Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Средства выражения юмора и сарказма

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Стиль. Это словесное его воплощение. Определяется он как объектом изображения, так и идейно — эмоциональным отношением к изображаемому субъекта творчества, писателя. Немалую роль в стилеобразовании играет также своеобразие замысла, художественной задачи, поставленной перед собой автором. В основе же стиля лежит та или иная интонация живой речи. Это создается разными способами: оригинальной… Читать ещё >

Средства выражения юмора и сарказма (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В предыдущей главе мы говорили о роли юмора и сарказма. Они являются самым ярким проявлением авторской точки зрения, а какими же средствами они выражаются в журналистике? Средствами выражения юмора и сарказма являются типизация, стиль, сатира, ирония, гротеск, гипербола, литота, оксюморон, карикатура. Рассмотрим каждое средство выражения подробнее.

Типизация. Творческая работа журналиста складывается из наблюдений, отбора фактов действительности, их обобщения, т. е. типизации, и словесного воплощения отобранного, найденного, типизированного. Т. е. типизация — это способ изображения жизни, способ обогащения и индивидуализации образа.

Стиль. Это словесное его воплощение. Определяется он как объектом изображения, так и идейно — эмоциональным отношением к изображаемому субъекта творчества, писателя. Немалую роль в стилеобразовании играет также своеобразие замысла, художественной задачи, поставленной перед собой автором. В основе же стиля лежит та или иная интонация живой речи. Это создается разными способами: оригинальной композицией повествования, особенностями сюжета, а также своеобразным использованием языковых средств и, прежде всего, лексико-фразеологического состава языка, синтаксических особенностей построения текста. Это также игра словами, синонимами, неожиданные словопроизводства, употребление метафорических выражений в прямом значении, гиперболические сравнения, нарушение серьезного тона рассуждения. Например, слова, в которых изменена только одна буква — «Памятник Первоопечатнику» или видоизмененное общеизвестное выражение высокого стиля — «Ни пером описать, ни гонораром оплатить», или видоизмененные фразеологизмы, поговорки — «Шляпами закидаем», «Надо иметь терпениум мобиле» и т. д.

Также комическое в публикациях выражается при помощи форм юмора и сарказма: сатира, ирония, остроумие.

Так в юморе интонация спокойная. Автор не мечет в адрес изображаемого острот, у него присутствует эпическое повествование, но при этом повернутое такой стороной, что читатель сам выявляет комизм. Достигается это за счет определенного подбора эпитетов, метафор, сравнений. По другому действует ирония.

Ирония. Изложение восторженное по форме, но издевательское по существу, это неумеренное восхваление того, что на самом деле заслуживает порицания и порицается. Ирония позволяет намекнуть на реальные желания, возможности и действия пародируемого лица.

Ироническая интонация выражается в строении фраз, в определенном «нагнетании» похвал, в противоречии между восхваляемым и реальным.

Сатира. Социальная функция сатиры заключается в действенной борьбе с комически изображаемым объектом. В этом отличие С. от юмора и иронии. От всех форм комического сатира отличается своей активностью, волевой направленностью и целеустремленностью. Смех всегда содержит отрицание.

Она проявляется в уничтожающем осмеянии предмета изображения, раскрытии его внутренней несостоятельности, несоответствия своей природе или предназначению. Выражается также через говорящие фамилии, отождествление с животными, как это было в баснях.

Сатира сближается с сарказмом. Но сарказм — это крайняя степень высмеивания, содержащее горечь, злобу, яд. Это необычайно сильная эмоция, несущая гнев. Когда явление, действительно, «вредное», и автор хочет передать ярко негативное отношение, он прибегает к сарказму Николаев Д. Смех — оружие сатиры. М.: Искусство, 1962 — 224с.

Гипербола. Используется обычно для преувеличения каких-то незначительных, но характерных для пародируемой личности черт.

Литота. Применяется для преуменьшения значимости последствий, скажем, каких-то высмеиваемых мнимых великих деяний www.evartist.ru // Тертычный А. А. Жанры периодической печати. М., 1999.

1. Одним из распространенных способов создания «комического» в диалогах является использование оксюморонов, слов с прямым противоположным значением.

Фарс. Комическая ситуация достигается за счет привнесения внешнего эффекта — потасовки, перебранки и пр.; часто много осложнений вносит в действие использование нескольких диалектов, профессиональной лексики, индивидуализация речи персонажей.

Гротеск. Пригоден в тех случаях, когда необходимо высветить некие отрицательные черты пародируемого явления. Гротеск — разновидность комического; средство художественного изображения, сочетающее (часто в фантастических формах) подчеркнутое, максимально возможное преувеличение и заостренное, нарушающее границы правдоподобия изображение людей, предметов или явлений в фантастически преувеличенном, уродливо-комическом виде. Гротеск основан на смешении реального и фантастического, ужасного и смешного, трагического и комического, безобразного и возвышенного. Гротеск близок к фарсу. Отличается от прочих разновидностей комического (юмора, иронии, сатиры и т. п.) тем, что смешное в нем не отделяется от страшного, трагического. Используется в целях создания сатирического образа.

Карикатура. Карикатура может быть как средством выражения комического, так и жанром. Говоря о средстве, мы подразумеваем изобразительную карикатуру, которая служит иллюстрацией к публикации, тем самым высмеивая явление, ситуацию или личность.

Мы видим, что у юмора и сарказма множество средств выражения. Естественно стиль автора не сводится к какойо одной из этих форм осмеяния. Он богат различными оттенками и интонациями. Однако использование того или иного средства зависит от жанровой модели и характера ситуации. В публикации автор выражает свое отношение к предмету, а с помощью средств юмора и сарказма мы можем понять, насколько отрицательно автор относится к данному явлению и отрицательно ли вообще.

Выводы к первой главе

Таким образом, мы выясняли, что авторская позиция в журналистике — это отношение автора к окружающей действительности, его отношение к ситуации, людям. В новостной журналистике авторская позиция более сдержанна, чем очерковой журналистике, в интерактивной, просветительской и смеховой.

Прежде всего, авторская позиция в журналистике проявляется в подборе фактов и их мотивировке в сюжетно-композиционной организации произведения; в отборе жизненного материала и в осмыслении этого материала под авторским углом зрения, в образах, которые использовал автор, в стилистическом оформлении произведения и в его названии.

Наиболее ярко и со значительной долей оценки автора журналистская позиция передается через юмор и сарказм, а также средства их проявления. Сатирические нотки мы можем увидеть практически в каждой журналисткой публикации. С помощью юмора и сарказма автор отражает различные стороны общественной жизни в современном мире, высмеивает явление, показывает абсурднгость ситуации.

При этом если намерение автора показать серьезное через смешное, подметить абсурдность явления, он прибегает к юмору. Если автор выражает свою яркую негативную оценку явления, даже враждебность, он прибегает к сарказму.

Юмор и сарказм выступают в разоблачительной и нравоучительной ролях.

Средствами выражения юмора и сарказма являются типизация, стиль, сатира, ирония, гротеск, гипербола, литота, оксюморон, карикатура. С помощью средств юмора и сарказма мы можем понять, насколько отрицательно автор относится к данному явлению и отрицательно ли вообще.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой