Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Необходимость реформ в экономике в середине 60-х годов

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Выход виделся в том, чтобы заменить отраслевые министерства системой совнархозов — территориальных советов народного хозяйства. Их работу с 1962 года координировал ВСНХ — Высший совет народного хозяйства — дополнительный орган управления. Часть предприятий передавалось в ведение республиканских и местных органов управления, которые получали право распределять произведенную продукцию. Так… Читать ещё >

Необходимость реформ в экономике в середине 60-х годов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Была ли необходима экономическая реформа в середине 60-х годов? Пытаясь ответить на этот вопрос, приходится обращаться к рассмотрению сути и итогов предыдущего периода в развитии советской экономики и системы управления ею. Речь, таким образом, должна идти о «хрущёвском десятилетии».

Относительно этого времени существуют различные точки зрения. Некоторые авторы считают все экономические преобразование этого времени «безграмотной авантюрой», многие видят положительные их последствия в социальной сфере.

Попробуем рассмотреть подробнее те процессы, которые происходили в экономике в период предшествующей реформе 1965 года и привели к её необходимости.

С одной стороны, бесспорны достижения СССР в области научно-технического прогресса в середине — второй половине 50-х годов. Это строительство первой в мире атомной электростанции, первого в мире атомного ледокола, ускорителя элементарных частиц в Серпухове. Потрясли весь мир запуск искусственного спутника Земли 4 октября 1957 года, полёт в космос Юрия Гагарина в апреле 1961 года. Происходили положительные изменения и в промышленности. Так, в 1959;1961 годах было построено около 3 тысяч промышленных предприятий, создана единая энергетическая система страны, электрифицирована значительная часть железных дорог, в том числе транссибирская магистраль. Наблюдалось и некоторое улучшение в социально-экономической жизни общества. Принимались меры по повышению благосостояния населения. Росла заработная плата, снизился пенсионный возраст. Сократилась рабочая неделя, ушла в прошлое практика обязательного приобретения облигаций государственных займов. Важным положительным моментом было и то, что менее чем за десятилетие примерно каждый четвёртый гражданин страны улучшил свои жизненные условия.

При этом в большинстве случаев люди получали не комнаты в коммуналках, а отдельные квартиры. Таким образом, положение в экономике и социальной сфере, драматическим не являлось.

С другой стороны, ни динамика экономических процессов, ни эффективность самой экономики и системы управления ею, конечно же, не могли устраивать руководство страны. Особенно это было ясно в свете провозглашенной Хрущёвым на ХХII съезде КПСС цели — построения примерно через 20 лет коммунистического общества.

Попытки повысить отдачу экономики, её результативность предпринимались довольно активно уже со второй половины 50-х годов. Так было признано, что экономика страны чрезмерно централизована, что тормозит развитие в условиях увеличения числа предприятий и усложнения структуры народнохозяйственного комплекса.

Выход виделся в том, чтобы заменить отраслевые министерства системой совнархозов — территориальных советов народного хозяйства. Их работу с 1962 года координировал ВСНХ — Высший совет народного хозяйства — дополнительный орган управления. Часть предприятий передавалось в ведение республиканских и местных органов управления, которые получали право распределять произведенную продукцию.

Эта административная реформа была начата с 1957 года. Достаточно скоро проявились её негативные последствия.

Вместо упрощения, структуры управления усложнились, число чиновников выросло. На развитие производства все большее влияние показывали личные и местные интересы. Была подорвана научно — техническая политика, овладение достижениями НТП замедлилась.

Огромные изменения происходили в сельском хозяйстве, видимо потому, что Н. С. Хрущев считал себя специалистом именно в этой отрасли. Начало Хрущевского периода здесь было положительным.

Изменение отношения и к колхозам, освоение целины и залежных земель, привели к увеличению объёма производства сельхозпродукции за 1953; 1958 годы на 34%, валовая продукция пищевой промышленности выросла в 1,6 раза. Колхозникам выдали паспорта, затем стали выплачивать пенсии. Однако дальше последовала череда таких экспериментов над сельским хозяйством, которые привели фактически к его кризису в начале 60-х годов.

Так ликвидация МТС и закупка колхозами техники превратила большинство хозяйств в должников. Укрепление хозяйств, преобразование многих колхозов в совхозы, переселение крестьян в посёлки — всё это вытекало из представлений Хрущёва о переходе к коммунизму и совсем не шло на пользу сельхозпроизводству. Серьёзный удар был нанесён по приусадебным хозяйствам крестьян.

Начались проблемы и с хлебом, вызванные двумя главными причинами. Это во-первых «кукурузная эпопея», когда посевы кукурузы росли в ущерб ржи и пшенице во всех регионах, в том числе и там, где её урожайность была крайне низкой. Во-вторых — резкое падение урожайности на целинных и залежных землях из — за неправильной агротехники. Поэтому в 1962;1963 годе ввели карточную систему распределения ряда продуктов, повысились цены на мясо и молоко. Впервые хлеб был закуплен за границей в 1963 году. Вместе с тем, уровень потребления граждан почти не рос, поскольку главным продолжало оставаться развитие тяжелой и оборонной промышленности. На их развитие тратилось в 8−10 раз больше средств, чем на производство предметов потребления.

Всё это, вместе с обострившейся продовольственной проблемой, привело к большому недовольству населения, ярким проявлением которого стали события в Новочеркасске в июне 1962 года. Семитысячная демонстрация рабочих была расстреляна войсками. Необходимо было предпринимать какие-то меры по изменению обстановки в экономике страны.

И экономистам и даже руководству СССР было ясно следующее:

  • — Нельзя больше использовать в качестве «ресурса развития» собственный народ, бесконечно выкачивая средства из сельского хозяйства, как это было в предыдущие годы при Сталине.
  • — Набирала силу научно — техническая революция, а грамотные и способные люди не имели стимула работать с полной отдачей, так как существовала «уравниловка». Квалифицированный специалист, инженер, получали ненамного больше, чем квалифицированный рабочий. В этих условиях необходимо было переориентировать оценочные показатели труда с «копай больше» на «думай лучше».
  • — Замедлились темпы внедрения новой техники и технологии в производство. Ряд новых машин, механизмов, приборов и материалов не соответствовали современным требованиям.
  • — Производительность труда оставалась низкой и постоянно отставала от темпов роста заработной платы.
  • — Капиталовложения в экономику давали очень низкую отдачу, она оставалась неповоротливой, неэффективной.
  • — Медленно внедрялись достижения НТР, а многие не внедрялись вовсе.
  • — Низкая производительность труда приводила к постоянному дефициту рабочей силы и «воспроизводила» дальнейшее экстенсивное развитие.
  • — Качество товаров народного потребления оставалось низким, а их ассортимент недостаточным.

Понимая всё это, Хрущёв поддержал научный поиск в области экономических методов управления. Он согласился на эксперимент, предложенный экономистом Е. Г. Либерманом. Суть его состояла во введении системы материального стимулирования при оценке результатов труда в народном хозяйстве. На ряде промышленных предприятий и совхозов разрешалась новая система оплаты труда по достигнутому результату. Разработка глубокой экономической реформы шла уже с начала 60-х годов. Но Хрущёв уже не имел возможности её реализовать. В октябре 1964 года в результате заговора в высшем руководстве КПСС и государства Хрущёв был снят со всех постов и отправлен на пенсию. Осуществить реформу пришлось при новом руководстве страны во главе с Брежневым.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой