Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Теоретические аспекты изучения общественного сознания

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Таким образом, получается, что практически любой социум, независимо от своих размеров, устойчивости и степени интегрированности обладает тем или иным сознанием. Историческая реальность, отражаясь в умах людей, порождает общественные настроения, идеологии, социальные психологии, национальные характеры и др. Те, в свою очередь, оказывают действенное влияние на реальность. Следовательно, его… Читать ещё >

Теоретические аспекты изучения общественного сознания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Понятие и сущность общественного сознания

Категория сознания употребляется в двух смыслах: широком и узком. В широком смысле слова сознание есть высшая форма отражения, связанная с социальным бытием человека и являющаяся довольно сложным многоуровневым образованием. В узком смысле слова сознание является ядром психической деятельности человека и связывается с абстрактно-логическим мышлением.

Как известно, сознание зарождается в глубинах психики конкретного человека. Здесь происходит оформление системы понятий, определенных форм мышления, свойственных сознанию как таковому. Но деятельность сознания порождает и феномены сознания — мир ощущений человека, его восприятий, эмоций, идей и т. д., которые в свою очередь формируются под воздействием многих факторов. В процессе деятельности люди обмениваются мнениями, суждениями, опытом. В результате этого вырабатываются общие для определенных социальных групп взгляды, понимание, оценки явлений, а также общие интересы и цели. Они влияют и на сознание отдельных людей. Исходя из этого, получается, что индивидуальное сознание существует только во взаимосвязи с сознанием общественным. Так, еще Дюркгейм на рубеже XIX — XX веков отмечал эту взаимосвязь: «В нас есть два сознания: одно содержит только состояния, свойственные лично каждому из нас и характеризуют нас, между тем как состояния, обнимаемые вторым, общи всей группе. Первое представляет и устанавливает только нашу индивидуальную личность, второе представляет коллективный тип, и, следовательно, общество. … Но эти два сознания, хотя и различны, связаны друг с другом, так как в итоге составляют только одно…».

Под общественным сознанием следует понимать совокупность существующих в обществе идей, теорий, взглядов, чувств, настроений, привычек, традиций, отражающих общественное бытие людей, условия их жизни.

Существуют три вида сознания, выделяемые по его субъекту, или носителю. К ним относятся индивидуальное, групповое и массовое сознания. Носителями этих видов являются, соответственно, индивид, некая социальная группа и неорганизованная группа людей, объединенная какой-либо идеей, целью.

Характеризуя структуру общественного сознания по степени и способам осознания действительного мира, можно выделить уровни (обыденно-практический и научно-теоретический) и формы, различающиеся методами и средствами отражения действительности и воздействия на реальную жизнь людей.

Обыденно-практическое сознание менее структурировано, более поверхностно, чем научно-теоретическое. Общественное сознание на обыденно-практическом уровне проявляет себя как социальная психология, на научно-теоретическом уровне — как идеология.

К обыденному сознанию относится сознание масс людей, формирующееся в непосредственном взаимодействии с окружающим миром в труде и быту. Оно включает в себя: накопленный веками опыт трудовой деятельности, эмпирические знания, навыки, представления об окружающем мире, стихийное мировоззрение, сложившееся из фактов; житейские нормы нравственности, обычаи, стихийно сложившиеся представления о своем положении, своих потребностях; народное художественное творчество. Обыденное сознание не обладает глубиной рационального осмысления, четкой осознанностью, научной обоснованностью и в этом аспекте уступает сознанию теоретического уровня. Оно ближе, чем теоретическое, к непосредственной реальной жизни, поэтому полнее, детальнее отражает особенности ситуаций текущей социальной действительности.

Обыденное сознание очень близко к индивидуальному. Тем не менее, это массовое, коллективное сознание и формируется оно в сознании определенных групп. Определение массового сознания представляется довольно сложным. Это связано с тем, что в действительности массовое сознание является очень сложным духовно-социальным феноменом. Оно представляет собой совокупность психических, гносеологических и социальных по природе духовных образований, включающих элементы всех уровней и форм общественного сознания. Оно выражает реальное состояние сознания больших масс людей, со всеми его противоречиями, особенностями и различием наполняющих его компонентов.

Категория «массовое сознание» может рассматриваться в тесной связи с категорией «общественное мнение». Общественное мнение — это суждения людей по поводу фактов действительности, оценка состояния жизни в области экономики, политики, морали, науки, религии и т. д. В этих суждениях переплетается обыденный, эмпирический подход к событиям общественной жизни с теоретическим, научным.

На уровне обыденного сознания развивается социальная психология, являющаяся одной из составных частей обыденного сознания. Она охватывает собою область социальных чувств, настроений, представлений, эмоций, традиций, обычаев, предрассудков, взглядов, формирующихся у различных социальных групп людей в условиях их повседневной жизнедеятельности: в труде, в общении между собой. Общественная психология представляет собой первую, непосредственную ступень отражения общественного бытия.

Теоретическое сознание представляет собой отражение существенных связей и закономерностей действительности. Оно стремится проникнуть в ее внутреннюю сторону, поэтому находит свое выражение в науке. Теоретический уровень общественного сознания трансформируется в идеологию. Идеологические воззрения обусловлены экономическими отношениями и выражают интересы, цели, стремления, идеалы определенных классов и других социальных слоев и групп. В идеологии идеи и взгляды систематизируются, разрабатываются теоретически, приобретают характер идеологических систем и концепций.

Многообразие видов общественно-практической деятельности людей порождает различные способы духовного освоения действительности. В силу этого можно выделить следующие формы общественного сознания:

  • — политическое,
  • — правовое,
  • — нравственное,
  • — эстетическое,
  • — религиозное или атеистическое,
  • — философское или научное.

Процесс дифференциации общественного сознания, возникновение новых структурных элементов продолжается и он обусловлен объективным процессом дифференциации общественных отношений, потребностями развития общества.

Критериями разграничения форм общественного сознания выступают :

  • — предмет отражения, особая сторона или аспект общественного бытия;
  • — способы, приемы и методы отражения общественного бытия;
  • — особенности возникновения и развития каждой из существующих форм;
  • — социальные функции каждой из форм общественного сознания.

Все формы общественного сознания тесно связаны между собой и оказывают друг на друга активное воздействие. В различные социальные эпохи их роль в жизни общества меняется.

Таким образом, получается, что практически любой социум, независимо от своих размеров, устойчивости и степени интегрированности обладает тем или иным сознанием. Историческая реальность, отражаясь в умах людей, порождает общественные настроения, идеологии, социальные психологии, национальные характеры и др. Те, в свою очередь, оказывают действенное влияние на реальность. Следовательно, его сущность выражается в том, что общественное сознание служит основой культурной деятельности и оказывает влияние на индивидуальную психологию каждого человека, входящего в социум.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой