Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Авторское видение окружающего мира в литературном произведении

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Иван Ильич не думает о значении своих поступков, оправдывает их Великий инквизитор, старик, проживший долгую жизнь и служивший Богу мечтает заместить собою Бога. гордыня ведет его душу в ад. Он говорит «Мы все разрешим. Мы разрешим им и грех. Они будут любить нас как дети за то, что их любим, наказание за грехи возьмем на себя. Все будут счастливы». Ради этого всеобщего счастья он готов пойти… Читать ещё >

Авторское видение окружающего мира в литературном произведении (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Любое литературное произведение отражает авторское видение окружающего мира. Безусловно не стоит отожествлять автора и его героев ведь литературный герой — это выдуманный персонаж, в котором соединены черты реальных людей, живших или живущих рядом с автором, рядом с нами. Это живые люди с их переживаниями, радостями, надеждами, поисками своего места в жизни, разочарованиями, взлетами и падениями, и это не случайно. Философы утверждают, что жизнь в обществе развивается по спирали, и каждый новый виток истории одновременно похож на предыдущий и все же очень отличается, ибо жизнь не стоит на месте. Жизнь прекрасна и удивительна.

Литература

пытается нам рассказать о человеке все, она создана для человека и во имя человека, ведь часто в героях мы узнаем себя, анализируя их поступки, вспоминаем ошибки сделанные нами, и порой под воздействием литературного произведения изменяем свою жизнь или свое поведение — вот сила настоящего искусства. Она способна заглянуть в душу человека, в самые тайные и темные уголки, обнажить пороки и возвысить добродетель. В литературе все взаимосвязано: и история, и философия, и религия. На любой вопрос мы можем найти ответ, но только в том случае, если являемся думающим читателем, способными не только обличать человеческие пороки, но и умеющими сопереживать, сострадать. Это и есть гуманизм. В своей работе мне хотелось бы обратить внимание на героя, простого человека бездумно потратившего лучшие годы своей жизни и лишь в конце жизненного пути осознавать это. Итак, цель работы — составить представление обо всей внутренней сложности личности лит. героя с ее многочисленными потребностями, самовыражением и самореализацией. Это и самопознание, самоосуществление, и духовный труд, желание познать Истину, добро, пользу и познать смысл жизни и встреча с неведомым — со смертью.

1. Любой литературный персонаж является носителем ценностных ориентаций и воплощает в себе отрицательные черты, т.к. в человеке идет постоянная борьба добра и зла. Это одна из «вечных» тем литературы, и не случайно многие авторы обращаются к ней. Образ персонажа воплощает писательскую идею соотнесенности ценностных ориентаций автора и героя — это основа произведений литературы, ключ к их пониманию.

Человек, у которого пошатнулись нравственные ориентиры либо вовсе отсутствуют, стол предметом пристального внимания писателей ХIХ-ХХ веков. Таким человеком является Иван Ильич, герой повести Л. Н. Толстого «Смерть Ивана Ильича». В начале 80-х годов ХIХ века автор сам пережил духовный кризис. Он утверждал «Я отрекся от жизни нашего круга» (в «Исповеди») В повести подчеркивается бытовая обыденность жизни. Иван Ильич желая жить как все. Он обыкновенный человек, заурядный чиновник в суде с годовым жалованием в 3,5 тысячи, а затем в 5 тысяч, но которому постоянно не хватает 500 рублей. Он подчиняется общепринятым понятием и предрассудкам. Он продукт своей среды, всю жизнь проживший «приятным и приличным» образом, заботившейся о комфорте и только на пороге смерти ощутивший бессмыслицу своей жизни. Горечь этой поздней самооценки подчеркнута равнодушием и лицемерием близких сослуживцев.

Прочитав в «Ведомостях» сообщение о смерти Ивана Ильича, они думали не о нем, а о том, какое значение может иметь эта смерть на перемещение или повышения самих и их знакомых, хотя, как утверждает Л. Толстой, они любили все. И каждый испытывает чувство радости о том, что не он умер.

Иван Ильич, будучи еще здоровым и полным сил, сознал, что в Правоведении были совершены им поступки, которые прежде представлялись ему большими гадостями и внушали ему отвращение к самому себе в то время, как он совершал из; но в последствии, увидав, что поступки эти были совершаемы и высоко стоящими людьми и не считались ими дурными он не то что, признавая их хорошими, но совершенно забыл их и нисколько не огорчался воспоминаниями о них, герой совершает поступки, не думая об их значении. Иван Ильич кокетничая со страшным изречением: «Помни о конце», не думая о том, что это сказано про него. Герой хочет перед смертью оправдать свою бессмысленную жизнь. Он причащается и исповедуется, хотя не очень верит в Бога, но, будучи больным, слышит однажды разговор о том, что молитва перед иконами помогает, исцеляет, и позволяет жене позвать священника. Больной почувствовал облегчение от своих страданий. Просветление души умирающего, символический «свет», возникающий из темноты черного мешка, в котором он барахтался, в его сознании, должны были, по мнению Л. Н. Толстого, воплощать идею религиозного спасения. Не случайно ведь «кухонный мужик» Герасим, молодой и сильный и Иван Ильич, больной и слабый, становятся близки друг к другу, ближе, сем семье, потому что именно кроткий Герасим способен принести утешение и безропотно исполнить роль заботливой сиделки. Один Герасим же лгал, он один понимал, в чем дело, и, не считая нужным скрывать этого, и просто жалел слабого барина. «Все умирать будем, отчего же не потрудиться?» — сказал он, жизнь героя пуста, но смерть полна великого смысла «Он смотрит ей в глаза, кричит: Не хочу!» три дня, не переставая ни на минуту. Но понимает перед самой смертью, что его любит сын, который всегда казался ему жалок, сын, так похожий на него самого, и решает, что надо сделать все так, чтобы близким не было больно, «избавить их и самому избавиться от страданий». Страх смерти проходит, впереди — свет. Какая радость Иван Ильич умел многим внушить уважение к своей персоне. Но сам никогда не уважал по-настоящему ни своей, ни чужой жизни. В служебной области его всегда особенно привлекала возможность всякого осудить, а сам он со страхом замечает, что врач к нему относится так же как и он к подсудимым в суде. Эта параллель очень важна, ведь перед смертно герой судит сам себе, свою жизнь. В этой жизни вещь («гадина») становиться чуть ли не синонимом жизни, а упоминание о душе кажется смешным и старомодным предрассудком. Среда, к которой принадлежал Иван Ильич, опустошила его и его бликих, которые глубоко равнодушны к нему и к его страданиям. Отчуждение человека в его собственной среде, внезапно осознанное одиночество и чувство на пустяки издержанной жизни (служба, игра в карты, приобретение вещей) — все это были великие психологические открытия Л. Н. Толстого, указавшего первым на критическую ситуацию «перелом», когда происходит коренная «переоценка» ценностей.

Иван Ильич не думает о значении своих поступков, оправдывает их Великий инквизитор, старик, проживший долгую жизнь и служивший Богу мечтает заместить собою Бога. гордыня ведет его душу в ад. Он говорит «Мы все разрешим. Мы разрешим им и грех. Они будут любить нас как дети за то, что их любим, наказание за грехи возьмем на себя. Все будут счастливы». Ради этого всеобщего счастья он готов пойти на сделку с духом зла, зверем. Он обещает Богу, что завтра его сожгут по приказу инквизитора, по первому мановению бросятся подгребать горячие угли к костру. Инквизитор убеждает Бога, что тот «судил о людях слишком высоко!», что «человек слабее и ниже создан, чем ты о нем думал! Он слаб и подл». Но не все слабы. Бунтовщики, подобные малым детям, неразумному стаду, выгнавшему учителя из класса, погибнут. Храмы будут ниспровергнуты, кровь зальет землю. Страшное пророчество Ф. М. Достоевского сбылось. Именно после революции 1917 года вся Россия была залита кровью. Брат шел на брата, отец убивал сына — это страшная реальность Гражданской войны, когда русские убивали русских, а во главе их стояли новые идолы, утверждавшие, что ведут народ к счастью и заботятся о всеобщем благе. Счастье на людской крови не построишь. Но любовь к человечеству — это когда любят его душу, а не тело. Тело материально, оно требует хлеба и зрелищ еще со времен Древнего Рима. Инквизитор сам не верит в Бога, он лжет, но во имя Бога, а сам идет за духом земли и всех ведет за собой, он обманывает людей и в этом заключается его страдание, он утверждает, что люди поклоняются тому, кто владеет их совесть и идут за ним. Инквизитор говорит, что убедит людей, что «они только тогда станут свободными, когда откажутся от свободы своей для нас, что нам покорятся». Мы дадим им то самое смиренное счастье. Мы так могучи и умны, что смогли усмирить такое буйное тысячемиллионное стадо.

Инквизитор ставит себя выше всех, выше Бога и забывается о том, что он тоже часть этого человеческого стада, малая крупинка мироздания, затерявшийся в песках времени. Он ждет, что Бог скажет что-то горькое и страшное, но тот лишь молча приближается к старику и тихо целует его. Вот ответ. Старик, которому Бог мешал воплотить в жизнь его мечты и который хотел сжечь его на костре, выпускает Бога, Достоевский показывает нам картину борьбы добра и зла в душе человека. Вечная тема литературы, неисчерпаемая, потому что суть человеческая греховна по своей природе, человек — это сосуд, в котором есть добро и зло, и только сам человек может сделать выбор, чем наполнить этот сосуд. Не случайно, когда пред смертно Иван Ильич вспоминает им, но детство, потому что в детстве мы еще не настолько увязли в грехах, хотя первородный грех давит над каждым и является проводником греха к человеку. Ложь — страшное орудие зла, оно убивает доброе, сеет раздор, губит душу человека. Все хорошее рушится, ведь инквизитор обманывает. Достоевский уверен, что ложь и обман недопустима на пути к счастью. Инквизитор обманывал всю свою жизнь — это несчастье, а несчастливый человек никогда не сможет сделать счастливыми других людей. Например, у меня есть знакомая которая всем постоянно жалуется на жизнь, на людей, которая ее не ценят, не понимают, не хотят с ней тесно общаться. Но она не хочет понять, что проблема в ней самой, что именно она сама виновата в сложившейся ситуации. Она лжет себе и другим, считая, что это ложь во спасение, но помощь придет в том случае, если знакомая поймет, что сама должна изменится, перестать ныть и жаловаться, тогда люди с радостью будут с нею общаться, общение будет взаимно обогащать, а не душевно опустошать. Шкала ее жизненных ценностей претерпит значительные изменения, и она сможет стать счастливой и сделать счастливыми тех, кто будет рядом с ней.

2. Время и пространство.

Дмитрий Сергеевич Лихачев утверждал, что от эпохи к эпохе, по мере того как шире и глубже становятся представления об изменяемости мира образы времени обретают в литературе все большую значимость: писатели все яснее и напряженнее осознают, все полнее запечатлевают «многообразие форм движения», «овладевая миром в его временных измерениях». В произведениях разных авторов мы встречаем образцы времени биографического (детство, юность, зрелость, старость) исторического (смена поколений, эпох, событий жизни общества), календарного (дней, праздников, времен года), суточного (день и ночь, утро и вечер), космического (представление о вечности и вселенской истории), представлении о движении и неподвижности, о соотнесении прошлого, настоящего и будушего.

Особую роль во временной организации текста играют начало и коней. Это своего рода рама.

Время — одно из важнейших действующих лиц «Татарской пустыни» А. Буццати. Действие начинается однажды сентябрьским утром — конкретное указание на пару года и время суток. Молодоц офицер Джоапнни Дрого направляется в крепость Бастиани — к месту своей службы. Наступили день, о котором он мечтал много лет. Оставшиеся дни нудно тянулись, казалось, им не будет конца. Прошлая жизнь, которая складывалась из месяцев и лет, канула в прошлое навсегда. Но Дрого чувствовал, что лучшие годы ранней юности уже не вернешь — появляется мотив утраченного безвозвратного времени. Друг детства много лет был рядом с Дрого, но время их разлучает навсегда. Джованни думает о матери, которая долгие годы месяцы будет сохранять его комнату, что после долгого отсутствия он вновь почувствовал себя мальчишкой" она надеется сдержать бег времени". Вечер. Ночь. Дрого в пути. На рассвете он встречает капитана Ортица; точно так же он сам потом встретит через много лет молодого лейтенанта Моро именно в том месяце и до Дрого дойдет, что за это время сменилось целое поколение, а сам он уже в лагере стариков, как Ортиц, менявший пятый десяток и не совершившей в жизни ничего. Но все это буде потом, а пока он молод и полон сил, ему кажется, что вся жизнь впереди. Ортиц и Дрого говорит о древних временах, граница такая, какой была сто лет назад, 18 лет служит Ортиц в крепости, каждые 2 недели туда наезжает какой-нибудь генерал вкусно поесть, а молодые офицеры, которым засчитывается год службы за 2, спешат покинуть крепость. Ортиц вспоминает в беседе о преподавателях Королевской академии и говорит: «Столько лет прошло… Ясное дело, все давно сменились».

Он понимает, что его время ушло, он никогда уже не будет молод, как Дрога, Джованни встречает в крепости майора Матте, который знал еще отца Дрого (уходящее поколение, ведь отца уже нет в живых). Дрого не смог сразу уехать, солгав, что болен и он останется на 4 месяца в крепости. Джованни будет жить здесь строго по уставу, дважды в год проходить медицинское освидетельствование, нести караульную службу 24 часа, точно так же как старший сержант Тронк, который в Крепости служит 22 года. В первую не для Дрого начинается «неумолимый отсчет времени». Вера в то, что лучшее еще впереди, живет в герое, но время проходит, и твоя дорого рано или поздно кончиться.

4 месяца растянулись на 4 года. Времена года сменяют друг друга. В душе покой. Ортиц убеждает Дрого уехать, пока не поздно. В конце концов каждый получает то, чего заслуживает. Не всем же на роду написано быть героями. Вы упустили целых 4 года.

Ортиц убеждает Дрого, что он отрезан от мира, о нем забыли, просит возвратиться, пока не поздно, ведь он еще молод. Этот эпизод перекликается с эпизодам их философской сказки А. Экзюпери «Маленький Принц», герой которой летчик, оказывается один в безлюдной пустыне. Пустыня присутствует и в одном произведении, и в другом, время догрого, нельзя медлить, ибо промедление смерти подобно. Ортиц говорит и о том, что в Крепости становятся стариками и в 30 лет, не думают о себе, думают только о войне, которой возможно и не будет вовсе. И вновь настала весна — время, когда «даже в старых стропилах заявляла о себе незыбная тоска по жизни» Унылое однообразие жизни, где каждый день похож на предыдущий раздражает.

Оставаться здесь опасно. «Время обогнало нас и начать сначала вы уже не сможете». У Александра Блок в стихотворении «Фабрика» колесо «проклятья» вертится, символизируя неумолимый ход времени. Я то бы не произошло, оно должно без остановки вертеться. Колесо судьбы в «Татарской пустыне» безжалостно. Дрого едет в отпуск, но родной дом опустел, комната кажется чужой, друзья отдалились от него, он один. Даже самые близкие люди — мать и Мария — изменились, прежняя любовь «словно потускла», они стали чужими. И это сделало время, безжалостное, неумолимое.

Мать уже не просыпается, как раньше, едва заслышав шаги сына. Дрого понял, сколько времени утекло 2 месяца длился отпуск, Джованни просит генерала о переводе в ту крепость, но … «Если бы вы подали прошение месяц назад» Джованни возвращается, он верит, что впереди у него уйма времени, Но время безжалостно и к нему и к крепости, которая утрачивает свое значение. «Какая скучная жизнь у него впереди!» В сентябре вспыхнула надежда на грядущие великие события — черное пятнышко уже 5 дней как появилось, за ним наблюдает лейтенант Симеоне. Дрого понимает, что счастье — это жить, не считая часов, не лица забвение во сне, не боясь никуда опоздать, а спокойно ждать восхода солнца и наслаждаться мыслью, что еще все впереди, что можно ни о чем не думать и не тревожиться. Джованни понимал, что не может на всю жизнь остаться в крепости, но все время откладывал отъезд, считая, что еще молод, всего 25, но смутная тревога поселилась в нем. Он привык к размеренной жизни в крепости, к распорядку, его даже перестал раздражать звук капель, раньше тревоживший. Ему казалось, что он только вернулся из отпуска, а было уже 25 ноября. Автор четко указывает дату, ограничивает временные рамки, чтобы читатель понял: время неумолимо, безжалостно к герою. Все товарищи Дрого незамечкали этого. Ортиц говорит: «Скаждым годом мне нужно от жизни все меньше и меньше».

Время убивает мечты о лучшей жизни тягу к переменам. Серый, скучный, однообразный мир окружает героев. Зима. Пересекаются слабые попытки свободы — слухи об опасности нападения. И вспоминается «История одного города» Салтыкова-Щедрина, его «Сказки», Беликов из рассказа А. П. Чехова «Человек в футляре». Жить и бояться, как бы чего не вышло. Трусливо прятаться, влачить тоскливое сосуществование — вот удел героев этих произведений. А еще — творить глупости. Недаром ведь город носит гордое название Глупов.

Дрого связывает с черными точками, которые видит, свои надежды, он всю жизнь ждет, настанет день великой битвы. Симеони его товарищ сдается. А «время проносится быстро». Его невозможно удержать. Все бесполезно. «Все уносится назад: люди, весна, зимы, облака, и зря мы цепляемся за камни… и все дальше несет нас река времени, с виду вроде бы медленная, но безостановочная». С каждым днем Дрого все острее это чувствует, он не успевает даже сосчитать ускользнувшие часы. Одна в нем жила надежда все ниц враги будут строить дорогу, Дрого кажется, что часы стали бить чаще, он нетерпелив. И вот 7 июля видно как пронеслись 15 лет, как сон, казалось, что ничего не изменилось в крепости. Только раз в 30 дней посещают новые редут, жизнь стала еще более одинообразной .

Ортиц стал командиром и отправил Дрого в отпуск на месяц, но он вернулся через 20 дней, ведь город стал для него чужим. Старые друзья стали солидными людьми, имееют вес в обществе, здороваются небрежно с ним, родной дом пуст, мамы нет, братья в разъездах, у знакомых семьи, дети, а он один. Но герой еще не чувствует особых перемен. Время промчалось быстро, а его душа не успела состариться. Дрого чувствует смутную тревогу, но все еще верит, что «главное у него впереди». Но время неумолимо. Он уже не хочет ездить верхом, как раньше перепрыгивать через 2 ступеньки, взбегая по лестнице — это свидетельствует, что кончилась го молодость. Никогда он не будет прежним. Встреча на дороге с молодым офицером стала важным этапом в его жизни. дни идут, похожие один на другой. Дрого почти 50, он майор, помощник коменданта. Мысли о смерти посещают его, потому что понимает, что смерть близка. Комендант Симеон сменяет Ортица, 30 лет они все вместе с Дрого служили в крепости и вот Дрого уже 54 года, он стал помощником комменданта, у его бывших школьных друзей уже появились внуки. Время теперь работает не на него, а против него. Он ждет вечера, чтобы рухнуть в постель, стал слаб, болезнь прогрессирует. Остается только одна надежда — на выздоровление. Он уже не хочет ехать в отпуск, боясь, что не вернется. 20 лет назад он бы согласился, а теперь поздно, скоро пенсия, и всего несколько лет осталось. Это его последний шанс. Лучшие годы жизни уже отданы Крепости, он ждет до последней минуты .И вот настолько болен, что целый день лежит в постели. Приходит весна, а с нею и надежда просыпается в душе. «На мир обрушивается волна здоровья и радости. Но вот он настает, тот момент, которого Дрого ждал всю жизнь — Война». Через 2 дня враги будут тут. Он встает, но силы покидают его, он теряет сознание. Симеон приказывает Дрого уехать, приедет за ним экипаж.

Теперь, когда закончилось долгое 30-летние ожидание, явились за чужой славой молодые и сильные, а его прогнали. Жалкий финал.

Наступает чудесный вечер, который приносит всем счастье, всем, но только не Дрого, ему почудилось, что бег времени приостановился. «С начала был водоворот, затягивавший его в последнее время все глубже .а потом вдруг все исчезло, плоский мир застыл в неподвижности и несколько часов по бежали неизвестно в каком направлении. Дорога для него кончилась». Так же кончилась дорого и для Ивана Ильича, тот же черный водоворот затягивал и его, а он кричал и сопротивлялся. Жизнь и смерть … Какая тонкая грань между ними, но величие смерти неоспоримо. Оба героя проиграли, смерть неумолимо приближалась, теперь это был вопрос не недель и месяцев, а дней и часов.

Жизнь Дрого обернулась насмешкой «из-за нелепой гордыни». Он не выиграл этот спор и потерял все. Иван Ильич думает, что на гардине, как на штурме, потерял жизнь. «Как глупо и как ужасно!» В этой фразе заключена вся жизнь Ивана Ильича и смерть. Гордыня губит и великого инквизитора, время меняет его, и он, служивший Богу, обманывает его и людей, даже, идет за духом зла. Иван Ильич, прощаясь с жизнью, переосмыслив ее, радуется.

Улыбается Дрого, встретивший проход смерти мужественно, как подобает солдату. Инквизитор отпускает Бога, усмирив свою гордыню. Открывается путь к свету перед ними, прошло их время, время разбрасывать камни и время собирать камни.

Разнообразны и пространственные картины: Образы пространства замкнутого и открытого, реального видимого и воображаемого, представление о предметности близкой и удаленной. Литературные произведения могут сближать пространства самого разного рода.

В «Татарской пустыне» — это огонек мерцающей вдалеке, безграничной пустыне, горизонт в тумане, деревня в 30 километрах от крепости, далекий город.

Писатели раздвигают их рамки, создают новую реальность, порой фантастическую, но узнаваемую читателями, потому что герои произведений находятся как бы вне времени, над временем, они продолжают жить и после смерти, предостерегая других: Будьте бдительны! Время не обманешь и не остановишь его безостановочный бег. «Помни о конце», Memento Mori и в 19 веке, и в 20 и в21 эта тема актуальна.

4. Портреты героев играют важную роль в структуре повествования. Жизнь персонажей литературного повествования, т. е. цепь событий в пространственных временных измерениях, в сменяющихся друг друга положениях и обстоятельствах — это сюжет произведения. По мере того, как герой взрослеет, стареет, изменяется и его портрет .Если в начале повествования Джованни. Дрого молод, силен и достаточно привлекателен, то время меняет его. Седеют волосы, нет уже былой силы, он забыл о былых развлечениях, на лице появляются морщины, походка становится не такой легкой, как раньше, — приближается старость. Когда Дрого заболел, то в это время над крепостью кружат стервятники, вестники смерти, он рассматривает себя в зеркале со страхом, не узнает. Точно так же и Иван Ильич, с горечью, осознавая, что друзья и близкие по-прежнему хорошо выглядят, полны сил. Герои меняются, а время неумолимо, оно лишает сил, забирает здоровье, но и дает мудрость, возможность понять, как жил человек, для чего, в чем смысл жизни.

И неважно, что с ним стало, душа ведь молода.

  • 5. Книга «Татарская пустыня» построена на методе постоянной отсрочки. Все герои чувствуют, что скоро будет гигантская, пугающая, но долгожданная битва. Пустыня здесь не только реальность, но и символ бесчисленный, как песок, татарской орды, врагов. Дрого хочет быть полезным, тоже живет ожиданием войны, тратит всю жизнь на бессмысленное ожидание. Другие, его бывшие друзья и его товарищи, живут полной, имеют семьи, детей и внуков, а у него нет ничего, кроме солидарности сослужевцев. Человек стремится к постоянству, поэтому размеренная неторопливая жизнь в крепости понятна и близк. Джованни Дрого. Недаром говорят: «Привычка — вторая натура». Герой в одиночестве едет в крепость совсем молодым и старым один уезжает из крепости, а по дорго умирает в одиночествев гостинице. Бег по кругу, бессмысленный и жестокий. Умирает Дрого, а вместе с ним умирают его надежды, его мечты о славе и о счастье. В повести «Смерть Ивана Ильича» тоже видна место в повествовании. Начало — товарищи узнают о смерти героя, равнодушно и цинично обсуждают событие, даже Петр Иванович, товарищ Ивана Ильича по училищу и тот старается как можно скоро покинуть дом, где состоится панихида и думает лишь о том, как будет играть в карты. В конце — эпизод смерти Ивана Ильича, а между этими двумя сообщениями о смерти изображает Л. Н. Толстой жизнь героя и его предсмертные муки. Только смерть становится главной точкой в жизни Ивана Ильича, он изменился радуется этому. Спасение возможно, по убеждению Л. Н. Толстого только через покояние.
  • 6. Итак, форма которую использует Толстой — это рассказ с обрамлением. Он начинается с главного события — смерти Ивана Ильича, человека, в общем неплохого, и заканчивает картиной его смерти, но смерти физической, не духовной. Автор глубоко убежден в том, что ничего не исчезает. Не случайно сын так похож на него, и хотя отец не в восторге от своего наследника, именно мальчика он пожалел в тот миг, когда тот целует ему руку, и отец решает позаботиться о близких о близких в последние минуты перед смертью, чтобы не мучить несчастный больной человек, потому что чувствует, что не настолько безразличен им всем, как ему казалось раньше. И нет уже в его душе злобы, он смирился и готов умереть. Он даже рад ей, ведь она избавит его от ужасных страданий.

В «Татарской пустыне» действие нанизывается на нить времени. Здесь нет ярких запоминающихся событий, лишь 2 картины смерти Дрого. Автор подчеркивыет неумолимое приблежение смерти каждая минута проведенная героем в крепости, приближает ее. Отсрочки не будет, ее не избежать. Действие начинается в городе и должно бы закончится там же, очертя круг, но Дрого не успел он умирает по дороге, Город был недосягаем для него в молодости и в старости он не может врнуться домой, да и не очень наверное, хочет, ведь за долгие 30 лет отчий дом стал чужим, а настоящим домом стала крепость. Отсюда и желание умереть на свой кровати в своей компоте. Но и этого его лишает новый коммендант, заставляет уехать. Долгое ожидание Дрого занкочилось, он дождался, война начинается, но слишком поздно для него, нет сил сражается.

Персонажи подчинены безжизненной рутине, омертвевшим стереотипам среды, подвластные собственным эгоистическим побуждениям. Они либо томятся однообразием и бессмысленностью существование, либо с ним примиряются и чувствует себя удовлетворенными. «Фальшивое никогда не бывает прочным», — утверждает Пьер Абелер. Иван Ильич имел семью, детей, прожил жизнь не зря, будет кому прийти на могилку, а Дрого после себя ничего не оставил. Он подобен бесплодной пустыне, выжженой солнцем. Одиноко жил и в одиночестве умер.

Итак, в своей работе я составила представление обо всей внутренней сложности лишенности литературного героя с ее многочисленными потребностями, самовыражением и самореализацией. Это и самопознание, самоосуществление, и духовный труд по самосовершенствованию, желание познать истину, добро, красоту, пользу, познать смысл жизни, и встретиться с неведомым — со смертью.

Предметом пристального внимания писателей XIX—XX вв.еков стал человек, у которого пошатнулись нравственные ориентиры — это причина всех бед и несчастий литературного героя. Только в процессе переоценки духовных ценностей человек духовно возрождается для новой, лучшей жизни. Никогда не поздно начать этот тяжкий труд.

В произведениях Л. Н. Толстого, Д. Буццати, Ф. М. Достоевского мы встречаем образы времени биографического, исторического, календарного, космического, авторы говорят о соотнесении прошлого, настоящего и будущего, о движении и неподвижности.

Л.Н. Толстого и Ф. М. Достоевского первым художественно освоили «диалектику души». Они конкретно и полно воспроизвели процессы формирование мыслей, чувств, намерений человека, их переплетение и взаимодействие. Внутренний мир человека каждый автор изображает по-своему.

Портреты героев играют важную роль в структуре повествования, ярко отражают индивидуальное и типичное.

Картины природы помогают создать настроение, обладают глубокой содержательной значимостью. Природа способна сопереживать литературным героям.

Сюжет — это цель событий, т.к. жизнь персонажей все пространственно-временных измерениях, в сменяющих друг друга положениях и обстоятельствах.

Временная организация текста имеет особую роль играют начало и конец. Это своего рода рамка.

Метод постоянной отсрочки — основа построения произведения «Татарская пустыня» Д. Буццати. Персонажи подчинены безжизненной рутине, омертвевшим стереотипам среды, подвластны собственным эгоистическим побуждениям.

литература

автор персонаж.

  • 1. Л. Н. Толстой «Смерть Ивана Ильича», Ленинград, 1983 г., «Художественная литература».
  • 2. Ф. М. Достовеский «Братья Карамазовы», Москва, «Художественная литература», 1988.
  • 3. Д. Буццати «Татарская пустыня» (Интернет — источник).
  • 4. Краткая «Литературная Энциклопедия», т. 7, издательство «Советская энциклопедия», Москва 1972 г.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой