Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Предисловие. 
Служебное право

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Тем не менее, как представляется, можно констатировать, что в настоящее время в стране уже сформирована достаточно серьезная нормативная база служебного права. Массив служебного законодательства по своему объему вполне сопоставим с тем же трудовым и включает в себя только на федеральном уровне десятки законодательных актов и сотни подзаконных. При этом в рамках указанных документов действительно… Читать ещё >

Предисловие. Служебное право (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

С середины 90-х гг. XX в. с большей или меньшей интенсивностью в российской административно-правовой науке ставится вопрос о выделении (обособлении) на базе административного права (а также некоторых других отраслей) группы норм и институтов, образующих так называемое служебное право. Как понятно уже из самого его названия, оно должно включать в себя нормы, регулирующие служебную деятельность в Российской Федерации.

Впервые в отечественной правовой науке мысль о необходимости разработки для служащих особого чиновного (служебного) права была высказана Ю. Н. Стариловым1. Подробную разработку эта идея автора получила в его докторской диссертации[1][2] и в учебнике «Служебное право» (1996 г.)[3].

Служебное право было определено исследователем как «система правовых норм, регулирующая общественные отношения в сфере внутренней организации государственной (муниципальной) службы, установления правового статуса государственных (муниципальных) служащих, практического функционирования государственной (муниципальной) службы в целях обеспечения деятельности как самих государственных (муниципальных) служащих, выполняющих задачи и функции публичной власти, так и всей государственной (муниципальной) администрации»[4].

Идея о формировании служебного права была поддержана и рядом других ученых[5]. Однако, что самое главное, она была воспринята и представителями государства, ответственными за реформу государственной службы, получив определенное закрепление в качестве базового направления развития законодательства в Концепции реформирования системы государственной службы Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 15 августа 2001 г.

Важнейшими документами, созданными в рамках реализации концепции и позволившими перевести разговор о служебном праве из теоретической плоскости в практическую, стали федеральные законы «О системе государственной службы Российской Федерации»1 и «О государственной гражданской службе Российской Федерации»[6][7], принятые в 2003—2004 гг.

Основание для такого утверждения нам, как представляется, позволяют сделать положения прежде всего последнего законодательного акта, концептуальной идеей которого стала частичная (однако достаточно объемная) замена трудоправового регулирования деятельности государственных гражданских служащих на административно-правовое (или служебно-правовое).

Казалось бы, дальнейшее развитие специального служебного законодательства — вопрос решенный, тем более что в силу прямого указания Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» должны были появиться отдельные федеральные законы о государственной правоохранительной службе Российской Федерации и о государственной военной службе Российской Федерации. Однако этого не произошло.

Напротив, последующие действия федерального законодателя однозначно свидетельствовали об отказе (по крайней мере, частичном) не только от идей служебного права, но и в целом от положений концепции 2001 г.

Ярким примером этого является и принятый в 2007 г. Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации»[8], который, формально входя в систему мероприятий реформирования государственной службы, должен был, по первоначальной идее, основываться на тех же подходах, что и закон о службе гражданской (и это выглядело вполне естественно с учетом очевидной близости этих видов служебной деятельности). Фактически же закон о муниципальной службе продемонстрировал полный отход законодателя от идей служебно-правового регулирования, о чем недвусмысленно было сказано еще в пояснительной записке к проекту закона[9].

Отход от идей, заложенных в Концепции реформирования системы государственной службы Российской Федерации и Федеральном законе.

«О системе государственной службы Российской Федерации», продолжился и в последующие годы.

Так, Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» в своей первоначальной редакции предусматривал разделение российской государственной службы на три вида:

  • — государственная гражданская служба;
  • — государственная правоохранительная служба;
  • — государственная военная служба.

Если закон, регулирующий служебные отношения на государственной гражданской службе Российской Федерации был принят достаточно быстро, спустя год после принятия Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации», то принятие закона «О государственной правоохранительной службе Российской Федерации» многократно переносилось.

В итоге Федеральным законом от 13.07.2015 № 262-ФЗ1 термин «правоохранительная служба» из Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации», да и в целом из отечественного законодательства был убран.

Полностью была исключена из закона о системе государственной службы Российской Федерации ст. 7 (которая ранее именовалась «Правоохранительная служба»), а в ст. 2 «Система государственной службы» теперь говорится, что система государственной службы включает в себя государственную гражданскую службу, военную службу, а также государственную службу иных видов (то есть видов государственной службы теперь не три, а неопределенно много).

Однако при этом приходится констатировать, что реального обособления различных видов государственной службы, связанной с осуществлением правоохранительной деятельности, не произошло. Так, в 2011 г. был принят очень важный и подготовленный на хорошем уровне Федеральный закон «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»[10][11], авторы которого применили в нем все наиболее удачные новеллы, использованные в 2004 г. в Федеральном законе «О государственной гражданской службе Российской Федерации», и в то же время сумели избежать ряда ошибок и неудачных решений законодательства о государственной гражданской службе.

Спустя пять лет после официального отказа от формирования единой законодательной базы государственной правоохранительной службы на свет появляется абсолютно новый Федеральный закон.

«О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»1.

Однако простое сравнение текста данного акта (состоящего из 99 статей) с текстом упомянутого Федерального закона «О службе в органах внутренних дел и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» 2011 г. (102 статьи в действующей редакции) наглядно показывает, что более чем на 60% они совпадают слово в слово!

Если же говорить о смысловом совпадении, то оно превышает 80%. Практически одинаковыми являются права, обязанности, требования к служебному поведению, ограничения и запреты сотрудников федеральной противопожарной службы и службы в органах внутренних дел. Минимально отличаются правила поступления на указанные виды службы (в основном в плане квалификационных требований). По большей части совпадают нормы о служебном времени и времени отдыха, о присвоении специальных званий и прохождении аттестации, обеспечении служебной дисциплины и т. д. — вплоть до вопросов погребения и отдания почестей сотрудникам. Различия между данными документами, безусловно, есть, однако носят они преимущественно частный характер.

На наш взгляд, неизбежно должен возникнуть вопрос: была ли реальная необходимость разработки и принятия двух законодательных актов, достаточно больших по объему и отличающихся лишь деталями? А ведь это документы, принятые в рамках реформирования государственной службы.

Дальше — больше: в 2018 г. появляется еще один «клон» закона о службе в органах внутренних дел — Федеральный закон «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации „Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы“»[12][13].

Все это, на наш взгляд, свидетельствует об отсутствии у законотворцев как четкого понимания специфики (либо отсутствия таковой) службы в различных государственных органах, так и внятной концепции дальнейшего развития служебного законодательства.

Тем не менее, как представляется, можно констатировать, что в настоящее время в стране уже сформирована достаточно серьезная нормативная база служебного права. Массив служебного законодательства по своему объему вполне сопоставим с тем же трудовым и включает в себя только на федеральном уровне десятки законодательных актов и сотни подзаконных. При этом в рамках указанных документов действительно сформирована автономная система регулирования служебных отношений, существенно отличающаяся от трудоправовой.

Все это свидетельствует о необходимости изучения современного состояния служебного законодательства и служебного права Российской Федерации не только в рамках правовой науки, но и в процессе обучения студентов высших учебных заведений. На это и направлен предлагаемый учебник.

В нем в систематизированном виде выделены наиболее важные институты служебного права, характеризующие его специфику по сравнению с правом трудовым. Помимо этого преподавателям и студентам предлагается объемный практикум, включающий в себя практические и тестовые задания, задания на работу с документами (в том числе с материалами судебной практики), деловые игры и другие материалы, которые могут быть полезны в процессе изучения дисциплины служебного права.

Цели освоения дисциплины:

  • • дать студентам комплекс современных юридических знаний о правовом регулировании государственной службы;
  • • сформировать у студентов знания правовых норм, регулирующих служебные отношения;
  • • раскрыть роль и место государственной службы в развитии государства и общества.

Задачи дисциплины:

  • • формирование у студентов знания теоретических основ правового регулирования служебных отношений;
  • • изучение и усвоение студентами теоретических положений, нормативных правовых актов, регламентирующих служебные правоотношения;
  • • изучение понятия, предмета, методов и системы служебного права;
  • • исследование правовых основ организации государственной службы;
  • • рассмотрение системы государственной службы;
  • • анализ отдельных правовых институтов государственной службы;
  • • формирование у студентов навыков по подготовке предложений по совершенствованию правовой деятельности органов государственной власти.

В результате изучения дисциплины обучаемые должны:

знать

  • • нормативные правовые акты, регламентирующие служебные отношения в Российской Федерации;
  • • правовой статус участников служебных правоотношений отношений;
  • • основные этапы прохождения государственной и муниципальной службы;

уметь

  • • самостоятельно работать с нормативными правовыми актами, регулирующими служебные отношения, осуществлять их правовую экспертизу;
  • • правильно толковать нормы, регулирующие служебные отношения, и применять их к конкретным практическим ситуациям;
  • • разрабатывать документы, связанные с прохождением государственной и муниципальной службы;
  • • давать квалифицированные юридические заключения и консультации по вопросам правового регулирования государственной и муниципальной службы;

владеть

  • • терминологией, связанной с изучением дисциплины;
  • • навыками самостоятельно применять полученные знания о правовом регулировании служебных отношений на практике;
  • • методикой подготовки документов в сфере правового регулирования государственной и муниципальной службы.

Изучение дисциплины «Служебное право» позволяет овладеть следующими компетенциями:

  • — способность соблюдать законодательство Российской Федерации, в том числе Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы и федеральные законы, а также общепризнанные принципы, нормы международного права и международные договоры Российской Федерации (ОПК-1);
  • — способность работать на благо общества и государства (ОПК-2);
  • — способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОПК-3);
  • — способность участвовать в разработке нормативных правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПК-1);
  • — способность обеспечивать соблюдение законодательства Российской Федерации субъектами права (ПК-3);
  • — способность принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законодательством Российской Федерации (ПК-4);
  • — способность применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5);
  • — владение навыками подготовки юридических документов (ПК-7);
  • — готовность к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-8);
  • — способность уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9);
  • — способность осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-11);
  • — способность выявлять, давать оценку коррупционному поведению и содействовать его пресечению (ПК-12);
  • — способность правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации (ПК-13);
  • — готовность принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (ПК-14);
  • — способность толковать нормативные правовые акты (ПК-15);
  • — способность давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16).
  • [1] Старилов Ю. Н. Государственная служба в Российской Федерации: направленияреформирования и концепция программы учебного курса // Государство и право. 1995.№ 1. С. 47.
  • [2] Старилов Ю. Н. Государственная служба в Российской Федерации: теоретико-правовое исследование. Воронеж, 1996.
  • [3] Старилов Ю. Н. Служебное право. М., 1996.
  • [4] Старилов Ю. Н. Государственная служба в Российской Федерации: теоретико-правовое исследование. Воронеж, 1996. С. 367.
  • [5] См. например: Габричидзе Б. Н., Чернявский А. Г. Служебное право. М., 2003; Служебное право (Государственная гражданская служба) / рук. авт. колл. В. Г. Игнатов. М.;Р/Д., 2007; Барциц И. Н., Бошно С. В. Источники служебного права. М.: РАГС, 2007;Дякина И. А. Служебное право как комплексная отрасль права. Р/Д, 2007.
  • [6] О системе государственной службы Российской Федерации: Федеральный законот 27.05.2003 № 58-ФЗ.
  • [7] О государственной гражданской службе Российской Федерации: Федеральныйзакон от 27.07.2004 № 79-ФЗ.
  • [8] О муниципальной службе в Российской Федерации: Федеральный законот 02.03.2007 № 25-ФЗ.
  • [9] Пояснительная записка к проекту федерального закона № 1 061 296−6 «О внесенииизменений в Федеральный закон «О государственной гражданской службе РоссийскойФедерации» и Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации». URL: http://base.garant.rU/57 260 630/#ixzz5ZGPxGxHK.
  • [10] О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения видов государственной службы и признании утратившей силучасти 19 статьи 323 Федерального закона «О таможенном регулировании в РоссийскойФедерации: Федеральный закон от 13.07.2015 № 262-ФЗ.
  • [11] О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный законот 30.11.2011 № 342-ФЗ.
  • [12] О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты РоссийскойФедерации: Федеральный закон от 23.05.2016 № 141-ФЗ.
  • [13] О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»: Федеральный закон от 19.07.2018№ 197-ФЗ.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой