Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Зарождение и развитие новеллы как литературного жанра

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Более детальное историческое изучение содержания и формы новеллы в различных временных рамках приводит к следующим выводам. Понятие новелла не отражает идейного содержания произведения и его исторического и классового характера. Так как глубоко различно отношение к миру, воплощенное в новелле разных эпох и классов, постольку и глубоко различно развертывание сюжетов, характер изображения людей… Читать ещё >

Зарождение и развитие новеллы как литературного жанра (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Самые ранние высказывания о новелле, по мнению многих литературоведов занимавшихся изучение данного вопроса принадлежат «Разговорам немецких путешественников» Гёте. Новелла представляет в самом ярком свете незначительное или малозначительное событие, которое, в последствии, имеет огромное значение, является удивительным, и даже, уникальным. Этот поворот, эта особенность, где рассказ разворачивается совершенно непредсказуемо и, не смотря ни на что, естественно, в соответствии с характером и обстоятельствами, сильнее запечатлевается в памяти читателя, нежели предмет рассказа, даже крайне замысловатый, но при других обстоятельствах оказывающийся повседневным.

Изучая буржуазную поэтику первой половины XIX века, Шпильгаген рассматривает новеллу со стороны характера ее персонажей. В отличие от романа, где раскрывающего характер героя в его динамике, новелла, как он полагает, «имеет дело с готовыми характерами, которые через особое сцепление обстоятельств и отношений даны в одном интересном конфликте, раскрывающем их чистую природу». 1].

Большой вклад в изучение и развитие теории новеллы привнес Пауль Гейзе. Гейзе опирался на анализ новеллы Бокаччо, и сделал выводы, что для новеллы обязательно единство действия, четкость обрисовки, резкость ситуации.

Немецкая и русская поэтика современности продолжает теорию Гейзе. Так, согласно Леману, новелле в противовес роману свойственно строгое единство действия, исключающее возможность вставных и параллельных эпизодов. Петровский в «Морфологии новеллы» и Эйхенбаум в статье «О. Генри и теория новеллы» так же объявляют данный признак основополагающим и характерным для новеллистического жанра.

В современной поэтике формализма так же встречаются попытки обнаружить специфику новеллы в характере подачи материала. Так, например немецкий формалист Шиссель Ф. Флешенберг, определяющий в качестве основного признака новеллы «фикцию действительности» вымышленного рассказа, которая достигается по средствам ссылок на свидетельство рассказчика и других лиц, на чужой авторитет, определенную хронологическую и местную фиксацию рассказа.

Говоря об истории новеллы, о становлении ее теории, нельзя не вспомнить о статье «О русской повести и повестях Гоголя» 1835 Белинского. В данную статью включены для критического разбора повести и рассказы Погодина, Павлова, Гоголя. Но в то время термины «повесть», «рассказ», «новелла» были настолько сходны и неразличимы, что статья может быть целиком отнесена и к новелле. Делая обзор современной ему литературы, Белинский пытается объяснить причину возникновения и расцвета новеллы в 30-е гг. XIX в., а так же дать определение этому жанру. [3].

В буржуазной литературе новелла возникает и развивается как выражение классовой борьбы буржуазии с феодальным строем и феодальной идеологией. Старая литературная форма сказки используется восходящим феодальным классом для иносказания, что является на данном этапе развития классовой борьбы наиболее удобной для нее формой. Однако наряду с иносказанием бурно развивается, и одерживает победу, новая форма прямого отрицательного изображения господствующих классов, положительного изображения буржуазии, пропаганды ее идеалов. Сознание необходимости видеть в действительном мире то, что он собой представляет, рациональное отношение к действительности хитрость и изворотливость, противопоставленные грубой силе, все перечисленные черты, характерные для мировоззрения городской буржуазии. 5].

Таким образом, данная литературная форма, пусть еще и недостаточно глубоко и сильно, но все же противопоставлена, враждебна основной массе феодальной литературы с ее иррациональным пониманием действительности — легенде, нравоучительной повести, духовной поэме. Ярко выраженное в них феодально-религиозное сознание противопоставлено героическому эпосу, пронизанному элементами иррационального отношения к жизни, воспевающему вырождающуюся к тому времени феодальную и военную элиту общества.

В мировой литературе история новеллы эпохи Ренессанса и Барокко далеко выходит за пределы изучения теории новеллы и новеллы как жанра. Итальянская новелла, бурно развивавшаяся на протяжении XIV—XVI вв., в основном определялась подражанием Бокаччо. Так в сборнике Саккетти XIV в., и в новеллах Мазуччо XV в. сущность творчества Бокаччо получает свое прямое дальнейшее развитие. Однако по мере того как итальянские независимые городские республики превращались в торгово-промышленные, по мере того как отделялся и становился более аристократичным слой буржуазии, менялась и первоначальная суть новеллы.

В английской литературе того периода выразителем идей восходящей английской буржуазии был Чосер и его знаменитые «Кентерберийские рассказы». 1373−1393 был именно тем периодом, когда английская городская община начинала свою войну с феодалами.

Во Франции с ее мощной еще феодальной аристократией в новеллистической публицистике наблюдается весьма существенное противопоставление тенденций. Традицию Бокаччо продолжают Антуана де ла Салль. Однако наряду с этим типично-буржуазным новеллистическим шедевром, «Heptameron» 1559 Маргариты Наварской, публикуется сборник новелл куртуазных чувствительных и крайне поучительного содержания.

Изменение конкретно-исторических условий в классовой борьбе, процесс капиталистического развития, все это определяет глубокие различия в форме и содержании новеллы. Полное отрицание реалистического понимания мира, ироническое смещение пространства, времени, всех показаний чувств, неизбежная и непреодолимая катастрофа, тяготеющая над всеми действиями героев, вот основные характерные черты романтической новеллы. Ироническая фантастика, вместо жизнерадостного и трезвого удовлетворения земным обыденным существованием — стремление выйти за грань обыденщины в чудесный потусторонний мир, вместо реалистического изображения жизни — ироническая фантастика Одним из самых прославленных мастеров новеллы в истории мировой литературы является Мопассан. Сопоставляя новеллу Бокаччо и новеллу Мопассана можно сделать следующие выводы. У Мопассана мы находим глубочайший пессимизм, определенный социальной беспомощностью общественной группы, утратившей свое привилегированное положение и гибнущей в условиях капитализма. Произведения Мопассана, так же как и новеллы Бокаччо, построены на изображении случайных событий в судьбе отдельного человека (героя). Однако у Бокаччо при столкновении непременно торжествует сильная, предприимчивая, изворотливая личность; а развязка, как правило, имеет весьма дидактический характер. [8].

Полны враждебности новеллы Тургенева написанные в 70−80-х гг. Салтыков-Щедрин в основу своих конфликтных ситуаций зачастую ставит социально глубоко-актуальные проблемы, а не проблемы из области субъективно-интимных переживаний. Изображает людей со стороны наиболее четкого, открытого, проявления их классовой сущности, концентрирует внимание на острых проблемах классовой борьбы характерной для 70−80-х гг.

Для Чехова, как и для всех выдающихся мастеров буржуазной новеллы того времени: Бокаччо, Мопассана, О. Генри, характерна фетишизация случайности; слепая игра судьбы и жизни отдельных людей.

Признанным мастером новеллы пролетарской литературы неоспоримо является М. Горький. Его новеллы объективны, истинно-реальны по содержанию и форме, в них отражена жизнь трудящихся масс в суровых условиях капитализма. Сюжеты новелл Горького в большинстве социальны, в них поднимаются актуальные вопросы того времени, они взяты не из сферы субъективно-интимных столкновений, а непосредственно из переживаний людей, они отражают самые реальные моменты в борьбе классов. Другими примерами новелл советской литературы могут быть Ляшко, Лавренева, Всеволода Иванова, Габриловича. Бабеля.

Более детальное историческое изучение содержания и формы новеллы в различных временных рамках приводит к следующим выводам. Понятие новелла не отражает идейного содержания произведения и его исторического и классового характера. Так как глубоко различно отношение к миру, воплощенное в новелле разных эпох и классов, постольку и глубоко различно развертывание сюжетов, характер изображения людей, их общественных отношений; а, следовательно, различны образы, образов, композиция и язык новеллы. Относя произведения различных эпох, классов, и классовых групп к новелле, мы определяем что, произведения эти являются малой повествовательной формой в литературе, не зависимо от эпохи и класса. [6].

Новелла не приемлет сложного и долгосрочного развития сюжета, такого развития, которое нельзя охватить сразу, запомнить в относительно небольшом временном, достаточным для обычной беседы. Таким центральным компонентом, отражающимся во всей структуре новеллы, может быть не только событие, но и своеобразное психологическое взаимодействие, тесно связанное с сюжетом, со своеобразным характером или чертой характера героев. В неразвернутой форме новеллы заключены возможности разностороннего изображения общественных отношений, создания картины общественного целого. Эту разносторонне развитую идейную и высоко художественную картину жизни дает большая повествовательная форма, такая как, эпос или роман. В изображении героев новеллы напротив ясно представлена лишь одна какая-либо сторона их социального поведения. Новелла, безусловно, сюжетное произведение. Сюжет новеллы как изображение одного центрального события относительно других литературных форм достаточно прост.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой