Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Введение. 
Развитие логического мышления младших школьников

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Работа по развитию логического мышления младших школьников будет более эффективной, если она специально организована. Однако, существующие учебные пособия и разработанные дидактические системы (Е. В. Веселовская, Н. Ф. Талызина, В. С. Егорина, Н. П. Локалова, М. А. Вершинин, И. К. Жинеренко, В. В. Попова, А. 3. Зак, В. А. Ширяева Г. А. Пентегова, Л. С. Тимашова, С. Г. Яковлева, Н. Д. Есипова, Л… Читать ещё >

Введение. Развитие логического мышления младших школьников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Постоянный рост объема и сложности научных знаний делает невозможным их трансляцию в полном объеме в общеобразовательной школе. В этой связи вопрос о необходимости специальной работы учителя начальных классов над развитием логической составляющей мышления ученика приобретает особенную остроту по нескольким причинам. Это и появление новых учебников развивающей направленности по различным предметам, которые требуют от ребенка активной мыслительной деятельности для усвоения их содержания, и активное внедрение курса «Информатика» как в начальном, так и в среднем звене школы, необходимо требующее усиления логической подготовки учеников младших классов.

Практически все учебники математики для начальных классов содержат специальные упражнения, цель которых — формирование и развитие так называемых логических приемов умственных действий (сравнение, обобщение, синтез, анализ, классификация и др.), однако далеко не каждый учитель проводит эту работу системно, поскольку для систематической работы материала учебников недостаточно. При этом многие психологи и педагоги отмечают, что отсутствие системы в данной работе оказывает самое пагубное влияние на процесс развития и формирования этих мыслительных умений.

Однако наибольшее противоречие в складывающейся ситуации состоит в том, что от ребенка, пришедшего в первый класс, уже сразу требуется достаточно высокий уровень развития логического мышления, необходимый для успешного усвоения программы. В связи с этим довольно часто в последние годы при проведении входного тестирования будущих первоклассников их проверяют на уровень развития логического мышления. Низкий уровень этого развития закономерно ведет к отказу в приеме этого ребенка в классы с насыщенными программами обучения, в гимназические классы. Причина в том, что недоработки в развитии логической сферы первоклассника уже в течение первого года обучения создадут ему большие трудности в обучении, и трудности эти не будут уменьшаться с переходом в следующие классы, а только увеличиваться (поскольку материал будет усложняться).

С другой стороны, практика показывает, что должный уровень развития логического мышления позволяет сохранить хорошую успеваемость ребенка даже в тех случаях, когда у него по каким-то причинам образовались пробелы в знаниях. Отдельные пробелы в этом случае зачастую не мешают пониманию следующих разделов. Более того, пробелы могут восстанавливаться у ребенка как бы сами по себе[1]. Успеваемость (и успешность) ребенка при этом будет, конечно, неровной, но ученик не будет нуждаться в дополнительной помощи учителя или родителей для продолжения обучения (он сам будет справляться с ситуацией).

Таким образом, специальная педагогическая работа по развитию логической составляющей мышления детей младшего возраста дает благоприятный результат, повышая в целом уровень его способностей к обучению в дальнейшем. Многочисленные психологические исследования показали, что тот тип интеллекта, который складывается к 7—8 классу, качественно изменить уже практически невозможно (Дж. Брунер, Д. Гилфорд, М. А. Холодная, Л. А. Ясюкова и др.). Те интеллектуальные способности, которые не достигли к этому возрасту определенного (хотя бы среднего) уровня развития, не будут в дальнейшем развиваться сами по себе (по мере взросления школьника), а постепенно будут подавляться окончательно. В более старшем возрасте никаких принципиально новых интеллектуальных операций в системе мыслительной деятельности человека уже не возникает.

Это означает, что если в младшем школьном возрасте не организовать специальную работу по стимуляции и развитию логического мышления, то остается единственная возможность хоть как-то восполнить эти недостатки при работе с учащимся в 5—6 классах, но это потребует специальных усилий учителя и психолога в индивидуальном режиме. При этом очевидно, что компенсаторные возможности и оптимизация развития ребенка за такой короткий срок не безграничны. Иными словами, даже при целенаправленной педагогической работе индивидуального плана вряд ли возможна полная компенсация.

В то же время имеется ряд педагогических исследований (Ш. А. Амонашвили, А. В. Белошистая, В. В. Давыдов, Г. Доман, Н. Б. Истомина М. Монтессори, И. Л. Никольская, и др.), доказывающих, что при организации систематического педагогического влияния на развитие логического мышления соответствующие интеллектуальные операции могут быть сформированы у ребенка в младшем школьном возрасте, и при этом не наносится никакого ущерба здоровью ребенка, не происходит ущемления его детства (нарушения психического и эмоционального состояния). Наоборот, становление и активизация «сильного мышления» у ребенка интеллектуализирует его познавательную деятельность, делает ее активно-поисковой, формирует творческое и оптимистически деятельностное отношение к действительности. Ребенок чувствует себя уверенно в различных отношениях с окружающим миром.

Ш. А. Амонашвили называл это стремлением к «умному детству». Он писал: «Наблюдая за шестилетками, я убедился, что детство — это не просто возрастной период, когда ребенку хочется играть, прыгать, бегать и кататься и когда он еще беспечный. Настоящее детство — это процесс взросления, это жизнь человека, переходящая из одного качественного состояния в другое, более высокое. Ребенок об этом и не помышляет, но зато в этом направлении движутся его развивающиеся силы. Но сам он не в состоянии завершить процесс взросления. Ему должны прийти на помощь люди, заботящиеся о нем, дающие ему знания и опыт. И мне кажется, что именно в этом процессе взросления заключен источник радости и счастья детской жизни»[2].

В отношении же рассматриваемого вопроса психологи единодушны: ребенок не рождается с развитым понятийным мышлением, с развитыми интеллектуальными (логическими) операциями, и они не созревают сами по себе по мере взросления.

Сформировать и развить эти специфические особенности мышления у ребенка можно только в процессе систематического целенаправленного обучения (причем не всякого обучения, а обучения, специально направленного на развитие логического мышления).

Таким образом, исследование и разработка этой проблемы на дидактическом уровне является актуальной задачей педагогической науки.

Сформулируем предположение. Если особенности стихийного логического развития ребенка 6—7 лет определяют специфику его мышления (согласно Ж. Пиаже), то целенаправленная методическая работа в области развития логического мышления младших школьников будет значимо влиять на специфику и особенности развития их мышления в целом.

Если построить развивающую работу с младшими школьниками в области развития логического мышления на основе учета общей специфики их мышления и в соответствии с целенаправленной установкой на формирование и развитие интеллектуальных (логических) умений, то эта работа достигнет значимых успехов, т. е. возможно достижение хорошего уровня сформированности соответствующих операционных систем уже в младшем школьном возрасте.

Кроме того, это будет способствовать повышению уровня интеллектуальных способностей младших школьников, что в свою очередь стимулирует повышение их обучаемости и улучшение качества образовательной подготовки в целом как в данном образовательном звене, так и в дальнейшем обучении ребенка.

Анализ современных учебников для начальной школы (учебные пособия М. И. Моро, И. И. Аргинской, Н. Б. Истоминой, Л. Г Петерсон и др.) показал, что большинство из них содержат задания для формирования и развития логического мышления, но они не носят системного характера, часто рекомендуются в качестве необязательного материала, часть заданий уже предполагает наличие у ребенка сформированных логических операций. Кроме того, почти все задания в этих учебниках представлены в виде текстовых задач, а это усложняет ребенку их решение, так как мышление младших школьников все еще остается наглядно-образным, а умение читать еще не сформировано в должной мере.

Под логическим мышлением в данной работе мы будем понимать способность и умение ребенка самостоятельно производить простые логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение и др., а также составные логические операции: построение отрицания, доказывание как построение рассуждения, опровержение как построение рассуждения с использованием различных логических схем (индуктивной или дедуктивной).

Практика показывает, что если простые логические действия в определенной мере формируются у каждого человека стихийно (но также очевидно, что специальная методическая работа в этом направлении резко повышает уровень сформированное™ этих действий), то составные логические операции, имеющие более сложный комплексный характер, у большинства людей сами по себе не формируются, их формирование требует специальной целенаправленной работы в этом направлении.

Многие педагоги, работающие на основной и старшей ступенях общеобразовательной школы, сегодня отмечают, что низкий уровень логической (и, как следствие, алгоритмической) культуры старшеклассников является закономерным следствием отсутствия систематической работы над формированием логического и алгоритмического мышления в начальных классах.

Многочисленные исследования педагогов и психологов посвящены изучению процесса мышления, его становлению и развитию. В своем становлении мышление любого человека проходит две стадии: допонятийную и понятийную. (Л. С. Выготский, Р. М. Грановская, Л. М. Фридман, А. Л. Ясюкова). В исследованиях психологов (3. И. Калмыкова, В. А. Крутецкий, Н. А. Менчинская и др.) было установлено, что усвоение понятий начинается с накопления опыта ребенка.

Проблемой развития логического мышления младших школьников занимались такие ученые, как П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, Л. В. Занков, Ю. М. Колягин, А. А. Люблинская, И. Л. Никольская, А. А. Столяр Д. Б. Эльконин и др. Специфика логического мышления, заключающаяся в оперировании понятиями, суждениями, умозаключениями на основе законов логики, рассматривалась в работах М. А Вершинина, А. Н. Леонтьева, П. Г. Лубочникова, Н. Н. Михайловой, Л. Ю. Огерчук, В. А. Ширяевой.

Начальные логические приемы мышления являются важными компонентами овладения научными понятиями. Необходимость формирования логических приемов мышления рассматривалась в трудах Г. П. Антоновой, Н. Б. Истоминой, Н. А. Менчинской, Л. И. Румянцевой, Н. Ф. Талызиной, Л. Ф. Тихомировой и др.

Часть исследований посвящены изучению дидактических условий формирования и развития логического мышления (В. С. Егорина, Л. Ю. Огерчук и др.), в других рассматриваются различные подходы в организации развития логического мышления детей младшего школьного возраста (О. В. Алексеева и др.).

Как показывают современные исследования, целенаправленная работа по развитию логического мышления младших школьников должна носить системный характер (Е. В. Веселовская, Е. Е. Останина, А. А. Столяр, Л. М. Фридман, и др.). Роль обучения в развитии логической сферы учащихся раскрыта в работах Ю. М. Колягина, М. И. Моро, Л. М. Пышкало и др. Исследования психологов (П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, Л. В. Занков, А. А. Люблинская, Д. Б. Эльконин и др.) позволяют сделать вывод, что результативность процесса формирования и развития логического мышления младших школьников зависит от организации специальной развивающей работы.

Период младшего школьного возраста является наиболее психологически благоприятным для стимуляции и развития простых логических действий. В дальнейшем наличие этой базы позволяет организовать специальную работу по формированию составных логических операций: обучению рассуждениям и доказыванию в среднем школьном звене.

Работа по развитию логического мышления младших школьников будет более эффективной, если она специально организована. Однако, существующие учебные пособия и разработанные дидактические системы (Е. В. Веселовская, Н. Ф. Талызина, В. С. Егорина, Н. П. Локалова, М. А. Вершинин, И. К. Жинеренко, В. В. Попова, А. 3. Зак, В. А. Ширяева Г. А. Пентегова, Л. С. Тимашова, С. Г. Яковлева, Н. Д. Есипова, Л. Ф. Тихомирова, А. В. Басов, О. В. Алексеева и др.), направленные на решение задачи развития логического мышления младших школьников, не всегда в полной мере учитывают наглядно-образный вид мышления младших школьников, содержат много текстовой информации, плохо воспринимаемой детьми данного возраста.

Таким образом, целью проведенного исследования были разработка, теоретическое и экспериментальное обоснование системы специальных заданий как средства развития логичею ского мышления младших школьников. Содержание и форма подачи ребенку этих заданий должна соответствовать особенностям восприятия и уровня развития (типа) мышления ученика начальной школы (возраст 6—10 лет).

Основной целью изучения дисциплины «Развитие логического мышления у младших школьников» является формирование у бакалавра готовности реализовывать образовательные программы по учебным предметам в соответствии с требованиями образовательных стандартов, использовать адекватные методы и технологии обучения и развития логического мышления у младших школьников, а также разрабатывать индивидуальные образовательные маршруты в области развития логического мышления для детей с особыми потребностями.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

знать

  • • теоретические основы развития логического мышления младших школьников;
  • • логические приемы умственных действий и способы формирования этих приемов у младших школьников;
  • • особенности различных стадий развития логического мышления у младших школьников: конкретно-понятийной и абстрактно-понятийной;

уметь

  • • определять и опознавать основные особенности логики младших школьников;
  • • использовать способы развития логических приемов умственной деятельности на уроках различного предметного содержания;

владеть

  • • навыками реализации методической системы развития логического мышления младших школьников при подготовке к урокам по различным предметным направлениям;
  • • способностью отбора и конструирования содержания образования на уровне учебного предмета с использованием знания о способах формирования логических приемов умственных действий у младших школьников.
  • [1] См.: Ясюкова Л. А. Прогноз и профилактика проблем обучения в 3—6классах. СПб.: Питер, 2001.
  • [2] Амонашвили Ш. Здравствуйте, дети! М.: Просвещение, 1987. С. 201.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой