Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Бухгалтерский баланс. 
Структура и содержание

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Баланс экономический актив Бухгалтерский баланс — это способ группировки и обобщенного отражения в денежной оценке состояния имущества организации и источников его формирования на определенную отчетную дату. Основная задача бухгалтерского баланса — показать собственнику, чем он владеет или какой капитал находится под его контролем. Баланс позволяет получить представление и о материальных… Читать ещё >

Бухгалтерский баланс. Структура и содержание (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

баланс экономический актив Бухгалтерский баланс — это способ группировки и обобщенного отражения в денежной оценке состояния имущества организации и источников его формирования на определенную отчетную дату. Основная задача бухгалтерского баланса — показать собственнику, чем он владеет или какой капитал находится под его контролем. Баланс позволяет получить представление и о материальных ценностях, и о величине запасов, и о состоянии расчетов, и об инвестициях. Данные баланса широко используются для последующего анализа руководством организации, налоговыми органами, банками, поставщиками и другими кредиторами. В России это равенство выглядит так:

актив = пассив В западной практике активы уравновешиваются с собственным капиталом и обязательствами, которые для удобства пользователей несколько трансформируются:

актив = обязательства + собственный капитал Активы — это ресурсы, контролируемые компанией в результате событий прошлых лет, от которых компания ожидает экономические выгоды в будущем.

Обязательства — это текущая задолженность компании, возникающая из событий прошлых периодов, урегулирование которой приведет к оттоку из компании ресурсов, содержащих экономическую выгоду.

Капитал — это доля в активах компании, остающаяся после вычета всех ее обязательств.

Базой построения баланса является классификация хозяйственных средств.

Активы организации (хозяйственные средства):

  • 1. Внеоборотные (долгосрочные) активы
  • 2. Оборотные (текущие) активы
  • 3. Хозяйственные операции

Внеоборотные активы подразделяются на основные средства и нематериальные активы. В группу основных средств входят: здания, сооружения, производственные машины, оборудование, транспортные средства, вычислительная техника и др. В процессе использования основные средства изнашиваются и их стоимость включается в себестоимость продукции (работ, услуг) частями путем начисления амортизации.

Себестоимость — это сумма всех затрат предприятия на производство продукции и её реализацию.

Амортизация — это исчисленный в денежном выражении износ основных средств в процессе их применения, производственного использования.

Нематериальные активы — это объекты долгосрочного пользования, имеющие стоимостную оценку, но не являющиеся вещественными ценностями (право патента обладателя на патенты, изобретений, промышленные образцы, а также иные имущественные права на объекты интеллектуальной собственности). Нематериальные активы, как и основные средства, переносят свою первоначальную стоимость на затраты производства в течение срока их пользования.

К внеоборотным активам можно отнести вложения во внеоборотные активы — средства, находящиеся пока что не в законченном строительстве, вложенные в приобретение, в реконструкцию внеоборотных активов, модернизацию и техническое перевооружение. Причем часть внеоборотных активов может быть отвлечена или передана во временное пользование другим организациям, например по договорам аренды. В эту группу можно отнести отложенные налоговые активы, образовавшиеся в результате возникновения разницы по данным бухгалтерского и налогового учета.

Основные средства и нематериальные активы отражаются по остаточной стоимости, которая рассчитывается как разница между первоначальной стоимостью и износом.

Оборотные активы подразделяются на: материально-производственные запасы, денежные средства, финансовые активы и средства в расчетах.

Значительную часть оборотных активов составляют материально-производственные запасы: материалы, готовая продукция, незавершенное производство и товары.

Материалы необходимы для производственной деятельности в основном качестве сырья, топлива и различных вспомогательных материалах.

Готовая продукция — продукция, произведенная в организации, прошедшая все стадии обработки, соответствующая установленным требованиям и предназначенная для продажи. Незавершенное производство — это ресурсы предприятия, которые находят непосредственно в процессе производства, но еще не превращены в готовую продукцию. Товары — это готовая отгруженная продукция, которая отправлена в виде груза покупателю, но право собственности на которую еще принадлежит организации — изготовителю. К другим товарам относятся различные виды товаров, приобретенные для дальнейшей продажи и перепродажи без дополнительной обработки.

Денежные средства — наличные деньги, хранящиеся в кассе и на различных счетах в банках.

Финансовые активы — это вклады организации в уставные капиталы других организаций, в различные ценные бумаги (акции, облигации, векселя и т. д.), а также займы, представленные другим организациям.

Объектами бухгалтерского учета, кроме приведенных выше, являются хозяйственные операции, представляющие собой совершенное действие по изменению объектов учета или отдельный факт хозяйственной деятельности. При этом каждая хозяйственная операция должна быть оформлена документально.

Из массы хозяйственных операций складываются процессы, которые можно разделить на:

  • — хозяйственные операции по изготовлению сырья, материалов, то есть обеспечению организации основными и оборотными средствами;
  • — процесс производства, то есть хозяйственной операции по расходованию сырья и материалов, трудовых ресурсов (начисление оплаты труда), основных средств (начисление амортизации) и оприходованию готовой продукции;
  • — процесс реализации, то есть совокупность хозяйственных операций по отгрузке продукции покупателям и заказчикам, расчетом за отгруженную продукцию, поступлению денег на счета организации и определению финансового результата от реализации.

Все перечисленные выше активы составляют хозяйственные ресурсы организации. Для их полно характеристики необходимо знать источники образования этих ресурсов, то есть пассивов организации. Это могут быть собственные и привлеченные источники.

Собственные источники или собственный капитал — это капитал организации, зарегистрированный в уставе, сформированный за счет взносов учредителей организации (уставный капитал), добавочный капитал, создаваемые резервы (резервный капитал, различные резервы), целевое финансирование (средства других юридических лиц, средства различных бюджетов, которые предназначаются для выполнения конкретного вида работ и которые возврату не подлежат), целевые фонды, нераспределенная прибыль, полученная в результате финансово — хозяйственной деятельности организации.

Привлеченный (заемный) капитал — это различные кредиты банков (краткосрочные, долгосрочные), других организаций (краткосрочные, долгосрочные займы) и кредиторская задолженность (долги предприятия по различным операциям с поставщиками и подрядчиками, долги перед бюджетом, по расчетам с персоналом по оплате труда и прочими кредиторами), долги перед другой организацией при получении от нее различных материалов и товаров (т.е. поставщикам), услуг и выполненных ими работ (подрядчикам) и т. д., государству — по различным налогам и обязательным отчислениям, (пенсионному фонду и другим внебюджетным фондам), а также своим работникам (по оплате труда). Вся перечисленная задолженность входит в группу кредиторской задолженности.

Следует подчеркнуть, что все хозяйственные процессы в деятельности отдельной организации могут происходить одновременно и главная задача бухгалтерского учета состоит в своевременном и достоверном их отражении в учете.

Пассив баланса показывает, во-первых, какая величина средств (капитала) вложена в хозяйственную деятельность; во-вторых, кто и в какой форме участвовал в создании имущественной массы предприятия. Статьи пассива группируются по степени срочности возврата обязательств, а именно по возрастающей срочности возврата обязательств.

Содержание баланса установлено в ПБУ 4/1999 «Бухгалтерская отчетность организации», а также приказом Минфина России от 22.07.2003 № 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций».

Бухгалтерский баланс представляет собой свод конечных сальдо всех счетов.

Сальдо — это разность между денежными поступлениями и расходами за определенный период времени.

При составлении баланса должно быть соблюдено следующие требования: итог актива баланса должен равняться итогу пассива баланса. Данное равенство обусловлено тем, что:

  • — изменения в имущественном положении регистрируется с помощью двойной записи хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета (т.е. одни и те же денежные суммы одновременно учитываются и в активе, в виде имущества, и в пассиве, в виде источников формирования этого имущества);
  • — имущество по видам и источникам его формирования — одни и те же средства, представленные с разных точек зрения (в различной классификации).

Итоговая сумма остатков средств организации, отраженная в активе и пассиве, называется валютой баланса.

Существует несколько видов баланса:

  • — отчетный (заключительный) баланс — данные должны соответствовать остаткам по счетам Главной книги или другого аналогичного регистра бухгалтерского учета на конец отчетного года. Годовой бухгалтерский баланс выступает в качестве как заключительного, так и вступительного на 1 января года, следующего за отчетным годом. Таким образом, выполняется требование преемственности отчетных показателей;
  • — вступительный баланс — составляется на дату начала деятельности предприятия. Этот баланс, как правило, слабо дифференцирован, так как, когда создается юридическое лицо, его хозяйственные отношения не могут отличаться большим разнообразием; его показатели свидетельствуют о стоимости ценностей, с которыми организация начинает свою деятельность. Имущество вновь созданного предприятия состоит из денежных средств, организационных расходов или имущества, образованного из вкладов учредителей;
  • — ликвидационный баланс — составляется при осуществлении процесса ликвидации организации. Перед этим в соответствии с Гражданским кодексом РФ составляется промежуточный баланс с целью собрать долги юридического лица и рассчитаться с его кредиторами. Требования кредитов удовлетворяются за счет имеющихся у юридического лица денежных средств, а при недостаточности последних — из сумм, вырученных от продажи принадлежащего юридическому лицу имущества. После погашения основных долгов предприятия приступают к составлению ликвидационного баланса, которым завершаются расчеты с кредиторами. Ликвидационный баланс составляет ликвидационная комиссия. Оценка статей такого баланса производится по ликвидационной стоимости, но в большинстве случаев по более низкой, чем первоначальная балансовая стоимость. Однако могут появиться и статьи, которых раньше не было, например, «гудвилл» (англ. goodwill) — условная стоимость репутации и деловых связей предприятия;
  • — разделительный баланс — составляется в случае деления одной организации на две и более либо при передаче структурных единиц одной организации другой. Этот баланс должен определять, к кому и какие именно виды хозяйственных средств, прав и обязанностей переходят. Суммовые итоги этих балансов соответствуют данным вступительного баланса;
  • — самостоятельный баланс — баланс юридического лица и отдельный баланс, составляемый филиалами, представительствами, структурными подразделениями одного предприятия;
  • — текущий (промежуточный) баланс — составляется периодически в течение отчетного года и, как правило, только на основании данных текущего бухгалтерского учета. Перед составлением итогового (заключительного) баланса проводится обязательная инвентаризация с целью фактического подтверждения данных бухгалтерского учета.
  • — оборотно-сальдовый баланс — позволяет правильно расположить остатки по счетам Главной книги и в соответствующих строках баланса; удостовериться в совпадении величин валюты баланса; развернуто показать в балансе дебиторскую и кредиторскую задолженность;
  • — санируемый баланс — составляется в том случае, когда предприятие приближается к банкротству. Цель санаций — восстановление финансовой устойчивости предприятия, пополнение собственных и оборотных средств за счет оказываемой заинтересованным лицом помощи. Для этого с целью выявления реального положения дел, финансового состояния предприятия на основании описи средств составляется инвентарный баланс (он также составляется при создании новой организации на базе ранее существовавшей или изменении хозяйством организационно — правовой формы, например, при превращении государственного предприятия в акционерное). Отдельные статьи, которые в обычном балансе рассматриваются как реальные, в санируемом могут не приниматься в расчет либо приниматься в более низкой оценке. Так, на тот период, когда на предприятии вводится внешнее управление, «замораживаются» его долги;
  • — сводный баланс — формируется из отдельных балансов путем суммирования показателей статей. Данные сводятся в особой колонке в виде общего итога актива и общего итога пассива. Такой баланс составляют федеральные министерства и другие федеральные органы исполнительной власти;
  • — консолидированный баланс — представляет собой систему показателей, отражающих имущественное и финансовое положение на отчетную дату группы взаимосвязанных в экономическом отношении предприятий.

В настоящее время в действующем балансе имеется два раздела в активе и три — в пассиве. Каждый раздел подразделяется на статьи. Каждая статья имеет свой порядковый номер и содержит информацию об одном или нескольких объектах бухгалтерского учета.

Данные бухгалтерского баланса являются важнейшим источником информации для различных пользователей и позволяют контролировать и анализировать имущественное и финансовое положение организации. Порядок и методы оценки конкретных объектов учета регулируются российскими Положениями по бухгалтерскому учету (например, методы оценки основных средств — ПБУ 6/2001 «Учет основных средств»).

Актив.

Пассив.

  • 1. Внеоборотные активы:
    • — нематериальные активы
    • — основные средства
    • — доходные вложения
  • 2. Оборотные активы:
    • — запасы (сырье, материалы)
    • — незавершенное производство
    • — готовая продукция
    • — расходы будущих периодов
    • — расходы на продажу
    • — дебиторская задолженность
    • — краткосрочные финансовые вложения
    • — денежные средства (в кассе, на расчетном счете, на валютном счете, на прочих счетах, в банках)
  • 3. Капитал и резервы:
    • — уставный капитал
    • — резервный капитал
    • — добавочный капитал
    • — нераспределенная прибыль
    • — (непокрытый убыток)
  • 4. Долгосрочные обязательства:
    • — заемные средства (кредиты, займы, ссуды и т. д.)
  • 5. Краткосрочные обязательства:
    • — краткосрочные займы и ссуды
    • — кредиторская задолженность (перед поставщиками, работниками, бюджетом, внебюджетными фондами и прочими кредиторами)
    • — доходы будущих периодов
    • — резерв предстоящих расходов

Итого активов.

Итого пассивов.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой