Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Профилактика правонарушений. 
Управление персоналом в таможенных органах

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Предоставление гражданами, назначаемыми в таможенных органах на должности, включенные в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и ФТС России, или замещающих таковые должности, сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги… Читать ещё >

Профилактика правонарушений. Управление персоналом в таможенных органах (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Важнейшей частью воспитательной работы в таможенных органах является профилактика правонарушений, целями которой являются:

  • — предупреждение и предохранение работников от действий, связанных с нарушением таможенного законодательства и правил, приводящих к негативным последствиям, их предотвращение;
  • — поддержание чистоты таможенных рядов, повышение добросовестности, честности;
  • — ограждение должностных лиц от попыток криминальных элементов использовать их для незаконных операций.

Мероприятия в сфере профилактики правонарушений делятся на общие (систематическая воспитательная работа, направленная на коллектив таможенного органа) и индивидуальные (работа с конкретным человеком после получения сведений о каком-либо негативном факте в его деятельности). Основными требованиями к таким мероприятиям являются:

  • — гласность;
  • — открытость;
  • — корректность;
  • — принципиальность;
  • — доброжелательность;
  • — этичность.

Стадии профилактической работы приведены на рис. 11.1.

Стадии профилактической работы в таможенных органах.

Рис. 11.1. Стадии профилактической работы в таможенных органах Источниками информации для профилактических мероприятий являются:

  • — документы, с которыми работают таможенники и в которых могут отражаться умышленные или неумышленные нарушения;
  • — сотрудники, обнаружившие в процессе своей деятельности признаки правонарушений или предпосылки к ним в действиях того или иного сослуживца;
  • — материалы о правонарушениях или неблаговидных поступках сотрудников, поступающие из правоохранительных органов и других источников.

Основной формой профилактики правонарушений являются служебные проверки.

Служебная проверка проводится по решению руководства таможенного органа или по письменному заявлению гражданского служащего.

При проведении служебной проверки должны быть полностью, объективно и всесторонне установлены:

  • — факт совершения дисциплинарного проступка, время, место, обстоятельства его совершения;
  • — вина гражданского служащего (сотрудника);
  • — причины и условия, способствовавшие совершению дисциплинарного проступка;
  • — характер и размер вреда (материального ущерба), причиненного в результате дисциплинарного проступка;
  • — отношение сотрудника к совершенному им дисциплинарному проступку и его последствиям;
  • — обстоятельства, послужившие основанием для письменного заявления гражданского служащего о проведении служебной проверки.

Основаниями для проведения служебной проверки являются:

  • — сведения о совершении дисциплинарного проступка;
  • — информация, изложенная в представлении, сообщении (письме) органа дознания, предварительного следствия, прокуратуры, суда, другого государственного органа или его должностного лица, а также содержащаяся в публикациях средств массовой информации, в письмах, заявлениях юридических или физических лиц;
  • — сведения о чрезвычайном происшествии, относящиеся к таможенным органам либо их должностным лицам;
  • — уголовное дело, возбужденное в отношении сотрудника таможенного органа в связи с его служебной деятельностью (исполнением должностных обязанностей);
  • — информация, изложенная в протоколе аттестационной комиссии о нарушении сотрудником требований антикоррупционного законодательства.

Проведение служебной проверки поручается комиссии, в состав которой входят должностные лица подразделения таможенного органа по вопросам государственной службы и кадров, а также правового подразделения. Должностные лица других структурных подразделений включаются в состав комиссии с учетом специфики вопросов служебной проверки. В случае служебной проверки в отношении гражданского служащего в комиссию должны быть включены также представители выборного профсоюзного органа.

Результаты служебной проверки оформляются документально. В письменном заключении по результатам служебной проверки в отношении государственного гражданского служащего указываются:

  • — факты и обстоятельства, установленные по результатам служебной проверки;
  • — предложения о применении или неприменении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания.

В заключении по результатам служебной проверки в отношении сотрудника таможенного органа приводятся:

  • — основание для проведения служебной проверки, приказ таможенного органа о назначении служебной проверки, должность, фамилии, инициалы членов комиссии;
  • — сроки проведения служебной проверки;
  • — факт, обстоятельства, время, место, условия совершения дисциплинарного проступка;
  • — сведения о сотруднике (должность, специальное звание, фамилия, имя и отчество, период службы в занимаемой должности) совершившем дисциплинарный проступок, а также о других сотрудниках, причастных к его совершению;
  • — нарушенные сотрудником требования законодательства Российской Федерации, нормативных и иных правовых актов ФТС России, правовых актов таможенного органа, должностной инструкции;
  • — отношение сотрудника к совершенному дисциплинарному проступку согласно его письменному объяснению;
  • — правовая квалификация дисциплинарного проступка;
  • — размер материального ущерба, причиненного в результате совершения дисциплинарного проступка, предложения о порядке его возмещения (в случае возможности определения указанного размера в период проведения проверки);
  • — предложения о привлечении к дисциплинарной ответственности сотрудника, совершившего дисциплинарный проступок;
  • — предложения о проведении в таможенном органе необходимых предупредительно-профилактических мероприятий.

Результаты служебной проверки используются для укрепления служебной дисциплины и профилактики правонарушений среди должностных лиц таможенных органов.

В 2014 г. таможенными органами было проведено 5490 служебных проверок, по результатам которых выявлено 12 004 нарушения служебной (трудовой) дисциплины, совершенных 7769 должностными лицами таможенных органов.

Структурно работа по профилактике правонарушений в таможенных органах возложена на подразделения инспектирования и профилактики правонарушений, основными задачами которых являются:

  • — организация проведения служебных проверок по фактам нарушений порядка прохождения службы федеральными государственными служащими;
  • — изучение и анализ состояния дисциплины, выработка и практическое осуществление комплексных мер, направленных на предупреждение и профилактику дисциплинарных проступков;
  • — организация и контроль за проведением индивидуальной воспитательной и предупредительно-профилактической работы, направленной

на повышение личной ответственности федеральных государственных служащих за порученный участок работы, добросовестное выполнение должностного регламента (должностной инструкции), соблюдение служебного распорядка, общих принципов служебного поведения и служебной этики;

— обучение руководителей структурных подразделений и федеральных государственных служащих, ответственных за предупредительно-профилактическую и воспитательную работу, практике работы с подчиненными федеральными государственными служащими таможни и таможенных постов и оказание им методической помощи.

Нужно отметить, что анализ результатов многих служебных проверок и данных по их завершении рекомендаций показывает: основные усилия при их проведении сосредоточены на увязке факта нарушения служебной дисциплины с наказанием, его видом и размером. Выявления же причин и условий, послуживших совершению проступка, как это определено в Федеральном законе «О государственной гражданской службе Российской Федерации», не происходит, и таким образом упускается из виду предупредительная составляющая этой работы. К примеру, частота нарушения одного и того же пункта приказа ФТС России разными должностными лицами не всегда говорит о том, что нарушение совершено в результате халатности или невнимательности. Бывает и так, что правовая норма не соответствует практическим реалиям и несет в себе дополнительную нагрузку на административный ресурс. Здесь правильнее было бы корректировать норму, а не наказывать исполнителей. Данное обстоятельство следует иметь в виду при проведении воспитательно-профилактической работы.

Важнейшим направлением воспитательно-профилактической работы в таможенных органах является борьба с коррупцией.

Под коррупцией понимаются злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, другого имущества или услуг имущественного характера, имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами.

Нормативно-правовая база антикоррупционной работы в таможенных органах в настоящий момент достаточно обширна. Она включает федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, а также локальные правовые акты (приказы и распоряжения Федеральной таможенной службы).

Среди нормативно закрепленных мер по борьбе с коррупцией государственного уровня, применяемых в таможенных органах, можно назвать следующие:

  • — предоставление гражданами, назначаемыми в таможенных органах на должности, включенные в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и ФТС России, или замещающих таковые должности, сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей; размещение данных сведений по установленному перечню должностей на официальном сайте ФТС России;
  • — обязанность должностного лица уведомлять руководство, органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений;
  • — обязанность служащего уведомлять руководство о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения (под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность государственного служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства);
  • — деятельность комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, рассмотрение фактов совершения должностными лицами таможенных органов коррупционных правонарушений на заседаниях комиссий;
  • — ротацию должностных лиц таможенных органов.

Кратко остановимся на деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов.

Основная задача комиссий — способствовать укреплению служебной дисциплины в таможенных органах. В работе комиссии принимают участие должностные лица отдела кадров, правового отдела, отделения собственной безопасности таможни, представитель подразделения, где проходит службу гражданин, допустивший нарушение служебной дисциплины. В качестве независимых экспертов в состав комиссии приглашаются представители других организаций, чья деятельность в течение трех и более лет была связана с гражданской службой.

На заседаниях комиссий рассматриваются следующие вопросы:

  • — предоставление недостоверных или неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;
  • — несоблюдение требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов;
  • — обеспечение соблюдения требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов, либо осуществления мер по предупреждению коррупции;
  • — заявления должностных лиц о намерении выполнять иную оплачиваемую работу;
  • — заявления бывших должностных лиц таможенных органов о намерении работать в коммерческой или некоммерческой организациях.

Основанием для проведения заседания комиссии является получение от правоохранительных, судебных или иных органов, организаций или граждан информации о совершении гражданским служащим поступков, порочащих его честь и достоинство, или об ином нарушении требований к служебному поведению, а также о наличии личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов.

К основным направлениям противодействия коррупции в таможенных органах можно отнести:

  • — проведение антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов и действующих нормативных правовых актов, развитие правовой основы противодействия коррупции;
  • — правовое просвещение должностных лиц таможенных органов и населения — освещение юридической и антикоррупционной проблематики в СМИ, на конференциях, семинарах и круглых столах; разъяснение сотрудникам основных положений Уголовного кодекса, касающихся преступлений коррупционной направленности, и др.);
  • — изучение состояния коррупции в таможенных органах, опирающееся на проведение социально-психологических исследований среди должностных лиц таможенных органов и граждан, а также анонимное анкетирование участников ВЭД;
  • — предотвращение фактов поступления на службу в таможенные органы лиц, склонных к негативным проявлениям, с помощью:
    • а) специальных проверок в отношении кандидатов на службу в таможенных органах (их биографий, рекомендаций и ир.);
    • б) тестирования кандидатов с помощью полиграфа;
    • в) определения «групп риска» (людей, которые находятся в затруднительных жизненных обстоятельствах) и др.;
  • — проведение служебных проверок в целях выявления нарушений служебной (трудовой) дисциплины;
  • — анализ и оценку эффективности антикоррупционных мероприятий;
  • — оценку роли руководителей таможенных органов в организации и проведении предупредительной работы;
  • — расширение источников получения информации о фактах коррупционных проявлений со стороны должностных лиц таможни, организацию возможности для граждан и юридических лиц сообщать о таких фактах (например, создание «телефона доверия», по которому предлагается сообщать обо всех случаях вымогательства взяток сотрудниками таможенных органов; такие телефоны установлены в ФТС России, в Управлении по противодействию коррупции ФТС России, во всех РТУ и таможнях, а также в Российской таможенной академии);
  • — доведение до должностных лиц обзоров по преступлениям коррупционной направленности и судебной практики в отношении должностных лиц таможенных органов;
  • — повышение качества профессиональной подготовки специалистов в сфере организации противодействия коррупции:
    • а) изучение положений антикоррупционного законодательства в рамках проведения профессиональной учебы;
    • б) вручение принятым на службу должностным лицам Памятки об ограничениях, запретах, требований к служебному поведению и предупреждению коррупционных правонарушений, связанных с прохождением государственной службы должностных лиц таможенных органов и др.;
  • — деятельность подразделений ФТС России по противодействию коррупции;
  • — внедрение в деятельность ФТС России инновационных технологий, повышающих объективность и обеспечивающих прозрачность при принятии законодательных (нормативных правовых) актов Российской Федерации и управленческих решений, а также обеспечивающих межведомственное электронное взаимодействие государственных органов и их взаимодействие с гражданами и организациями в рамках оказания государственных услуг;
  • — обеспечение участия институтов гражданского общества в противодействии коррупции, в первую очередь, деятельность Общественно-консультативных советов по таможенной политике в ФТС России при региональных таможенных управлениях.

Отметим, что большинство указанных методов не устраняет глубинных предпосылок коррупции, к которым сами сотрудники таможенных органов относят проблемы нормативного и организационного обеспечения таможенной деятельности, нравственные качества «берущих», недостаточный уровень социальной защищенности госслужащих и возможность избежания ими наказания (табл. 11.1, 11.2).

Таблица 11.1

Распределение мнений при ответе на вопрос:

«Как вы считаете, что прежде всего лежит в основе коррупционных явлений в таможенных органах?», 2009 г., %.

Морально-нравственные качества отдельных должностных лиц

58,98

Недостаточный уровень заработной платы и социальной защищенности

52,61

Нестабильность (частные организационно-штатные мероприятия) в таможенных органах

13,22

Недостаточный контроль за деятельностью таможенных органов со стороны вышестоящих инстанций и других правоохранительных структур

7,23

Корыстная заинтересованность ряда должностных лиц правоохранительных и государственных органов, надзирающих за таможенными органами

22,03

11еэффективная воспитательно-профилактическая работа

5,00

Безнаказанность чиновников разного уровня

33,21

Групповые нормы поведения («все берут», «берешь — делись с руководством» и т. п.)

14,56

Уверенность «берущих», что государство не пострадает, а бизнесмены — по большей части воры и уклонисты от налогов

12,52

Таблица 11.2

Распределение мнений при ответе на вопрос: «Каковы основные причины коррупции в таможенных органах?», 2010 г., %

Непродуманная экономическая политика (не всегда оправданно высокие ставки таможенных платежей, необоснованные льготы).

71,2.

Высокая степень сложности технологических процессов в сфере таможенного дела, неоправданно запутанная система документооборота, учета, контроля.

71,1.

Противоречивость, неточность и неопределенность норм таможенного законодательства.

67,2.

Недостаточная оплата труда таможенника.

67,7.

Отсутствие четкой регламентации действий таможенника.

66,7.

Низкий уровень правосознания и нравственного климата, потеря нравственных ориентиров в обществе.

66,1.

Кадровый протекционизм (родственный, земляческий, приятельский и т. п.).

62,3.

Недостаточный уровень социальной защищенности работников таможни.

61,9.

Называемые должностными лицами таможенных органов необходимые меры по борьбе с коррупцией, в основном, вытекают из вышеописанных причин. Так, в соответствии с данными социологического опроса ФТС России 2014 г. это:

  • — увеличение денежного содержания государственных гражданских служащих;
  • — социальные гарантии, обеспечение социального пакета (улучшение медицинского обслуживания и организации отдыха);
  • — укрепление ответственности и воспитательная работа;
  • — улучшение условий и организации труда, повышение статуса должностных лиц.

В настоящий момент Федеральная таможенная служба ведет работу в названных направлениях, и это находит отражение в ее плановых документах, в частности в Стратегии развития ФТС России до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 28 декабря 2012 г. № 2575-р.

По данным ФТС России, большая часть преступлений коррупционной направленности, совершаемых должностными лицами таможенных органов, выявляется подразделениями по противодействию коррупции таможенных органов. Так, за 2015 г. этот показатель составил 90,3% от общего числа преступлений указанной категории, выявляемых всеми правоохранительными структурами в отношении должностных лиц таможенных органов.

Наиболее распространенными видами преступлений коррупционной направленности в таможенных органах, выявленных подразделениями по противодействию коррупции в 2015 г., являлись:

  • — получение взятки — 67 уголовных дел;
  • — дача взятки — 55 уголовных дел;
  • — мошенничество — 31 уголовное дело.

В 2015 г. подразделениями по противодействию коррупции таможенных органов рассмотрено 310 обращений граждан и организаций по фактам коррупции. По результатам рассмотрения указанных обращений 49 материалов направлено в следственные органы. По направленным в следственные органы материалам возбуждено 11 уголовных дел. По материалам подразделений по противодействию коррупции таможенных органов возбуждено 403 уголовных дела, что на 32% больше, чем в 2014 г. (305 уголовных дел). Из них по преступлениям коррупционной направленности возбуждено 195 уголовных дел: 140 — в отношении 89 должностных лиц таможенных органов и 55 — в отношении 59 взяткодателей (в 2014 г. — 155 уголовных дел: 103 — в отношении 74 должностных лиц таможенных органов и 52 — в отношении 58 взяткодателей). По другим преступлениям, совершенным как должностными лицами таможенных органов, так и иными лицами, — 208 уголовных дел (в 2014 г. — 150 уголовных дел).

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой