Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Специфика коммуникаций в социально-педагогической деятельности

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Гуманизировать этот процесс — означает создать такие условия, в которых учащийся не может не учиться, не может учиться ниже своих возможностей, не может остаться равнодушным участником воспитательных дел или сторонним наблюдателем бурно текущей жизни. Гуманистическая педагогика требует приспособления школы к учащимся, обеспечения атмосферы комфорта и психологической безопасности: Сущность… Читать ещё >

Специфика коммуникаций в социально-педагогической деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Традиционное общение разделяется на деловое и межличностное. В деловом взаимодействии его участники выполняют социальные роли, следовательно, в нем запрограммированы цели общения, его мотивы и способы осуществления контактов. В отличие от делового в межличностном, неформальном общении отсутствует жесткая регламентация поведения, эмоций, интеллектуальных процессов. Сущность межличностного общения — это взаимодействие человека с человеком, а не с предметом. Психологи подчеркивают, что крайний дефицит именно межличностного общения и неспособность его осуществлять отрицательно влияют на деятельность и душевное самочувствие людей. По убеждению А. А. Бодалева, психологически оптимально такое общение, «когда в нем осуществляются цели участников в соответствии с мотивами, обусловливающими эти цели, и с помощью таких способов, которые не вызывают у партнера чувство неудовлетворения». При этом подчеркивается, что оптимальное общение не обязательно предполагает «слияние умов, воли и чувств участников» — такое общение может быть и при сохранении желаемой для каждого партнера субъективной дистанции. Иначе говоря, психологически полноценным общение становится только при условии взаимодействия партнеров «на равных», когда постоянно делается поправка на своеобразие друг друга и не допускается ущемление достоинства каждого. Оптимальное межличностное общение — это всегда общение диалогическое.

Основными характеристиками диалога являются:

равенство сущностных позиций общающихся (отношения «субъект-субъект»);

доверительная взаимная открытость обеих сторон;

отсутствие оценки, «измерения» каких бы то ни было индивидуальных особенностей каждого;

восприятие друг друга как неповторимых и ценных личностей.

Особое отношение к партнеру по диалогу М. М. Бахтин определяет как состояние «вненаходимости», А. А. Ухтомский — как «доминанта на собеседнике», гуманистическая терапия — как способность к децентрализации (децентрализация — механизм преодоления эгоцентризма личности, заключающийся в изменении точки зрения, позиции субъекта в результате столкновения ее с позициями, отличными от собственной). Суть такого отношения — отсутствие попыток приписывания партнеру по общению каких-либо отсутствующих у него черт, мотивов, побуждений — как чужих (стереотипное восприятие другого человека и как результат — атрибуция, т. е. приписывание «по инерции» привычных в данной ситуации особенностей типа «все продавцы грубы», «все мужчины эгоисты» и т. д.), так и собственных (проекция, или «одаривание» партнера по общению своими качествами или качествами, более выгодными в данный момент в зависимости от состояния собственного внутреннего мира — так называемое эгоцентрическое восприятие).

Диалог является естественной средой развития личности, одной из основополагающих форм проявления человеческой индивидуальности, следовательно, диалог как форма общения может быть не только средством достижения тех или иных целей (воспитательных, образовательных и т. д.), решения задач (научных, творческих и пр.), но и самостоятельной ценностью человеческой жизни. Отсутствие или дефицит общения в форме диалога способствуют различным искажениям личностного развития, росту проблем на внутрии межличностном уровне, росту девиантного поведения.

Сущностная характеристика социально-педагогической деятельности определяется ее коммуникативной спецификой, обусловленной целями, функциями и содержанием самой деятельности. Профессиональная деятельность специалиста по социальной работе должна быть сориентирована на выстраивание гармоничной коммуникации человека с окружающим миром через преодоление различных форм отчуждения (социальных, духовных, психологических), а также содействие его сознательному социальному саморазвитию.

Сущность коммуникативных технологий состоит в ориентации на межличностное взаимодействие в учебно-воспитательном процессе, гуманизации педагогического воздействия. Гуманизацию учебно-воспитательного процесса следует понимать как переход к личностно-ориентированной педагогике, придающей абсолютное значение личной свободе и деятельности обучаемых.

Гуманизировать этот процесс — означает создать такие условия, в которых учащийся не может не учиться, не может учиться ниже своих возможностей, не может остаться равнодушным участником воспитательных дел или сторонним наблюдателем бурно текущей жизни. Гуманистическая педагогика требует приспособления школы к учащимся, обеспечения атмосферы комфорта и психологической безопасности:

смещение приоритетов на развитие психических, физических, интеллектуальных, нравственных и др. сфер личности вместо овладения объемом знаний и формирования определенного круга умений;

отказ от авторитарной педагогики;

приспособление школы к учащимся, обеспечение атмосферы комфорта;

дифференциация учебной деятельности; индивидуализация;

вера в учащегося, его силы, возможности;

обеспечение успешности в обучении и воспитании;

исключение экстерната, т.к. это не обеспечивает духовных встреч с учителем;

исчезают проблемы дисциплины и негативное отношение к школе и др.

Коммуникативные педагогические технологии развиваются в рамках педагогики сотрудничества, которая провозглашает следующие принципы:

человек находится в активно-деятельном отношении к миру и самому себе;

активность субъекта выступает в высшем своем творческом проявлении, когда субъект поднимается до становления самого себя;

идея деятельного становления призвания человека. Изменилась структура образовательного процесса в новой модели образования.

Если структура традиционного образования сводилась к следующей логической схеме: предмет — учитель — воспитанник, то в новой модели образовательного процесса стала иной: воспитанник — призвание — предмет — урок — воспитанник.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой