Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Подготовка речи в зависимости от вида монолога

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Устный рассказ, повествование — это небольшое по объему произведение, в основе которого лежит какое-то событие, случай из жизни человека (реже — животного). Это может быть событие, пережитое самим рассказчиком, либо увиденное, услышанное им происшествие. Особенность устных рассказов в том, что они «создаются» при условии непосредственного контакта рассказчика со слушателем. Если случай, о котором… Читать ещё >

Подготовка речи в зависимости от вида монолога (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Итак, выбор способа изложения определяется темой высказывания. Значит, приступая к подготовке устного монолога, необходимо прежде всего продумать, о чем мы будем говорить — выбрать тему. Затем надо сформулировать тему будущего выступления, определив ее границы. Если тема уже сформулирована (например, в задании), следует четко осознать ее пределы, чтобы не затронуть более широкий круг вопросов (не расширить предложенную тему) или, наоборот, не упростить, не сузить тему, уделив внимание лишь одной из составляющих ее частей. Определяя тему, мы ставим перед собой конкретный вопрос, на который нам предстоит ответить в своем сообщении. Формулировка темы может быть в виде вопроса, но чаще бывает не в вопросной форме: «Какого человека можно считать истинно красивым? «, «Кому из молодогвардейцев мне хотелось бы подражать и почему? «, «Берегите родную природу», «В жизни всегда есть место подвигу». Независимо от формы, в теме всегда заключен вопрос. Так, тема «Берегите родную природу» содержит вопрос «почему надо беречь природу? «, а тема «В жизни всегда есть место подвигу» — «что такое подвиг? «. Ответить на поставленный темой вопрос — значит выразить основную мысль всего высказывания. Выражение основной мысли формируется постепенно, в процессе разработки темы. Работа над темой состоит из двух этапов: подготовительного и завершающего.

Подготовительный этап начинается со сбора материала путем наблюдений, расспросов очевидцев, слушания сообщений, работы с книгой, рассмотрения произведений искусства (картин, скульптур, памятников архитектуры и т. д.). Очень важно помнить, что отбирать из увиденного, услышанного, прочитанного следует только то, что связано непосредственно с избранной темой. Собирая материал, надо вести короткие записи (или делать выписки) на отдельных листочках или карточках из плотной бумаги размером не больше почтовой открытки. Записи должны отражать прежде всего содержательную сторону вопроса темы. Но записывать или выписывать нужно и языковой материал: отдельные слова, меткие выражения, сравнения, метафоры и т. п. — все то, что может пригодиться для яркого, образного раскрытия данной темы, а тем самым и выражения основной мысли. Записи, сделанные при сборе материала, являются только рабочими материалами к теме. Продолжая работу над темой, надо сгруппировать рабочие материалы по подтемам и расположить в определенной последовательности. Эта часть подготовительной работы называется систематизацией материала. Процесс систематизации завершается составлением плана. Для устного выступления можно ограничиться лишь набросками плана — рабочим планом. Рабочий план нужен выступающему: он подсказывает, о чем и в какой последовательности говорить.

Завершающий этап подготовки устного выступления включает окончательный отбор языковых средств и главное — определение необходимых в данном случае элементов интонации: надо выбрать общий тон (он должен соответствовать основной мысли высказывания), продумать, как расставить логические ударения, какие части высказывания разделить паузами и какова должна быть длительность каждой паузы, определить темп выступления в целом и отдельных его частей. В заключение можно записать будущее выступление, а затем воспроизвести его. При этом не следует читать написанное с листа или наизусть. Надо проговорить, то есть передать содержание средствами живой, устной речи с присущими ей особенностями, предполагающей непосредственный контакт со слушателями и рассчитанной на слуховое восприятие содержания. И даже в тех случаях, когда устный монолог подготовлен заранее и записан, то в момент произнесения непосредственное общение со слушателями будет влиять на речь рассказчика: появятся слова и сочетания, которых не было, а также повторы, свободнее станет порядок слов в предложении, увеличится количество вводных слов, появятся формы непосредственного обращения к слушателям.

Для выступающего очень важно научиться контролировать себя в момент говорения, видеть, чувствовать реакцию слушателей (понятно ли им, интересно ли слушать), а почувствовав непонимание, на ходу, не прерывая речи, изменить форму выражения: повторить ту же мысль другими словами, усиленной интонацией, может быть, более медленным темпом. При этом моменты продумывания и произнесения почти совпадают.

Такое свободное владение устной монологической речью не может появиться стихийно, а вырабатывается путем систематических упражнений, выработкой комплекса конкретных умений и навыков, о которых уже говорилось ранее.

Устный монолог распространен во всех функциональных стилях речи. Для разговорного стиля — это непринужденный рассказ, повествование о пережитом, увиденном или услышанном; для научного стиля — это сообщение и доклад; для публицистического — выступление на собрании или дискуссии; для официально-делового — информация и отчет.

Устный рассказ, повествование — это небольшое по объему произведение, в основе которого лежит какое-то событие, случай из жизни человека (реже — животного). Это может быть событие, пережитое самим рассказчиком, либо увиденное, услышанное им происшествие. Особенность устных рассказов в том, что они «создаются» при условии непосредственного контакта рассказчика со слушателем. Если случай, о котором повествуется, произошел с самим автором, то рассказ ведется от первого лица. Устные рассказы всегда эмоциональны. Желание рассказать о пережитом или о том, что поразило наше воображение, всегда бывает вызвано переполняющими нас чувствами (эмоциями). Передать эти чувства, выразить свое отношение к пережитому, увиденному, услышанному средствами звучащей речи — в этом основная задача рассказчика. Устный рассказ — жанр разговорного стиля. Поэтому в устном повествовании много употребляется разговорной лексики, частиц, междометий, не очень строгий порядок слов, есть повторы, отмечается разговорный стиль произношения некоторых слов (особенно в речи героев). Устный рассказ будет ярким, живым только в том случае, если автор умело использует в повествовании кроме элементов разговорного стиля средства устной речи: тембр (тон) для выражения своего отношения, изменением темпа речи подчеркивает детали содержания, а в необходимых случаях усиливает впечатление при помощи мимики и жеста. Рассказ об услышанном происшествии может передаваться и от третьего лица, сведения о котором следует дать во введении к рассказу. В повествование могут быть включены элементы описания.

В композиции сообщения выделяются три части: вступление — выступающий называет тему сообщения; основная часть — сообщаются факты, данные, указывается точное время действия и т. п.; заключение — обобщается все сказанное, делаются выводы.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой