Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Методика проведения подвижных игр

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Обучение подвижным играм основывается на общих закономерностях процесса обучения. Переходить от простых игр к более сложным надо своевременно, не дожидаясь, пока младшие школьники потеряют интерес к известным играм. Важно правильно опираться на имеющийся опыт. Каждая новая игра должна как бы «вырастать» из старой, хорошо известной. Это облегчит усвоение, и будет способствовать закреплению навыков… Читать ещё >

Методика проведения подвижных игр (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

На уроках в 1−4-х классах подвижные игры занимают ведущее место. Это объясняется необходимостью удовлетворять большую потребность в движениях, свойственную детям младшего школьного возраста. Дети растут, у них развиваются важнейшие системы и функции организма.

Такие действия, как бег, подлезание, равновесие, ползание, ритмичная ходьба, прыжки, дети лучше усваивают в играх. Они легче воспринимают движения, облеченные в конкретные понятные образы.

Двигательный опыт у детей этого возраста очень мал, поэтому вначале рекомендуется проводить несложные игры сюжетного характера с элементарными правилами и простой структурой. От простых игр надо переходить к более сложным, постепенно повышая требования к координации движений, поведению играющих, к проявлению инициативы каждым участником игры.

В 1-м классе с начала учебного года не рекомендуется проводить командные игры. С приобретение двигательного опыта и с повышением у детей интереса к коллективной деятельности можно включать в урок игры с элементами соревнования в парах (в беге, гонке обручей, прыгании через скакалку, в катании мяча). В дальнейшем следует подразделять детей на несколько групп и проводить с ними соревновательные игры типа эстафет с различными простыми заданиями.

Подвижные игры на уроках физкультуры используются для решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач в соответствии с требованиями программы.

К образовательным задачам относятся: совершенствование и закрепление навыков в беге, прыжках, метаниях, а также навыков, приобретенных на занятиях гимнастикой, легкой атлетикой и др.

К воспитательным задачам относятся воспиатние физических (быстроты, ловкости, силы, меткости) и морально-волевых качеств (смелости, честности, коллективизма).

К оздоровительным задачам — содействие нормальному развитию организма учащихся, укрепление их здоровья.

Для проведения большинства игр в 1−4 классах нужны пособия и инвентарь. У детей зрительный рецептор развит слабо, внимание рассеяно, поэтому им нужен красочный инвентарь.

Важно, чтобы инвентарь соответствовал физическим возможностям детей. Он должен быть легким, удобным по объему. Так, набивные мячи весом до 1 кг можно использовать только для перекатывания и передач, но не для бросков; детям 6−11 лет лучше играть с волейбольными мячами.

Для проведения игр в 1−4 классах желательно иметь следующий инвентарь: 20 небольших флажков разного цвета, 40 малых мячей (типа волейбольных), 4−8 обручей, 40 коротких скакалок, 2 длинные скакалки, 6−10 мешочков с песком, 6−8 бумажных колпаков (цилиндрической формы) и 6−8 повязок на глаза.

Объяснять игры младшим школьникам надо кратко, так как они стремятся быстрее воспроизвести в действие все изложенное руководителем. Часто, недослушав объяснения, дети изъявляют желание исполнить ту или другую роль в игре.

Рассказ об игре в форме сказки воспринимается детьми с большим интересом и способствует воспитанию воображения, творческому исполнению ролей в игре. Таким способом рекомендуется пользоваться для лучшего усвоения игры, когда дети невнимательны или когда им нужен отдых после полученной физической нагрузки.

Дети 1−4-х классов очень активны. Они все хотят быть водящими, не учитывая своих возможностей. Поэтому в этих классах надо назначать водящих в соответствии с их способностями или выбирать путем расчета до условного числа. Играющие называют какое-либо число до 30, и руководитель, считая, указывает на стоящих перед ним ребят; водящим становится тот, на кого придется указанное число.

Водящим можно назначать игрока, победившего в предыдущей, поощряя его этим за то, что он остался непойманным, выполнил задание лучше других, принял самую красивую позу в игре и т. п. Выбор водящего должен способствовать развитию у детей способности правильно оценивать свои силы и силы товарищей.

Желательно сменять водящего почаще, чтобы удовлетворить потребности детей в активности, воспитать у них ответственность за порученное задание и развивать элементарные организаторские навыки.

Для воспитания тормозных функций большое значение имеют подаваемые сигналы в игре. Учащимся младших классов рекомендует в основном давать словесные сигналы, способствующие развитию второй сигнальной системы, еще очень не совершенной в этом возрасте. Дети любят речитативы как сигналы для действий в игре. Произносимые хором рифмованные слова развивают у детей речь и вместе с тем позволяют им подготовиться к действию на последнем слове речитатива. Такая сигнализация в играх детей 6−11 — летних школьников значительно эффективнее коротких сигналов свистком. Быстрый сигнал свистком иногда вызывает у детей торможение, и реакция на соответствующее действие по ходу игры замедляется. Сигналы свистком, короткой командой, взмахом и т. п. начинают использовать постепенно с развитием у детей быстроты реакции.

Учитывая большую подвижность детей и их ранимость, не рекомендуется выводить детей из игры за ошибки. Если же по содержанию игра требует временного вывода проигравших, то надо определить место для выбывших и удалять их очень ненадолго.

К нарушениям поведения в игре, несоблюдению правил руководитель должен относиться терпимо, помня, что нарушения происходят в основном из-за неопытности, неумения играть в коллективные игры и недостаточного общего физического развития детей.

Физическую нагрузку необходимо строго регулировать и ограничивать. Общая длительность игры должна быть небольшой. В играх с бегом, прыжками следует устраивать короткие перерывы. Препятствия в играх должны быть посильными. Результат игры не надо слишком отдалять.

Подвижные игры на уроках в 1−4-х классах используются для воспитания активного и сознательного поведения учащихся в коллективе: бегать, не мешая друг другу, действовать быстро, по установленному сигналу, быстро включаться в игру, подчиняться авторитету водящего, видеть границы площадки.

Важно воспитать у детей уважение к установленным правилам, умение точно и честно соблюдать их. Эти задачи решаются при многократном повторении игр.

В каждый урок включают игры, связанные с общей задачей урока. В основной части для развития быстроты и ловкости чаще всего проводят игры-перебежки («Два мороза», «Волк во рву»), в которых дети после быстрого бега с увертыванием, подскоками, прыжками могут отдохнуть.

Игры с ритмичной ходьбой и дополнительными гимнастическими движениями, требующие от играющих организованности, внимания, согласованности движений, способствуют общему физическому развитию. Их лучше включать в подготовительную и заключительную части урока («Кто подходил?», «Мяч соседу», «Угадай, чей голосок», «Запрещенное движение»).

Некоторые уроки в 1−4-х классах могут полностью состоять из разнообразных подвижных игр. Урок, состоящий из игр, требует от участников владения некоторыми игровыми навыками и организованного поведения. В такой урок включают 2−3 игры, знакомые детям и 1−2 — новые.

Методически правильно проведенный игровой урок имеет большое воспитательное значение, но образовательная его ценность бывает часто недостаточной. Это из-за того, что в играх трудно следить за правильным формированием навыков у каждого участника.

Игровые уроки рекомендуется проводить в конце каждой четверти перед каникулами (в основном в 1-м классе), чтобы установить насколько учащиеся освоили основные движения, пройденные в четверти, проверить их общую организованность и дисциплину в игр, определить, как они освоили пройденные игры, и посоветовать самостоятельно проводить их.

Организуя обучение, учитель должен стремиться:

  • — воспитывать у занимающихся высокие морально-волевые качества;
  • — укреплять их здоровье и способствовать правильному физическому развитию;
  • — содействовать формированию жизненно важных двигательных навыков и умений.

Воспитание педагогической морали тесно связано с выбором игр. Нужно подбирать игры, ярко отражающие нашу действительность, воспитывающие необходимые качества и правильное понимание жизни. Унижение человеческого достоинства, грубость, эгоизм в играх недопустимы.

Обучение подвижным играм основывается на общих закономерностях процесса обучения. Переходить от простых игр к более сложным надо своевременно, не дожидаясь, пока младшие школьники потеряют интерес к известным играм. Важно правильно опираться на имеющийся опыт. Каждая новая игра должна как бы «вырастать» из старой, хорошо известной. Это облегчит усвоение, и будет способствовать закреплению навыков и умений. В дальнейшем игры должны систематически усложняться, чтобы не потерять воспитательного значения.

Богатый игровой опыт может оказать неоценимую пользу при изучении спортивных игр.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой