Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Опытно-практическая работа в детском саду по декоративному рисованию на основе мотивов Гжельской росписи

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Сравнивая результаты обследования в контрольной и экспериментальной группе (приложение 4), нами было выявлено, что в контрольной группе результаты ниже среднего, а в экспериментальной группе дети обладают по всем показателям примерно низким уровнем развития представлений о декоративно-прикладном искусстве у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по декоративному рисованию, что дает нам… Читать ещё >

Опытно-практическая работа в детском саду по декоративному рисованию на основе мотивов Гжельской росписи (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Диагностика уровня развития умений и навыков детей в декоративном рисовании

Исследование проводилось на базе НДОУ «Ритм» г. Хабаровска в подготовительной к школе группе с февраля по ноябрь 2014 года.

В ходе исследования принимали участие две группы детей 6−7 лет: экспериментальная и контрольная, в каждой группе по 8 детей.

На первом этапе отслеживалась диагностика уровня развития творческих способностей у дошкольников.

На втором этапе проводилась апробация системы работы по декоративному рисованию на основе Гжельской росписи.

На третьем этапе определялась динамика в развитии умений, навыков детей в декоративном рисовании, давался анализ и оценка результативности работы.

Была поставлена следующая цель констатирующего эксперимента — выявить особенности развития творческих способностей у детей дошкольного возраста.

Диагностика детей старшего дошкольного возраста по декоративно-прикладному искусству была разработана нами в соответствии с целями и задачами исследования на основе изученного теоретического и практического материала по данной теме.

Вся опытно-практическая работа проводилась по пяти заданиям:

  • · знание видов декоративно-прикладного искусства;
  • · анализ произведений декоративно-прикладного искусства;
  • · сравнение произведений декоративно-прикладного искусства;
  • · выражение отношения к произведению декоративно-прикладного искусства;
  • · выполнение узора на силуэте из бумаги.

Выполнение заданий проходило в дневное время, индивидуально с каждым ребенком. Выполнение задания предлагалось в виде дидактической игры. Время на ответы не ограничивалось. Детей оценивали по 3-х бальной системе. Дошкольникам предлагались следующие виды заданий.

А) Знание видов декоративно-прикладного искусства проводилось в форме дидактической игры «Назови правильно».

Игровое поле представляло собой плакат с закрытыми «окнами», в которых находились иллюстрации с изображением народных промыслов: русской матрешки, изделий с Хохломской, Городецкой росписью, Гжели, изображение различных орнаментов. Детям предлагалось открыть окно, назвать промысел, перечислить характерные особенности данной росписи. Ответы детей оценивались по 3-х бальной шкале.

Высокий уровень: ребенок проявляет интерес к предметам декоративно-прикладного искусства и с удовольствием вступает в игру. Знает и в основном правильно называет народные промыслы (3 балла).

Средний уровень: ребенок проявляет интерес к предметам декоративно-прикладного искусства и с удовольствием вступает в игру. Иногда путается в названии народных промыслов (2 балла).

Низкий уровень: ребенок не проявляет интерес к предметам декоративно-прикладного искусства. Затрудняется назвать народные промыслы (1 балл).

Б) Анализ произведения декоративно-прикладного искусства. Для проведения обследования была разработана дидактическая игра «Делаем покупки». В качестве игрового материала были подобраны изделия декоративно — прикладного искусства. Детям предлагалось купить понравившуюся вещь, не называя ее, и рассказать об этом изделии продавцу (цвет, форма и т. д.).

Высокий уровень — правильно, называет предметы декоративно-прикладного искусства, описывает подробно, выделяя характерные признаки того или иного промысла, не менее 5.

Средний уровень — правильно называет предметы декоративно-прикладного искусства. Описывает характерные признаки того или иного промысла, не менее четырех признаков.

Низкий уровень — затрудняется назвать предметы декоративно-прикладного искусства.

В) Сравнение произведений декоративно-прикладного искусства. С детьми проводилась дидактическая игра «Подарок»: дошкольники выбирали любые два произведения в подарок Петрушке, затем сравнивали их, находили сходства и отличия. В качестве игрового материала мы подобрали изделия гжельских, хохломских мастеров, иллюстрации с изображением различных орнаментов.

Высокий уровень — проводит последовательное сравнение по сходству и различию. Выделяет средства выразительности (жест, поза, мимика, цвет, композиция).

Средний уровень — проводит сравнение по сходству и различию. Из средств выразительности чаще выделяет цвет, цветовое сочетание изображенных предметов, реже — форму и композиционное решение. Может ошибаться в названии элементов орнамента.

Низкий уровень — не может провести сравнение, называет не все элементы узора, путает цвета и материал, из которого оно сделано.

Г) Выражение отношения к произведению декоративно-прикладного искусства. Проводился этот этап диагностики в форме игры «Выставка». Перед детьми выставлялись предметы и репродукции с изображением декоративно — прикладного искусства и орнамента. Дошкольникам предлагалось выбрать из представленных образцов изделия Гжельской росписи и, обосновав свой выбор, оформить из них выставку.

Высокий уровень — ярко выраженное положительное обоснованное отношение к изделию. Называет элементы росписи, цветового решения.

Средний уровень — дает обоснованную оценку своего отношения к изделию, но свернутую в вербальном плане.

Низкий уровень — параметры декоративно-прикладного искусства и узоры рассматривает бегло, без эмоций.

Д) Выполнение узора на силуэте из бумаги. Для работы предоставлялись силуэты фигурок, Гжельской посуды, гуашь, кисти, «тычки», палитра. Дети должны были расписать понравившийся силуэт.

Высокий уровень — создает узоры по мотивам декоративно — прикладного искусства Гжельской росписи, свободно владеет тремя приемами работы с кистью; при выполнении узора четко следует стилю росписи, вносит новые элементы. Работа всегда завершена.

Средний уровень — при выполнении узора соответствие стилю росписи не полное. В отдельных случаях затрудняется в подборе цветовой гаммы. Работа бывает почти полностью завершена.

Низкий уровень — изобразительные способности развиты слабо, путается в цветовом решении.

В результате проведения диагностики на начало учебного года мы получили данные, представленные в таблица 1.

Высокий уровень детей (11−15 баллов). Ему соответствует 10% исследуемых детей (Диана М.).

Для этого уровня характерно: ребенок проявляет интерес к предметам народного декоративно-прикладного искусства и с удовольствием вступает в игру. Знает характерные особенности большинства народных промыслов. Аргументирует выбор того или иного изделия. Ребенок знает и в основном правильно называет народные промыслы. При восприятии предметов декоративно-прикладного искусства может дать им эстетическую оценку.

Средний уровень (6 — 10 баллов). К данному уровню отнесли 30% всех детей (Вика Г., Эва В., Дарина В.).

Ребенок этого уровня проявляет интерес к предметам декоративно-прикладного искусства и с удовольствием вступает в игру. Иногда путается в названии народных промыслов. Не всегда правильно выделяет характерные особенности того или иного изделия. В основном аргументирует свой выбор изделий декоративно-прикладного искусства.

Низкий уровень (0 — 5 баллов) соответствует 60% опрошенных детей (Тимофей И., Алиса С., Леня Я., Давид Р., Валя Ч., Арсений П.).

Дети этого уровня проявляют слабый интерес к предметам народного декоративно-прикладного искусства, неохотно вступает в игру. Ребенок путает и не всегда правильно называет народные промыслы. С трудом выделяет характерные особенности того или иного народного промысла. Затрудняется аргументировать свой выбор, при восприятии предметов декоративно-прикладного искусства затрудняется дать им эстетическую оценку.

Проведенная диагностика показала следующие результаты:

По заданию 1. Знание видов декоративно-прикладного искусства;

25% присутствует достаточный объем знаний по декоративно-прикладному искусству;

По заданию 2. «Анализ произведения декоративно-прикладного искусства» у 42% группы сформирован навык анализа произведения искусства;

По заданию 3. «Сравнение произведений декоративно-прикладного искусства» только 35% группы смогли сравнить предлагаемые произведения;

По заданию 4. «Отношение к произведениям декоративно — прикладного искусства» 15% группы смогли на требуемом уровне выразить свое отношение к видам декоративно-прикладного искусства;

По заданию 5. «Выполнение узора» было выявлено, что у 26% дошкольников сформированы навыки выполнения узора, орнамента.

Полученные результаты диагностики в экспериментальной группе графически представлены на рис. 1.

Результаты диагностики в экспериментальной группе (8 детей) на начало года (Приложение 3).

Рис. 1. Результаты диагностики в экспериментальной группе (8 детей) на начало года (Приложение 3)

Подобная диагностика была проведена и в контрольной группе. Ее результаты были следующие (приложение 3). 10 детей старшего дошкольного возраста в контрольной группе (91%) показали 2 уровень развития знаний, умений и навыков по декоративно-прикладному творчеству; 1 ребенок (9%) показал 1 уровень развития знаний, умений и навыков.

Анализ результата диагностики способностей дошкольников контрольной группы показал:

  • 1. По заданию 1 «Знание видов декоративно-прикладного искусства» 45% группы обладают достаточным объемом знаний в области декоративно-прикладного искусства;
  • 2. По заданию 2 «Анализ произведения декоративно-прикладного искусства» у 45% группы сформирован навык анализа произведения искусства;
  • 3. По заданию 3 «Сравнение произведений декоративно-прикладного искусства» навыками сравнения произведений обладают 27% детей старшего дошкольного возраста;
  • 4. По заданию 4 «Отношение к произведениям декоративно — прикладного искусства» 27% достаточно хорошо выражают свое отношение к произведениям искусства;
  • 5. По заданию 5 «Выполнение узора» было выявлено, что 36% обладают умениями и навыками выполнения узора.
Результаты диагностики в контрольной группе (8 дошкольников) на начало года (Приложение 4).

Рис. 2. Результаты диагностики в контрольной группе (8 дошкольников) на начало года (Приложение 4)

Сравнивая результаты обследования в контрольной и экспериментальной группе (приложение 4), нами было выявлено, что в контрольной группе результаты ниже среднего, а в экспериментальной группе дети обладают по всем показателям примерно низким уровнем развития представлений о декоративно-прикладном искусстве у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по декоративному рисованию, что дает нам возможность перейти к следующему этапу нашей работы. (Приложение 5).

Сравнение результатов обследования в контрольной и экспериментальной группах.

Рис. 3. Сравнение результатов обследования в контрольной и экспериментальной группах

Выводы: результаты констатирующего эксперимента показали нам необходимость проведения системы работы по обучению декоративному рисованию по мотивам Гжельской росписи.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой