Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Характеристика методов исследования

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Образование предложений с омонимами. Испытуемым экспонировались 25 карточек. На каждой карточке было написано слово «ключ» в сочетании с другим словом. Испытуемому предлагалось при каждом предъявлении придумывать по одному предложению, которое обязательно включало бы написанные на карточке два слова. Оговаривалось, что предложения могут быть любыми по своим размерам и содержанию, главное… Читать ещё >

Характеристика методов исследования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Первый этап исследования (1968—1971 гг.). При изучении психологической природы ригидности были использованы как широко известные методы исследования этого явления в несколько модифицированном виде: «решение арифметических задач», «прохождение словесных лабиринтов», «унификация объектов (их изображений с переключением»), так и новые, оригинальные: «образование предложений с омонимами», «компликаторная методика». В качестве вспомогательных методов в исследовании применялись анкеты или вопросники по самооценке ригидности, заимствованные из зарубежных работ и адаптированные к нашим условиям (всего 4 анкеты, содержащие 57 вопросов).

Методы исследования ригидности как свойства личности

Решение арифметических задач (предложена Л. Лачинз в 1959 г.). Испытуемым предлагается решить 10 простых арифметических задач. В каждой задаче дается три пустых сосуда различной емкости. На сосудах нет никаких отметок или делений, известна только их емкость. С помощью сосудов необходимо отмерить или получить путем определенного манипулирования — реального или символического — ровно столько жидкости (например, воды), сколько требуется по условиям каждой задачи. В нашем случае манипулирование производилось в уме, задачи решались письменно. На решение одной задачи давалось не больше двух минут (см. прил. 1).

После решения задачи-образца (обозначенной как задача нулевая), о чем испытуемые предупреждались заранее, экспериментатор каждые две минуты дает новую задачу. Первые пять задач могут быть решены только более или менее сложным способом: В — 2С — А; шестая, седьмая, девятая и десятая — как тем же (В — 2С — А), так и более простым способом (например, седьмая задача: А + С). Наконец, восьмая задача решается только одним и притом простым способом: А — С.

Нерешение восьмой задачи служило показателем ригидности испытуемого, т. е. его неспособности отказаться от привычного, ставшего неадекватным способа решения задачи и найти новый.

Прохождение словесных лабиринтов[1]. Испытуемым предъявляется 10 словесных лабиринтов — 10 квадратов с 36 клеточками, заполненными буквами, из которых необходимо найти выход. Выход из лабиринта указывает только одно слово — в каждом лабиринте новое (например, докладывать, учительская, заканчивать, предложение, подвижность, управляющий, выступление, пролетариат, содружество, добровольцы). Все слова начинаются в нижней правой клеточке (вход в лабиринт) и оканчиваются в верхней левой клеточке (выход из лабиринта). Все десять лабиринтов даются как образец (см. прил. 2).

Чтобы успешно найти (прочитать) слово, указывающее путь к выходу из лабиринта, необходимо соблюдать следующие правила: продвигаться по лабиринту только от клеточки к клеточке (от буквы к букве) по вертикали и горизонтали в сторону выхода и только по прямому углу (нельзя идти наискосок); запрещается также «прыгать» через клетки. На прохождение каждого лабиринта дается не больше двух минут.

Отличаясь от предыдущего содержанием экспериментального материала, этот эксперимент аналогичен ему по принципу построения и критериям оценки результатов — успех или неуспех при прохождении 8-го лабиринта являлся индикатором ригидности испытуемого.

Образование предложений с омонимами[2]. Испытуемым экспонировались 25 карточек. На каждой карточке было написано слово «ключ» в сочетании с другим словом. Испытуемому предлагалось при каждом предъявлении придумывать по одному предложению, которое обязательно включало бы написанные на карточке два слова. Оговаривалось, что предложения могут быть любыми по своим размерам и содержанию, главное — быстрота реакции.

Все пары слов были упорядочены следующим образом (см. прил. 3). Задачей первых десяти пар слов (серия А) является актуализация и фиксирование у испытуемых установки на порождение предложений со словом «ключ» в значении «отмычка». Последующие пять пар (серия В — контрольная) определяет «чувствительность» испытуемых к фиксации установки. Серия С (критическая) — показатель степени ригидности испытуемых (переходит или не переходит испытуемый на порождение предложений со словом «ключ» в значении «родник», и как скоро он это делает).

Анкеты (вопросники) по самооценке ригидности. Вопросник Р. Нигневицкого (по: Бренгельман, 1960, с. 183).

  • [1] Такая методика была впервые, видимо, применена Э. Кауэном (1951).
  • [2] Методика предложена А. Харашем (1970).
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой