Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Женщина-друг. 
Исследование гендернего аспекта в романе М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Итак, в ярко индивидуализированных образах героинь автор воплотил разнообразные оттенки женского характера и психологии, показал различные социальные типы. Каждой из них присуще женское начало: Бэла умеет любить, но при этом ей не чужда женская гордость; Мери любит с детской наивностью, но затем психологически взрослеет; Вера, если любит, отдает всю себя любимому мужчине, забывая запреты… Читать ещё >

Женщина-друг. Исследование гендернего аспекта в романе М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени" (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Именно так можно назвать еще одну героиню романа — Веру. Это единственная женщина, которую спустя годы любит Печорин и не мыслит без нее остаться. Она «инстинктом красоты душевной» разгадала в Печорине то, что было недоступно другим. Это по-настоящему любящая женщина. Она нежная, ласковая, ревнивая, мягкая, понимающая.

Вера, полюбив, пыталась разобраться в характере Григория. Героине стало жаль его, и она решила пожертвовать собою, лишь бы только Печорин понял, что ее «глубокая нежность» не зависит ни от каких условий" и ей ничего не нужно, кроме его любви. Она стремилась сделать Григория счастливым, более открытым, возродить в нем доверие к людям.

Вера, несмотря на все испытания, страдания, до конца не изменяет своему чувству. Поэтому и Белинский защищал Веру от нападок моралистов. Ее поведение считалось позором в то время, но ее поведение, чувства выходили их этих рамок. Она готова жертвовать всем, чтоб соединить свою жизнь с тем человеком, которого любит. Но тот человек «с демонической натурой» не пожелал этого, дорожа более всего внутренней свободой [32, c.75].

Описание встречи Печорина с Верой после длительной разлуки, весь диалог между ними, где много намеков, недоговоренности, много таких слов, смысл которых понятен только им, построен на столкновении двух различных состояний близких друг другу людей.

На первый взгляд может показаться, что Печорину как будто доставляет удовольствие видеть, как страдает любимая женщина, ощущать безграничную власть над ее сердцем. Но психологическая картина здесь сложнее. Вера несчастлива, а разве счастлив Печорин? Она страдает, и он разве меньше страдает?

Внезапное появление Веры, одна мысль о ней, воскресили в нем прошлое до мельчайших подробностей. Страдания его усилились. В глазах Веры он «читает» ее душу; ловит малейшие ее движения. Он не холоден и не безразличен к ее участи. Ему больно оттого, что в своем озлоблении так далеко зашел и коснулся самых больших ран ее сердца: «Я взглянул на нее и испугался: ее лицо выражало глубокое отчаянье, на глазах сверкали слезы» [29,т. IV, с.77].

Вера, исполненная любовью, не хочет понять, что такие люди, как Печорин, не созданы для семейного счастья. Вера же продолжала любить Печорина, даже осознав тщетность своих стремлений. Почему? Ответ один: настоящая любовь не может исчезнуть. Героиня осталась верна своему чувству: «…моя любовь срослась с душой моей: она потемнела, но не угасла» [29, т. IV, с.127].

Вера объясняет, что до сих пор влечет ее к Печорину: «…в твоей природе есть что-то особенное, тебе одному свойственное, что-то гордое и таинственное? В твоем голосе, чтобы ты ни говорил, есть власть непобедимая…» [29, т. IV, с. 127]. Так героиня формулирует одно из важнейших качеств характера возлюбленного — волю, непреклонность которой видна не только в поступках, но и в голосе, во взгляде, во внешнем облике.

Героиня умна и наблюдательна, хотя несколько наивна, но благодаря ей мы понимаем, насколько точнее, глубже, острее нее воспринимает жизнь, нравы людей Печорин, и как тяжело ему с этим знанием. Получается, что болея душой за Веру, мы еще сильнее переживаем за Григория. В этом значение письма героини.

Послание Веры Печорину автор создает также с другой целью. Оно заканчивается, по словам Белинского, «изъявлением сомнительной уверенности», что Григорий «не любит Мери и не женится на ней». Здесь не только ревность. Героиня пытается предотвратить очередную ошибку своего возлюбленного. И, возможно, ее письмо способствовало тому, что Григорий действительно отказался от «счастья» с Мери.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что Вере присущи лишь женские качества: нежность, забота, способность жертвовать собой, любить по-настоящему, не жалея при этом себя. Для Печорина Вера олицетворяет собой идеал женщины. Она красива, умна, тактична. Печорин ценит в Вере то, что она понимает его, знает все его недостатки, но все-таки любит. Она друг, который при этом очень сильно любит его и все прощает. Однако этот образ, по мнению ряда критиков (от Белинского до Набокова), уступает другим женским персонажам в художественной убедительности [32, с. 76].

Итак, в ярко индивидуализированных образах героинь автор воплотил разнообразные оттенки женского характера и психологии, показал различные социальные типы. Каждой из них присуще женское начало: Бэла умеет любить, но при этом ей не чужда женская гордость; Мери любит с детской наивностью, но затем психологически взрослеет; Вера, если любит, отдает всю себя любимому мужчине, забывая запреты общества. И только «ундина» воплотила в себе мужские и женские черты. При всех различиях героини сходны в одном: каждая из них становится жертвой Печорина — жертвой его эгоистических страстей, прихотей и честолюбия; каждой Печорин приносит зло. Погибает Бэла, вынуждена бежать из родного дома подруга Янко, страдает Вера, унижена Мери. Но в то же время именно Печорин открывает для любящих его женщин возможность ощутить всю полноту эмоциональной жизни, именно благодаря встрече с ним героини узнают нечто важное о собственной душе.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой