Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Судьба человека в прозаических произведениях о Гражданской войне

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Офицерские колонны совсем близко. Красноармейцы палят безостановочно. В рядах каппелевцев то тут, то там падают черные фигуры. Но ряды немедленно смыкаются, и они идут все тем же учебным шагом. Кажется, что огонь не наносит им ущерба. Каппелевцы, как на плацу, не обращают внимания на выстрелы, мерно отсчитывают шаг под дробь барабана… В этом трагедия Гражданской войны: брат идет на брата… Читать ещё >

Судьба человека в прозаических произведениях о Гражданской войне (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

  • — А. Фадеев. «Разгром», И. Бабель. «Конармия».
  • — Б. Пильняк. «Голый год», «Повесть непогашенной луны».
  • — Д. Фурманов. «Чапаев».

Кто он, настоящий герой Гражданской войны? Борец за справедливость и народное счастье? Строитель новой жизни, сметающий все на своем пути, что ему мешает? Или Человек, который в огне войны смог уберечься от духовного падения, сохранив честь, совесть и любовь?

Проблема своих и чужих так же важна в прозе, как и в поэзии 20-х годов. Вот взгляд на врага в знаменитом в 30-е годы и — без преувеличения — выдающемся фильме братьев Васильевых «Чапаев». Кульминационная сцена в фильме — психическая атака каппелевцев. При чтении сценария перед глазами оживают кинокадры:

«Белые идут плотным, сомкнутым строем.

Черная, «особая» форма. На плечах сверкающие погоны. Это офицеры…

Каппелевцы, как на плацу, не обращают внимания на выстрелы, мерно отсчитывают шаг под дробь барабана…

Офицерские колонны совсем близко. Красноармейцы палят безостановочно. В рядах каппелевцев то тут, то там падают черные фигуры. Но ряды немедленно смыкаются, и они идут все тем же учебным шагом. Кажется, что огонь не наносит им ущерба.

Красноармеец в цепи невольно сплюнул.

— Красиво идут!

Сосед сочувственно кивнул головой.

— Интеллигенты!

Каппелевцы все ближе и ближе…".

Примечателен комментарий одного из создателей фильма «Чапаев» — Сергея Васильева, рассказывающего о «принципе показа Каппелевского боя»: «…ни одного крупного плана белых и только на крупных планах показ красных. В людях здесь дело. Здесь столкновение двух воль, и важно разрешение на людях наших, и не на белых».

Вспомним: у Маяковского во врангелевском фрагменте поэмы «Хорошо!» совсем иначе. Давая Врангеля крупным планом, поэт показывает его не «по политике глядя», а — повторю цветаевское — «в рост» постигнувшей его беды, «в рост трагедии».

В фильме же «Чапаев» крупный план в сцене боя, как видим, принципиально обходит белых стороной. А уже следующая ступень: подчеркнутое разделение на «наших» и «не наших» — предает полному забвению понятие соотечественник. И здесь высвечивается поразительная особенность эпизода каппелевской атаки в «Чапаеве». Белогвардейцы предстают как какая-то инородная сила, которая пришла на поля России откуда-то извне, чуждая ей, далекая от нее.

В этом трагедия Гражданской войны: брат идет на брата, победителей нет.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой