Π”ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌΡ‹, курсовыС, Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚Ρ‹, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅...
Брочная ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² ΡƒΡ‡Ρ‘Π±Π΅

Бвязь ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΈΠΊΠΈ обучСния русскому языку с Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΠΌΠΈ Π½Π°ΡƒΠΊΠ°ΠΌΠΈ

Π Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² Π½Π°ΠΏΠΈΡΠ°Π½ΠΈΠΈΠ£Π·Π½Π°Ρ‚ΡŒ ΡΡ‚ΠΎΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒΠΌΠΎΠ΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹

Π‘ΠΎΠ²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½ΡƒΡŽ ΡˆΠΊΠΎΠ»Ρƒ всС Ρ‡Π°Ρ‰Π΅ Π½Π°Π·Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‚ школой развития учащихся. ΠŸΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΠ°ΠΌΠΈ, ΠΎΡ‚Ρ€Π°ΠΆΠ΅Π½Π½Ρ‹ΠΌΠΈ Π² ΡΡ‚Π°Π½Π΄Π°Ρ€Ρ‚Π°Ρ… Π½Π°Ρ‡Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π³ΠΎ образования, Π²Ρ‹ΡΡ‚ΡƒΠΏΠ°ΡŽΡ‚ ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏ развития личности Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° ΠΊΠ°ΠΊ ΡΡƒΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚Π° творчСской Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏ признания Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° ΠΊΠ°ΠΊ Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΡΡƒΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚Π° познания. ΠžΠΏΠΈΡ€Π°ΡΡΡŒ Π½Π° Π·Π½Π°Π½ΠΈΡ психологии ΠΎ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π΅ ΠΌΠ΅Ρ…Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌΠΎΠ² внимания, памяти, ΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΡ, вообраТСния Ρ‡Π΅Ρ€Π΅Π· Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚Π½Ρ‹Ρ… ΡƒΠΌΠ΅Π½ΠΈΠΉ… Π§ΠΈΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ Π΅Ρ‰Ρ‘ >

Бвязь ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΈΠΊΠΈ обучСния русскому языку с Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΠΌΠΈ Π½Π°ΡƒΠΊΠ°ΠΌΠΈ (Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚, курсовая, Π΄ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌ, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Π°Ρ)

Π’ ΡΠΎΠ²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎΠΉ мСтодичСской Π½Π°ΡƒΠΊΠ΅ ΡƒΡ‚Π²Π΅Ρ€Π΄ΠΈΠ»ΠΎΡΡŒ ΠΌΠ½Π΅Π½ΠΈΠ΅[1], Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΏΡ€ΠΎΠ³Ρ€Π°ΠΌΠΌΠ° обучСния Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ русскому языку Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½Π° ΡΡ‚Ρ€ΠΎΠΈΡ‚ΡŒΡΡ с ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ΠΌ достиТСний, Π²ΠΎ-ΠΏΠ΅Ρ€Π²Ρ‹Ρ…, Π½Π°ΡƒΠΊΠΈ ΠΎ ΡΠ·Ρ‹ΠΊΠ΅ (Ρ„ΠΎΠ½ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ, Ρ„ΠΎΠ½Π΅Ρ‚ΠΈΠΊΠΈ, ΠΌΠΎΡ€Ρ„Π΅ΠΌΠΈΠΊΠΈ, Ρ‚Π΅ΠΎΡ€ΠΈΠΈ словообразования, Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Π³Ρ€Π°ΠΌΠΌΠ°Ρ‚ΠΈΠΊΠΈ, Ρ‚ΠΈΠΏΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ ΠΈ Π»ΠΈΠ½Π³Π²ΠΈΡΡ‚ΠΈΠΊΠΈ тСкста, Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ стилистики, стилистики худоТСствСнной Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ, Ρ‚Π΅ΠΎΡ€ΠΈΠΈ ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Ρ‹ Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ, Ρ‚Π΅ΠΎΡ€ΠΈΠΈ Ρ€Π΅Ρ‡Π΅Π²ΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ), Π²ΠΎ-Π²Ρ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ…, смСТных Π½Π°ΡƒΡ‡Π½Ρ‹Ρ… областСй (философии, философской ΠΈ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΎΠΉ Π°Π½Ρ‚Ρ€ΠΎΠΏΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ, психологии, ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΠΊΠΈ ΠΈ Π΄Ρ€.). Π“Π»Π°Π²Π½Ρ‹ΠΌ ΠΏΡ€ΠΈ Ρ€Π΅Π°Π»ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΠ³Ρ€Π°ΠΌΠΌΡ‹ обучСния русскому языку Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ΅Π½ ΡΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ Π΅Π΅ ΠΏΠΎΡ‚Π΅Π½Ρ†ΠΈΠ°Π» для ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ ΠΏΠΎΠ·Π½Π°Π²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ учащихся, Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½Π½ΠΎΠΉ Π½Π° ΡƒΡΠ²ΠΎΠ΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΈΠΌΠΈ Π±ΠΎΠ³Π°Ρ‚Π΅ΠΉΡˆΠ΅Π³ΠΎ ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚Π° языковой ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Ρ‹ с ΡƒΡ‡Π΅Ρ‚ΠΎΠΌ ΡˆΠΈΡ€ΠΎΠΊΠΈΡ… потрСбностСй соврСмСнного российского общСства. ΠŸΠΎΡΡ‚ΠΎΠΌΡƒ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΈΠΊΠ° обучСния русскому языку тСсно связана с Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΠΌΠΈ Π½Π°ΡƒΠΊΠ°ΠΌΠΈ, опираСтся Π½Π° ΠΈΡ… Π±ΠΎΠ³Π°Ρ‚Ρ‹ΠΉ ΠΏΠΎΡ‚Π΅Π½Ρ†ΠΈΠ°Π».

Издавна ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΈΠΊΠ° обучСния русскому языку ΠΈΠΌΠ΅Π΅Ρ‚ тСсныС связи с Ρ„илософиСй (ΠΎΡ‚ Π³Ρ€Π΅Ρ‡. люблю ΠΈ ΠΌΡƒΠ΄Ρ€ΠΎΡΡ‚ΡŒ — любовь ΠΊ ΠΌΡƒΠ΄Ρ€ΠΎΡΡ‚ΠΈ, Π»ΡŽΠ±ΠΎΠΌΡƒΠ΄Ρ€ΠΈΠ΅).

ЀилософскоС ΠΏΠΎΠ·Π½Π°Π½ΠΈΠ΅ являСт собой Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΡƒΡŽ ΠΌΡ‹ΡΠ»ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΡƒΡŽ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ, Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½Π½ΡƒΡŽ Π½Π° ΠΏΡ€ΠΈΠΎΠ±Ρ€Π΅Ρ‚Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΎΠ±Ρ‰ΠΈΡ… Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ ΠΎ ΠΌΠΈΡ€Π΅ ΠΈ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ΅ Π² Π²ΠΈΠ΄Π΅ прСдставлСний, понятий, Ρ‚Π΅ΠΎΡ€ΠΈΠΉ. Π­Ρ‚ΠΎ ΠΏΠΎΠ·Π½Π°Π½ΠΈΠ΅ основываСтся Π½Π° ΠΎΡ‚ΠΊΡ€Ρ‹Ρ‚Ρ‹Ρ… АристотСлСм ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»Π°Ρ… логичСского ΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΡ, сформулированных Π² Π²ΠΈΠ΄Π΅ Π·Π°ΠΊΠΎΠ½ΠΎΠ² Π»ΠΎΠ³ΠΈΠΊΠΈ. ΠŸΡ€ΠΈ ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΠΈ философии формируСтся ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²ΠΎΠ·Π·Ρ€Π΅Π½ΠΈΠ΅ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ° ΠΊΠ°ΠΊ систСма взглядов Π½Π° ΠΎΠΊΡ€ΡƒΠΆΠ°ΡŽΡ‰ΠΈΠΉ ΠΌΠΈΡ€, ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΊ Π½Π΅ΠΌΡƒ, мСсто Π² Π½Π΅ΠΌ самого Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ°.

Π—Π½Π°Π½ΠΈΠ΅ любой ΠΈΠ· Ρ‚ΠΎΡ‡Π½Ρ‹Ρ… Π½Π°ΡƒΠΊ Π½Π΅ Π΄Π°ΡΡ‚ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΡƒ возмоТности ΠΏΠΎΠ½ΡΡ‚ΡŒ смысл ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ. ΠŸΠΎΡΡ‚ΠΈΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ смысла ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ являСтся ΠΏΡ€Π΅Ρ€ΠΎΠ³Π°Ρ‚ΠΈΠ²ΠΎΠΉ философского знания. Ѐилософия позволяСт Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΡƒ ΠΎΡΠΎΠ·Π½Π°Ρ‚ΡŒ Π½Π΅ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ Ρ‚ΠΎ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π΅Π³ΠΎ ΠΎΠΊΡ€ΡƒΠΆΠ°Π΅Ρ‚, Π½ΠΎ ΠΈ ΡΠ²ΠΎΠΉ собствСнный Π΄ΡƒΡ…ΠΎΠ²Π½Ρ‹ΠΉ ΠΌΠΈΡ€, ΠΎΠ½Π° Π΄Π°Π΅Ρ‚ Π΅ΠΌΡƒ Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π½Π°ΠΉΡ‚ΠΈ сСбя.

Π—Π½Π°Ρ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΡƒΡŽ Ρ‡Π°ΡΡ‚ΡŒ философского знания ΡΠΎΡΡ‚Π°Π²Π»ΡΡŽΡ‚ понятия ΠΎ ΠΏΡ€Π΅ΠΊΡ€Π°ΡΠ½ΠΎΠΌ ΠΈ Π±Π΅Π·ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·Π½ΠΎΠΌ. Ѐилософская ΠΊΠ°Ρ€Ρ‚ΠΈΠ½Π° ΠΌΠΈΡ€Π° Π²ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π°Π΅Ρ‚ эстСтичСскиС прСдставлСния ΠΈ ΡΡΡ‚СтичСскоС ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ° ΠΊ Ρ‚ΠΎΠΌΡƒ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π΅Π³ΠΎ ΠΎΠΊΡ€ΡƒΠΆΠ°Π΅Ρ‚, ΠΊ ΡΠ°ΠΌΠΎΠΌΡƒ сСбС. ΠŸΠΎΡΡ‚ΠΎΠΌΡƒ ΠΏΠ΅Ρ€Π΅ΠΏΠ»Π΅Ρ‚Π΅Π½ΠΈΠ΅ философии ΠΈ ΠΈΡΠΊΡƒΡΡΡ‚Π²Π° осущСствляСтся самым тСсным ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠΌ.

Π’ ΡΠΎΠ²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎΠΉ философии Π½Π΅Ρ€Π΅Π΄ΠΊΠΎ поднимаСтся ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΠ° затоваривания Π·Π½Π°Π½ΠΈΠ΅ΠΌ[2]. Π’ Π½Π°ΡƒΠΊΠ΅ Π½Π°ΠΊΠΎΠΏΠ»Π΅Π½ΠΎ Ρ‚Π°ΠΊΠΎΠ΅ количСство Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊ ΡƒΠΆΠ΅ Π½Π΅ Π² ΡΠΈΠ»Π°Ρ… Π΅Π³ΠΎ «ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Π²Π°Ρ€ΠΈΡ‚ΡŒ». Π§Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊ ΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΡƒΠ΅Ρ‚ΡΡ ΡƒΠΆΠ΅ сдСланными открытиями ΠΏΠ°ΡƒΠΊΠΈ ΠΈ ΠΊΠ°ΠΊ Π±Ρ‹ Π½Π΅ Π½ΡƒΠΆΠ΄Π°Π΅Ρ‚ся Π² Π½ΠΎΠ²Ρ‹Ρ…. Бтановится ясным, Ρ‡Ρ‚ΠΎ дальнСйшСС Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ чСловСчСской мысли ΠΈ Π·Π½Π°Π½ΠΈΡ, творчСскиС усилия Π½Π΅Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½Ρ‹ Π±Π΅Π· поисков Π½ΠΎΠ²Ρ‹Ρ… смыслов.

Для ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΈΠΊΠΈ обучСния русскому языку философскоС Π·Π½Π°Π½ΠΈΠ΅ ΠΈΠΌΠ΅Π΅Ρ‚ исходноС Π·Π½Π°Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅. Оно являСтся Π±Π°Π·ΠΎΠ²ΠΎΠΉ основой для опрСдСлСния Ρ†Π΅Π»Π΅ΠΉ обучСния ΠΏΡ€ΠΈ осмыслСнии мСста Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ° Π² ΠΌΠΈΡ€Π΅, выявлСнии Π΅Π³ΠΎ Π²Π·Π°ΠΈΠΌΠΎΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ с ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠΌ. ΠŸΠΎΡΡ‚ΠΎΠΌΡƒ ΠΎΡ‚ ΡΠΈΡΡ‚Π΅ΠΌΡ‹ философских взглядов зависит Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ пСдагогичСского поиска.

Ѐилософия — это Π½Π°ΡƒΠΊΠ° ΠΎ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Π°Ρ… ΠΈ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°Ρ… познания, Ρ‚. Π΅. ΠΎΠ½Π° — мСтодология Π½Π°ΡƒΠΊΠΈ. Ѐункция философии (ΠΏΠΎ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡŽ ΠΊ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΈΠΊΠ΅ обучСния русскому языку ΠΊΠ°ΠΊ составной части ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΠΊΠΈ) проявляСтся Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ Π² Ρ‚ΠΎΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΎΠ½Π° Ρ€Π°Π·Ρ€Π°Π±Π°Ρ‚Ρ‹Π²Π°Π΅Ρ‚ систСму ΠΎΠ±Ρ‰ΠΈΡ… ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΠΎΠ² ΠΈ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΎΠ² Π½Π°ΡƒΡ‡Π½ΠΎΠ³ΠΎ познания.

Ѐилософская тСория познания позволяСт Π²Ρ‹ΡΠ²ΠΈΡ‚ΡŒ сущСствСнныС стороны ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΎ-ΠΏΠΎΠ·Π½Π°Π²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ учащихся Π½Π° ΡƒΡ€ΠΎΠΊΠ°Ρ… русского языка, ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»ΠΈΡ‚ΡŒ закономСрности пСдагогичСского процСсса Π² Ρ†Π΅Π»ΠΎΠΌ.

ΠœΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΈΠΊΠ° Π½Π΅ ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»ΠΈΡ‚ΡŒΡΡ ΠΊΠ°ΠΊ Π½Π°ΡƒΠΊΠ°, ΠΎΠΏΠΈΡ€Π°ΡΡΡŒ лишь Π½Π° ΡΠ²ΠΎΠΉ практичСский ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚, поэтому философия являСтся Π±Π°Π·ΠΎΠΉ для осмыслСния Π΄Π°Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ пСдагогичСского ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚Π°, создания Π½ΠΎΠ²Ρ‹Ρ… пСдагогичСских ΠΈΠ΄Π΅ΠΉ.

Π‘Π°ΠΌΡ‹ΠΌ тСсным ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠΌ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΈΠΊΠ° обучСния русскому языку связана с ΠΏΡΠΈΡ…ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠ΅ΠΉ, особСнно пСдагогичСской. Роль психологии Π² ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠ΅ обучСния ΠΈ Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚ания Π±Ρ‹Π»Π° осознана Π΅Ρ‰Π΅ Π·Π°Π΄ΠΎΠ»Π³ΠΎ Π΄ΠΎ ΠΎΡ„ормлСния пСдагогичСской психологии ΠΊΠ°ΠΊ ΡΠ°ΠΌΠΎΡΡ‚ΠΎΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ отрасли Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ. ПослСдняя, с ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠΉ стороны, ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π°Π΅Ρ‚ ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Ρƒ ΠΈ Π·Π°ΠΊΠΎΠ½ΠΎΠΌΠ΅Ρ€Π½ΠΎΡΡ‚ΠΈ процСсса учСния ΠΈ Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚ания, с Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΎΠΉ — ΠΊΠ°ΠΊ прикладная Π½Π°ΡƒΠΊΠ° ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΡƒΠ΅Ρ‚ достиТСния психологии для ΡΠΎΠ²Π΅Ρ€ΡˆΠ΅Π½ΡΡ‚Π²ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡ пСдагогичСской ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠΈ.

ΠŸΡΠΈΡ…ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ Π·Π°Ρ‚Ρ€Π°Π³ΠΈΠ²Π°Π΅Ρ‚ ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΡ‹ психологичСской готовности Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° ΠΊ ΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½ΠΎΠΌΡƒ ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΡŽ, Π²ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π°ΡŽΡ‰Π΅ΠΉ Ρ‚Π°ΠΊΠΈΠ΅ ΠΊΠΎΠΌΠΏΠΎΠ½Π΅Π½Ρ‚Ρ‹, ΠΊΠ°ΠΊ мотивационная, волСвая, ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½Π°Ρ, личностная ΠΈ ΠΊΠΎΠΌΠΌΡƒΠ½ΠΈΠΊΠ°Ρ‚ивная Π³ΠΎΡ‚ΠΎΠ²Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ.

ΠŸΡ€ΠΈ Ρ€Π°Π·Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΊΠ΅ ΠΈ Ρ€Π΅Π°Π»ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½Ρ‹Ρ… ΠΏΡ€ΠΎΠ³Ρ€Π°ΠΌΠΌ ΠΏΠΎ Ρ€ΡƒΡΡΠΊΠΎΠΌΡƒ языку мСтодичСской Π½Π°ΡƒΠΊΠΎΠΉ ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‚ΡΡ описанныС Π² ΠΏΡΠΈΡ…ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ возрастныС ΠΈ ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ особСнности развития учащихся, связанныС с Π·ΠΎΠ½Π°ΠΌΠΈ Π°ΠΊΡ‚ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΈ Π±Π»ΠΈΠΆΠ°ΠΉΡˆΠ΅Π³ΠΎ развития (ΠΏΠΎ Π›. Π‘. Выготскому). Π­Ρ‚ΠΎ позволяСт Π»ΡƒΡ‡ΡˆΠ΅ ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»ΠΈΡ‚ΡŒ ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΎ-ΠΏΠΎΠ·Π½Π°Π²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΡƒΡŽ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ школьников, ΡƒΠΏΡ€Π°Π²Π»ΡΡ‚ΡŒ сС Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ΠΌ.

ΠœΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΈΠΊΠ° ΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΡƒΠ΅Ρ‚ΡΡ психологичСскими ΠΏΡ€ΠΈΠ΅ΠΌΠ°ΠΌΠΈ, Ρ‡Ρ‚ΠΎΠ±Ρ‹ Π²Ρ‹ΡΠ²ΠΈΡ‚ΡŒ ΡΡƒΡ‰Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ процСссов усвоСния учащимися Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ, развития Ρƒ Π½ΠΈΡ… ΡƒΠΌΠ΅Π½ΠΈΠΉ ΠΈ Π½Π°Π²Ρ‹ΠΊΠΎΠ². ΠŸΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌ Π² ΠΏΠΎΠ½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠΈ процСсса обучСния являСтся выдвинутая Π›. Π‘. Выготским, разработанная Π΅Π³ΠΎ Π΅Π΄ΠΈΠ½ΠΎΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½Π½ΠΈΠΊΠ°ΠΌΠΈ (А. Н. Π›Π΅ΠΎΠ½Ρ‚ΡŒΠ΅Π²Ρ‹ΠΌ, Π”. Π‘. Π­Π»ΡŒΠΊΠΎΠ½ΠΈΠ½Ρ‹ΠΌ, Π’. Π’. Π”Π°Π²Ρ‹Π΄ΠΎΠ²Ρ‹ΠΌ ΠΈ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΠΌΠΈ) идСя ΠΎ Ρ‚ΠΎΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅, ΠΎΠΏΠΈΡ€Π°ΡΡΡŒ Π½Π° ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π΅Π½ΡŒ дСтского развития, Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½ΠΎ ΠΎΠΏΠ΅Ρ€Π΅ΠΆΠ°Ρ‚ΡŒ Π΅Π³ΠΎ.

Π‘ΠΎΠ²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½ΡƒΡŽ ΡˆΠΊΠΎΠ»Ρƒ всС Ρ‡Π°Ρ‰Π΅ Π½Π°Π·Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‚ школой развития учащихся. ΠŸΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΠ°ΠΌΠΈ, ΠΎΡ‚Ρ€Π°ΠΆΠ΅Π½Π½Ρ‹ΠΌΠΈ Π² ΡΡ‚Π°Π½Π΄Π°Ρ€Ρ‚Π°Ρ… Π½Π°Ρ‡Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π³ΠΎ образования, Π²Ρ‹ΡΡ‚ΡƒΠΏΠ°ΡŽΡ‚ ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏ развития личности Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° ΠΊΠ°ΠΊ ΡΡƒΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚Π° творчСской Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏ признания Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° ΠΊΠ°ΠΊ Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΡΡƒΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚Π° познания. ΠžΠΏΠΈΡ€Π°ΡΡΡŒ Π½Π° Π·Π½Π°Π½ΠΈΡ психологии ΠΎ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π΅ ΠΌΠ΅Ρ…Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌΠΎΠ² внимания, памяти, ΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΡ, вообраТСния Ρ‡Π΅Ρ€Π΅Π· Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚Π½Ρ‹Ρ… ΡƒΠΌΠ΅Π½ΠΈΠΉ ΠΈ Π½Π°Π²Ρ‹ΠΊΠΎΠ², Π° Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ ΡƒΠ½ΠΈΠ²Π΅Ρ€ΡΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½Ρ‹Ρ… дСйствий, ΠΎΠ±Π΅ΡΠΏΠ΅Ρ‡ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‰ΠΈΡ… ΡƒΠΌΠ΅Π½ΠΈΠ΅ ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚ΡŒΡΡ, ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΈΠΊΠ° обучСния русскому языку ΠΊΠ°ΠΊ ΠΏΠ°ΡƒΠΊΠ° Ρ€Π°Π·Ρ€Π°Π±Π°Ρ‚Ρ‹Π²Π°Π΅Ρ‚, Ρ€Π΅Π°Π»ΠΈΠ·ΡƒΠ΅Ρ‚ пСдагогичСскиС условия (ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Ρ‹, ΠΏΡ€ΠΈΠ΅ΠΌΡ‹, Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡ‹, срСдства) эффСктивного развития ΠΌΠ»Π°Π΄ΡˆΠΈΡ… школьников.

Π’Π°ΠΆΠ½Ρ‹ΠΌ Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ Π² ΠΏΡΠΈΡ…ологичСской Π½Π°ΡƒΠΊΠ΅ являСтся ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΎ Ρ€Π΅Ρ‡Π΅Π²ΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, взаимосвязи процСссов Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ ΠΈ ΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΡ. ΠžΡ‚ΠΌΠ΅Ρ‡Π΅Π½ΠΎ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π³Π»ΡƒΠ±ΠΈΠ½Π° ΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΡ Ρ‚Ρ€Π΅Π±ΡƒΠ΅Ρ‚ богатства Ρ€Π΅Ρ‡Π΅Π²Ρ‹Ρ… срСдств, Π° Π±ΠΎΠ³Π°Ρ‚ство Ρ€Π΅Ρ‡Π΅Π²Ρ‹Ρ… срСдств являСтся условиСм протСкания ΠΌΡ‹ΡΠ»ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… процСссов. ΠžΠΏΠΈΡ€Π°ΡΡΡŒ Π½Π° Π΄Π°Π½Π½Ρ‹Π΅ закономСрности, ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΈΠΊΠ° ΡƒΡΠΏΠ΅ΡˆΠ½ΠΎ Ρ€Π°Π·Ρ€Π°Π±Π°Ρ‚Ρ‹Π²Π°Π΅Ρ‚ условия ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΈ Ρ€Π΅Ρ‡Π΅Π²ΠΎΠ³ΠΎ развития учащихся.

ΠœΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΈΠΊΡƒ обучСния русскому языку Ρ€Π°ΡΡΠΌΠ°Ρ‚Ρ€ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‚ ΠΊΠ°ΠΊ ΠΎΡ‚Ρ€Π°ΡΠ»ΡŒ пСдагогичСской Π½Π°ΡƒΠΊΠΈ, ΠΏΡ€Π΅Π΄ΡΡ‚Π°Π²Π»ΡΡŽΡ‰ΡƒΡŽ собой Ρ‡Π°ΡΡ‚Π½ΡƒΡŽ Ρ‚Π΅ΠΎΡ€ΠΈΡŽ обучСния ΠΏΠ»ΠΈ Ρ‡Π°ΡΡ‚Π½ΡƒΡŽ Π΄ΠΈΠ΄Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΡƒ. Для построСния ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΈΠΊΠΈ обучСния русскому языку связь с Π΄ΠΈΠ΄Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠΎΠΉ ΠΈΠΌΠ΅Π΅Ρ‚ особоС Π·Π½Π°Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅. Π”ΠΈΠ΄Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠ°, являясь ΠΎΠ±Ρ‰Π΅ΠΉ Ρ‚Π΅ΠΎΡ€ΠΈΠ΅ΠΉ обучСния, прСдставляСт собой Ρ‚Π΅ΠΎΡ€Π΅Ρ‚ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΡƒΡŽ основу ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΈΠΊΠΈ, слуТит для Π½Π΅Π΅ Π±Π°Π·ΠΎΠΉ, ΠΏΠΎΠΌΠΎΠ³Π°Π΅Ρ‚ ΡƒΡΡ‚Π°Π½ΠΎΠ²ΠΈΡ‚ΡŒ дидактичСскиС Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹, ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»ΡΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ ΡΡ„Ρ„Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ процСсса обучСния. Π’ Ρ€ΡΠ΄Ρƒ этих Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ²: ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΡ‹, содСрТаниС, ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Ρ‹ ΠΈ ΡΠΏΠΎΡΠΎΠ±Ρ‹ обучСния, ΡΠ°ΠΌΠΎΡΡ‚ΠΎΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Π°Ρ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π° учащихся, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒ Ρ…ΠΎΠ΄Π° ΠΈ Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚ΠΎΠ² обучСния.

Π’Π°ΠΆΠ½Ρ‹ΠΌΠΈ Π·Π°Π΄Π°Ρ‡Π°ΠΌΠΈ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΈΠΊΠΈ являСтся рСализация общСдидактичСских ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΠΎΠ² обучСния: научности, доступности, систСмности ΠΈ ΠΏΠΎΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, осознанности ΠΈ Π°ΠΊΡ‚ивности, практикоориСнтированности, наглядности, ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΈ Π΄ΠΈΡ„Ρ„Π΅Ρ€Π΅Π½Ρ†ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄ΠΎΠ², Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‰Π΅Π³ΠΎ ΠΈ Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‰Π΅Π³ΠΎ обучСния.

ΠŸΡ€ΠΈ Ρ€Π΅Π°Π»ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ Π΄Π°Π½Π½Ρ‹Ρ… ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΠΎΠ² Π² ΡΠΎΠ΄Π΅Ρ€ΠΆΠ°Π½ΠΈΠΈ обучСния дидактичСскиС ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄Ρ‹ ΠΏΠΎΠΌΠΎΠ³Π°ΡŽΡ‚ ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»ΠΈΡ‚ΡŒ Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΡ‹ΠΉ ΠΈ Π΄ΠΎΡΡ‚Π°Ρ‚ΠΎΡ‡Π½Ρ‹ΠΉ объСм Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ ΠΏΠΎ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚Ρƒ, ΡƒΡΡ‚Π°Π½ΠΎΠ²ΠΈΡ‚ΡŒ Π»ΠΎΠ³ΠΈΠΊΡƒ ΠΈΡ… ΠΏΠΎΠ΄Π°Ρ‡ΠΈ Π½Π° ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π΅ модСлирования содСрТания.

УсвоСниС ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΎΠ³ΠΎ содСрТания осущСствляСтся Π² Π΄ΠΈΠ΄Π°ΠΊΡ‚ичСских ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄Π°Ρ… ΠΏΡ€ΠΈ Ρ€Π°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΌ Π²Ρ‹Π±ΠΎΡ€Π΅ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΎΠ² ΠΈ ΡΠΏΠΎΡΠΎΠ±ΠΎΠ² обучСния Π² Π·Π°Π²ΠΈΡΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΎΡ‚ Π΄ΠΈΠ΄Π°ΠΊΡ‚ичСской ситуации, Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½Π½ΠΎΠΉ Π½Π° ΠΏΠΎΠ»ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ Π·Π°Π΄Π°Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ уровня.

Π’ ΡΠΎΠΎΡ‚вСтствии с ΡΡ‚ΠΈΠΌ планируСтся поэтапная ΡΠ°ΠΌΠΎΡΡ‚ΠΎΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Π°Ρ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π°, ΠΏΠΎΠ΄Π±ΠΈΡ€Π°ΡŽΡ‚ΡΡ Π²ΠΈΠ΄Ρ‹ Π·Π°Π΄Π°Π½ΠΈΠΉ Ρ€Π°Π·Π½ΠΎΠΉ стСпСни слоТности.

НаконСц, Π² Π΄ΠΈΠ΄Π°ΠΊΡ‚ичСских ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄Π°Ρ… ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»ΡΡŽΡ‚ΡΡ Ρ†Π΅Π»ΠΈ ΠΈ Π·Π°Π΄Π°Ρ‡ΠΈ систСмы контроля ΠΏΡ€ΠΈ Ρ€Π΅Π°Π»ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ основных Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΉ контроля Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ, ΡƒΠΌΠ΅Π½ΠΈΠΉ ΠΈ Π½Π°Π²Ρ‹ΠΊΠΎΠ² — ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π°ΡŽΡ‰Π΅ΠΉ, Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΠΈ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‰Π΅ΠΉ. Π”ΠΈΠ΄Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠ°, с ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠΉ стороны, ΠΈ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΈΠΊΠ° обучСния русскому языку, с Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΎΠΉ, соотносятся ΠΊΠ°ΠΊ ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π½ΠΈ Ρ€ΠΎΠ΄ΠΎΠ²ΠΎΠ³ΠΎ ΠΈ Π²ΠΈΠ΄ΠΎΠ²ΠΎΠ³ΠΎ. ΠŸΠ΅Ρ€Π²Π°Ρ опрСдСляСт ΠΎΠ±Ρ‰ΠΈΠ΅ закономСрности обучСния, вторая рассматриваСт ΠΈΡ… ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Π½ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ ΠΊ ΡΠ²ΠΎΠ΅ΠΌΡƒ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚Ρƒ. ЦСль ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΈΠΊΠΈ состоит Π² ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Π²ΠΎΠ΄Π΅ ΠΎΠ±Ρ‰ΠΈΡ… тСорСтичСских ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠΆΠ΅Π½ΠΈΠΉ Π΄ΠΈΠ΄Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠΈ Π² ΠΏΠ»ΠΎΡΠΊΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΊΠΎΠ½ΠΊΡ€Π΅Ρ‚Π½Ρ‹Ρ… пСдагогичСских явлСний.

Π‘ΠΎΠ²Π΅Ρ€ΡˆΠ΅Π½ΡΡ‚Π²ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΈΠΊΠΈ обучСния русскому языку Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ тСсно связано с Π½Π°ΡƒΡ‡Π½Ρ‹ΠΌΠΈ открытиями Π² ΠΎΠ±Π»Π°ΡΡ‚ΠΈ лингвистики. НапримСр, Π²ΠΏΠ»ΠΎΡ‚ΡŒ Π΄ΠΎ XIX Π². Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ ΡƒΡ‡ΠΈΠ»ΠΈ Ρ‡ΠΈΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ ΠΏΠΎ Π±ΡƒΠΊΠ²ΠΎΡΠ»Π°Π³Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΌΡƒ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Ρƒ: сначала Π·Π°ΡƒΡ‡ΠΈΠ²Π°Π»ΠΈΡΡŒ названия Π±ΡƒΠΊΠ², ΠΏΠΎΡ‚ΠΎΠΌ складов (слогов) ΠΈ, Π½Π°ΠΊΠΎΠ½Π΅Ρ†, с Π±ΠΎΠ»ΡŒΡˆΠΈΠΌ Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄ΠΎΠΌ ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΊΠΈ ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠ»ΠΈ ΠΊ Ρ‡Ρ‚Π΅Π½ΠΈΡŽ слов. Данная систСма Π±Ρ‹Π»Π° ΠΊΡ€Π°ΠΉΠ½Π΅ нСэффСктивной, ΠΏΠΎΡΠΊΠΎΠ»ΡŒΠΊΡƒ Ρ‚Ρ€Π΅Π±ΠΎΠ²Π°Π»Π° Π±ΠΎΠ»ΡŒΡˆΠΈΡ… Π·Π°Ρ‚Ρ€Π°Ρ‚ Π²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½ΠΈ ΠΈ ΡΠΈΠ». Π•ΡΡ‚ΡŒ Π΄Π°ΠΆΠ΅ ΡΠ²ΠΈΠ΄Π΅Ρ‚Π΅Π»ΡŒΡΡ‚Π²Π°, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΊ ΠΊΠΎΠ½Ρ†Ρƒ обучСния Π½Π΅ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ Π΄Π΅Ρ‚ΠΈ Ρ‚Π°ΠΊ ΠΈ Π½Π΅ ΠΎΠ²Π»Π°Π΄Π΅Π²Π°Π»ΠΈ Π³Ρ€Π°ΠΌΠΎΡ‚ΠΎΠΉ. ВпослСдствии, с ΡƒΡ‡Π΅Ρ‚ΠΎΠΌ лингвистичСского знания, Π² ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΈΠΊΠ΅ ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»ΠΈΠ»ΠΎΡΡŒ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΏΠ΅Ρ€Π²ΠΈΡ‡Π½Ρ‹ΠΌ являСтся Π·Π²ΡƒΠΊ, Π° Π±ΡƒΠΊΠ²Π° — Π΅Π³ΠΎ условным ΠΎΠ±ΠΎΠ·Π½Π°Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ. Π’Π°ΠΊ ΠΏΡ€ΠΈ использовании лингвистичСского знания Π² ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΈΠΊΡƒ вошСл Π·Π²ΡƒΠΊΠΎΠ²ΠΎΠΉ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ обучСния Π³Ρ€Π°ΠΌΠΎΡ‚Π΅, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹ΠΉ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΏΠΎΠ»Π°Π³Π°Π΅Ρ‚ ΠΏΠ΅Ρ€Π²ΠΎΠ½Π°Ρ‡Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ знакомство со Π·Π²ΡƒΠΊΠΎΠΌ, Π·Π°Ρ‚Π΅ΠΌ с Π±ΡƒΠΊΠ²ΠΎΠΉ.

Π’ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΈΠΊΠ΅ это Π±Ρ‹Π» шаг Π²ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Π΄. Π”Π°Π½Π½Ρ‹ΠΉ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ ΠΎΠ±Π½Π°Ρ€ΡƒΠΆΠΈΠ» свою Π²Ρ‹ΡΠΎΠΊΡƒΡŽ ΡΡ„Ρ„Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΈ ΠΏΠΎΠ»ΡƒΡ‡ΠΈΠ» ΡˆΠΈΡ€ΠΎΠΊΠΎΠ΅ распространСниС Π² ΡˆΠΊΠΎΠ»Π°Ρ… России с 60-Ρ… Π³Π³. XIX Π². Об ΡΡ‚ΠΎΠΌ ΡΠ²ΠΈΠ΄Π΅Ρ‚Π΅Π»ΡŒΡΡ‚Π²ΡƒΠ΅Ρ‚ Ρ‚ΠΎΡ‚ Ρ„Π°ΠΊΡ‚, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π΅Π³ΠΎ использовал Π² ΡΠ²ΠΎΠ΅ΠΉ систСмС Π±Π°Ρ€ΠΎΠ½ Н. А. ΠšΠΎΡ€Ρ„, Ρ€Π°Π·Ρ€Π°Π±Π°Ρ‚Ρ‹Π²Π°Π²ΡˆΠΈΠΉ ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½Ρ‹Π΅ ΠΏΡ€ΠΎΠ³Ρ€Π°ΠΌΠΌΡ‹ для учащихся ΡΠ΅Π»ΡŒΡΠΊΠΈΡ… школ.

Π’ Ρ€ΡƒΡΡΠΊΠΎΠΌ языкС Π½Π΅Ρ‚ ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΎΠ³ΠΎ соотвСтствия ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ Π·Π²ΡƒΠΊΠ°ΠΌΠΈ ΠΈ Π±ΡƒΠΊΠ²Π°ΠΌΠΈ: Ρ‚Π²Π΅Ρ€Π΄Ρ‹ΠΉ ΠΈ ΠΌΡΠ³ΠΊΠΈΠΉ согласныС Π·Π²ΡƒΠΊΠΈ Π² ΡΠ»ΠΎΠ²Π°Ρ… Π±Ρ‹Π» ΠΈ бия ΠΎΠ±ΠΎΠ·Π½Π°Ρ‡Π°ΡŽΡ‚ΡΡ ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠΉ ΠΈ Ρ‚ΠΎΠΉ ΠΆΠ΅ Π±ΡƒΠΊΠ²ΠΎΠΉ 6 Π½Π° Ρ‚Π²Π΅Ρ€Π΄ΠΎΡΡ‚ΡŒ согласного ΡƒΠΊΠ°Π·Ρ‹Π²Π°Π΅Ρ‚ ΠΏΠΎΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰Π°Ρ Π±ΡƒΠΊΠ²Π° Ρ‹Ρƒ Π½Π° ΠΌΡΠ³ΠΊΠΎΡΡ‚ΡŒ — ΠΈ. ΠŸΠΎΡΡ‚ΠΎΠΌΡƒ ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ Ρ‡Ρ‚Π΅Π½ΠΈΡŽ ΠΈ ΠΏΠΈΡΡŒΠΌΡƒ опираСтся Π½Π° ΡΠ»ΠΎΠ³ΠΎΠ²ΠΎΠΉ ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏ русской Π³Ρ€Π°Ρ„ΠΈΠΊΠΈ.

ΠžΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ Π³Ρ€Π°ΠΌΠΌΠ°Ρ‚ΠΈΠΊΠ΅ ΠΈ ΠΎΡ€Ρ„ΠΎΠ³Ρ€Π°Ρ„ΠΈΠΈ Π² ΡΠΎΠ²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎΠΉ Π½Π°Ρ‡Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ школС основываСтся Π½Π° Π³Ρ€Π°ΠΌΠΌΠ°Ρ‚ичСских тСориях ΠΎ Ρ‡Π°ΡΡ‚ях Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ, словосочСтании, ΠΏΡ€Π΅Π΄Π»ΠΎΠΆΠ΅Π½ΠΈΠΈ.

ДостиТСния Π² ΠΎΠ±Π»Π°ΡΡ‚ΠΈ лСксикологии, Ρ‚Π΅ΠΎΡ€ΠΈΠΈ тСкста, Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ стилистики, ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Ρ‹ Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ, психолингвистики ΠΈ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΡ… дисциплин, ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π°ΡŽΡ‰ΠΈΡ… Ρ€Π΅Ρ‡ΡŒ, Π½Π°ΠΌΠ΅Ρ‡Π°ΡŽΡ‚ пСрспСктивныС ΠΏΡƒΡ‚ΠΈ ΠΏΠΎΠ²Ρ‹ΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ эффСктивности развития Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ.

ВсС это составляСт лингвистичСскиС основы ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΈΠΊΠΈ обучСния ΠΌΠ»Π°Π΄ΡˆΠΈΡ… школьников русскому языку. Бвязь ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΈΠΊΠΈ обучСния ΠΌΠ»Π°Π΄ΡˆΠΈΡ… школьников русскому языку с Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΠΌΠΈ Π½Π°ΡƒΠΊΠ°ΠΌΠΈ, ΠΊΠ°ΠΊ ΠΌΡ‹ Π²ΠΈΠ΄ΠΈΠΌ, ΠΎΠ±ΠΎΠ³Π°Ρ‰Π°Π΅Ρ‚ Π΅Π΅, ΠΎΡ‚ΠΊΡ€Ρ‹Π²Π°Π΅Ρ‚ Π½ΠΎΠ²Ρ‹Π΅ ΠΏΡƒΡ‚ΠΈ ΠΈ ΡΠΏΠΎΡΠΎΠ±Ρ‹ ΠΎΠΏΡ‚ΠΈΠΌΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΎΠ³ΠΎ процСсса, ΠΏΠΎΠ²Ρ‹ΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ стСпСни Π΅Π³ΠΎ эффСктивности.

  • [1] Π­Ρ‚Π° позиция ΠΏΠΎΠ»ΡƒΡ‡ΠΈΠ»Π° освСщСниС Π² Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄Π°Ρ… М. Π . Π›ΡŒΠ²ΠΎΠ²Π°, Π’. Π“. Π Π°ΠΌΠ·Π°Π΅Π²ΠΎΠΉ, М. Π‘. Π‘ΠΎΠ»ΠΎΠ²Π΅ΠΉΡ‡ΠΈΠΊ ΠΈ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΡ….
  • [2] Π‘ΠΌ.: Ѐилософия / ΠΏΠΎΠ΄ ΠΎΠ±Ρ‰. Ρ€Π΅Π΄. Π“. Π’. АндрСйчСнко, Π’. Π”. Π“Ρ€Π°Ρ‡Π΅Π²Π°. Π‘Ρ‚Π°Π²Ρ€ΠΎΠΏΠΎΠ»ΡŒ: Изд-Π²ΠΎ Π‘Π“Π£, 2001.
ΠŸΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ вСсь тСкст
Π—Π°ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒ Ρ‚Π΅ΠΊΡƒΡ‰Π΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΎΠΉ