Некоторые из возможных приёмов проверки усвоения учащимися понятия «температура»
Специальные приёмы необходимы для проверки усвоения учащимися определений понятий. А по определению, данному учеником или выбранному из числа предложенных, можно судить о качестве усвоения понятия. Например, тестовые задания по темам. Задание на выявление существенных признаков понятия и на ограничение понятий. Например: а) Воздух представляет смесь газов: азота, кислорода и др. Задания, целью… Читать ещё >
Некоторые из возможных приёмов проверки усвоения учащимися понятия «температура» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
1. Задание по перечислению существенных признаков понятия, отличающих его от других данного рода.
Пример. Задание: указать существенные признаки кипения, отличающие его от испарения.
2. Составление таблиц по сравнению признаков нового понятия с признаками ранее усвоенных понятий.
Пример. Задание: сравнить свойства твёрдых, жидких и газообразных тел с изменением температуры.
Агрегатное состояние. | Температура. | Объем. | Форма. | Снижаемость. |
Твердое. | Повышается Понижается. | |||
Жидкое. | Повышается Понижается. | |||
Газообразное. | Повышается Понижается. |
3. Задания по установлению вида связи данного понятия с другими, ранее сформированными.
Пример. Задание: ученикам предлагается указать недостающий третий вид температур и общее родовое понятие.
4. Графики, по которым учащимся предлагается рассмотрение процесса, зависимости температуры от времени.
- 5. При формировании понятия температура полезно давать задания, имеющие целью проверить, как усвоили учащиеся связь данной величины с другими величинами, как они поняли от чего зависит данная величина. Например квадратичная скорость молекул водяного пара в летний день при температуре +30оС больше, чем в зимний день при температуре 30оС?
- 6. Экспериментальные задачи. Успех их решения зависит от усвоения связей и отношений между понятиями. Например, в 7 классе можно, наблюдая кипение жидкости, рассмотреть усвоение учащимися архимедовой силы, давления жидкости на дно и стенки сосуда, зависимость объёма жидкости от температуры.
- 7. Специальные приёмы необходимы для проверки усвоения учащимися определений понятий. А по определению, данному учеником или выбранному из числа предложенных, можно судить о качестве усвоения понятия. Например, тестовые задания по темам.
- 8. Задание на выявление существенных признаков понятия и на ограничение понятий. Например:
- а) Воздух представляет смесь газов: азота, кислорода и др.
Одинаковы ли средние модули скоростей молекул этих газов при одной и той же температуре?
б) Одинаковы ли средние кинетические энергии поступательного движения молекул при одной и той же температуре?
Можно ли говорить о температуре одной или нескольких молекул? Ответ обоснуйте.
9. Задания, целью которых является выявление усвоения факторов, от которых зависит та или иная величина, например:
Вопрос. | Варианты ответов. |
В каком из приведённых случаев происходит уменьшение температуры? | Когда чайник с кипящей водой стоит на газовой горелке, то над ним не видно пара. |
В каком из приведённых случаев температура неизменная? | Молоко в глиняном сосуде сохраняет свежесть. |
В каком из приведённых случаев температура увеличивается? | Лёд, если его внести с мороза в натопленную комнату начинает таять через некоторое время. |