Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Эразм Роттердамский: «Похвала глупости»

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Настоящее имя писателя — Герт Гертсен. Имя Эразм, которое он избрал в качестве псевдонима, означает «желанный», а позднее он прибавил к нему латинский аналог — Дезидерий. Уроженец Роттердама, он обучался в церковной латинской школе, а после смерти родителей, оказавшись сиротой, постригся в монахи. Однако в 1493 г. Эразм покидает монастырь, чтобы продолжить свое образование. Исполненный… Читать ещё >

Эразм Роттердамский: «Похвала глупости» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Глупость создает государства, поддерживает власть, управление и суд. Да и что такое жизнь человеческая, как не забава Глупости?!

Э. Роттердамский

В конце XIV—XV вв. в Нидерландах, находившихся под властью Испании, наблюдается интенсивное буржуазное развитие. Ширится народное движение, получившее название «нового благочестия», участники которого не только решали философско-религиозные вопросы, но и вырабатывали новое отношение к культуре, создававшее фундамент нидерландского гуманизма. Последний носил «ученый» и во многом умеренный характер.

Эразм Роттердамский (1466/1469—1536) — центральная фигура нидерландского Возрождения.

Настоящее имя писателя — Герт Гертсен. Имя Эразм, которое он избрал в качестве псевдонима, означает «желанный», а позднее он прибавил к нему латинский аналог — Дезидерий. Уроженец Роттердама, он обучался в церковной латинской школе, а после смерти родителей, оказавшись сиротой, постригся в монахи. Однако в 1493 г. Эразм покидает монастырь, чтобы продолжить свое образование. Исполненный неукротимой жажды знаний, он колесит по Европе. Изучает классическую философию и богословие в Париже, Турине. Много путешествует, живет в Англии, Швейцарии, Австрии, Италии, Германии. Дружит и переписывается со многими выдающимися учеными своего времени. Их взаимопониманию способствует то, что все свои сочинения он пишет по-латыни. В период острой борьбы по религиозно-политическим вопросам он старался не вмешиваться, оставаться «над схваткой». Интересуется, как и другие деятели Северного Возрождения, религиознотеоретическими вопросами, прежде всего в научном плане. В 1517 г. он издает греческий текст Нового Завета с комментариями и делает новый латинский перевод Библии. В своих богословских трактатах выдвигает на первый план этические проблемы взаимоотношения человека и Бога, заложив тем самым основы «христианского гуманизма». Полемизирует с Лютером по вопросу свободы воли, обращается к вопросам воспитания и образования, в том числе — женского.

В истории литературы Эразм, писатель общеевропейского масштаба и значения, остался как автор философского трактата «Похвала глупости»

(1509), опубликованного в 1511 г. с шутливым посвящением другу писателя — английскому гуманисту Томасу Мору. В этой книге он плодотворно развивает традиции античной сатиры, в частности Лукиана, с одной стороны, а с другой — немецкой сатирической «литературы о глупцах». Книга построена как шутливо-иронический панегирик: по всем правилам красноречия хвалу себе возносит сама Госпожа Глупость (или «Мория» — от греч. «глупость»), Эразм, с одной стороны, высмеивает пороки и заблуждения, присущие вообще человеческой природе: чванство, непомерное тщеславие и себялюбие, которые проявляются в любовных, семейных, супружеских отношениях. С другой стороны, в свите Глупости оказываются те, кто представляет собой характерный типаж феодального общества: это врачишарлатаны, крючкотворы — законники, псевдоученые схоласты, пустопорожние философы, дворяне, ничего не имеющие за душой, кроме громкого титула, монархи, привыкшие пребывать в атмосфере слепого раболепия. Не остаются вне его критического внимания представители новой буржуазной прослойки, купцы, которые вечно «лгут, божатся, воруют и жалуются», равно и все те, кто неистово поклоняются «настоящему отцу богов», Плутосу, богу богатства.

В сущности, Эразм Роттердамский ведет атаку на идеологическую систему феодального общества, на невежество, суеверие, догматику, «религиозные чудеса». В итоге под его пером современное общество предстает как Царство Неразумия.

Но образ Глупости у Эразма не однолинеен, неоднозначен. Иногда она трактуется как избыток энергии, неуемность, свойственная человеческой натуре. И тогда Глупость способна оказаться стимулом для самых благих деяний: научных открытий, творений искусства, создания жизненных удобств и т. п. Вся человеческая жизнь оказывается иррациональной и алогичной, в ней человек предстает одновременно разумным и эмоциональным, мудрецом и глупцом. Сочинение Эразма, переведенное на многие языки, оказало огромное влияние на сатирико-комическую литературу европейского Ренессанса и последующих эпох.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой