Методика экономического анализа продажи товаров
Для того чтобы обеспечить предприятие необходимой прибылью от продажи товаров, необходимо экономически эффективно управлять его деятельностью, которая во многом зависит от умения ее анализировать, с помощь приемов анализа финансовой деятельности предприятия. Так же необходимо знать тенденции развития рынка, систематично изучать факторы, которые влияют на изменения результатов деятельности… Читать ещё >
Методика экономического анализа продажи товаров (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Экономический анализ тесно связан с бухгалтерским учетом. При осуществлении анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия главным источником информации являются сведения бухгалтерского учета. Требования, которые ставятся перед анализом финансовой деятельности предприятия, пересекаются с бухгалтерским учетом [8, с.59].
Система бухгалтерского учета постоянно совершенствуется, для того чтобы оперативно обеспечить анализ необходимой информацией, а также сделать ее более точной и оперативной.
Для того чтобы обеспечить предприятие необходимой прибылью от продажи товаров, необходимо экономически эффективно управлять его деятельностью, которая во многом зависит от умения ее анализировать, с помощь приемов анализа финансовой деятельности предприятия. Так же необходимо знать тенденции развития рынка, систематично изучать факторы, которые влияют на изменения результатов деятельности предприятия.
Анализ финансово — хозяйственной деятельности предприятия исследует экономические процессы и явления на уровне отдельных субъектов хозяйствования. Анализ является одним и основных звеньев в системе управления деятельностью предприятия, которые помогают определить внутрихозяйственные резервы и являются основой для принятия управленческих решений.
Показатели объема продажи товаров напрямую связаны с показателями объема закупки товаров. Организация целесообразно закупать только те товары и в таком объеме, которые впоследствии она сможет фактически реализовать.
На прибыль, рентабельность и величину издержек предприятия влияют темпы роста объема производства и реализации продукции, а также и увеличение ее качества. Таким образом, анализ данных показателей ставит перед собой следующие задачи:
- — определить внутрихозяйственные резервы роста выпуска и продажи товаров;
- — оценить результат выполнения плана и динамики производства и продажи товаров;
- — определить оказание факторов на динамику величины данных показателей;
- — разработать рекомендации по применению выявленных резервов.
Сведения бухгалтерской и статистической отчетности, где наиболее полно отражаются хозяйственные явления, процессы, их результаты выступают важным источником информации для анализа. Объективную количественную характеристику многообразных хозяйственных операций и средств предприятия содержат годовые, квартальные, месячные отчеты, бухгалтерские балансы, периодическая отчетность по отдельным показателям деятельности. Полный и своевременный анализ данных, имеющихся в учетных документах (первичных и сводных) и отчетности, помогает принять необходимые меры, которые нацелены на эффективное выполнение планов и достижения наиболее лучших результатов деятельности предприятия [25, с.112].
Экономический анализ финансового состояния предприятия представляет собой исследование возможности данной организации финансировать свою предпринимательскую деятельность.
Финансовое состояние предприятия характеризуют следующие факторы:
- — финансовая устойчивость организации;
- — обеспеченность финансовыми ресурсами, которые нужны для стабильного функционирования деятельности организации;
- — целесообразное размещение ресурсов организации и рациональное их использованием;
- — платежеспособность организации;
- — финансовые взаимоотношениями с другими юридическими и физическими лицами.
Финансово-хозяйственные процессы, их результаты и факторы формирования являются предметом экономического анализа [23, с.79].
Оценка и установление финансового состояния предприятия, а также постоянное проведение работы, которая направлена на его улучшение является целью анализа финансового состояния предприятия. Полученный анализ финансового состояния организации показывает руководителю, по каким определенным направлениям надо осуществлять данную работу. В результате этого результаты полученного анализа финансового состояния предприятия дадут рекомендации, каковы основные мероприятия усовершенствования в конкретный период деятельности организации.
Это означает, что своевременно выявлять и устранять недостатки в финансовой деятельности предприятия и поиск резервов усовершенствования финансового состояния предприятия, его платежеспособности и является основной целю экономического анализа. Выработка наиболее достоверных предположений и прогнозов будущих финансовых условий функционирования субъекта хозяйствования является основной задачей анализа.
Значимая характеристика экономической деятельности организации во внешней среде — это финансовое состояние данной организации. Финансовое состояние показывает:
- — потенциал в деловом сотрудничестве;
- — конкурентоспособность организации;
- — оценку гарантий экономических интересов самой организации и ее партнеров.
Основными задачами анализа финансового состояния предприятия являются следующие:
- — выявление факторов и условий достигнутого состояния;
- — объективная оценка состава и использования финансовых ресурсов в организации;
- — подготовка и обоснование предполагаемых управленческих решений в области финансов;
- — выявление, измерение и мобилизация резервов, которые способствуют совершенствованию финансового состояния предприятия и повышения эффективности всей хозяйственной деятельности.
Методика анализа продажи товаров представляет собой практические рекомендации по применению аналитического исследования. Методика анализа обычно содержит следующие разделы:
- — задачи и цели анализа;
- — объекты анализа;
- — советы по периодичности и последовательности проведения данного исследования;
- — источники информации, на основании которых будет произведен анализ;
- — системы показателей, благодаря которым будет проходить исследование;
- — описание способов исследования изучаемых объектов;
- — указания по организации анализа и др.
Результаты анализа финансово-хозяйственной деятельности организации находят отражение в экономических показателях.
Экономическими показателями анализа являются качественные и количественные характеристики.
Основные показатели, которые характеризуют деятельность предприятия — это объем производства и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг). Большое значение для оценки его деятельности как на этапе планирования производства и продаж, так и выполнения планов имеет анализ данных показателей.
К основным задачам анализа продаж относятся:
- — оценка степени выполнения плана и динамики продаж;
- — определение влияния факторов, которые влияют на изменение величины этих показателей;
- — выявление внутрихозяйственных резервов, способствующих увеличению продаж товаров;
- — разработка мероприятий по освоению и внедрению выявленных резервов.
Существуют следующие методы анализа продажи товаров:
- — построение динамических рядов;
- — использование относительных и средних величин;
- — сравнение;
- — индексный метод;
- — построение трендовых и регрессионных моделей динамики;
- — цепная подстановка;
- — балансовая увязка показателей;
- — построение графиков и др.
Анализ продажи товаров начинают с определения его объема (в стоимостном выражении или в натуральных показателях) за исследуемый период. Полученные фактические данные сравнивают с плановыми показателями и с базисными показателями соответствующих предшествующих временных интервалов.
Такие сопоставления помогут оценить степень соответствия фактических результатов деятельности предприятия.
В процессе анализа динамики продажи товаров применяют систему индексов:
- — индекс физического объема проданных товаров (Iф);
- — индекс проданных товаров в фактически действовавших (текущих) ценах (Iт);
- — индекс цен (Iц).
Индекс физического объема проданных товаров показывают влияние изменения количества и структуры реализованных товаров на динамику показателя.
Индекс рассчитывают по следующей формуле:
(1).
где ро — цена i-го товара в базисном периоде;
р1 — цена i-го товара в отчетном периоде;
q0 — количество i-го товара, реализованного в отчетном периоде;
q1 — количество i-го товара, реализованного в базисном периоде;
i — вид товара;
n— число видов товаров.
Индекс проданных товаров в фактически действовавших (текущих) ценах отражает изменение совокупной стоимости проданных товаров за анализируемый период. На состояние показателя влияют два фактора — количество реализованных товаров и динамика цен. Индекс рассчитывают по следующей формуле:
(2).
Использование индекса цен в анализе продажи товаров в условиях заметного влияния инфляционных процессов приобретает исключительное значение. Индекс цен показывает изменение совокупной стоимости определенного количества товаров в течение рассматриваемого периода. Индекс рассчитывают по следующей формуле:
(3).
Анализ продаж товаров торговой организации свидетельствует о количественной и стоимостной характеристике продаж отдельных товаров, а также определение динамики структурных сдвигов. Результаты полученного анализа применяются для изучения соответствия товарного предложения спросу потребителей, а также оказывают влияние на формирование заказов поставщикам и выбор самих поставщиков.
Объем производства и продаж товаров — это показатели, которые взаимосвязаны и взаимозависимыми. На первое место выдвигается объем производства товаров в условиях ограниченных производственных возможностей и неограниченном спросе. Но по степени насыщения рынка и в условиях увеличения конкуренции, уже не производство определяет объем продаж, а наоборот. Задача предприятия производить только те товары и в таком объеме, которые она может реально продать.