Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Создание объемной формы

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Рис. 3.67. Примеры использования функции в композиции костюмов: а — завязывать; б — связывать В том случае, когда прорабатывается фигура в полный рост, необходимо вести вариантную работу, создавая целые серии различных интерпретаций, двигая эту функцию по фигуре сверху вниз, затрагивая разработку рукавов, воротников, плечевого пояса, линии талии, бедра, ног, обуви и целиком фигуры. К этому надо… Читать ещё >

Создание объемной формы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Для выполнения этого задания необходимо изучить природные формы как тектонически организованное целое (рис. 3.58), проанализировать геометрические и природные поверхности (рис. 3.59), сделать скульптуру из машинных и природных форм (рис. 3.60).

Фрагменты природных форм, изображенные в объемах как тектонически организованное целое.

Рис. 3.58. Фрагменты природных форм, изображенные в объемах как тектонически организованное целое.

Фрагменты геометрических поверхностей.

Рис. 3.59. Фрагменты геометрических поверхностей.

Скульптуры из машинных и природных форм.

Рис. 3.60. Скульптуры из машинных и природных форм.

Формальная композиция и выражение свойств. В этом первоначальном задании пластически разграничиваются следующие понятия: урбанизация и природа, техника и лирика, архитектура и растительный мир.

Студенты выполняют графические эскизы с разработкой объемных элементов в разной пластике, вводя ассоциации горы — море, камни — цветы, стройка — лес, архитектура — деревья, урбанистическая среда — космос и др. Таким образом, постоянно идет противопоставление графического изображения образным ассоциациям.

Поскольку работа должна вестись с объемными формами, графическая техника может быть линейной, линейной с легким подчеркиванием объема, с разработкой объемной формы интенсивными штрихами, черно-белая или цветная аппликация с подчеркиванием объема и т. д. Хорошо создает иллюзию объема применение техники гуаши с растяжками цвета. Кроме того, даются задания на графическую проработку рельефа, пространства, объемной фактуры и поверхностей: колодец, туннель, метро, возвышение, горы, строительные конструкции, бесконечность, отражение.

Графическое изображение образа контрастных пар. В основу учения о формообразовании преподаватель пропедевтики И. Иттен положил свое «всеобщее» учение о контрастах, согласно которому выделяются следующие контрастные пары: большое — маленькое, широкое — узкое, легкое — тяжелое, постоянное — прерывистое, длинное — короткое, толстое — тонкое, многое — малое, острое — тупое, гладкое — шероховатое, покоящееся —подвижное, прозрачное — непрозрачное, жидкое — твердое, сильное — слабое.

Изучение природных форм. Творческим источником являются формы растительного и животного мира. Изучение этих природных форм рассматривается как организованное целое. Сюда включаются разработка пластики, ритмических движений, соединения разных форм, преобразование фактурных поверхностей. На основе этих форм исследуются силуэты, головные уборы, украшения, фрагменты костюма, целиком костюм. Графические приемы те же, что и в предыдущих заданиях.

Создание скульптурных силуэтов из урбанистических и машинных форм. Продукты цивилизации, урбанизация, инженерные идеи, машинные формы тоже могут дать интересную тему для фантазии и разработки эскизов. Можно проектировать элементы скульптуры, монокомпозиции, поверхности и фактуры (рис. 3.61). Сочленения разных архитектурных форм, фрагменты архитектуры (не надо брать целиком архитектурные памятники «с ног до головы») осознанно отбираются, оставляя самое интересное, то, что потом можно использовать каким-то образом в костюме, головных уборах, украшениях, в сочетании конструктивных форм, проектировании сумок, обуви. Продуктивные решения получаются при разработке деталей костюма: воротников, кокеток, рукавов, карманов, застежек.

Графическая формализация и выражение свойств. Это задание является вводным в цикле работ над объемными формами. Исследуются одновременно два контрастных понятия: лирика и техника, гибкость и хрупкость и т. д. Причем оригинал изображения графически обобщается, снимается частный изобразительный момент, выделяется главное.

Примеры формальной композиции со снятием изобразительности.

Рис. 3.61. Примеры формальной композиции со снятием изобразительности.

Использование метода простых геометрических форм. На базе этого метода изучаются все композиционные закономерности. Этот метод основан на концепциях русского авангарда и принципиальных особенностях создания костюма конструктивистов 1920;х гг. (А. Родченко, В. Степанова, Л. Попова, А. Экстер и др.).

Метод простых геометрических форм основан на превращении всей окружающей действительности в простые геометрические формы: квадрат, прямоугольник, треугольник, круг. Несмотря на кажущуюся ограниченность «строительных элементов», оперирование ими дает бесконечное число вариантов. Этот метод отличается от других тем, что при использовании его:

  • • элемент превращения является элементом творчества;
  • • форма, образованная простыми геометрическими формами, неизбежно подвергается обобщению;
  • • появляются острота, гротеск;
  • • снимается сюжетная изобразительность;
  • • появляется остро выраженная динамика;
  • • стираются ранее сложившиеся стереотипы.

Ниже приведены задания на ассоциативную разработку «абстрактного силуэта» условного костюма в виде простых геометрических форм: квадрата, прямоугольника, треугольника, круга.

1. Разработайте силуэт только из одного вида форм, например треугольников (рис. 3.62).

Интуитивно студенты начинают строить силуэт с помощью одинаковых по форме треугольников, располагая их на равных расстояниях друг от друга. Во избежание этого сразу вводится понятие «масштаб», т. е. предлагается использовать три масштаба треугольников: большой, средний, малый. Разрешается накладывать одну форму на другую. Разработка ведется одновременно по самым разным ассоциациям: стройка, архитектура, явления природы, роза, кактус, ветер, мелкий дождь и т. д. Чем разнообразнее придуманы темы или ассоциации, чем они парадоксальнее, тем интереснее получается результат.

  • 2. Выполните упражнения на применение только квадратов. Ход выполнения задания такой же, как для треугольников.
  • 3. Выполните упражнения на применение только прямоугольников.
  • 4. Выполните упражнение на смешение всех предыдущих форм плюс форма круга (рис. 3.63).
Силуэтные формы из простых геометрических форм.

Рис. 3.62. Силуэтные формы из простых геометрических форм

(треугольника) В этом случае уже применяются композиционные закономерности, такие как контраст — нюанс; симметрия — асимметрия; статика — динамика; акцент; ритмы; уравновешенность; доминанта; соразмерность.

С учетом того, что сначала студенты стараются высказать как можно больше идей в одном силуэте, необходимо ввести разработку под девизом «многословие» и «лаконизм». От перегруженного отбрасывается все лишнее, таким образом, форма как бы очищается. Такой путь более легкий, чем тот, когда дается задание просто на «чистую форму».

В моде, в дизайне одежды присутствуют и перегруженность, и чистая форма. Кстати, вкус — это чувство меры, и самое сложное — соблюсти чувство меры в перегруженных формах.

Смешение простых геометрических форм в одном силуэте.

Рис. 3.63. Смешение простых геометрических форм в одном силуэте.

5. После разработки силуэтных форм как «общего» начните изучение «частных форм»: головных уборов, украшений (рис. 3.64), портретов с элементами костюма, полуфигур, разработайте нижнюю часть фигуры (ног, обуви), а затем уже фигуру в костюме в полный рост.

Разработка условных головных уборов на основе геометрических форм на тему «Архитектура».

Рис. 3.64. Разработка условных головных уборов на основе геометрических форм на тему «Архитектура».

Такое постепенное изучение фрагментов фигуры, а потом переход к полноценному эскизу в полный рост, с учетом всех пропорциональных членений, дается гораздо легче студентам разных уровней подготовки.

6. Представьте фигуру в костюме, используя сказочные ассоциативные образы: Снегурочку, купчиху, Снежную королеву, Бабу-ягу, ведьму и др. Все это надо сделать из простых геометрических форм, доводя графику до совершенства. Затем выполните женский портрет-образ по частям света и странам: Восток, Север, Запад, Америка, Русь.

  • 7. Изобразите силуэт в реальных «носимых» формах, составленных из следующих сочетаний: квадрат—прямоугольник, квадрат—треугольник, квадрат—круг, квадрат—овал, прямоугольник—треугольник, прямоугольник—круг, прямоугольник—овал, треугольник—треугольник, треугольник—круг, треугольникмовал, прямоугольник—прямоугольник, квадрат—квадрат, круг—круг, круг—овал, овал—овал. Необходимо просмотреть 15 вариантов сочетаний форм, соотнести с модой разных периодов, выяснить те сочетания форм, которые наиболее часто встречались в истории моды, и те, которые встречались довольно редко. Теперь интересно соединить упражнения 7 и 6 и получить приемлемый результат, приближенный к одежде.
  • 8. Выполните модель простого кроя из ткани с конструктивными членениями и декором, фактурой или поверхностью из простых геометрических форм. Предлагается простой крой в виде прямоугольника, буквы Т, с вырезанными горловинами, который символизирует майку, футболку, платье-тунику, трикотажную кофту, пальто. Все это вырезается из белой или цветной бумаги.

Нанесите на простой крой конструктивные членения геометрической формы или декоративные разработки, взятые из любых источников, но превращенные в геометрические формы.

Декор нужно передвигать по крою, начиная от акцентирования плечевого пояса, воротника, застежки, рукавов, деталей, карманов, линии талии, бедра, низа изделия до заполнения декором всей формы кроя. Такое упражнение дает сразу разработку моделей для выполнения в материале. Здесь не надо забывать про разработку спинки и потом уже дополнить то, чего не хватает: капюшоны, головные уборы, пояса, комплекты (рис. 3.65).

Задание на разработку моделей из ткани с декором из геометрических форм.

Рис. 3.65. Задание на разработку моделей из ткани с декором из геометрических форм.

  • 9. Выполните работу с объемной формой. Для этого плоский лист бумаги (белой или цветной) нужно превратить в объемную форму одежды: фартук, накидку, плащ, капюшон и др. Это представляет собой так называемый альтернативный вид одежды, которая не сшивается традиционно, а приобретает объем за счет разного способа застегивания или соединения. Такое задание рождает неожиданные конструкторские решения. Далее уместно усложнить задачу, используя двухсторонние ткани-компаньоны, контрастные цвета, отвороты, детали, шарфы, разного вида декоративные отделки, новые застежки, модульные решения.
  • 10. Создайте объем из несшитой одежды из одного куска ткани с помощью завязывания, переплетений с помощью узлов, бантов, булавок, застежек, прищепок.

После первых опытов создания какой-то формы из целого куска ткани можно разграничить это задание по ассортименту: головные уборы, шейные и другие платки, пляжные комплекты, блузки, юбки, штаны, платья и, наконец, большой вечерний туалет. Этот прием очень редко рассматривается в обучении дизайнеров одежды, несмотря на то, что такие идеи присутствуют в моде.

Идеи несшитой одежды все время «витают» среди дизайнеров разных стран, особенно в этом преуспели японские дизайнеры.

Выражение физических свойств материала

Необходимо выразить графически свойства материала: тяжесть — легкость, гибкость — жесткость, пластичность — хрупкость.

Выражение заданной функции

Сначала необходимо придумать название действия, например: разветвлять, разрывать, вращать, связывать, толкать, давить и т. д.

Примеры изображения функций.

Рис. 3.66. Примеры изображения функций: а — разветвлять; б — разрывать; в — вращать; г — связывать; д — толкать Затем к каждому действию разработать графический образ (рис. 3.66).

Выражение функции в костюме

Функция (от лат. functio — исполнение, осуществление) — это деятельность, обязанность, работа; внешнее проявление свойств какоголибо объекта в данной системе отношений.

Это задание выполняется на листах бумаги определенного формата, например на листах писчей бумаги А4, или на ½, или на ¼ этих листов с помощью ритмов и геометрических фигур. Предлагаются различные функции, или действия в глагольной форме, которые надо изобразить графически: расширять, сужать, вращать, сжимать, разрывать, связывать, пеленать, наслаивать, составлять, отражать, растворять, разветвлять, дробить и т. д. Можно для интереса добавить такие действия, как обнимать, целовать, драться, стрелять, варить, украшать, выделяться и др. Причем эти задания имеют смысл только в том случае, если снять изобразительность, приближенную к реальному изображению функции, т. е., например, не надо рисовать двух целующихся людей, а это действие изобразить абстрактно, в виде геометрических форм.

Очень полезное задание для дизайнеров одежды — графически изобразить с помощью ритмов раппортной ткани «материальность»: например мохнатое, скользкое, блестящее, прозрачное, пластичное, пупырчатое, извилистое, вязаное, переплетающееся, разрезанное, сшитое и т. д.

Затем эти задания необходимо перенести на разработку силуэта, портрета с головными уборами и украшениями, на полуфигуру до бедра, с введением функции в костюм и в заключение фигуры в полный рост с разработкой функции в костюме (рис. 3.67).

Примеры использования функции в композиции костюмов.

Рис. 3.67. Примеры использования функции в композиции костюмов: а — завязывать; б — связывать В том случае, когда прорабатывается фигура в полный рост, необходимо вести вариантную работу, создавая целые серии различных интерпретаций, двигая эту функцию по фигуре сверху вниз, затрагивая разработку рукавов, воротников, плечевого пояса, линии талии, бедра, ног, обуви и целиком фигуры. К этому надо прибавить такую же разработку дополнений: шарфов, поясов, перчаток, сумок. В итоге получаются новые идеи, которые раньше не приходили в голову.

В качестве примера можно привести варианты функций, с помощью которых возможны дальнейшие творческие разработки:

  • • расширять — складками, вставками, пружинами, подпорками;
  • • сужать — шнуровкой, вставкой молний, застежками, завязками (см. рис. 3.67, а), множеством рельефов, завязывать узлы, собирать на резинку, кулиску;
  • • разрывать — щелями, дырами, полотнами и т. д.;
  • • связывать — узлами, веревками, лентами, шнурками, бантами в жгуты, косы, хвосты (см. рис. 3.67, б);
  • • пеленать — как мумию, ребенка, кокон;
  • • дробить — на куски, полосы, модули, кубики, мотивы;
  • • составлять — из модулей, элементов, пазлов (игра);
  • • соединять — застежками, пуговицами, булавками, клипсами, брошками, шнуровками, молниями, скрепками.

Задания или упражнения на изображение функции дают очень много для развития профессиональной фантазии, учат виртуозному и парадоксальному мышлению, изобретению новых комбинаций, ускоряют творческий процесс. Причем во время придумывания не надо стеснять свою фантазию условиями пригодности того или иного предложения, а предлагать даже невыполнимые, казалось бы, идеи, которые потом можно трансформировать в одежду на следующем этапе проектирования. Только тогда можно придумать что-то интересное и новое.

Для установления творческой атмосферы на занятии, для большей генерации интересных идей у студентов можно предлагать некоторые методы эвристики: метод «мозговой атаки», метод «совещания пиратов», метод «Дельфи» и др. При хорошей творческой атмосфере в группе эти методы могут дать «всплеск» фантазии у студентов.

Использование разных способов и приемов

Суть этого задания заключается в том, что выбирается какой-то конкретный способ, декоративный или технологический прием и «прокручивается» во всех возможных вариантах в костюме до абсурда. В результате можно получить интересные решения и новые идеи. Например, при выборе способа создания объемной формы из плоских полос (лент, бинтов, тесьмы, шарфов, полосок ткани, трикотажа, меха и т. д.) можно соединять их узлами, бантами, завязками, пуговицами, петлями, фурнитурой.

Сначала надо попробовать все способы соединения. Это делается в виде рядов маленьких фор-эскизов по темам: переплетение «крестнакрест», переплетение «корзина», переплетение «мумия», переплетение «косы», продергивание и т. д. По каждой теме надо выполнить от 10 до 30 силуэтов. Затем добавить «узлы» в разных масштабных решениях (рис. 3.68).

Использование функции в костюме (банты и бинты).

Рис. 3.68. Использование функции в костюме (банты и бинты).

Соединение с помощью бантов хорошо бы проработать особо. Банты как декоративная отделка или способ завязывания встречаются в моделировании часто. Поэтому соединение бантом нужно просмотреть подробно, применяя, например, ассоциации: бант — необъятный; бант — печальный; бант — плачущий; бант — радостный; бант — задиристый; бант — затейливый; бант — волнующийся; бант — смешной; бант — простой; бант — многогранный; бант — тупой и т. д.

Затем, просмотрев все это на силуэте, можно перейти к композиционным закономерностям: контраст—нюанс — тождество, симметрия — асимметрия, статика—динамика, доминанта, соподчинение, ритм и др. Графические эскизы должны выполняться в полный рост, чтобы хорошо читались пропорциональные соотношения.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой