Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Общая характеристика законодательства об административной ответственности

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Принцип презумпции невиновности означает, что лицо подвергается административному наказанию только при установлении вины в совершении административного деликта. Органам государственной власти, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, необходимо доказать вину правонарушителя в предусмотренном КоАП РФ порядке. То есть лицо, в отношении которого ведется административное… Читать ещё >

Общая характеристика законодательства об административной ответственности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Административно-деликтное законодательство направлено на обеспечение правопорядка в нашей стране, а также на защиту прав и свобод человека и гражданина[1].

В соответствие со ст. 1.2 КоАП РФ задачами законодательства об административных правонарушениях являются:

  • — защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина;
  • — охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
  • — защита общественной нравственности;
  • — охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности;
  • — защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений;
  • — предупреждение административных правонарушений.

Основными принципами административно-деликтного законодательства являются:

  • — равенство всех перед законом;
  • — презумпция невиновности;
  • — соблюдение правовых рамок при применении отдельных мер административного принуждения[2].

Раскрывая принцип равенства всех перед законом, необходимо отметить, что субъекты административной ответственности фактически не обладают равенством. Если вести речь о физических лицах, то они не равны по социальному положению, полу, расе, профессии и т. д., юридические лица имеют различную организационно-правовую форму. То есть в отношении формально-юридически неравных субъектов, совершивших административные правонарушения, существует единый порядок привлечения к административной ответственности. Кроме того, предусмотрен единый механизм юридической защиты лиц, подвергнутых административному наказанию. Точнее, на наш взгляд, было бы обозначить анализируемый принцип не равенством всех перед законом, а равноправием субъектов административной ответственности.

Принцип презумпции невиновности означает, что лицо подвергается административному наказанию только при установлении вины в совершении административного деликта. Органам государственной власти, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, необходимо доказать вину правонарушителя в предусмотренном КоАП РФ порядке. То есть лицо, в отношении которого ведется административное расследование, не обязано доказывать свою вину. Неустранимые сомнения в определении вины лица трактуются в его пользу. Принцип презумпции невиновности не действует в случае привлечения к административной ответственности за административные правонарушения в области безопасности дорожного движения и благоустройства территории в случае фиксации факта совершения административных правонарушений техническими средствами В соответствии с п. 13 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» лицо, в отношении которого ведется административное расследование, не обязано собирать доказательства своей невиновности, установление вины в совершении административного правонарушения возлагается на субъектов административной юрисдикции, уполномоченных рассматривать и принимать решение по делу.

Принцип соблюдение правовых рамок при применении отдельных мер административного принуждения применяется на всех этапах проведения административного расследования. Суть его заключается в том, что лицо, в отношении которого ведется административное расследование, может быть подвергнуто применению мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях и мерам административного наказания только в строгом соответствии с требованиями административно-деликтного законодательства.

Законодательство об административной ответственности регулирует применение мер административного наказания и меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении. Применение мер административного принуждения в рамках проведения административного расследования, безусловно, ограничивает права и свободы человека и гражданина. Следовательно, подобные меры применяются только при строгом соблюдении рамок правового поля.

Главной составляющей реализации анализируемого принципа является юридически закрепленные основания применения мер административного принуждения. К такому основанию относится совершение действий, за которые административно-деликтным законодательством предусмотрена административная ответственность.

Кроме того, принцип соблюдение правовых рамок при применении отдельных мер административного принуждения выражается в неукоснительном соблюдении порядка применения этих мер, установленного действующим законодательством.

Важнейшей юридической гарантией обеспечения правовых рамок при применении мер административного принуждения в связи с административным правонарушением является строжайшее соблюдение собственной компетенции субъектами административной юрисдикции, управомоченными применять указанные меры.

Также условием реализации указанного принципа является недопустимость унижения деловой репутации, чести и достоинства при применении мер административного принуждения.

Согласно ст. 1.1 КоАП РФ законодательство данной области состоит из названного Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов РФ.

Важно отметить, что региональное административно-деликтное законодательство не может противоречить нормам КоАП РФ. Выявление соответствия законов субъектов РФ КоАП РФ отнесено к ведению Конституционного Суда РФ.

КоАП РФ выступает основным нормативным правовым актом в сфере установления административной ответственности и представляет собой кодифицированный акт, который устанавливает общий перечень всех административных правонарушений.

Таким образом, административно-деликтное законодательство представляет собой совокупность федеральных и региональных нормативных правовых актов, регламентирующих порядок привлечения к административной ответственности субъектов административных правонарушений.

Составные части административно-деликтного законодательства определяются по следующим критериям:

  • — федеральное законодательство (КоАП РФ).
  • — региональное законодательство (например, Кодекс города Москвы об административных правонарушениях).

КоАП РФ направлен на обеспечение ст. 2 Конституции РФ, т. е. на защиту прав и свобод человека и гражданина, а также организаций и объединений различных организационно-правовых форм.

По структуре и содержанию КоАП РФ представляет собой комплексный кодифицированный нормативный правовой акт, в котором содержатся как нормы материальные (устанавливающие основания и пределы привлечения к административной ответственности; регламентирующие систему и полномочия субъектов административной юрисдикции), так и административно-процессуальные нормы, определяющие порядок производства по делам об административных правонарушениях.

В КоАП РФ значительное внимание уделено защите прав граждан. Указанное положение непосредственно предусмотрено одной из самых объемных по своему содержанию глав, устанавливающих ответственность за нарушение избирательных, трудовых, социально-экономических и других прав граждан.

Отдельные главы посвящены правонарушениям в сфере экологии, информации, торговли, общественной безопасности и порядка, а также охраны правоотношений, возникающих в различных сферах общественной жизни.

В соответствии с требованиями Конституции РФ и международного законодательства четко и конкретно законодателем разработана процессуальная часть КоАП РФ для повышения уровня юридической защищенности субъектов административной юрисдикции. В ней предусмотрен механизм юридической защиты прав и свобод граждан путем обжалования постановлений по делу об административном правонарушении в вышестоящий орган или в суд.

В условиях современного развития общества КоАП РФ предусмотрено привлечение к административной ответственности юридических лиц. Установление для юридических лиц административной ответственности потребовало установления новых нормативных предписаний в административно-деликтном законодательстве. Между тем, обращает на себя внимание, что в КоАП РФ отсутствует определение термина «юридическое лицо». Тем самым, законодатель предлагает правоприменителю обратиться к нормам ГК РФ, в котором установлены признаки юридического лица[3]. Также КоАП РФ не достаточно четко определяет вину юридического лица за совершение административного деликта. Оно признается виновным только в случае установления реальной возможности для соблюдения нормативных предписаний, неисполнение которых приводит к привлечению к административной ответственности.

В КоАП РФ раскрывается понятие «должностное лицо», которое по набору юридических признаков схож с подобным понятием в УК РФ. К ним относятся лица, наделенные государственно-властными полномочиями, осуществляющие трудовую и служебную деятельность в государственных организациях и выполняющие функции представителя власти. Как правило, в силу специфики полномочий ответственность должностных лиц выше, чем у физических.

Круг административных правонарушений, за совершение которых должностные лица подвергаются административному наказанию на общих основаниях, весьма широк и включает в себя нарушение нормативных предписаний в области проведения выборов и референдума, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, безопасности дорожного движения и прочее.

В КоАП РФ имеется понятие административного наказания, закрепленное в ч. 1 ст. 3.1, под которым понимается мера государственного воздействия (ответственности) за совершение административного деликта.

В последнее время видоизменился перечень установленных видов административных наказаний. К примеру, относительно современной законодательной новеллой стали такие виды административного взыскания, как обязательные работы и административный запрет на посещение спортивных соревнований.

По мере развития рыночной системы экономического управления возрастает число соответствующих административных правонарушений в экономической сфере. В КоАП РФ законодатель предусмотрел ряд составов правонарушений за незаконную предпринимательскую деятельность, незаконную выдачу кредита и многое другое. Ряд административных правонарушений в области финансов, налоговой системы рынка ценных бумаг, нарушения таможенных предписаний предусмотрен отдельными главами Особенной части КоАП РФ.

Третья глава КоАП РФ раскрывает систему субъектов административной юрисдикции и набор элементов их правового статуса — устанавливаются полномочия судей, органов исполнительной власти и их должностных лиц в рамках производства по делам об административных правонарушениях.

Обращает на себя внимание увеличения компетенции судей по рассмотрению дел об административных правонарушениях. Также существенно расширен состав федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих производство по делам об административных правонарушениях.

Кроме того, законодатель значительно усилил гарантии законности при осуществлении производства по делам об административных правонарушениях в целях обеспечения полноты и объективности выяснения всех обстоятельств совершенного деликта, справедливости принимаемых решений и других основополагающих принципов производства по делам об административных правонарушениях. В связи с этим в КоАП РФ детально раскрываются элементы правового статуса участников производства по делам об административных правонарушениях, установлены процессуальные полномочия каждого на всех этапах административного расследования. Законодатель предусмотрел возможность рассмотрения дела об административном правонарушении не только по месту его совершения, но и по месту фактического проживания лица, совершившего административное правонарушение. Совокупность прав и обязанностей потерпевшего показывает усиление его юридической защищенности при рассмотрении дела об административном правонарушении.

Кроме того, в целях повышения эффективности административного расследования предусмотрена административная ответственность специалиста, свидетеля, эксперта и переводчика за дачу заведомо ложных сведений.

Целая глава КоАП РФ (26) посвящена вопросам доказывания, сбору и оценке доказательств по делу об административном правонарушении, проведена классификация видов доказательств.

В целях обеспечения законности при применении отдельных мер административного принуждения в отношении лица, его совершившего, детально регламентирован порядок применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.

Глава 28 КоАП РФ регулируют процессуальный порядок возбуждения дел об административных правонарушениях, составления соответствующих процессуальных документов.

По сравнению с предыдущей редакцией КоАП РСФСР более прозрачной стала процедура обжалования или опротестования постановлений по делам об административных правонарушениях.

КоАП РФ установлено, что все нормативные предписания федерального административно-деликтного законодательства должны входить в его состав, а нормативные предписания региональных органов государственной власти необходимо устанавливать соответствующим законодательством. Региональные нормотворческие органы власти не вправе издавать законы в сфере исключительной компетенции КоАП РФ. Таким образом, региональное законодательство об административных правонарушениях в основном состоит из описания составов отдельных видов административных правонарушений, за совершение которых может быть предусмотрено наказание только в виде предупреждения и штрафа.

Для примера регионального законодательства рассмотрим структуру Кодекса города Москвы об административных правонарушениях. Закон города Москвы от 21 ноября 2007 г. № 45 «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях», в отличие от КоАП РФ, не содержит разделов. Включает в себя 17 глав, большая часть их которых раскрывает административные правонарушения в различных сферах общественной жизни.

Подводя итог вышесказанному, отметим, что законодательство об административной ответственности: представлено на федеральном уровне КоАП РФ, на региональном — законодательством субъектов РФ об административных правонарушениях; имеет законодательно закрепленные цели, задачи и принципы его реализации.

  • [1] Маркина Э. В, Сосновская Ю. Н. Актуальные вопросы планирования в системеорганов внутренних дел. Некоторые аспекты стратегического планирования в правоохранительных органах // Вестник Московского университета 2016. № 2. С. 174—178.
  • [2] Административное право России: учебник для студентов вузов / В. Я. Кикоть[и др.]; под ред. В. Я. Кикотя, П. И. Кононова, Н. В. Румянцева. 6-е изд., перераб. и доп.М.: Юнити-Дана, 2016. С. 746—752.
  • [3] Статья 48 ГК РФ формулирует понятие: «юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридическиелица должны иметь самостоятельный баланс и смету».
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой