Франчайзинг, как инновационная форма бизнеса в Российской Федерации и за рубежом
Другая особенность нынешнего российского франчайзинга: этот метод используется все большим числом компаний с тем, чтобы отвоевать как можно большую долю рынка. Сами же франчайзи воспринимают его как возможность легкого старта и способ получить первоначальный капитал, чтобы в перспективе заняться своим, независимым бизнесом. Вот почему договоры коммерческой концессии заключаются в России максимум… Читать ещё >
Франчайзинг, как инновационная форма бизнеса в Российской Федерации и за рубежом (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Содержание и формы франчайзинга в Российской Федерации
Для сегодняшней экономики России франчайзинг имеет двойное преимущество. Во-первых, он помогает быстро внедрить новые, в том числе передовые западные, технологии и навыки управления и обеспечить эффективное обучение менеджеров и персонала; а во-вторых, привлекает иностранные инвестиции.
Негативным фактором для зарубежных франшизодателей является и оторванность России от международного рынка франчайзинга.
Несмотря на трудности франчайзинговая система постепенно развивается и в России.
Объектами франчайзинга могут быть различные товары и услуги. Применительно к российскому рынку можно выделить следующие виды деятельности, в которых успешно применяется франчайзинг Мюррей Ян. Франчайзинг. Типы франшизы. — // Питер. — 201. — № 1. — С. 80.:
- — Розничная торговля ;
- — Предприятия питания;
- — Бытовое обслуживание;
- — Развлечения, путешествия, спорт;
- — Обслуживание бизнеса;
- — Учебные центры;
- — Охрана здоровья;
- — Автотранспорт;
- — Строительные услуги;
Самые популярные франшизы в России сконцентрированы в области фаст-фуда и торговли. Сегодня в России практически не развиты франшизы производственные и в сфере услуг, несмотря на то, что производственный бизнес — наиболее стабильный, долговечный и доходный. А для того чтобы открыть предприятие по оказанию услуг, как правило, требуется на порядок меньше вложений. В США франчайзинг наиболее развит именно в сегменте услуг.
Рисунок. Распределение франшизных систем по видам деятельности, 2013 гг.
Наибольшей популярностью сегодня пользуется товарный франчайзинг, то есть передача прав на реализацию продукции, выпускаемой франчайзером. Обычно эти франшизы стоят недорого, значительная часть инвестиций тратится на закупку товара, а франчайзеры даже не выставляют паушальный взнос своим франчайзи и обеспечивают немалые скидки при покупке товаров.
Невероятный успех франчайзинга в США нередко пытаются объяснить обширностью территории страны: контролировать собственные филиалы, расположенные на большом расстоянии друг от друга и от центра, довольно накладно и очень непросто. Но то же самое верно и для России. С тем отличием, что в регионах России предприниматели еще не успели ощутить все преимущества франчайзинга, а порой просто не рискуют вступать в договорные отношения с франчайзером, боясь потерять часть предпринимательской свободы.
Второе немаловажное отличие российского франчайзинга от зарубежных реалий состоит в фиксированной ставке роялти, тогда как в большинстве стран роялти всегда зависят от оборота и прибыли. Это связано с тем, что в России малый бизнес вынужден вести «серую» бухгалтерию, а значит, франчайзер не в состоянии проверить прибыльность партнера, чтобы добиться от него назначенных по договору роялти.
Другая особенность нынешнего российского франчайзинга: этот метод используется все большим числом компаний с тем, чтобы отвоевать как можно большую долю рынка. Сами же франчайзи воспринимают его как возможность легкого старта и способ получить первоначальный капитал, чтобы в перспективе заняться своим, независимым бизнесом. Вот почему договоры коммерческой концессии заключаются в России максимум на три года, тогда как в иных странах менее чем на 5 лет договоры не подписываются в принципе.
И, наконец, все эксперты единодушны: говорить о развитии франчайзинга в России «в целом» просто нереально. Слишком серьезны различия в экономической ситуации регионов страны и столицы РФ, да и в уровне доходов населения. Но, так или иначе, список регионов, бизнес в которых признается занятием рискованным, постоянно сокращается. Тем временем Москва и Санкт-Петербург подходят к уровню насыщения, так что интересы самых активных представителей бизнеса постепенно смещаются в сторону регионов. Там начинают возникать местные, и порой весьма успешные франшизы.
Важным негативным фактором франчайзинга в России является его импортная ориентированность. Однако, примеров выхода отечественных франчайзоров на международный рынок становится все больше. Особенно это было приятно в кризисный период. В апреле 2009 года состоялось открытие петербургской сети «Чайная ложка» за пределами России — в Литве. В том же году Мастерфайбр в Мехико участвовал в крупнейшей выставке по франчайзингу и по ее итогам провел обучение первых франчайзи в Москве, что даст старт первому проекту российского франчайзинга в западном полушарии.
В мае 2010 года «Г. М. Р. Планета гостеприимства» открыла франчайзинговый ресторан «Sbarro» в столице Молдавии Кишиневе, вслед за которым в республике начнут работать еще несколько других. Cеть кофеен «Шоколадница» ведет переговоры о развитии своего бизнеса в Китае, Индии и Греции. франчайзинг торговля коммерческий концессия На сегодняшний момент франчайзинг в России развивается, хотя и медленно. Самым популярной системой франчайзинга является товарная деятельность. Но подвести конкретные итоги нельзя, так как во всех регионах разная экономическая ситуация.