Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Художественное начало и действенность фельетона

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Сейчас снова наметился более широкий интерес к фельетонному жанру. Тем существеннее было бы подытожить уже сделанное и продолжить поиски места фельетона в ряду художественных и публицистических жанров. Это мы и попытаемся сделать. Так же, как и очерк, но с ещё большей экспрессивностью, фельетон выводят за пределы искусства главным образом потому, что он имеет практическую, «оперативную» задачу… Читать ещё >

Художественное начало и действенность фельетона (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Фельетон как художественно-публицистический жанр

Фельетонный жанр при всех его публицистических приметах и явной публицистике его природы нельзя рассматривать и вне тех законов, которые лежат в основе произведений художественной литературы.

Так же, как и очерк, но с ещё большей экспрессивностью, фельетон выводят за пределы искусства главным образом потому, что он имеет практическую, «оперативную» задачу в жизни и опирается на её конкретные факты.

Между тем, этот мотив несостоятелен.

Да, исходным началом в фельетоне, так же как и в очерке, выступает фактический материал, но он подвергается не только публицистической, но и художественной обработке. Художественность, или образность, фельетона является непременным условием его действенности. Но в чьё же тогда ведение поступает фельетонный жанр? В ведение художественной литературы или публицистики?

Долгое время бытовало ошибочное мнение, что произведение якобы не может быть художественным, если оно имеет «оперативные» жизненные задачи и воздействует на действительность более непосредственно, нежели это «положено» беллетристическим жанрам. Примером тому может служить статья С. Морозова под названием «Фельетон — не художественный жанр». Автор писал: «фельетон, перешедший границу художественности, перестаёт быть фельетоном. Творческая задача фельетониста — при помощи комбинации взятых у художников готовых сочетаний завлечь читателя и умелым переключением малой темы в большую, общественного порядка, — получить чисто газетный эффект. Быстро и сильно повлиять на массового читателя.».

Сейчас снова наметился более широкий интерес к фельетонному жанру. Тем существеннее было бы подытожить уже сделанное и продолжить поиски места фельетона в ряду художественных и публицистических жанров. Это мы и попытаемся сделать.

Законы, которыми управляется и которым подчиняется фельетон, можно понять, лишь рассматривая его, как особый литературный жанр, как произведение, имеющее свою структуру, свой строй. И совершенствовать его как жанр можно только имея всё это в виду. Но сразу же нужно оговориться, что исчерпать представление о природе фельетонного жанра, опираясь только на законы художественного произведения, тоже невозможно.

Так что же это за жанр? Где его место?

Нужно со всей ясностью сказать: фельетон не укладывается в ряд жанров художественных без определения особенностей его художественности. Он также не укладывается безоговорочно в число жанров чисто публицистических. Так же как и очерк, это жанр «двойной подсудности» — законам художественной литературы и законам публицистики. И не игнорировать это обстоятельство, а понять и объяснить силу его обязан исследователь. В частности, подумать, не отсюда ли то значительное место фельетона в истории литературного процесса, вследствие которого он на передовой линии не только как жанр оперативного вмешательства в жизнь, но и как жанр оперативного вмешательства в рождающуюся новую литературную форму.

Пора перестать числить фельетон по разряду жанров низких, назначение которых — бороться только с отдельными обособленными отрицательными явлениями. Фельетон не является жанром «описания недостатков». Он должен отвечать высоким требованиям и искусства художественной литературы, и искусства публицистики.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой