Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Регулирование договорных отношений в сфере теплоснабжения

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В указанной статье определяются случаи, когда заключаются данные договоры, а также его стороны и соотношение с государственным регулированием цен (тарифов). Указание на данные договоры в ФЗ «О теплоснабжении» не означает, что участниками отрасли не могут заключаться какие-либо иные договоры, свобода договоров ни в коей мере данным законом не отменяется. Но представляется, что в законе… Читать ещё >

Регулирование договорных отношений в сфере теплоснабжения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Регулирование договорных отношений в сфере теплоснабжения

С.А. Сергеев

Необходимость дополнительного законодательного регулирования договорных отношений в сфере теплоснабжения назрела достаточно давно. Общие нормы гражданского законодательства, а также нормы параграфа 6 главы 30 Гражданского кодекса РФ «Энергоснабжение», изначально не вполне учитывали специфику отношений в сфере теплоснабжения, вследствие чего между энергоснабжающими организациями и потребителями возникали споры по большому количеству вопросов. Эта ситуация усугубилась с развитием реформы электроэнергетики, когда многие поставщики тепловой энергии — ТЭЦ — оказались в рыночной ситуации в сфере продажи электроэнергии, и для них невольно изменилась ситуация и со сбытом тепловой энергии. Эти и иные не менее существенные причины привели к тому, что законодатель выделил в рамках Федерального закона от 27.07.2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» отдельную главу, посвященную регулированию договорных отношений в сфере теплоснабжения. Естественно, что такая специфическая, в первую очередь в силу технологических особенностей, отрасль как теплоснабжение, не может быть в полной мере урегулирована только на уровне федеральных законов. Для этого потребуется принятие значительного количества подзаконных актов Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти. И после принятия ФЗ «О теплоснабжении» остается много «белых пятен» в регулировании. Тем не менее, принятие данного федерального закона уже обладает огромным регуляторным эффектом, т.к. дает отрасли понятный механизм развития, в том числе и договорных отношений.

В ст. 13 ФЗ «О теплоснабжении» указаны те основные договоры в сфере теплоснабжения, на которые распространяется действие закона, среди них следующие:

договор о подключении к системе теплоснабжения;

договор теплоснабжения;

договор оказания услуг по поддержанию резервной тепловой мощности;

договор поставки тепловой энергии (мощности) и (или)теплоносителя;

договор оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя.

В указанной статье определяются случаи, когда заключаются данные договоры, а также его стороны и соотношение с государственным регулированием цен (тарифов). Указание на данные договоры в ФЗ «О теплоснабжении» не означает, что участниками отрасли не могут заключаться какие-либо иные договоры, свобода договоров ни в коей мере данным законом не отменяется. Но представляется, что в законе урегулировано подавляющее большинство отношений в сфере теплоснабжения, которые могут требовать государственного вмешательства в целях защиты прав потребителей или, например, обеспечения надежности теплоснабжения.

В настоящее время, до принятия необходимых подзаконных актов, рано делать всеобъемлющие выводы о том, как будут выглядеть договорные отношения в сфере теплоснабжения. Тем не менее, уже сейчас можно выделить те нововведения, которые являются коренными, и которые не изменятся в ходе развития подзаконной базы.

В первую очередь, это касается договора теплоснабжения.

В законе введены ограничения на то, кто может выступать в качестве теплоснабжающей организации: это лица, обладающие имущественными правами на объекты теплоснабжения в системе теплоснабжения, в которой они реализуют тепловую энергию. При этом в целевой модели в системе теплоснабжения должна быть определена единая теплоснабжающая организация, которая будет закупать тепловую энергию, производимую источниками тепловой энергии, и реализовывать ее большинству потребителей в системе теплоснабжения по единым тарифам на основании публичных договоров теплоснабжения. Будут также существовать «прямые» договоры между источниками тепловой энергии и потребителями, но случаи заключения и условия таких договоров будут в дальнейшем определены Правительством РФ в правилах организации теплоснабжения.

Также в договоре теплоснабжения конкретизирован товар, который реализуется теплоснабжающей организацией — это тепловая энергия (мощность) и (или) теплоноситель. В зависимости от потребностей потребителя и возможностей теплоснабжающей организации в договоре могут фигурировать только тепловая энергия (мощность), только теплоноситель или все указанные товары. Естественно, на практике снова возникнет вопрос о том, как регулируется поставка горячей воды в многоквартирные дома, но это вопрос, в первую очередь, не договорных отношений, а тарифного регулирования и он обязательно должен быть решен при принятии основ ценообразования в сфере теплоснабжения с соответствующим внесением изменений в иные подзаконные акты, регулирующие данный вопрос в настоящее время.

Что касается договора поставки тепловой энергии, то он во многом будет схож по условиям с договором теплоснабжения. Его основное отличие в сторонах договора — это два профессиональных участника сферы теплоснабжения (либо единая теплоснабжающая организация и владелец источника тепловой энергии, либо теплосетевая организация). Соответственно, все иные особенности данного договора будут исходить из данного факта. Кроме того, в законе сделана попытка ввести понятный механизм распределения нагрузки между источниками в системе теплоснабжения — на основе схемы теплоснабжения. Соответственно, исходя из распределения нагрузки между источниками в схеме теплоснабжения будет определяться и объем поставки по договорам поставки между единой теплоснабжающей организацией и владельцами источников в системе теплоснабжения. законодательный поставка тепловой мощность Кардинальным новшеством ФЗ «О теплоснабжении» стало введение договора оказания услуг по поддержанию резервной тепловой мощности. Это обусловлено тем, что в настоящее время большое количество потребителей, в первую очередь, промышленных, пользуясь ценовой конъюнктурой, перешли на использование собственных источников тепловой энергии. Но при этом, они не осуществили отключение от централизованной системы теплоснабжения, сохраняя для себя возможность вернуться к потреблению тепловой энергии извне, например, при изменении цен на газ. Это заставляет теплоснабжающие организации поддерживать для таких потребителей мощность в системе, содержание которой, по сути, оплачивается всеми остальными потребителями. В законе нет жестких норм об обязательности заключения данного договора для потребителей, тем не менее, представляется, что Правительство РФ вправе в подзаконных актах установить право теплоснабжающих организаций осуществить их отключение от системы теплоснабжения в случае не заключения договора оказания услуг по поддержанию резервной тепловой мощности.

Что касается договора оказания услуг по передаче тепловой энергии, то данные договоры встречались на практике и до принятия закона. Новшеством стало четкое определение того, кто заключает данные договоры — это только теплоснабжающая организация. Таким образом, для потребителя предполагается реализация «единого окна», когда он заключает договор теплоснабжения, а теплоснабжающая организация обязана урегулировать отношения со всеми теплосетевыми организациями, которые владеют тепловыми сетями, по которым осуществляется поставка тепловой энергии данному потребителю.

Также, по сути, не новым для сферы теплоснабжения является и договор о подключении к системе теплоснабжения. Разница после принятия ФЗ «О теплоснабжении» заключается в том, что подключение к тепловым сетям выводится из-под регулирования ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса». Соответственно, меняется и система определения платы за подключение, определение технической возможности подключения, процедура заключения договора и т. д. Естественно, это также потребует изменения уже существующей соответствующей подзаконной базы.

Кроме вышеупомянутых «коммерческих» договоров в сфере теплоснабжения, законодатель ввел в ст. 18 ФЗ «О теплоснабжении» еще один вид «технологических» договорных отношений в сфере теплоснабжения — соглашение об управлении системой теплоснабжения, которое должно заключаться между всеми теплоснабжающими и теплосетевыми организациями в системе теплоснабжения.

Введение

подобных соглашений на законодательном уровне обусловлено, прежде всего, необходимостью упорядочить управление объектами в системе теплоснабжения, которые принадлежат различным собственникам вне зависимости от коммерческих отношений между ними.

Кроме того, в части 6 ст. 19 ФЗ «О теплоснабжении» неявно указывается на возможность оказания еще одной услуги в сфере теплоснабжения, а соответственно, и еще одного вида договора, — организации коммерческого учета. К сожалению, в рамках закона не прописаны основные условия данного договора и случаи его заключения, что могло бы стать хорошим подспорьем при реализации требований об установке приборов учета в соответствии с законодательством об энергосбережении и повышении энергетической эффективности. Остается надеяться, что данный вопрос будет более полно освещен в рамках правил коммерческого учета, которые подлежат принятию в соответствии с Федеральным законом № 190-ФЗ «О теплоснабжении» .

Таковы основные новшества законодательства в сфере организации договорных отношений в теплоснабжении. Остается лишь еще раз упомянуть, что это лишь первый, но самый главный этап в деле становления полноценного государственного регулирования данной отрасли гражданских правоотношений и пожелать скорейшего принятия необходимых подзаконных актов.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой