короля Ивето, Беранже тем самым осуждал Наполеона за то, что при нём народные деньги шли на разорительные войны, на роскошь императорского двора. Наполеону он противопоставляет сказочного короля Ивето, который отличался скромностью и демократизмом; никакой роскоши у него при дворе не было, и народ, не обременённый налогами, любил своего короля.

Он отличный был сосед:

Расширять не думал царства И превыше всех побед Ставил счастье государства Слёз при нём народ не знал, Лишь как умер он, — взрыдал Стар и мал…

Ха-ха-ха! Ну не смешно ль?

Вот так славный был король!

Падение Империи и восстановление Бурбонов было тем политическим событием, которое определило перелом в сознании и творчестве поэта. Именно в этот период Беранже оформляется окончательно как певец революционной демократии. Он объявляет себя поэтом — патриотом, задача которого — бороться с белоэмигрантами и с Бурбонами.

Я не могу быть равнодушен Ко славе родины моей:

Теперь покой её нарушен,.

Враги хозяйничают в ней…

Так пишет Беранже в стихотворении «Моя, может быть, последняя песня». Он хочет выступить против врагов родины как поэт — гражданин.

Наиболее ценное, что создал Беранже в годы Реставрации, — это его острые политические песни.

Ярким сатирическим произведением этого периода была «Челобитная породистых собак». В образе породистых собак он выводит белоэмигрантов, французскую знать, которая вернулась после свержения Наполеона и потребовала себе восстановления прежних прав:

Тирана нет, — пришла пора Вернуть нам милости двора, Мы с нетерпеньем ждём известья О том, что с завтрашней зари Псам Сен — Жерменского предместья Откроют доступ в Тюильри.

Тирана нет, — пришла пора Вернуть нам милости двора, На нас ошейники в отличье От массы уличных бродяг.

Понятно: луврское величье Не для каких — нибудь дворняг!

Целый ряд блестящих сатирических стихов посвящает Беранже Карлу X, последнему представителю Бурбонов, свергнутому Июльской революцией. Само яркое среди них — «Будущность Франции». Здесь Беранже рисует печальную судьбу Франции в XX веке; она доведена Бурбонами до крайней степени измельчания и оскудения: всё измельчало, люди превратились в карликов; идеи, дела, мысли также стали карликовыми.

Я дружен стал с нечистой силой,.

И в зеркале однажды мне Колдун судьбу отчизны милой Всю показал наедине.

Смотрю: двадцатый век в исходе, Париж войсками осаждён.

Всё те же бедствия в народе, ;

И всё командует Бурбон…

Тому же Карлу X прямо посвящено и другое стихотворение под названием «Красный человечек». Поэт предсказывает скорую гибель короля: существует легенда о том, что в королевском дворце перед большим событием (перед революцией, перед казнью Людовика XVI) появлялся красный человечек. И вот теперь он снова стал бродить по дворцу. Пророчество Беранже точно сбылось: очень скоро последний Бурбон был свергнут революцией.

Так приветствовал в своём творчестве Беранже наступающую революцию. Целый ряд его стихотворений был вдохновлён предреволюционными и революционными событиями.

Однако события Июльской революции несколько смутили Беранже; он не сразу смог разобраться в них, понять, что революция не принесла народу той свободы, о которой мечтал поэт. Буржуазные либералы постарались использовать эту растерянность поэта и завербовать его на свою сторону. Отчасти им это удалось. Беранже подал свой голос за нового короля Луи Филиппа. Но, очень скоро, поняв свою ошибку, он решительно отказывается какие — либо милости от короля. В стихотворении «Отказ» поэт говорит о том, что он женат на очень строгой даме, зовут её Свобода, она — то и не позволяет ему брать какие бы то ни было милости от нового правительства. Он пишет:

Не надо денег ваших мне.

Всю жизнь я прожил в стороне, Не повторяйте обещанья, Министр! Я только выдам вас.

Коснётесь лиры — и тотчас По ней пройдёт негодованье.

Когда Беранже понял, что плодами революции 1830 года воспользовалась крупная финансовая буржуазия, он выступил с обличением этой новой правящей верхушки, которая заражена была стяжательством и поклонялась единственному богу — золотому тельцу.

Поняв, что такое Июльская монархия, Беранже со всем своим боевым пылом выступает против неё в поэзии. Он нападает на банкиров, финансистов, на тех, кто явился оплотом этой монархии.

В образе улиток («Улитки») очерчен тип ограниченного, разжиревшего, скотоподобного буржуа:

Как жить процентами ума,.

Когда имеешь дом доходный?

Улитка не сошла с ума, Иди — ка прочь, бедняк голодный!

О, как чванливы; как жирны Вы, слизняки моей страны.

Улитки, что ни говори, Сзывают съезды по канатам, И эта вот (держу пари!).

От правых будет депутатом.

О, как чванливы; как жирны Вы, слизняки моей страны.

Но Беранже, несмотря на своё отрицательное отношение к Июльской монархии и к финансовой буржуазии, которая восторжествовала в эту пору, не становится на сторону революционного пролетарского движения. Он пробует найти выход в учении социалистов — утопистов. Несколько песен последнего периода своего творчества Беранже посвящает утопистам. Одно из них носит характерное название «Безумцы». «Безумцы» — так зовут их люди, которых пугают смелые мысли утопистов. Но, по мнению Беранже, эти «безумцы» были величайшими мыслителями человечества.

И всё же Беранже верил в могучую силу восстания масс. В стихотворении «Потоп» он предвещает близкий потоп, движение народа, который уничтожит весь «монарший сброд».

Валы всё выше, бури всё ужасней,;

Смотри, самодержавие, смотри!

Скажи, вещун, но что это за воды?

То мы изголодавшаяся голь, Которая возжаждала свободы, Которой надоел её король.

Так писал Беранже в 1847 году, за год до революции 1848 года, когда пал король Луи Филипп.

Французский писатель Анри Бейль имел, по свидетельству его друзей, несколько сотен псевдонимов. Из них удержался один — Фредерик Стендаль.

Стендаль родился в Гренобле, в семье богатого адвоката. Его мать рано умерла. Отец почти не занимался воспитанием сына. Доверив его католическому аббату. Педагогическое «искусство» последнего имело своим результатом лишь то, что Стендаль возненавидел и церковь и религию. Потихоньку от своего воспитателя юноша стал знакомиться с трудами философов — просветителей (Кабаниса, Дидро, Гольбаха). Это чтение, а также наиболее сильные впечатления и переживания детских лет, связанные с первой французской революцией, и явились определяющими моментами в формировании будущего писателя. Приверженность революционным идеалам он сохранил на всю жизнь.

В 1800 году семнадцатилетний Стендаль вступил в армию Наполеона и проделал вместе с ней ряд военных походов.

Стендаль не чужд был идеализации Наполеона, что отразилось и в творчестве писателя. Но его отношение к Наполеону после захвата им престола Франции и превращения в императора, было всё же весьма критическим.

После падения Наполеона и возвращения бурбонов во Францию Стендаль уезжает в Италию, где проводит большую часть времени.

Стендаль полюбил Италию; эта страна сыграла немалую роль в формировании взглядов писателя. Его привлекала интенсивная общественная жизнь Италии — страны, которая на разгул меттерниховской реакции и деятельность «Священного союза» ответила революционно — демократическим движением карбонариев.

В 1821 году происходят восстания карбонариев в ряде городов (Неаполь, Турин). Правительство обвинило его в принадлежности к восставшим. Стендалю было предписано срочно покинуть австрийские владения северной Италии.

Пребывание в Италии оставило глубокий след в творчестве Стендаля. Эта страна вдохновила его на целый ряд произведений. Таковы прежде всего работа по истории искусства «История живописи в Италии», «Рим, Флоренция, Неаполь», «Прогулки по Риму», новеллы «Итальянские хроники», роман «Пармская обитель».

Пребывание во Франции, где правили ненавистные Стендалю Бурбоны, становится для него невыносимым. Это отношение писателя к реакции и режиму Реставрации нашло выражение в его лучших романах.

Одно из ранних произведений Стендаля — его роман «Арманс» (1827), героиня которого — русская девушка Арманс Зоилова. Это произведение, повествующее о несчастной любви Арманс и Октава де Маливера, помогает понять эволюцию творчества Стендаля.

Октав — первый эскиз ведущего у Стендаля образа, достигшего своего художественного совершенства в образах Жюльена Сореля и Фабрицио.

Также и Арманс начинает собой ряд женских образов Стендаля, лучшим из которых явится мадам де Реналь.

Первый большой роман Стендаля, «Красное и чёрное», вышел в 1830 году, в год Июльской революции.

О глубоком социальном смысле романа говорит уже его название. Под «красным» и «чёрным» Стендаль подразумевал столкновение двух сил — революции и реакции. Революция — это «красное». Реакция, восторжествовавшая в период Реставрации, — это «чёрное». Название романа подчёркивает в то же время и основные черты в характере героя — Жюльена Сореля. Окружённый враждебными ему людьми, он бросает вызов судьбе; отстаивая право своей личности, он вынужден мобилизовать все средства на борьбу с окружающим миром.

Эпиграфом к своему роману Стендаль взял слова Дантона: «Правда, суровая правда!».

В 1839 году появляется второй роман Стендаля о Реставрации, «Пармская обитель». Как выяснялось уже в начале, Италия играла большую роль в творчестве Стендаля. Этой стране он посвящает один из лучших своих романов.

Главный герой романа Фабрицио дель Донго имеет много сходного с Жюльеном Сорелем. Это такой же романтик, жаждущий героических подвигов. Он также поклоняется перед Наполеоном, идеализируя его. Сближает их и то, что Фабрицио также пытается переоценить свои стремления и надежды.

Подобно Жюльену, Фабрицио убеждён, что героизм возможен только на поле битвы. Жюльену Сорелю не удаётся сделать военной карьеры, Фабрицио же такой случай представляется. Он узнаёт, что его любимый герой Наполеон высадился снова во Франции и должен дать решающее сражение; Фабрицио едет на поле Ватерлоо, чтобы принять участие в битве.

Герой — романтик, жаждущий подвига, большого дела, полный гордых мечтаний о славе, переживает жесточайшее разочарование. Автор подробно описывает похождения Фабрицио на поле сражения, раскрывает шаг за шагом крушение его иллюзий. Не успел Фабрицио появиться на фронте, как его принимают за шпиона и сажают в тюрьму.

Мечта о необычайном подвиге не осуществляется. Попав на поле битвы, Фабрицио не может ничего понять; он не знает, где находится неприятель, и после тщетных попыток разобраться в этом хаосе он решает отдать себя на волю своей лошади, которая мчит его неизвестно куда.

На первый взгляд кажется, что всё пережитое героем на войне почти не оказало влияния на его дальнейшую судьбу. Хотя Стендаль и говорит, что «большое количество крови, которое потерял Фабрицио, освободило его от романтической стороны характера», но это заявление явно преувеличено и звучит иронически: вся последующая история героя убеждает в том, что от романтической стороны герой не освободился. Наоборот, его дальнейшая жизнь, также как и жизнь других героев романа, чрезвычайно богата романтикой.

Совершенно очевидно, что романтическая сторона характера героя явно подчёркивается Стендалем на протяжении всего романа.

«Пармская обитель» — второй обличительный роман Стендаля о Реставрации. История Фабрицио даётся на фоне политических событий, развернувшихся в Парме после разгрома Наполеона. Реакция свирепствует в Парме. Реакционные силы воплощены в образах её правителей.

В романе прекрасно показано, что каждая попытка героев встать на защиту своей личности неизбежно приобретает характер политического выступления.

Сильно выраженный оппозиционный характер романа, написанного уже к концу творческого пути писателя, на рубеже 40-х гг., — лучшее свидетельство того, что боевой дух, дух протеста против реакционных буржуазных сил, угнетавших Францию, до конца не угасал в Стендале, хотя роман этот и говорит об утрате многих иллюзий самого писателя.

В середине 30-х гг. Стендаль работал над романом «Чёрное и белое», который остался незаконченным. В этом романе действие развёртывается в период Июльской монархии.

Наиболее яркой типической фигурой в романе является банкир господин Левен. В его лице Стендаль увековечил новую социальную силу, которая восторжествовала во Франции.

Роман Стендаля рисует исторический процесс возвышения крупной финансовой буржуазии.

Герой романа «Красное и белое» Люсьен Левен резко отличается от героев двух рассмотренных романов. Люсьен Левен не мечтает ни о каких подвигах или исторических делах. Наполеон не является для него идеалом. Ни о каком героизме он не думает. Он вынужден решать другую задачу: перед ним стоит проблема карьеры в буржуазном смысле слова.

В своём герое Стендаль отличает одну характерную черту — он сознаёт своё падение, внутренне протестует против него, способен искренне оплакивать его и раскаиваться.

Но он бессилен открыто заявить свой протест, он вынужден покориться объективному ходу вещей.

Люсьен пассивен — и это отличительная черта его характера, черта, которая резко отличает его от Жюльена Сореля или Фабрицио; эти герои Стендаля обладают огромной активностью. Они по — своему борются с обществом, пытаются наступать на него. Они полны энергии и силы.

Люсьен Левен не переходит в наступление. Он предпочитает плыть по течению.

Роман остался незаконченным, но даже то, что написал Жюльен, с очевидностью убеждает, что моральная деградация Левена идёт резко нарастая.

Итак, в литературу XIX в. Стендаль вносит боевой дух века Просвещения и революции, веру в разум, в гармоническую личность, культ сильных страстей. Но, отстаивая идеалы революции, он вынужден сознаться, что эти священные для него идеалы чужды современности, в которой торжествует проза буржуазной жизни. Героическое оказывается ненужным в практике буржуазных отношений, там, где царит безнадёжная тупость, погоня за наживой, карьеризм. В этих условиях человеку сильных страстей, жаждущему героического, нет места. Полноценный человек неизбежно вступает в противоречия с буржуазной действительностью. В этом и заключается трагедия главных героев Стендаля.

Одновременно со Стендалем вошел в литературу Франции Проспер Мериме (1803−1870).

Мериме был сыном художника и художницы и с самого раннего детства жил в атмосфере искусства, прекрасно его знал и любил; позднее он написал целый ряд работ по искусству.

Мериме не знал периода неудач, так хорошо известных Стендалю и Бальзаку. С первого своего произведения он обратил на себя внимание читателя, и это внимание не ослабевало на протяжении всей его литературной деятельности.

К политическим событиям своего времени писатель относился весьма противоречиво, что сказалось на всём его творчестве. Мериме был свидетелем трёх революций, из которых последнюю он пережил всего на 19 дней. К революции 1848 года он отнёсся крайне отрицательно, участвовал в её подавлении, что не мешало ему восхищаться мужеством и героизмом восставшего народа. Мериме был принят при дворе Наполеона III, что опять-таки не мешало ему возмущаться внутренней и внешней политикой императора и крайне тяготиться своей обязанностью появляться при его дворе.

Первое литературное выступление Мериме относится к 1825 г., когда появляется его литературная мистификация «Театр Клары Газюль». Это собрание пьес Мериме приписал испанской актрисе Кларе Газюль, которая была вымышлена автором.

К 20-м гг. относится историческая драма Мериме из времён крестьянских восстаний XV в. «Жакерия» (1828), а также ряд новелл: «Таманго», «Взятие редута», «Матео Фальконе» и др.

В 1829 г. он издаёт свой исторический роиан из эпохи религиозных войн XVI в., «Хроника времён Карла IX».

В 30-х гг. написаны его новеллы «Этрусская ваза» (1830), «Двойная ошибка» (1833), в том же 1833 г. Мериме пишет ряд литературных портретов, которые называет «Исторические и литературные портреты», в 1837 г. выходит новелла «Венера Илльская».

К 40-м гг. относятся новеллы «Коломба» (1840), «Кармен» (1844), «Арсена Гийо» (1844) и др. Из последних произведений Мериме следует назвать новеллу «Локис» (1869).

Большое место в «Театре Клары Газюль» занимает тема разоблачения католической церкви и её служителей.

Феодально — католическая реакция вызывает у Мериме резкий и непримиримый протест, который отчётливо звучит в драмах «Театра Клары Газюль». Против аскетизма и религиозного фанатизма он выдвигает гуманистические и ренессансные идеалы. Инквизитор Антонио должен судить Марикиту за колдовство. Но он побеждён её красотой, молодостью и весельем. Аскет-монах и любовник борются в нём. Первый полон предрассудков, он напуган адом и дьяволом; второй хочет быть человеком и сбросить путы религиозных предрассудков. «Не все ли мы несчастны в этом мире, а бич да власяница ещё умножают страдания, — говорит Антонио… Хочу жениться, иметь детей, быть добрым отцом семейства. Нет, сатана, за это тебе не унести меня! Я воспитаю семью в благочестии; сие будет так же приятно богу, как и дым костров».

В основе ряда драм «Театра» лежит мысль о высокой ценности человеческого чувства. Чем больше испытаний проходит оно, тем более растёт и крепнет.

В 1828 г. Мериме выпускает драму «Жакерия». Она интересна постановкой народной темы, которая в этот период не случайно зазвучала так мощно в творчестве Мериме.

Разоблачая феодальную реакцию эпохи Реставрации, Мериме закономерно выдвигает в своём творчестве тему народного восстания, которой посвящена эта драма.

Показывая раздвоенность и отсутствие единой целеустремлённости в Жакерии, Мериме исторически правильно оценил это движение, но его выгоды имеют прямое отношение к современным для Мериме событиям; вопрос о народной революции решался им противоречиво: сочувствие народу, восставшему против порабощения, и страх перед ним всегда неразрывно сочетались у писателя.

Из новелл 1829 г. особое внимание привлекает новелла «Таманго», направленная против рабства, на основе которого строится, как утверждает Мериме, цивилизация белого человека.

Мериме разоблачает буржуазную цивилизацию, строящуюся на работорговле, но, с другой стороны, приходит к выводу о невозможности от неё отказаться вовсе.

Проблема человека становится одной из центральных в новеллах Мериме 30−40-х гг.

Если человек вынужден скрывать свои чувства, обманывать окружающих, — ответственность за это падает на общество, которое его к тому принуждает. Рисуя своих героев, Мериме всегда подчёркивает эту двойственность в их поведении. Они предстают совершенно различными перед глазами общества и в своей личной жизни. Очень показательна в этом смысле новелла «Этрусская ваза» (1830). Поведение человека в обществе, утверждает писатель, диктуется определёнными социальными установлениями; они резко враждебны человеческим стремлениям, чувствам, интересам. Общество заставляет человека лгать, лицемерить, искажать свои чувства, скрывать их от окружающих, глубоко таить их в себе. Так создаётся второй мир, в котором живёт человек.

В своих лучших реалистических новеллах Мериме убедительно показал, как опошляется, падает, развращается человек в условиях буржуазного общества.

Отчего погибает Сен — Клер — герой «Этрусской вазы»? Он оскорбляет любовь, оскверняя её ревностью. Как бы результатом этого является его бессмысленная смерть на дуэли.

Мериме не идеализирует человека, но он и не презирает его, он верит в то, что даже падший человек, как будто бы вовсе опустившийся, сохраняет в глубине души большое, настоящее чувство и в ту или иную пору его жизни оно может победить.

Итак, буржуазной цивилизации, которая превращает человека в «стёртую монету», Мериме выносит безоговорочное осуждение. Как и романтиков — его современников, Мериме всегда привлекали люди, не испорченные цивилизацией, ещё не изжившие в себе дикие инстинкты, зато правдивые, колоритные и по-своему цельные.

Одним из самых интересных обличительных рассказов Мериме 40-х гг. является рассказ «Арсена Гийо» (1844). Арсена Гийо — проститутка, которая решает покончить жизнь самоубийством и выбрасывается из окна. Искалеченная, она лежит, ожидая смерти. К ней приходит светская дама, мадам де Пьен. На протяжении всего рассказа звучит очень тонкая ирония автора по отношению ко всем словам и действиям мадам де Пьен. Руководимая филантропическими побуждениями, она должна перед смертью Арсены спасти её душу от когтей дьявола. Узнав о том, что Арсены есть любовь, которую она пронесла через всю свою жизнь, — самое дорогое, самое радостное, что есть у этой несчастной, отверженной девушки, мадам де Пьен считает своим долгом заставить Арсену вырвать это чувство из сердца и перед смертью искупить свой «грех». Религиозный фанатизм светской дамы — не что иное, как жестокость и лицемерие.

С первых же строк рассказа, очевидно, насколько всеми презираемая Арсена выше и чище своей «спасительницы». Способность к большому чувству — вот что ставит её неизмеримо выше людей так называемого «порядочного общества».

Вершина французского критического реализма — это творчество Оноре Бальзака (1799 — 1850), крупнейшего мастера реалистического романа на Западе.

Бальзак родился в городе Туре 20 мая 1799 г. Его отец Франсуа Бальзак, по происхождению крестьянин, нажил состояние во время первой французской революции путём всевозможных спекуляций и афер, главным образом на конфискованных дворянских землях.

В 1806 г. Бальзак поступил в Вандомский колледж. Учился он плохо, так как церковно — католическая премудрость колледжа его совсем не интересовала. Он потихоньку читал произведения просветителей — Дидро, Руссо. У начальства колледжа он слыл ленивым, неспособным учеником, нередко сидел в карцере, главным образом за чтение запрещённых книг.

Литературное наследие Бальзака необъятно по объёму. Только ранних произведений у него громадное количество.

С 1822 по 1825 г. Бальзак пишет ряд романов: «Стэни», «Бирагская наследница», «Последняя фея», «Столетний старик» и др. Перечисленные романы часто имеют мелодрамическую интригу, запутанный сюжет, в них много мистического. В этих романах Бальзак идёт не от жизни, а от литературы, стараясь следовать крупному литературному авторитету (Руссо, В. Скотт).

Подлинная история творчества Бальзака начинается с 1829 г., когда вышел в свет его роман «Шуаны». Это первый роман, который сам Бальзак включил в «Человеческую комедию». Он рассказывает о борьбе вандейской контрреволюции с республиканцами в конце 90-х гг. в романе ещё чувствуется некоторое злоупотребление мелодраматическими ситуациями, запутанность интриги (любовь вождя шуанов к красавице Мари де Вернейль, которая получает от республиканцев тайные полномочия действовать против шуанов). Бальзак пытается доказать в романе, что благородство и моральная чистота человека не зависят от его политических взглядов и поэтому благородные могут быть и на стороне вандейцев (Монторан), и на стороне республиканцев (Гюло).

Идея «Шуанов» — победа революции над контрреволюцией — была ответом Бальзака на современные ему события.

В 1834 г. Бальзак пришёл к мысли о том, чтобы всё написанное им до сих пор объединить в одно большое произведение. Так зародилась идея, вначале ещё смутная, «Человеческой комедии».

Идея его грандиозная. Он хотел написать «историю нравов» современной ему Франции.

Исторические рамки его творчества — это конец Реставрации и главным образом период Июльской монархии (1830 — 1848).

Бальзак обнаружил большую проницательность в понимании этой социально — исторической обстановки. В своём произведении он беспощадно критикует режим Июльской монархии за то, что всеобщая страсть к обогащению тормозила развитие страны, её богатств, её производительных сил. Он обличает всё буржуазное общество, а не только данный период. Великая заслуга Бальзака в том, что он сумел проникнуть в характер тех противоречий, которые лежат в основе буржуазных отношений. Значение бальзаковских разоблачений в том, что он не ограничивается показом какой — либо одной стороны жизни общества.

Бальзак умеет прекрасно показать, что в буржуазном обществе достаточно нажать пружину личного интереса, чтобы всё пришло в движение. Когда барон Нюсинжен начинает свою игру на бирже, в это дело включается масса людей из самых различных слоёв общества. Давид Сешар хочет заняться своими научными опытами, но это оказывается невыгодным целому ряду лиц, которые по той или иной причине кровно заинтересованы в том, чтобы ему помешать и повредить.

Многие романы Бальзака строятся на столкновении материальных интересов различных лиц. Человек стремится создать себе карьеру, устроить свою личную судьбу, но оказывается, что это ущемляет интерес другого, и на этой почве возникает борьба.

Так использует Бальзак структуру своих романов, чтобы раскрыть всю сложность, всю запутанность отношений в буржуазном обществе. Он показывает, как тесно переплетаются в нём интересы различных лиц, как люди, живущие в одном конце страны, связаны с теми, кто живёт в совершенно другом её конце, как действия одних вызывают ответные действия других.

Таким образом, критический реализм XIX в. вписал замечательную страницу в историю мирового искусства.

Во Франции критический реализм в годы Июльской монархии (1830 — 1848) окончательно завоевал ведущее место, отстранив на второй план романтизм, господствовавший в последние годы правления Наполеона I и при Бурбонах. По словам Энгельса, Франция всегда являлась страной, в которой все исторические перевороты, все социальные процессы отливаются в наиболее чёткую форму. Этой же чёткостью отличается и характер её литературного развития.

Литература

критического реализма во Франции заслужила высокую оценку русской общественности. «Настоящее и глубокое воспитательное влияние на меня как писателя, — писал А. М. Горький, — оказала „большая“ французская литература — Стендаль, Бальзак, Флобер; этих авторов я советовал бы читать „начинающим“. Это действительно гениальные художники, величайшие мастера формы…».

В наши дни прогрессивная литература Франции наследует и достойно продолжает лучшие реалистические традиции великих мастеров культуры прошлого.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  • 1. История зарубежной литературы XIX века [Текст] / М. Е. Елизарова, С. П. Гиджеу [и др.]. — М.: «Просвещение», 1964. — 613 [2] с.
  • 2. История зарубежной литературы XIX века [Текст] / [под ред. Засурского Я. Н. и Тураева С.В.]. — М.: Просвещение, 1990. — 319 [1] с., ил.
  • 3. Зарубежная литература [Текст]: допущено Министерством высшего и среднего специального образования БССР в качестве учебного пособия для студентов филологических факультетов вузов / [под ред. Мицкевич Б.П.]. — 2- е изд., доп. — Минск: БГУ им. В. И. Ленина, 1995. — 463 [1] с.
  • 4. История зарубежной литературы конца XIX — начала XX века [Текст] / [под ред. Андреева Л.Г.]. — 2-е изд. — М.: «Высшая школа», 2001. — 316 с.
  • 5. Оноре Бальзак [Текст]: книга для учащихся старших классов средней школы / Г. Э. Ионкис. — М.: Просвещение, 1988. — (Биография писателя). — ISBN 5 — 09 — 401 — 3. — 172 [2] с.
  • 6. Зарубежная литература [Текст] / Р. М. Самарин. — М.: «Высшая школа», 1998. — 462 [2] с.
  • 7. Хрестоматия по зарубежной литературе [Текст]: для VII — IX классов средней школы / сост. В. А. Скороденко. — 5-е изд. — М.: «Просвещение», 1993. — 605 [1] с.
  • 8. Бальзак [Текст] / Стефан Цвейг. — Саранск: Мордовское книжное издательство, 1981. — 399 [1] с., ил.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой