Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Теоретические основы автоматизации бухгалтерского учёта

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В основу комплексной механизации бухгалтерского учета по таблично-перфокарточной форме был положен принцип непрерывности обработки учетной информации на вычислительных устройствах при полной механизации всех учетных работ. При этом произошло перераспределение работ, и значительная часть операций учетного процесса выполнялась персоналом вычислительного центра. Существенная особенность данной формы… Читать ещё >

Теоретические основы автоматизации бухгалтерского учёта (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальные проблемы автоматизации бухгалтерского учёта

Невозможно представить себе современный офис без компьютеров. А компьютер, к сожалению, не будет работать без программного обеспечения, поэтому мало приобрести компьютер как основное средство — надо еще купить соответствующие программы. Чаще всего при покупке программного обеспечения — например, операционной системы Windows, пакета офисных программ Microsoft Office, бухгалтерской программы (например, 1С: Бухгалтерия, АМБА, Галактика, БЭСТ, Парус и т. д.) — фирма приобретает неисключительные права. То есть становится одним из множества пользователей аналогичного программного продукта, но не получает права тиражировать, перепродавать или иным образом извлекать доходы от обладания данным программным продуктом. Более того, купив однопользовательскую (локальную) версию, руководство фирмы не вправе устанавливать программу одновременно на несколько компьютеров — для этого придется приобретать сетевую версию или несколько «локальных» комплектов.

Бухгалтерские задачи ранее других экономических задач стали обрабатываться техническими средствами. В компьютеризации бухгалтерского учета выделяют два этапа — механизированный и автоматизированный. Первый этап (50−60-е гг. XX в.) характеризуется использованием электронно-механических перфорационных машин, организацией машиносчетных стаций на крупных предприятиях, где основную роль играла комплексная механизированная обработка учетных записей таблично-перфокарточной системы счетоводства на базе типовых программ. Она была разработана для предприятий, которые использовали перфорационные машины, и предусматривала перенесение данных из каждого документа на машинный носитель — перфокарту. По каждому участку учета: учету производственных запасов, оплате труда, готовой продукции и т. п. — формировались массивы перфокарт.

В основу комплексной механизации бухгалтерского учета по таблично-перфокарточной форме был положен принцип непрерывности обработки учетной информации на вычислительных устройствах при полной механизации всех учетных работ. При этом произошло перераспределение работ, и значительная часть операций учетного процесса выполнялась персоналом вычислительного центра. Существенная особенность данной формы состояла в том, что в ней было объединено использование двух видов нанесенной на перфокарту информации: переменной (разовой) и постоянной (нормативно-справочной). Документы о хозяйственных операциях, оформленные в пачки, проверенные и принятые для обработки, регистрировались в специальном журнале приема документов и регистрации контрольных чисел, предназначенном для контроля хранения этих документов и проверки полноты записей в табуляграммах. Зарегистрированные документы передавались на перфоратор для набивки перфокарт. Подготовленные перфокарты направлялись на вычислительные машины, где происходила их группировка. Все данные за определенный период пропускались через соответствующее считывающее устройство для печати информации и расчета контрольных итогов. При этом печатался журнал операций, который служил также контрольной машинограммой. Переход ко второму этапу — автоматизированному (с начала 70-х г. г. XX в.) — был вызван появлением ЭВМ, приспособленных для решения задач в сфере экономики. Этап автоматизации насчитывает несколько периодов в своем развитии, зависящих в первую очередь от изменения форм взаимодействия машин и пользователя, а также режимов работы ЭВМ. Начальный период связан с централизованной обработкой бухгалтерских задач на вычислительном центре, где применялся однопрограммный режим работы ЭВМ.

Внедрение в учетную практику электронно-вычислительных машин типа «Урал», «Днепр», «Минск», привело к созданию таблично-автоматизированной формы учета. При этой форме первичные данные могут кроме бумажных носителей сразу фиксироваться на машинных носителях, что позволяет автоматизировать сбор первичной информации. На машинных носителях сохраняется также текущая, нормативно-справочная и входная информация. Поскольку нормативно-справочная информация подлежит многоразовому использованию, она заносится в специальные базы данных. В зависимости от использования технических средств и носителей информации различают два способа введения учетной информации: непосредственный и с использованием периферийной техники. Одним из важнейших принципов этого этапа развития компьютерных форм учета стало использование режима запроса с целью получения отчетов по необходимым показателям. Для этой цели бухгалтер заполняет стандартный документ, в котором указывается вид запроса. После этого компьютер предоставляет необходимую информацию. Развитие архитектуры ЭВМ и их операционных систем создали предпосылки для взаимодействия пользователя с программой. Получив результаты расчетов, он оперативно принимал решения о дальнейшей работе с программой. Возможности вычислительной техники не только обеспечивают универсальный характер ее применения согласно общим методологическим подходам организации бухгалтерского учета, но и позволяют использовать программы, настроенные на конкретное предприятие с учетом предложений заказчика. Составляющие элементы компьютерной формы учета, без которых невозможно ее создание на конкретном предприятии.

Сейчас, в начале второго десятилетия 21 века, автоматизированный учетповседневная реальность. Автоматизация учета сильно расширяет возможности бухгалтера. С помощью средств автоматизации учет становится более масштабной задачей, так как может использоваться при принятии оперативных решений в реальном режиме времени. Эффективная автоматизация учета — не только вопрос удобства в работе бухгалтера, это тенденция времени.

Нередко приобретателю программного продукта или справочно-правовой системы (СПС) впоследствии оказываются дополнительные услуги по сервисному обслуживанию — например, производится периодическое пополнение базы данных СПС, обновление настроек бухгалтерской программы с учетом изменений законодательства и т. д[4].

Расходы на сервисное обслуживание программы учитываются в составе текущих расходов фирмы.

Бухгалтерский учет является одним из ключевых звеньев в деятельности любой организации. От правильности и точности ведения бухгалтерского учета во многом зависит финансовое благополучие бизнеса.

Современное предприятие предполагает огромное число финансовых потоков, которые отражаются соответствующими информационными потоками. Бухгалтерский учет включает в себя множество рутинных операций, многократное повторение одних и тех же вычислительных действий, а также подготовку множества отчетных и платежных документов.

В связи с этим традиционное ведение бухгалтерского учета предполагает сложный и кропотливый труд бухгалтеров, требующий значительных сил и знаний.

Несмотря на кажущуюся простоту внедрения автоматизированной системы в бухгалтерский учет предприятия — это не так просто. Для успешной реализации автоматизации бухгалтерского учета на предприятии необходимо иметь четкое представление о проблемах, и выгодах этого процесса. 1].

Рассмотрим основные проблемы, возникающие в процессе автоматизации бухучета на российских предприятиях.

Одна из важнейших проблем возникает уже на этапе определения задач автоматизации. Не стоит стремиться автоматизировать и формализовать каждый шаг в новой системе, ведь тогда ее структура, а, следовательно, и настройка и эксплуатация могут оказаться слишком сложными для определенного предприятия. Чтобы избежать завышения требований к системе нужно четко определить основы функционирования предприятия и ключевые бизнес-процессы. Это позволит не выйти за рамки реальных потребностей предприятия.

Процесс внедрения бухгалтерских информационных систем на современных предприятиях осложняется также частой сменой нормативных актов, устанавливающих правила учета, отчетности и налогообложения. Это одна из основных проблем использования автоматизированных систем бухгалтерского учета на российских предприятиях. Для решения этой проблемы стоит останавливать свой выбор на информационных системах, обладающих большей гибкостью и способных отражать изменения внешних условий.

Еще одна важная проблема — это недостаток квалифициро-ванных кадров. Для успешной реализации автоматизации бухгал-терского учета необходима организация обучения для сотрудников, которые станут пользователями программы или же замена их на более квалифицированные кадры. Также возможна замена ключевых пользователей программы, которые в процессе последующей работы поделятся своими знаниями с остальным персоналом.

Следующая проблема — это перенос данных в новую систему. Как правило, на момент внедрения автоматизированной системы на предприятии уже имеются данные отражающие хозяйственные операции за продолжительный период времени. Эти данные необходимо перенести в новую систему. Здесь нужно сделать выбор между возможностью сделать переход на новую систему более плавным, занеся в нее все имеющиеся данные и упростив дальнейшую работу, и минимизацией затрат на ввод этой информации. Для этого следует оценить потребность в начальных данных, выбрать те документы, которые действительно необходимы, ведь часто на предприятии используются нестандартные формы отчетности или виды программ, которые значительно увеличивают количество документации. Стоит учитывать, что ручной ввод большого объема информации приводит к росту количества ошибок, поэтому лучше будет выбрать лишь необходимые данные. Однако может возникнуть и ситуация, когда необходим сбор дополнительной информации. Это происходит в том случае, если новая система способна обеспечить поддержку большего количества параметров. [9].

Стоит также отметить проблемы, проявляющиеся уже после введения информационной системы в эксплуатацию. В случае если автоматизация осуществлялась привлеченной организацией специа-лизирующейся в этой сфере, то большой проблемой может стать обеспечение поддержки системы после ухода консультанта. Поскольку ведение бухгалтерского учета непрерывно, а предоставление отчетности в налоговые органы обязательно, целесообразно наличие на предприятии работника, отвечающего за поддержку и дальнейшее развитие автоматизированной системы бухгалтерского учета. Также этот работник будет способствовать наиболее полному использованию всех возможностей программы по сравнению со специалистами, которые ранее не работали с прикладными информационными системами.

Все эти проблемы могут стать причиной увеличения затрат на внедрение автоматизированной системы ведения бухгалтерского учета, отсутствия экономического эффекта от ее внедрения, а также получения отрицательного эффекта.

Именно поэтому для успешной реализации процесса автоматизации бухгалтерского учета важно продумать все эти проблемы на стадии подготовки проекта внедрения и по возможности разрешать их на первых стадиях внедрения системы.

Конечно же, автоматизация бухгалтерского учета, безусловно, является необходимостью для предприятий, независимо от масштабов их деятельности. Однако, не стоит забывать о том, что автоматизация является сложным и трудоемким процессом и для ее успешной реализации стоит заранее продумать решение хотя бы основных сопутствующих ей проблем. 12].

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой